Автор: Александрова Екатерина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4" Населённый пункт: г. Великий Новгород Наименование материала: конспект урока Тема: "Термометр" Раздел: начальное образование
Конспект урока окружающего мира во 2 классе
Тема: Термометр
Цель:
формировать
умение
пользоваться
термометром
(определять,
записывать
и
читать
его
показания)
Задачи: - сформировать представление детей о термометре
- получить представление о разных видах термометров и их значении для жизни человека;
- познакомиться с историей создания термометров, шкалами измерения температуры;
- развивать навыки исследовательской работы, критическое мышление, творческие
способности, речь учащихся;
- воспитывать сосредоточенность и внимательность во время выполнения практической
работы, любознательность, интерес к предмету.
Оборудование:
модели
термометров
для
каждого
ученика;
термометры:
комнатный,
уличный,
медицинский,
водный;
стаканы
с
теплой
и
холодной
водой;
схема
«Устройство
термометра»,
раздаточные карточки.
Литература: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для II класса.
Оформление доски
Число
Тема урока
Схема строения задания
термометра
Ход урока
Этапы
Содержание
Методически
е пометы
Организационный
момент
Актуализация
знаний.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
Прозвенел звонок, начался урок.
Нам нужны терпение и внимание
Чтобы получить новые знания.
-Какое сейчас время года? (осень). Назовите число и месяц.
-Какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать
осенью?
(Птицы
улетают,
листва
на
деревьях
желтеет
и
опадает,
становится холоднее, чаще идет дождь и т.д. )
- Какова основная причина изменений? (Похолодание).
-Что
мы
чувствуем,
когда
температура
воздуха
резко
Концентраци
я внимания
Фронтальная
беседа
1
Мотивирование к
учебной
деятельности и
целеполагание
Актуализация и
фиксирование
индивид.
затруднения в
пробном уч.
действий
Выявление места
и причины
затруднения
понижается?
(становится очень холодно, мы теплее одеваемся…).
- А если похолодание небольшое, мы его сможем ощутить?
Тогда как быть?
-Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.
(Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми).
Катя: Женя, почему ты все время так тепло одеваешься?
Женя: Я совсем замерзла!
Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!
Женя: А мне кажется – холодно.
-Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?
(У детей возникают тоже разные мнения)
-Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой
возникает вопрос? (как и с помощью чего определить, тепло
в комнате или нет).
- Сегодня на уроке мы и узнаем, с помощью какого прибора и
как определять температуру.
-Скажите, а нужно ли нам вообще определять температуру,
ведь можно выйти на улицу, проверить, холодно там или
тепло, затем одеться, так же поступить и с водой, потрогать
ее рукой и затем решить, теплая она или холодная? ( нужно,
если,
например,
человек
заболел,
то
нужно
измерить
его
температуру, чтобы его лечить, также чтобы не выходить на
улицу, можно посмотреть температуру и сразу одеться по
погоде).
- Как вы думаете, может ли научиться измерять температура
любой человек, в том числе и вы?
- Может кто-нибудь из вас знает, как называется прибор для
измерения температуры? (термометр)
- Где вы их встречали?
- Из каких частей он состоит?
- Где еще есть шкала? (на линейке, весах).
- Как ими пользоваться и правильно определять длину или
вес? ( одно деление – это 1 мм).
- Как вы думаете, достаточно ли нам этих знаний, чтобы
измерить температуру воды? (да)
Ученикам
предлагается
стакан
с
холодной
водой.
Им
необходимо
измерить
и
записать
температуру
воды.
Для
измерения
температуры
воды
детям
предлагает ся
медицинский термометр. В ходе проведения эксперимента у
детей возникнут затруднения, так как данным термометром
нельзя измерить температуру воды.
- Расскажите, как вы измеряли температуру воды?
- Удалось ли вам это сделать?
- Где возникли затруднения?
- Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить это
задание? (у нас не хватило знаний и умений)
Инсценирова
ние
миниатюры
Фронтальная
беседа
Практическая
р а б о т а
в
парах
Фронтальная
беседа
2
Построение
проекта выхода из
затруднения
Реализация
построенного
проекта
- что же нужно знать и уметь, чтобы научиться измерять и
записывать
температуру?
(
историю
создания
термометра,
виды термометра, как записываются градусы)
- Сейчас я вам предлагаю побыть исследователями и ответить
на те вопросы, которые у вас возникли. Работа проводится в
группах. Дети сами выбирают область исследования.
1.
Изучить
статью
«История
создания
термометра»
и
рассказать это одноклассникам.
2.
На
основании
анализа
схемы
«Строение
термометра»
выявить составные части термометра.
3. Составить рассказ о видах термометров на основании их
анализа по плану: - название термометра,
- с какой шкалы начинается и заканчивается
термометр,
- почему у всех термометров различные шкалы.
Для
подсказки
детям
даются
названия
термометров
(медицинский,
уличный,
комнатный,
водный),
они
сами
соотносят их с термометрами.
