Интонация, музыкальная речь, динамика и темп, как средства музыкальной выразительности в инструментальных произведениях
Автор: Хубетдинова Лилия Харисовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО Центр внешкольной работы Населённый пункт: г.Белорецк Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: Интонация, музыкальная речь, динамика и темп, как средства музыкальной выразительности в инструментальных произведениях Раздел: дополнительное образование
ности в инструментальных произведениях»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы
Выполнила: Хубетдинова Л.Х.
педагог дополнительного образования
1
г. Белорецк
2016 г.
Тип занятия: комбинированное – закрепление ранее изученного и усвоение новой
темы.
Тема: «Интонация, музыкальная речь, динамика и темп, как средства музыкальной
выразительности в инструментальных произведениях».
Цель. Сформировать ЗУН самостоятельного анализа музыкальных средств вырази-
тельности для наилучшего исполнения музыкальных произведений.
Задачи:
Образовательные
1. Выучить определения интонации, музыкальной речи, динамики и темпа;
1.
Развить слуховое восприятие музыкальных средств выразительности в произ-
ведениях;
2.
Научить использовать подтекст в мелодиях для более полного их осмысления и
музыкального исполнения, точной расстановки ритмических и динамических акцен-
тов;
3.
Добиваться совершенства в разных видах пианистической техники исполнения с
помощью игры гамм и упражнений;
4.
Научить пользоваться рациональными пианистическими приемами;
5.
Закрепить знание музыкальной терминологии;
воспитательные
1. Воспитывать интерес к классической музыке;
2. Воспитывать всесторонне развитую личность путём обогащения общего круго-
зора;
развивающие
1. Развивать музыкально-образное мышление;
2. Расширять музыкальный кругозор;
3. Развивать мелодический, гармонический, ладо - высотный слух и чувства ритма;
4. Развивать скоординированность рук для свободного музицирования;
5. Развивать исполнительское мастерство и творческие способности;
здоровьесберегающие
1. Снятие мышечных зажимов;
2. Правильная организация пианистического аппарата.
Форма занятия: комплексное применение ЗУН.
Возраст учащейся, год и форма обучения: 13 лет, 5-й год индивидуального обучения
игре на фортепиано и синтезаторе в музыкальной студии.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, демонстрационные материалы,
аудиозаписи, пособия – приложения, нотные тексты.
План занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Название темы урока. Вступительное
слово педагога с обоснованием выбранной темы и постановка задач.
Сообщение темы занятия.
2. Основная часть: упражнения и гамма для разыгрывания на инструменте, проверка
домашнего задания, новая тема - часть I .
2
3. Проведение физкультминутки. Выполнение здоровьесберегающих упражнений.
4. Основная часть: новая тема - часть II.
5. Игра произведения из «Музыкальной шкатулки». Работа с закреплением новых
знаний.
6. Рефлексия, подведение итогов, информация о домашнем задании.
Ход занятия
1.
Организационный момент. Сообщение темы занятия и постановка задач.
Педагог объявляет тему и задачи.
2. Основная часть.
2.1 Упражнение на крышке фортепиано на нон легато (не связно) и растяжку
связок и упражнение «Колечки».
Педагог. «Играем» штрихом нон легато одновременно двумя руками первыми,
вторыми, третьими, четвёртыми и пятыми пальцами. После каждого удара растяги-
ваем связку между пальцами. Удар каждой «подушечкой» пальца должен быть силь-
ным. В «Колечках» - пальцы поочередно соединяются с первым.
Обучающаяся и педагог делают упражнения.
2.2
Упражнение Ш. Ганона «Пчёлка»
Педагог. Играя упражнение, не забывай поворачивать кисти рук слева на-
право.
Обучающаяся играет упражнение.
2.3 Игра гаммы.
Педагог. Закрепим игру гаммы E-dur (ми мажор). Играем основной вид двумя
руками в прямом и расходящемся движении,аккорды, арпеджио короткое и длинное,
хроматический вид. Для ровности звучания необходимо, чтобы руки играли по од-
ной горизонтали, подкладывание пальцев не было заметным. Если ровности нет, то
педагог
предлагает упражнение на подкладывание первого пальца , добиваясь
при исполнении минимума лишних движений (без поднятия запястий) и игры строго
по горизонтали. Упражнение будем играть отдельно каждой рукой.
Игра аккордов.
Педагог. Не забывай, перед взятием каждого аккорда должна быть «атака», а
после - свободное снятие через локти. Также пальцы должны группироваться на ка-
ждый аккорд уже «в воздухе».
Игра арпеджио.
Педагог. Для того чтобы получалось идеальное легато в арпеджио, прошу
тебя, Ирина, «брать дыхание пальцами», а после каждого звука, сыгранного пятым
пальцем, раскрывать ладошку и «делать накид» на новую группу звуков.
