Напоминание

История первого салюта в ходе Великой Отечественной войны


Автор: Чукарева Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка "1282"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: История первого салюта в ходе Великой Отечественной войны
Раздел: начальное образование





Назад





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка

№1282»

Городской

Фестиваль

«Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация №2: урок с использованием интерактивных

технологий

для учащихся начальной школы

Тема: «История первого салюта в ходе Великой

Отечественной войны»
Выполнила
Чукарева Ольга Ивановна
учитель начальных классов

Пояснительная записка
Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в культуре, ни в образовании, ни в экономике нельзя уверенно двигаться вперед. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства, гордости и ответственности, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Цели урока

Познавательные:
формировать знания о решающем сражении в ходе Великой Отечественной войны, об истории первого салюта в ходе Великой Отечественной войны.
Развивающие
: развивать у учащихся навыки исследовательской работы, поддерживать творческие способности детей, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, этических качеств личности ученика.
Воспитательные:
формировать уважительное отношение к нравственным ценностям, к Родине и ее истории, гордости за свой народ, бережного хранения традиций Отечества, формировать у учащихся толерантность и коммуникативность.

Сценарий урока

Предварительный этап
На уроке накануне выхода в музей на внеклассных занятиях обучающиеся под руководством учителя вспоминают даты Великой Отечественной войны, крупные сражения, знакомятся с именами известных советских полководцев, с историей создания музея, готовят рассказы о своих родственниках - свидетелях тех событий, учеником класса подготовлена презентация о школьном музее боевой славы. Ребята входят в зал музея и рассаживаются под марш Э.Элгара «Торжество победы» 1. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его в Музее боевой славы. -С какими событиями в истории нашей страны связан музей и его экспонаты? (Ответы учеников) - Когда началась Великая Отечественная война? - Сколько времени она длилась? Какой день считается Днем Победы? Ученик читает стихи Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май! - О чем это стихотворение? - Салют дается во время праздников. Война – время не праздничное. Как вы думаете, звучали ли залпы салютов в ходе войны? (Ответы учащихся)
Историю какого события в ходе Великой Отечественной войны мы сегодня с вами должны узнать? 2. Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо восстановить некоторые документы. На листах, которые вам выдам, есть текст. Его нужно изучить и восстановить информацию. Вы видите, что некоторые слова здесь пропущены. Так бывает, когда от времени стирается бумага, или начинает пропадать цвет чернил. Давайте вместе попробуем догадаться, что же произошло много лет назад. Учащимся выдаются листы с текстами. Ученики выполняют задание, вписывают недостающие слова. - Прочитайте тексты, которые получились. Ученики читают тексты. Тексты проецируются на экран. - О какой битве идет речь в документах? - В честь какой победы прозвучал первый салют в ходе войны? - Какие города называют городами первого салюта? (На карте к городам Белгород и Орёл прикрепляются символические значки салюта) - Сколько было всего произведено салютов за годы Великой Отечественной войны? Ученик читает стихи О р е л и Б е л г о р о д - д в а г о р о д а , д в а б р а т а , И х К у р с к д у г о й п о б е д н о й п о р о д н и л , О с в о б о ж д е н ь я и х м ы п о м н и м д а т у , О ней салют московский возвестил. 3. - Мы сейчас находимся в школьном музее 10 и 29 корпусов 5 танковой армии. Эта армия участвовала в Курском сражении. Она прошла славный боевой путь от Прохоровки, где шли ожесточенные бои, и земля горела под ногами, до города Данцинг. Только в честь этой армии салюты звучали 11 раз. - Для того чтобы наша история ожила, сейчас попробуем себя в роли экскурсоводов. Каждой группе дается путевой лист с заданиями. (Приложение «Путевые листы 1 – 4», задания разноуровневые) Путешествуя по музею, будьте внимательны, вы узнаете много нового не только о войне, но и о людях, которые воевали. В конце урока некоторые из вас смогут стать не только посетителями музея, но и экскурсоводами. Отправляемся с вами на экскурсию.
В путевых листах учащиеся выполняют задания, рассматривают экспонаты музея и готовятся к проведению экскурсии.
4. Экскурсия
Примерные рассказы учащихся об экспонатах музея. На стенде представлен боевой путь 5 танковой армии, которая была сформирована в феврале  — марте 1943 года и прошла боевой путь от Прохоровки до Данцига (сейчас польский город Гданьск). В 1943 году армия приняла участие в Курской битве во встречном танковом сражении у Прохоровки. Участвовала в боях на Днепре, в Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской операциях. В годы войны 53 воина этой армии стали Героями Советского Союза, 14  — кавалерами ордена Славы трех степеней, свыше 38 тысяч удостоились других государственных наград. Многие соединения и части 5 гвардейской танковой армии были награждены боевыми орденами, отмечены почетными наименованиями. Верховный Главнокомандующий  объявил войскам армии 17 благодарностей, столица СССР город Москва от имени Родины 11 раз салютовала героическим танкистам. С февраля 1943 года по август 1944 года 5 гвардейской танковой армией командовал генерал-лейтенант Ротмистров Павел Алексеевич. Под его командованием 5 танковая армия участвовала в битве на Курской дуге. В послевоенное время за умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, получил звание Героя Советского Союза Ему присвоено звание Главный маршал бронетанковых войск. В ы в и д и т е
колючую

