Автор: Дворянкина Алёна Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования (хореография) Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Населённый пункт: г.о. Самара Наименование материала: Статья Тема: Правильная осанка у детей Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 7
Советского района г.о. Самара
Статья:
«Правильная осанка у детей»
Работу выполнила:
Дворянкина Алёна Юрьевна
педагог ДО (хореография)
МБУ ДО ДШИ № 7
Советского района г.о. Самара
Самара, 2016г.
Эта статья для родителей. В ней я рассказала о том, как важно,
с раннего детства следить за осанкой, какие упражнения нужно
выполнять, чтобы не допустить каких-либо проблем, рекомендации для
профилактики этого вопроса.
Советы родителям о правильной осанке у детей.
Рекомендации.
Уважаемые родители!!!
Так как я занимаюсь хореографией с малых лет, то к счастью мне
пришлось обойти эту проблему стороной. В хореографии изначально
ставят спину, выстраивают мышечный корсет, развивают гибкость. Так
как, я думаю, многие знают, что у наших мышц есть мышечная память,
то
чем
больше
ты
занимаешься
хореографией,
то
тем
меньше
ты
думаешь
о
том,
чтобы
спину
держать
прямо.
Мышцы
сами
себе
напоминают.
Но
все
же,
к
несчастью,
на
моей
пути,
все
чаще
встречаются дети с нарушением осанки и сильной сутулостью, что,
наверное,
и
привело
меня
написать
рекомендации
родителям
о
правильной осанке.
Нарушения осанки у детей, как правило, начинают формироваться
с началом школьной жизни. Для детей младших классов искривление
позвоночника,
сутулая
спина
являются
очень
частой
проблемой.
Нарушения осанки приводят к серьезным заболеваниям позвоночника и
внутренних органов, ухудшению кровоснабжения головного мозга и, как
следствие, к утомляемости, снижению успеваемости в школе и даже к
нарушениям физического и психического развития. Реальность такова,
что
факторов
риска
нарушений
осанки
становится
все
больше.
Малоподвижный образ жизни, неблагоприятная экологическая ситуация,
увеличение
частоты
хронических
заболеваний
у
детей
приводят
к
нарушениям
развития
опорно-двигательного
аппарата.
Возросшие
требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше
времени проводить за партой или столом.
Компьютер, компьютерные игры, игровые приставки, телевидение
приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка
длительное
время
находиться
в
статической
позе.
Если
ребенок
длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или
ходит, то может сформироваться неправильный тип осанки со всеми
вытекающими
отсюда
последствиями.
Чтобы
этого
не
произошло,
необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной
осанки и сохранять её длительное время при сидении, стоянии и ходьбе.
Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль
зачастую сводится к замечаниям: не горбись, не сутулься, сиди ровно!
Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают
бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и
требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения
или даже операции.
Формирование
правильной
осанки
–
сложный
и
длительный
процесс.
Чтобы
достичь
положительных
результатов,
необходимо
заботиться
о
правильной
осанке
детей
с
детского
возраста.
Если
родители
хотят
видеть
своих
детей
здоровыми,
крепкими
и
неотягощенными
массой
комплексов,
то
следует
выполнять
простые
рекомендации. И чем раньше начать уделять внимание этому вопросу,
тем лучше будет результат.
Общие рекомендации.
Прививайте любовь к правильным позам, убедите ребенка, что они
удобнее
и
менее
утомительны,
тогда
навык
будет
устойчивым
и
останется на всю жизнь.
Профилактические осмотры надо делать дома один раз в две недели.
Чем раньше обнаружится проблема, тем легче её решить.
Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору.
Высота стола должна быть на 2–3 см. выше локтя опущенной руки
вашего ребенка, когда он сидит.
Высота
стула
не
должна
превышать
высоту
голени.
Если
ноги
не
достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и
коленные
суставы
были
согнуты
под
прямым
углом.
Спина
должна
вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб.
Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от
глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку
нашейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.
Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.