Снятие после каждого «звука» через локти (в стороны от себя) и полное освобожде -
ние плечевого аппарата. Акцентируем внимание на опору пальцев в клавиатуру, пе-
реносим вес руки с одного пальца на другой.
3
Хроматический вид гаммы.
Педагог. Мы используем более сложную аппликатуру идля начала можно проиграть
хроматический вид гаммы отдельными руками.
Обучающаяся играет основной и хроматический вид гаммы, аккорды, арпеджио.
2.4 Проверка домашнего задания.
Педагог. Ирина, ты должна была доучить наизусть две пьесы:
Людвига ван Бетховена «К Элизе» и П.И. Чайковского «Неополитанская песня».
Обучающаяся играет пьесы наизусть.
Педагог. Сегодня мы поговорим о музыкальных средствах выразительности, их до-
статочно много. МСВ - это те средства выразительности, благодаря которым ис-
полнитель может передавать свои чувства и образы через звук - пение, игру
на инструменте. Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков МСВ,
то, как бы он ни старался играть, или петь произведение выразительно, у него ни-
чего не получится - исполнение не будет отражать его чувства, образы и пережива-
ния.
Приведу аналогичный пример с речью: «если человек хочет что-то сказать —
выразить свои чувства — он знает, что нужно говорить и как это надо произносить.
В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей, и его все поймут. Если же
в детстве ребенка не обучили языку, то он не сможет донести до слушателя свою
мысль, как бы ни старался и не хотел».
Педагог показывает Приложение с перечислением музыкальных средств вырази-
тельности.
Педагог. Итак, к МСВ относятся движение звука, тембр, динамика и баланс,
штрихи, окраска звука, интонация и музыкальная речь, гармония и лад, фраза и фор-
ма, метр и ритм, темп, образ, артистизм.
На примерезнаменитой фортепианнойбагатели «К Элизе» Людвига ван Бет-
ховенамы проанализируем некоторые из музыкальных средств выразительности, а
именно,интонацию, музыкальную речь, динамику и темп. Произведение это уже
долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия
любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами.
По мнению специалиста по творчеству Л.В.Бетховена Мартина Копитца, Бет-
ховен посвятил своё музыкальное письмо певице Элизабет Рёкель (1793-1883). Ру-
копись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе
рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 ап-
реля 1810 год.
Педагог рассказывает историю взаимоотношений Элизы и Людвига и показывает
иллюстрации портретов по теме на компьютере.
4
Педагог. Ирина, вспомни, что означает слово «багатель» и в какой музыкаль-
ной форме написана пьеса«К Элизе»?
Обучающаяся отвечает.
Педагог. Правильно эта пьеса написана в форме рондо, что с фр. языка озна-
чает «круглый». Скажи, как в рондо называется основная часть? Назови формулу
этого рондо.
Обучающаяся отвечает.
Педагог. Проанализируем интонацию и музыкальную речь Рефрена (часть А).
Интонация и музыкальная речь . Эти два МСВ довольно близки, они взаи-
мосвязаны. Обычно об интонации педагоги говорят там, где кажется, что ученики
играют или поют недостаточно выразительно. Говорят, так: «Интонируй каждый
звук, не пробегай это место». Ученики на это пожелание стараются сыграть или
спеть это место более выразительно и немножко медленней, чтобы успеть услышать
все звуки. Но не всегда это верно. Музыку нужно прочувствовать, как бы «пропус-
тить через себя». К этому можно придти, например, через речевую интонацию. Глу-
бокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на
которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слу-
шателя. Это родство издавна замечали и музыканты и ученые. Ещё древние фи-
лософы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли
музыку своеобразным языком. Роднят музыкальную интонацию с речевой и грамма-
тические правила - наличие пауз, цезур, вопросно-ответная структура.
От музыкальной речи зависит интонация. Именномузыкальная речьсо свои-
ми ходамина кварту или на квинту, на секунду или на септиму и в зависимости от
регистра (низкого, среднего или высокого) - местоположения звуков, даёт нам услы-
шать разные интонации. В музыкальной речи можно услышать интонации любви,
сострадания, мольбы, стона, страха, ликования, торжества, призыва к действию, и
др.Например, в малой секунде (м.2) мы слышим интонацию тревоги, в чистой квар-
те (ч.4) в восходящем движении интонацию призыва к действию и т.д.
Педагог приводит примеры интонации по простым интервалам (м2, б2, м3,
б3, ч4, тритон, ч5, м6, б6, м7, б7).
Педагог. Ирина, какие интонации слышишь и какая в целом музыка по харак-
теру в Рефрене?
Педагог показывает «Словарь, характеризующий музыкально – образное со-
держание музыки» в помощь к ответу. Обучающаяся отвечает.
