Напоминание

"Термометр"


Автор: Александрова Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Термометр"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Термометр Цель: формировать умение пользоваться термометром (определять, записывать и читать его показания) Задачи: - сформировать представление детей о термометре - получить представление о разных видах термометров и их значении для жизни человека; - познакомиться с историей создания термометров, шкалами измерения температуры; - развивать навыки исследовательской работы, критическое мышление, творческие способности, речь учащихся; - воспитывать сосредоточенность и внимательность во время выполнения практической работы, любознательность, интерес к предмету. Оборудование: модели термометров для каждого ученика; термометры: комнатный, уличный, медицинский, водный; стаканы с теплой и холодной водой; схема «Устройство термометра», раздаточные карточки. Литература: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для II класса. Оформление доски Число Тема урока Схема строения задания термометра Ход урока Этапы Содержание Методически е пометы Организационный момент Актуализация знаний. -Здравствуйте, ребята, садитесь. Прозвенел звонок, начался урок. Нам нужны терпение и внимание Чтобы получить новые знания. -Какое сейчас время года? (осень). Назовите число и месяц. -Какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать осенью? (Птицы улетают, листва на деревьях желтеет и опадает, становится холоднее, чаще идет дождь и т.д. ) - Какова основная причина изменений? (Похолодание). -Что мы чувствуем, когда температура воздуха резко Концентраци я внимания Фронтальная беседа 1
Мотивирование к учебной деятельности и целеполагание Актуализация и фиксирование индивид. затруднения в пробном уч. действий Выявление места и причины затруднения понижается? (становится очень холодно, мы теплее одеваемся…). - А если похолодание небольшое, мы его сможем ощутить? Тогда как быть? -Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ. (Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми). Катя: Женя, почему ты все время так тепло одеваешься? Женя: Я совсем замерзла! Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло! Женя: А мне кажется – холодно. -Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет? (У детей возникают тоже разные мнения) -Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос? (как и с помощью чего определить, тепло в комнате или нет). - Сегодня на уроке мы и узнаем, с помощью какого прибора и как определять температуру. -Скажите, а нужно ли нам вообще определять температуру, ведь можно выйти на улицу, проверить, холодно там или тепло, затем одеться, так же поступить и с водой, потрогать ее рукой и затем решить, теплая она или холодная? ( нужно, если, например, человек заболел, то нужно измерить его температуру, чтобы его лечить, также чтобы не выходить на улицу, можно посмотреть температуру и сразу одеться по погоде). - Как вы думаете, может ли научиться измерять температура любой человек, в том числе и вы? - Может кто-нибудь из вас знает, как называется прибор для измерения температуры? (термометр) - Где вы их встречали? - Из каких частей он состоит? - Где еще есть шкала? (на линейке, весах). - Как ими пользоваться и правильно определять длину или вес? ( одно деление – это 1 мм). - Как вы думаете, достаточно ли нам этих знаний, чтобы измерить температуру воды? (да) Ученикам предлагается стакан с холодной водой. Им необходимо измерить и записать температуру воды. Для измерения температуры воды детям предлагает ся медицинский термометр. В ходе проведения эксперимента у детей возникнут затруднения, так как данным термометром нельзя измерить температуру воды. - Расскажите, как вы измеряли температуру воды? - Удалось ли вам это сделать? - Где возникли затруднения? - Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить это задание? (у нас не хватило знаний и умений) Инсценирова ние миниатюры Фронтальная беседа Практическая р а б о т а в парах Фронтальная беседа 2
Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта - что же нужно знать и уметь, чтобы научиться измерять и записывать температуру? ( историю создания термометра, виды термометра, как записываются градусы) - Сейчас я вам предлагаю побыть исследователями и ответить на те вопросы, которые у вас возникли. Работа проводится в группах. Дети сами выбирают область исследования. 1. Изучить статью «История создания термометра» и рассказать это одноклассникам. 2. На основании анализа схемы «Строение термометра» выявить составные части термометра. 3. Составить рассказ о видах термометров на основании их анализа по плану: - название термометра, - с какой шкалы начинается и заканчивается термометр, - почему у всех термометров различные шкалы. Для подсказки детям даются названия термометров (медицинский, уличный, комнатный, водный), они сами соотносят их с термометрами. 4. Изучить статью «Как записывать температуру», рассказать и показать одноклассникам. 5. Составить викторину на основании статьи «Термометр».
