Напоминание

Интонация, музыкальная речь, динамика и темп, как средства музыкальной выразительности в инструментальных произведениях


Автор: Хубетдинова Лилия Харисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр внешкольной работы
Населённый пункт: г.Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интонация, музыкальная речь, динамика и темп, как средства музыкальной выразительности в инструментальных произведениях
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая разработка

занятия на тему:

«Интонация, музыкальная речь, динамика и

темп, как средства музыкальной выразитель-

ности в инструментальных произведениях»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы Выполнила: Хубетдинова Л.Х. педагог дополнительного образования 1
г. Белорецк 2016 г.
Тип занятия:
комбинированное – закрепление ранее изученного и усвоение новой темы.
Тема:
«Интонация, музыкальная речь, динамика и темп, как средства музыкальной выразительности в инструментальных произведениях».
Цель.
Сформировать ЗУН самостоятельного анализа музыкальных средств вырази- тельности для наилучшего исполнения музыкальных произведений.
Задачи:
Образовательные 1. Выучить определения интонации, музыкальной речи, динамики и темпа;
1.
Развить слуховое восприятие музыкальных средств выразительности в произ- ведениях;
2.
Научить использовать подтекст в мелодиях для более полного их осмысления и музыкального исполнения, точной расстановки ритмических и динамических акцен- тов;
3.
Добиваться совершенства в разных видах пианистической техники исполнения с помощью игры гамм и упражнений;
4.
Научить пользоваться рациональными пианистическими приемами;
5.
Закрепить знание музыкальной терминологии; воспитательные 1. Воспитывать интерес к классической музыке; 2. Воспитывать всесторонне развитую личность путём обогащения общего круго- зора; развивающие 1. Развивать музыкально-образное мышление; 2. Расширять музыкальный кругозор; 3. Развивать мелодический, гармонический, ладо - высотный слух и чувства ритма; 4. Развивать скоординированность рук для свободного музицирования; 5. Развивать исполнительское мастерство и творческие способности; здоровьесберегающие 1. Снятие мышечных зажимов; 2. Правильная организация пианистического аппарата.
Форма занятия:
комплексное применение ЗУН.
Возраст учащейся, год и форма обучения:
13 лет, 5-й год индивидуального обучения игре на фортепиано и синтезаторе в музыкальной студии.
Оборудование:
фортепиано, синтезатор, компьютер, демонстрационные материалы, аудиозаписи, пособия – приложения, нотные тексты.
План занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы и постановка задач. Сообщение темы занятия. 2. Основная часть: упражнения и гамма для разыгрывания на инструменте, проверка домашнего задания, новая тема -
часть I
. 2
3. Проведение физкультминутки. Выполнение здоровьесберегающих упражнений. 4. Основная часть: новая тема -
часть II.
5. Игра произведения из «Музыкальной шкатулки». Работа с закреплением новых знаний. 6. Рефлексия, подведение итогов, информация о домашнем задании.
Ход занятия

1.

Организационный момент. Сообщение темы занятия и постановка задач.
Педагог объявляет тему и задачи.
2. Основная часть.

2.1 Упражнение на крышке фортепиано на нон легато (не связно) и растяжку

связок и упражнение «Колечки».

Педагог.
«Играем» штрихом нон легато одновременно двумя руками первыми, вторыми, третьими, четвёртыми и пятыми пальцами. После каждого удара растяги- ваем связку между пальцами. Удар каждой «подушечкой» пальца должен быть силь- ным. В «Колечках» - пальцы поочередно соединяются с первым. Обучающаяся и педагог делают упражнения.
2.2

Упражнение Ш. Ганона «Пчёлка»

Педагог.
Играя упражнение, не забывай поворачивать кисти рук слева на- право. Обучающаяся играет упражнение.
2.3 Игра гаммы.

Педагог.
Закрепим игру гаммы E-dur (ми мажор). Играем основной вид двумя руками в прямом и расходящемся движении,аккорды, арпеджио короткое и длинное, хроматический вид. Для ровности звучания необходимо, чтобы руки играли по од- ной горизонтали, подкладывание пальцев не было заметным. Если ровности нет, то педагог предлагает
упражнение на подкладывание первого пальца
, добиваясь при исполнении минимума лишних движений (без поднятия запястий) и игры строго по горизонтали. Упражнение будем играть отдельно каждой рукой.
Игра аккордов.

Педагог.
Не забывай, перед взятием каждого аккорда должна быть «атака», а после - свободное снятие через локти. Также пальцы должны группироваться на ка- ждый аккорд уже «в воздухе».
Игра арпеджио.