проволоку,
которая использовалась, как противопехотное заграждение на поле боя. Она устанавливалась при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Ею были перекрыты подходы к войсковым укреплениям.
Каска
является средством индивидуальной защиты, как защитный шлем военнослужащих. Используется, как правило, во время военных действиях для защиты головы от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой. В музее каски представлены с пробоинами от осколков снарядов и с красной звездой.
Котелок

армейский
предназначен для приёма пищи в походных условиях.

Солдатский

медальон
. В нем должна лежать записка с данными военнослужащего (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван).
Гильзы от различных снарядов
времен войны. Осколки от снарядов, запаянная гильза с землёй с прохоровского поля. Все это найдено на полях сражений под Курском учениками и учителями нашей школы, которые участвовали в походах по местам боевой славы.
Михаил Леонов
родился в 1905 году. К октябрю 1943 года младший сержант Михаил Леонов командовал башней танка «Т-34». Экипаж, в составе которого был и Леонов, подбил немецкий танк и раздавил 15 автомашин и 146 солдат и офицеров противника. В ходе боя танк был повреждён и загорелся. Бойцы экипажа не покинули горящую машину, а направили её на позиции противника, продолжая сражаться, пока танк не взорвался. Похоронен на месте боя. Младший сержант Михаил Леонов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также посмертно был награждён орденом Ленина.
Андрей Иванович Ощепков
родился в 1922 году. 24 августа 1943 года, командуя отделением, проник в расположение противника впереди наступающего батальона. Во время боя гвардии старший сержант Ощепков был тяжело ранен. В это время впереди открыл огонь пулемёт и з ДОТа, и тяжело раненный Ощепков, под миномётным обстрелом пополз к пулемёту, и закрыл телом амбразуру ДОТа, тем самым дав возможность развить наступление батальону. Гвардии старшему сержанту Ощепкову Андрею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Имя героя носят улицы Барнауле, селе Павловск, городе Харькове и посёлке городского типа Коротыч. Имя Андрея Ощепкова увековечено на Мемориале Славы в Барнауле.
Александр Рорат
родился в 1910 году. К октябрю 1943 года старший сержант Александр Рорат был наводчиком орудия. В бою с многократно превосходящими силами противника Рорат вместе с командиром экипажа уничтожил 4 танка, 2 самоходных артиллерийских установки «Фердинанд» и 3 автомашины. В том бою Рорат, оставшись после гибели командира один, протаранил своим подбитым горящим танком
вражескую машину, погибнув при этом. Похоронен в братской могиле. Старший сержант Александр Рорат посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденом Ленина и медалью. Навечно зачислен в списки личного состава воинской части. В честь Александра Рората названа улица в селе Недайвода. - Как видите, многие солдаты погибли, защищая нашу Родину. Победный салют звучал и в их честь. Давайте почтим память погибших солдат минутой молчания. На экране вечный огонь и звучит метроном.

Технологическая карта урока

Этап

урока

Вре

мя

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы

обучения

Формы работы
1. Приветс т- вие, этическ ая настрой ка 5 мин Погружение в тему урока, активизация этических чувств учеников. Учитель приветствует учеников. Кратко вводит в тему урока. Демонстри- рует слайды. Воспринима- ют рассказ учителя, рассматри- вают слайды, демонстри- руют эмоциональну ю реакцию. Словесный метод, ИКТ. Фронтальная, индивидуаль- ная формы работы. 2. Ознаком ление с новым материа лом. 15 мин Дать информацию об истории первого салюта в ходе Вов в проблемном поиске. Учитель инструктирует учеников, дает задание на листе восстановить информацию, благодаря которой можно узнать историю первого салюта в ходе Вов Составляют целостный текст, обсуждают, постигают информацию истории первого салюта в В е л и к о й Отечествен- ной войне. Поисково- проблемный метод. Групповая работа.
3. Закрепл ение нового материа ла. 20 мин Применение нового знания в и г р о в ы х заданиях. Повторение и закрепление нового знания. Учитель объясняет з а д а н и е – совершить экскурсию по музею, пользуясь добытыми знаниями. Регулирует деятельность учеников. Ученики знакомятся с экспонатами музея, получают новые знания, готовят экскурсию по м у з е ю и демонстриру- ют экскурсию в конце урока. Поисково- проблемный метод. Групповая работа 4. Заверше ние урока. 5 мин . Подведение итога урока. Подводит итог уроку, проводит краткую этическую б е с е д у н а тему урока. Воспринима- ю т р а с с к а з учителя, рассматрива- ют слайд. Словесный метод, ИКТ. Фронтальная форма работы.
Текстовые материалы для учеников

Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май!
1
. Битва под

вошла в историю как одно из важнейших событий

войны. В итоге 50 дней непрерывных боевых действий

армия понесла крупнейшее
….
Провалилась попытка фашистов повернуть ход войны в свою

. После поражения в битве под Курском противник был вынужден перейти к

на всех фронтах. Для советских войск открылись перспективы наступления на всем советско-германском фронте.
5 августа 1943
советские войска отбили у врага города
Орёл и

Белгород
. В этот день в небе над столицей москвичи

за всю войну увидели залпы
… ….
Отныне так будут отмечать крупные

на фронтах. (Курском, Великой Отечественной, фашистская, поражение, пользу, обороне, впервые, праздничного салюта, победы)

2
. По приказу И. В. Сталина №2 от 5 августа 1943 года, в Москве был дан артиллерийский

войскам, освободившим Орёл и Белгород. Город первого салюта — неофициальное название городов

, которые 5 августа 1943 года в ходе

битвы были

от немецко-фашистских захватчиков. Всего за годы

в Москве было произведено 355 салютов. (салют, Орла и Белгорода, Курской, освобождены, Великой Отечественной войны) Орел и Белгород - два города, два брата, Их Курск дугой победной породнил, Освобожденья их мы помним дату, О ней салют московский возвестил.
Путевой лист группы № 4

1. Состав группы: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Руководитель:__________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы. 2. Распределите роли в группе. 3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
Задание для группы
1. Найдите в музее витрины, на которых представлены фотографии героев Советского Союза 5 танковой армии и их боевой путь. 2. Найдите героев по фамилии Леонов Михаил, Рорат Александр, Мишин Александр. 3. Составьте рассказ об этих героях по плану:  фамилия, имя героя;  звание, кем был на фронте;  какой подвиг совершил;  какой награды и когда удостоен;  сколько лет было на момент совершения подвига;  награжден посмертно или нет;  как увековечено имя героя. 4. Проведите экскурсию.
Путевой лист группы № 3

1. Состав группы: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Руководитель:__________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы. 2. Распределите роли в группе. 3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
Задание для группы
1. Найдите витрину, на которой представлены экспонаты, соответствующие описанию, назовите и покажите их.  Противопехотное заграждение на поле боя. Оно использовалось при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Им были перекрыты подходы к войсковым укреплениям,  Средство индивидуальной защиты, з а щ и т н ы й шлем военнослужащих, Используется, как правило, во время военных действиях для защиты головы от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой. В музее они представлены с пробоинами от осколков снарядов и с красной звездой.  Он предназначен для приёма пищи в походных условиях.  В нем должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван).  В огнестрельном оружии: цилиндр (обычно металлический) с дном, предназначенный для размещения порохового заряда и прочного соединения его с пулей, снарядом. 2. Рассмотрите, какие ещё экспонаты представлены на этом стенде (1-2). Назовите их и покажите. Все это найдено на полях сражений под Курском учениками и учителями нашей школы, которые участвовали в походах по местам боевой славы. 3. Проведите экскурсию.
Путевой лист группы № 2

1. Состав группы: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Руководитель:_________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы. 2. Распределите роли в группе. 3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
Задание для группы
1. Прочитайте текст С февраля 1943 года по август 1944 года 5 гвардейской танковой армией командовал генерал-лейтенант Ротмистров Павел Алексеевич. В послевоенное время за умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками получил звание Героя Советского Союза. 2. Ответьте на вопросы  Кто командовал 5 танковой армией с 1943 по 1944 год?  Какое воинское звание имел командующий?  Какое высокое звание он получил в послевоенное время? 3. Найдите в музее и покажите портрет. 4. Расскажите о Павле Алексеевиче Ротмистрове одноклассникам.
Путевой лист группы № 1

1. Состав группы: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Руководитель:__________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы. 2. Распределите роли в группе. 3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
Задание для группы
1. Прочитайте текст внимательно На стенде представлен боевой путь 5 танковой армии, которая была сформирована в феврале — марте 1943 года и прошла боевой путь от Прохоровки до Данцига (сейчас польский город Гданьск). В 1943 году армия приняла участие в Курской битве во встречном танковом сражении у Прохоровки. Участвовала в боях на Днепре, в Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской операциях. В годы войны 53 воина этой армии стали Героями Советского Союза, 14 — кавалерами ордена Славы трех степеней, свыше 38 тысяч удостоились других государственных наград. Многие соединения и части 5 гвардейской танковой армии были награждены боевыми орденами, отмечены почетными наименованиями. Верховный Главнокомандующий  объявил войскам армии 17 благодарностей, столица СССР город Москва от имени Родины 11 раз салютовала героическим танкистам. 2. Ответьте на вопросы.  Когда была сформирована 5 танковая армия?  Где начался её боевой путь и где закончился?  В каких битвах, боях и операциях участвовала армия?  Каких наград были удостоены её воины?  Сколько раз Москва салютовала героическим танкистам? 3. По вопросам составьте рассказ. Проведите экскурсию.


В раздел образования