Через каждые 30—45 минут занятий следует делать перерывы, встать и
подвигаться 5—10 минут.
Спать
рекомендуется
на
твердой
и
ровной
постели
с
невысокой
подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см. больше, чем рост ребенка.
Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или
свернувшись калачиком.
Не разрешайте читать, лёжа на боку.
Запрещайте носить тяжести в одной и той же руке или на одном и том
же плече.
Лучшим портфелем для школьника является ранец.
Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных
видов деятельности, прогулки).
Регулярно выполняйте упражнения для правильной осанки.
Ну
и,
конечно
же,
являясь
руководителем
хореографического
коллектива, я бы посоветовала заниматься хореографией. Ребенок будет
всегда в движении и активен. Движение, танец, спорт еще никому не
помешал,
поэтому
найдите
ему
занятие
по
душе
и
вас
не
будет
беспокоить его физическое состояние.
Упражнения для правильной осанки.
Основными
средствами
формирования
правильной
осанки
являются занятия физическими упражнениями и физическая активность.
Старайтесь не лениться и вместе с ребенком выполнять эти упражнения.
Это будет также и полезно провести лишних несколько минут за
общим занятием.
1. Стоя у стены. Принять положение правильной осанки: живот втянуть,
плечи развернуть, ноги выпрямить, голову приподнять. Отойти от стены
на один шаг и проверить правильность осанки. Удерживать позу 5-10
сек.
2. Стоя у стены в положении правильной осанки. Присесть с прямой
спиной, касающейся стены, и встать, не отклоняясь от нее.
3. Стоя у стены в положении правильной осанки. Выполнить движения
руками вперед, вверх, в стороны, на пояс; медленно поднять согнутую
ногу, захватив её руками, прижать к туловищу, не отрываясь от стены.
4. Стоя, руки за головой, дыхание произвольное. Вначале отвести руки в
стороны,
затем
поднять
их
вверх
и
прогнуться.
Замереть
в
этом
положении на 2–4 сек. затем вернуться в исходное положение.
5. Стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно
больше назад и удерживать позу 3-5 сек., затем вернуться в исходное
положение.
6. Лежа на животе, руки согнуты, кисти расположены под грудью, локти
направлены
назад.
Опираясь
на
руки
и
не
отрывая
бедра
от
пола,
необходимо прогнуться. В таком положении замереть на 3–5 сек., затем
вернуться в исходное положение.
7. Стоя ноги врозь. Положить на голову предмет (книгу, мешочек с
крупой). Выполните приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы
предмет не упал.
8. Ходьба с предметом (мешочком, книгой) на голове с сохранением
правильной осанки.
Также
есть
еще
ряд
упражнений
в
форме
игры
д л я
предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у
детей
3-4
лет
разработаны
врачами
и
психологами
система
игр
и
упражнений.
На
первоначальном
этапе
обучения
в
играх
"Встань
прямо",
"Подтянуться",
"Держи
голову
прямо",
"Хорошая
и
плохая
осанка", "Покажи, как я" и др. дается подробное объяснение и показ
правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную
позу от неправильной, проводятся игры (с предметами и без предметов),
направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе:
"Пастухи и овцы", "Не потеряй", "Подражание" и другие. В процессе
обучения
стойке
целесообразно
использовать
шаблон
правильной
постановки стоп – треугольные деревянные дощечки, расположенные
под углом 30º, специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и
приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, веревку,
набивные мячи, мешочки с песком, мостик-качалку, гимнастическую
стенку и т.д. (все это оборудование используется на физкультурных
занятиях).
"Встань
прямо". Дать
детям
первоначальные
представления
о
правильной стойке. 6-8 раз.
"Найди правильный след" (используется коврик стоп). Научить отличать
правильное положение стоп от неправильного. 5 подходов по 5-6 раз.
Соблюдая эти советы, через некоторое время вы заметите, какие у ваших
детей стали красивые, уверенные движения, как изменилась к лучшему
их осанки.
Здоровья вам и вашим детям!