Педагог.
Для того чтобы получалось идеальное легато в арпеджио, прошу тебя, Ирина, «брать дыхание пальцами», а после каждого звука, сыгранного пятым пальцем, раскрывать ладошку и «делать накид» на новую группу звуков. Снятие после каждого «звука» через локти (в стороны от себя) и полное освобожде - ние плечевого аппарата. Акцентируем внимание на опору пальцев в клавиатуру, пе- реносим вес руки с одного пальца на другой. 3

Хроматический вид гаммы.

Педагог.
Мы используем более сложную аппликатуру идля начала можно проиграть хроматический вид гаммы отдельными руками. Обучающаяся играет основной и хроматический вид гаммы, аккорды, арпеджио.
2.4 Проверка домашнего задания.

Педагог.
Ирина, ты должна была доучить наизусть две пьесы: Людвига ван Бетховена «К Элизе» и П.И. Чайковского «Неополитанская песня». Обучающаяся играет пьесы наизусть.
Педагог.
Сегодня мы поговорим о музыкальных средствах выразительности, их до- статочно много.
МСВ
- это те средства выразительности, благодаря которым ис- полнитель может передавать свои чувства и образы через звук - пение, игру на инструменте. Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков МСВ, то, как бы он ни старался играть, или петь произведение выразительно, у него ни- чего не получится - исполнение не будет отражать его чувства, образы и пережива- ния. Приведу аналогичный пример с речью: «если человек хочет что-то сказать — выразить свои чувства — он знает,
что
нужно говорить и
как
это надо произносить. В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей, и его все поймут. Если же в детстве ребенка не обучили языку, то он не сможет донести до слушателя свою мысль, как бы ни старался и не хотел». Педагог показывает Приложение с перечислением музыкальных средств вырази- тельности.
Педагог.
Итак, к МСВ относятся движение звука, тембр, динамика и баланс, штрихи, окраска звука, интонация и музыкальная речь, гармония и лад, фраза и фор- ма, метр и ритм, темп, образ, артистизм. На примерезнаменитой фортепианнойбагатели «К Элизе» Людвига ван Бет- ховенамы проанализируем некоторые из музыкальных средств выразительности, а именно,интонацию, музыкальную речь, динамику и темп. Произведение это уже долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами. По мнению специалиста по творчеству Л.В.Бетховена Мартина Копитца, Бет- ховен посвятил своё музыкальное письмо певице Элизабет Рёкель (1793-1883). Ру- копись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 ап- реля 1810 год. Педагог рассказывает историю взаимоотношений Элизы и Людвига и показывает иллюстрации портретов по теме на компьютере. 4

Педагог.
Ирина, вспомни, что означает слово «багатель» и в какой музыкаль- ной форме написана пьеса«К Элизе»? Обучающаяся отвечает.
Педагог.
Правильно эта пьеса написана в форме рондо, что с фр. языка озна- чает «круглый». Скажи, как в рондо называется основная часть? Назови формулу этого рондо. Обучающаяся отвечает.
Педагог.
Проанализируем интонацию и музыкальную речь Рефрена (часть А).
Интонация и музыкальная речь
. Эти два МСВ довольно близки, они взаи- мосвязаны. Обычно об
интонации
педагоги говорят там, где кажется, что ученики играют или поют недостаточно выразительно. Говорят, так: «Интонируй каждый звук, не пробегай это место». Ученики на это пожелание стараются сыграть или спеть это место более выразительно и немножко медленней, чтобы успеть услышать все звуки. Но не всегда это верно. Музыку нужно прочувствовать, как бы «пропус- тить через себя». К этому можно придти, например, через речевую интонацию. Глу- бокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слу- шателя. Это родство издавна замечали и музыканты и ученые. Ещё древние фи- лософы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком. Роднят музыкальную интонацию с речевой и грамма- тические правила - наличие пауз, цезур, вопросно-ответная структура. От
музыкальной речи
зависит интонация. Именномузыкальная речьсо свои- ми ходамина кварту или на квинту, на секунду или на септиму и в зависимости от
регистра
(низкого, среднего или высокого)
-
местоположения звуков, даёт нам услы- шать разные интонации. В музыкальной речи можно услышать интонации любви, сострадания, мольбы, стона, страха, ликования, торжества, призыва к действию, и др.Например, в малой секунде (м.2) мы слышим интонацию тревоги, в чистой квар- те (ч.4) в восходящем движении интонацию призыва к действию и т.д. Педагог приводит примеры интонации по простым интервалам (м2, б2, м3, б3, ч4, тритон, ч5, м6, б6, м7, б7).
Педагог.
Ирина, какие интонации слышишь и какая в целом музыка по харак- теру в Рефрене? Педагог показывает «Словарь, характеризующий музыкально – образное со- держание музыки» в помощь к ответу. Обучающаяся отвечает.
Педагог.
А я слышу интонации мольбы и могла бы пропеть на эту мелодию следующую фразу: «Я молю тебя приди ко мне, ты ангел мой, Элизабет…» Проанализируем части В и С. Обучающаяся и педагог обмениваются своими мнениями. 5