Педагог. А я слышу интонации мольбы и могла бы пропеть на эту мелодию
следующую фразу: «Я молю тебя приди ко мне, ты ангел мой, Элизабет…»
Проанализируем части В и С.
Обучающаяся и педагог обмениваются своими мнениями.
5
3. Проведение физкультминутки. Выполнение здоровьесберегающих уп-
ражнений.
Упражнения на освобождение плечевого аппарата и координацию рук.
«Шалтай – болтай», «Птица», «Ножницы» . При выполнении упражнения «Птица»
предлагается представить, что обучающаяся - большая нежная птица, которая машет
крыльями.
Обучающаяся и педагог делают вместе упражнения.
Педагог. Продолжим тему занятия. Темп. Что же такое темп музыки и откуда
произошло это понятие? Слово «Темп» произошло от итальянского слова тempo, ко-
торое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время. Темпом в
музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены)
метрических единиц. Темп тесно связан с характером музыки. Первоначально темп
в нотах не указывался, и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её со-
держания и фактуры. «С 17 в. темп стали обозначать специальными итальянскими
терминами. Основные (в порядке возрастания): ларго , ленто , адажио (медленные),
анданте ,
модерато (умеренные), аллегро ,
виваче (виво), престо (быстрые). Мно-
гие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, ал-
легро - буквально «весело»); некоторые сохранили подобный смысл (например, лар-
го - «широко»). Эти термины применяются и с дополнительными словами, уси-
ливающими
или
ослабляющими
значение
основного
слова
(например,
мольто
-
«очень», ма нон троппо - «но не слишком»).
В ряде случаев темп в музыке указывается косвенно, ссылкой на жанр, свя-
занный с определённой скоростью движения (например, «в темпе марша», «в темпе
вальса»). Обозначение темпа может служить и названием целой пьесы, выдержан-
ной в данном темпе - адажио, аллегро и др.
Сейчас ты прослушаешь отрывки двух аудиозаписей исполнения багатели «К
Элизе» и подумаешь, какой из вариантов лучше для передачи интонации мольбы,
признания в любви?
Прослушивание фрагментов пьесы. Обучающаяся слушает и отвечает на во-
прос и сама проигрывает фрагмент начала пьесы в разных темпах.
Педагог. Динамика одно из важнейших МСВ. Динамика в музыке – это различной
степени силы звучания, громкости и их изменения. Чтобы произведение звучало му-
зыкально и выразительно необходимы музыкальные краски - динамические от-
тенки. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолют-
ных значений.
Из истории. Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музы-
кальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до
конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах
использовал термины piano,
più piano и pianissimo (написанные словами), и можно
считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
6
Музыка не будет «живой», если её играть или петь приблизительно ровно на
mf (меццо форте – не очень громко) или mp (меццо пиано – не очень тихо). Покажу
тебе такую картину, где я сравниваю шкалу динамических оттенков с яркостью од-
ного и того же рисунка.
Педагог показывает иллюстрацию.
Вернёмся к нашей пьесе. В Рефрене Бетховен поставил два pp pianissimo, да
ещё и с левой педалью «una corda». Это ещё раз доказывает, что он подразумевал в
первых тактах Рефрена интонацию мольбы, просьбы, а они не могут звучать громко.
Далее, в части «В» мы видим p и крещендо, а в части «С» мы слышим в му-
зыке накал страстей и динамический оттенок f форте. Так с помощью динамических
оттенков мы яснее понимаем, что и как хотел выразить Людвиг ван Бетховен в своём
музыкальном послании Элизе.
5.
Игра произведения из «Музыкальной шкатулки» (произведения, которые по-
вторяем наизусть, сохраняем в репертуаре).
А. Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля».
Обучающаяся играет Вальс на синтезаторе.
Педагог. Работа с закреплением новых знаний. Как ты думаешь, о чём хотел нам
рассказать композитор? Какие действия, образы можно представить в этой музыке.
Обучающаяся отвечает.
Педагог. Я с тобой согласна. Помимо того, что здесь за рулём с удовольствием в сол-
нечный день кто-то едет, можно услышать и ноты параллельными квартами, которые
дают нам услышать назидательную речь постового ГАИ. В середине произведения,
мы слышим диссонирующие аккорды, напоминающие сигнал автомобиля. А в целом
у того, кто за рулём – всё прекрасно, жизнь удалась!
6. Рефлексия, подведение итогов, информация о домашнем задании.
Педагог. Подведём итог занятия.
Обучающаяся делает выводы. Педагог подводит итоги занятия. Воспитаннице
даётся книга о жизни Людвига ван Бетховена для домашнего прочтения. Педагог
проговаривает информацию о домашнем задании и записывает в дневнике.
7