1.
Само слово термометр ввёл голландец К. Дреббель в 1636г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы её оценивал, принадлежит итальянскому учёному Галилею. В 1592г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъёма столбика воды. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г.Фаренгейт в 1709г. , а в 1714г.- ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742г. Её автор - шведский физик и астроном А.Цельсий.
2.
Основные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, шкала (пластинка с делениями). Каждое деление обозначает 1 градус, но есть термометры, в которых одно деление может обозначать 5 или 10 градусов. В середине шкалы находится ноль. Эта граница между градусами тепла и градусами холода. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
3.-
в медицинском - шкала начинается с 34 градусов и заканчивается 41, так температура тела человека не может опускаться ниже и подниматься выше этих отметок, а значение 37 выделено красным цветом, так как если температура тела поднимется выше, то это значит, что человек заболел, - на водном - от 0 до 100 градусов, так как при нуле вода замерзает, а при 100 закипает, Исследова- тельская деятельность д е т е й в группах Выступления д е т е й о проделанной работе 3
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний, повторение - на комнатном – минус 20 до плюс 50, -на уличном – от минус 40, до плюс 50 градусов.
4.
Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза – со знаком «-». Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек. Например, +10˚ -1˚. Читать такие записи можно по-разному: 10 градусов тепла, плюс 10 градусов Цельсия, 10 градусов выше нуля.
5
.1) что такое термометр? (прибор для измерения температуры) 2) какой термометр измеряет температуру тела человека? (медицинский) 3) с каким знаком записывают число градусов холода? (минус) 4) назовите основные части термометра (стеклянная трубка, шкала) 5) по какой шкале сегодня измеряют температуру? (Цельсия). - Итак, вы узнали много нового о термометре. Давайте теперь с вами составим алгоритм измерения температуры. 1. Выбрать термометр. 2. Поместить термометр в нужную среду. 3. Термометр находится на уровне глаз, смотрим на шкалу, 4. Определяем, где находится жидкость: выше или ниже нуля, соотносим ее с делением шкалы, 5. Записываем температуру. - Скажите, почему же у вас не получилось измерить температуру воды в первый раз? (был не водный термометр, а медицинский). - Давайте сейчас еще раз измерим температуру воды. - Давайте поможем теперь Кате и Жени определить, тепло ли в классе или нет. - Прочтите по-разному: +6, –3, –15, +24, 0 . - Покажите на своих моделях эти температуры. - Сравните: +48… +54 +12 … –12 –60 … –30 –8 … 0 +23 … –2 +4 … 0 Составляют рассказ, опираясь на вопросы. - Какие виды термометров вы знаете? - Как устроен термометр? - В каких единицах измеряется температура? - Какую температуру называют плюсовой? Минусовой? - Как правильно измерять температуру? - При какой температуре замерзает вода? - Как ты оденешься, если на термометре +20 ⁰ , +5 ⁰ ? - Когда мы говорим мороз: - 20 ⁰ или -2 ⁰ ? - Для кого важна температура? - Где вы будете использовать знания и умения, которые вы Составляют под руководством учителя Практическая работа Самостоятель н а я р а б о т а детей Р а с с к а з в парах 4
Рефлексия Домашнее задание получили сегодня на уроке? Сегодня на уроке все хорошо поработали. Я предлагаю вам оценить свою деятельность по шкале. Акт-сть сам-сть рез-сть Ответьте на один из вопросов: - сегодня на уроке я узнал… - сегодня на уроке у меня получилось… - сегодня на уроке мне понравилось… - сегодня на уроке мне было трудно… Дома вы можете составить кроссворд, нарисовать термометр или подготовить сообщение о механическом и электрическом термометре. Самоанализ проделанной работы У каждого на партах лежит л и с т о к с о шкалами, на которых они отмечают уровень своей р а б о т ы н а уроке Ученики отвечают на любой вопрос по выбору Инструктаж, д/з по выбору 5


В раздел образования