3. Проведение физкультминутки. Выполнение здоровьесберегающих уп-

ражнений.
Упражнения на освобождение плечевого аппарата и координацию рук.
«Шалтай – болтай», «Птица», «Ножницы»
. При выполнении упражнения «Птица» предлагается представить, что обучающаяся - большая нежная птица, которая машет крыльями. Обучающаяся и педагог делают вместе упражнения.
Педагог.
Продолжим тему занятия.
Темп.
Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие? Слово «Темп» произошло от итальянского слова тempo, ко- торое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время. Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц.
Темп
тесно связан с характером музыки. Первоначально
темп
в нотах не указывался, и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её со- держания и фактуры. «С 17 в.
темп
стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные (в порядке возрастания):
ларго
,
ленто
,
адажио
(медленные),
анданте
,
модерато
(умеренные),
аллегро
,
виваче
(виво),
престо
(быстрые). Мно- гие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, ал- легро - буквально «весело»); некоторые сохранили подобный смысл (например, лар- го - «широко»). Эти термины применяются и с дополнительными словами, уси- ливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто - «очень», ма нон троппо - «но не слишком»). В ряде случаев
темп в музыке
указывается косвенно, ссылкой на жанр, свя- занный с определённой скоростью движения (например, «в темпе марша», «в темпе вальса»). Обозначение
темпа
может служить и названием целой пьесы, выдержан- ной в данном
темпе
- адажио, аллегро и др. Сейчас ты прослушаешь отрывки двух аудиозаписей исполнения багатели «К Элизе» и подумаешь, какой из вариантов лучше для передачи интонации мольбы, признания в любви?

Прослушивание фрагментов пьесы. Обучающаяся слушает и отвечает на во- прос и сама проигрывает фрагмент начала пьесы в разных темпах.
Педагог. Динамика
одно из важнейших МСВ.
Динамика
в музыке – это различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Чтобы произведение звучало му- зыкально и выразительно необходимы музыкальные краски -
динамические от-

тенки.
Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолют- ных значений. Из истории. Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музы- кальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение
ppp
в тот период означало pianissimo. 6
Музыка не будет «живой», если её играть или петь приблизительно ровно на mf (меццо форте – не очень громко) или mp (меццо пиано – не очень тихо). Покажу тебе такую картину, где я сравниваю шкалу динамических оттенков с яркостью од- ного и того же рисунка. Педагог показывает иллюстрацию. Вернёмся к нашей пьесе. В Рефрене Бетховен поставил два
pp
pianissimo, да ещё и с левой педалью «una corda». Это ещё раз доказывает, что он подразумевал в первых тактах Рефрена интонацию мольбы, просьбы, а они не могут звучать громко. Далее, в части «В» мы видим
p и крещендо,
а в части «С» мы слышим в му- зыке накал страстей и динамический оттенок
f
форте. Так с помощью динамических оттенков мы яснее понимаем, что и как хотел выразить Людвиг ван Бетховен в своём музыкальном послании Элизе.
5.

Игра произведения из «Музыкальной шкатулки» (произведения, которые по-

вторяем наизусть, сохраняем в репертуаре).

А. Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля».
Обучающаяся играет Вальс на синтезаторе.
Педагог.
Работа с закреплением новых знаний. Как ты думаешь, о чём хотел нам рассказать композитор? Какие действия, образы можно представить в этой музыке. Обучающаяся отвечает.
Педагог.
Я с тобой согласна. Помимо того, что здесь за рулём с удовольствием в сол- нечный день кто-то едет, можно услышать и ноты параллельными квартами, которые дают нам услышать назидательную речь постового ГАИ. В середине произведения, мы слышим диссонирующие аккорды, напоминающие сигнал автомобиля. А в целом у того, кто за рулём – всё прекрасно, жизнь удалась!
6. Рефлексия, подведение итогов, информация о домашнем задании.

Педагог.
Подведём итог занятия. Обучающаяся делает выводы. Педагог подводит итоги занятия. Воспитаннице даётся книга о жизни Людвига ван Бетховена для домашнего прочтения. Педагог проговаривает информацию о домашнем задании и записывает в дневнике. 7


В раздел образования