Методические рекомендации по формированию портфолио педагога дополнительного образования
Автор: Змейкина Виктория Сергеевна Должность: методист, педагог-организатор Учебное заведение: Дом детского творчества Населённый пункт: г. Мариинск Кемеровской обл. Наименование материала: методические рекомендации Тема: Методические рекомендации по формированию портфолио педагога дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
0
Методические рекомендации по формированию портфолио педагога
дополнительного образования
1
Оглавление
Введение......................................................................2
Глава 1.
Структура портфолио …………………..3
1.1
Титульный лист ………………….4
1.2
Структура портфолио …........................4
1.3 Общие сведения о педагоге ………………….4
1.4 Профессиональная карта педагога ………….4
1.5 Копии документов ………………….4
1.6 Результат педагогической деятельности …….4
1.7 Копилка педагога …………………………….4
Заключение…………………………………………8
Литература................................................................. 9
2
2. Введение
В течение периода между аттестацией педагогический работник
формирует портфолио, наличие которого является обязательным при
аттестации на первую или высшую квалификационные категории.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio –
лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио педагогического работника - индивидуальная папка, в
которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в
образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития
его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в
межаттестационный период.
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые
профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального
роста педагогического работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в
разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой,
самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста,
обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и
организовать собственную деятельность.
Объем материалов, который рекомендуется для портфолио, является
минимальным, по желанию педагог может добавить дополнительные
разделы.
Портфолио педагогов находится на рабочем месте.
3
Структура портфолио
Желательно портфолио оформить в папку с твердыми обложками,
материалы вложить в мультифоры. Указать ФИО на торцевой стороне папки.
Портфолио педагога содержит следующие разделы:
1. Титульный лист
2. Структура портфолио
3. Общие сведения о педагоге
4. Профессиональная карта педагога
5. Копии документов / Приложения
6. Результаты педагогической деятельности
7. Копилка педагога
Название каждого раздела портфолио оформляется отдельным листом-
разделителем (наименование раздела, оформленным, желательно, в цветном
варианте.
1. Титульный лист
4
Содержит название документа («портфолио»), наименование
должности педагога. Может содержать фотографию и кредо педагога.
2. Содержание портфолио / структура портфолио
Для удобства ориентации в материалах портфолио, размещается
содержание / структура портфолио, которая содержит последовательный
перечень разделов и подразделов; может содержать краткую аннотацию
каждого раздела.
3. Общие сведения о педагоге
Данный раздел может называться одним из вариантов.
Раздел включает в себя:
В случае, если титульный лист портфолио не содержит фотографию
педагога, то фотография размещается в данном разделе; может содержаться
кредо педагога.
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью) ;
Сведения о профессиональном образовании: уровень образования
(высшее, среднее специальное, наименование учебного заведения, год
окончания учебного заведения, квалификация и специальность;
Сведения о дополнительном образовании (если есть такие сведения) :
наименование программы, год окончания;
Сведения о профессиональной переподготовке (если есть такие
сведения) : специальность, учебное заведение, год окончания;
Сведения об аттестации педагога: дата аттестации, результат
аттестации, должность, по которой педагог был аттестован;
Сведения о прохождении курсов повышения квалификации: год
прохождения, наименование программы, наименование учебного заведения,
количество часов;
Могут содержаться сведения об опыте работы педагога: период
работы и занимаемая должность.
5
Сведения данного раздела могут быть оформлены в произвольной
форме.
4. Профессиональная карта педагога
Данный раздел портфолио содержит обобщенные данные о
профессиональной деятельности педагога за весь период его педагогической
деятельности.
Данный раздел включает в себя:
Работа по теме самообразования: сроки реализации темы, название
темы, результат обобщения.
Обобщение и распространение своего педагогического опыта
(методические разработки, методические рекомендации, сборники,
проведение открытых мероприятий по данному направлению,
консультации) : тема, уровень и форма обобщения, дата.
Участие в методической работе (информация о выступлениях на
семинарах, конференциях различного уровня, педагогических советах;
конспекты выступлений содержатся в разделе «Методическая копилка») :
тема выступления, дата выступления, наименование методического
мероприятия, уровень проведения методического мероприятия).
Повышение профессиональной компетенции (посещение семинаров,
консультаций, конференций, обобщения опыта другими педагогами) : дата
посещения мероприятия, форма и место проведения мероприятия, тема.
Открытые мероприятия (которые педагог провел сам) : дата открытого
мероприятия, наименование мероприятия, уровень проведения.
Сведения о публикациях: дата публикации, жанр работы, тема,
издание, в котором опубликована работа (наименование журнала и его номер
или наименование интернет-ресурса) .
Участие в профессиональных конкурсах: дата проведения конкурса,
название конкурса, уровень конкурса, форма проведения конкурса (очная или
заочная, результат участия в конкурсе (победитель, призер, участник) .
6
Использование педагогом инновационных педагогических
технологий: название технологии, годы реализации, цель использования
технологии.
Участие в экспериментальной, инновационной деятельности: вид
деятельности (инновационная, экспериментальная, форма организации, тема,
срок реализации.
Сведения данного раздела оформляются в табличном варианте
(каждая группа сведений в отдельной таблице) .
Каждая таблица кроме заполненных строк содержит пустые строки,
чтобы можно было вносить сведения по мере их поступления. При большом
количестве внесенных вручную записей таблица переоформляется в
печатном варианте, также, оставляя пустые дополнительные строки.
Методические рекомендации по созданию портфолио педагога
дополнительного образования
разделе «Методическая копилка»): тема выступления, дата
выступления, наименование мероприятия, уровень);
открытые мероприятия, проведенные самим педагогом: дата
открытого мероприятия, наименование мероприятия, уровень проведения;
участие в профессиональных конкурсах: дата проведения конкурса,
название конкурса, уровень конкурса, форма проведения конкурса (очная или
заочная, результат участия в конкурсе;
повышение профессиональной компетенции (посещение
консультаций, семинаров, конференций и др.): дата, форма и место
проведения мероприятия, тема;
сведения о публикациях: дата публикации, тема, издание, в котором
опубликована работа (сборник, журнал, интернет-ресурс) ;
использование педагогом инновационных педагогических технологий:
название технологии, годы реализации, цель использования технологии.
Сведения раздела можно оформить в виде таблицы.
7
Вся информация вносится по мере поступления.
5. Копии документов
Раздел содержит копии документов:
Об образовании
О дополнительном образовании
О профессиональной переподготовке
О прохождении курсов повышения квалификации
О прохождении аттестации
Может содержать трудовой договор и дополнительные соглашения к
трудовому договору.
6. Результаты педагогической деятельности
В разделе помещаются копии грамот, благодарственных писем,
дипломов, свидетельств, сертификатов.
Для удобной ориентации в данных документах, раздел нужно
разграничить на подразделы; начало каждого подраздела оформляется
листом-разделителем.
Можно разместить вырезки из газет о коллективе, анализ
деятельности коллектива за последний год, фото с комментариями.
В том же разделе следует разместить и копии наградных материалов
воспитанников. Для этого можно сделать подраздел.
7. Методическая копилка / Педагогическая копилка
В разделе следует разместить разработки, мероприятий, открытых
занятий, выступлений на семинарах, конференциях, педсоветах,
консультации и т. п.
Если достаточно много информации в «Методической копилке»,
можно оформить отдельную папку
Заключение
8
Таким образом, портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить
и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои
возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и
достижению более высоких результатов.
9
Литература
1.
Липатова И.В., Пофессиональная деятельность педагога, Москва,
2003г.
2.
Интернет-ресурсы