4. Изучить статью «Как записывать температуру», рассказать
и показать одноклассникам.
5. Составить викторину на основании статьи «Термометр».
1. Само слово термометр ввёл голландец К. Дреббель в 1636г.
Однако идея прибора, который если не измерял температуру,
то хотя бы её оценивал, принадлежит итальянскому учёному
Галилею. В 1592г. он придумал термоскоп, представляющий
собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода
(примерно
до
половины),
которая
при
нагревании
перемещалась
к
горлышку.
Температуры
сравнивались
по
высоте
подъёма
столбика
воды.
Первый
жидкостный
(спиртовой)
термометр
изготовил
немецкий
физик
Г.Фаренгейт в 1709г. , а в 1714г.- ртутный. Почти два века
люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на
шкалу Цельсия, ту по которой сегодня измеряет температуру
почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742г. Её
автор - шведский физик и астроном А.Цельсий.
2.
Основные
части
термометра
–
стеклянная
трубка,
наполненная
жидкостью,
шкала
(пластинка
с
делениями).
Каждое деление обозначает 1 градус, но есть термометры, в
которых одно деление может обозначать 5 или 10 градусов. В
середине
шкалы
находится
ноль.
Эта
граница
между
градусами
тепла
и
градусами
холода.
Конец
столбика
жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
3.- в
медицинском
-
шкала
начинается
с
34
градусов
и
заканчивается 41, так температура тела человека не может
опускаться
ниже
и
подниматься
выше
этих
отметок,
а
значение
37
выделено
красным
цветом,
так
как
если
температура
тела
поднимется
выше,
то
это
значит,
что
человек заболел,
- на водном - от 0 до 100 градусов, так как при нуле вода
замерзает, а при 100 закипает,
Исследова-
тельская
деятельность
д е т е й
в
группах
Выступления
д е т е й
о
проделанной
работе
3
Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
Включение в
систему знаний,
повторение
- на комнатном – минус 20 до плюс 50,
-на уличном – от минус 40, до плюс 50 градусов.
4. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число
градусов мороза – со знаком «-». Вместо слова «градус»
ставится маленький кружочек. Например, +10˚ -1˚. Читать
такие записи можно по-разному: 10 градусов тепла, плюс 10
градусов Цельсия, 10 градусов выше нуля.
5 .1)
что
такое
термометр?
(прибор
для
измерения
температуры)
2) какой термометр измеряет температуру тела человека?
(медицинский)
3) с каким знаком записывают число градусов холода?
(минус)
4)
назовите
основные
части
термометра
(стеклянная
трубка, шкала)
5)
по
какой
шкале
сегодня
измеряют
температуру?
(Цельсия).
- Итак, вы узнали много нового о термометре. Давайте теперь
с вами составим алгоритм измерения температуры.
1. Выбрать термометр.
2. Поместить термометр в нужную среду.
3. Термометр находится на уровне глаз, смотрим на шкалу,
4. Определяем, где находится жидкость: выше или ниже нуля,
соотносим ее с делением шкалы,
5. Записываем температуру.
-
Скажите,
почему
же
у
вас
не
получилось
измерить
температуру воды в первый раз? (был не водный термометр, а
медицинский).
- Давайте сейчас еще раз измерим температуру воды.
- Давайте поможем теперь Кате и Жени определить, тепло ли
в классе или нет.
- Прочтите по-разному: +6, –3, –15, +24, 0 .
- Покажите на своих моделях эти температуры.
- Сравните: +48… +54 +12 … –12
–60 … –30 –8 … 0
+23 … –2 +4 … 0
Составляют рассказ, опираясь на вопросы.
- Какие виды термометров вы знаете?
- Как устроен термометр?
- В каких единицах измеряется температура?
- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?
- Как правильно измерять температуру?
- При какой температуре замерзает вода?
- Как ты оденешься, если на термометре +20
⁰
, +5
⁰
?
- Когда мы говорим мороз: - 20
⁰
или -2
⁰
?
- Для кого важна температура?
- Где вы будете использовать знания и умения, которые вы
Составляют
под
руководством
учителя
Практическая
работа
Самостоятель
н а я
р а б о т а
детей
Р а с с к а з
в
парах
4
Рефлексия
Домашнее
задание
получили сегодня на уроке?
Сегодня на уроке все хорошо поработали. Я предлагаю вам
оценить свою деятельность по шкале.
Акт-сть сам-сть рез-сть
Ответьте на один из вопросов:
- сегодня на уроке я узнал…
- сегодня на уроке у меня получилось…
- сегодня на уроке мне понравилось…
- сегодня на уроке мне было трудно…
Дома вы можете составить кроссворд, нарисовать термометр
или подготовить сообщение о механическом и электрическом
термометре.
Самоанализ
проделанной
работы
У каждого на
партах
лежит
л и с т о к
с о
шкалами,
на
которых
они
отмечают
уровень своей
р а б о т ы
н а
уроке
Ученики
отвечают
на
любой вопрос
по выбору
Инструктаж,
д/з по выбору
5