Напоминание

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.


Автор: Айгишева Надежда Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26 г. Сургут
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад





Использование технологии развития критического мышления на уроках в

начальной школе.
Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии. Одна из приоритетных -
Технология

развития критического мышления.
Применять её можно на всех учебных предметах. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить. Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов: - Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации). - Осмысление содержания (получение новой информации). - Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
I. Фаза вызова.
1) Постановка целей урока. 2) Активизация познавательной деятельности учащихся. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность ребенку проанализировать то, что он уже знает, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Какие интересные приемы можно использовать на этом этапе? 1.Кластер:в центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 2. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»:В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. 3. Верные – неверные утверждения«Да – нетка»:Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет. 4. «Мозговой штурм»:Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполняемости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. 5. « Дерево предсказаний»:Где ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно»( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. 6. Приём «Верные – неверные утверждения»:Детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.
II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия).
Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией
осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать (ЗУХ). Это может быть составление сюжетной таблицы.Прием “Диаграммы сравнения”. Цель: развитие умения сравнивать и обобщать. Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения. Метод «Думательных шляп»: Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа: статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа: эмоциональная. Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса. Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения. Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн. Синяя шляпа: аналитическая. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе. Вопросы можно написать на шляпах!
III. Фаза рефлексии.
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. 1.Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Дается памятка написания письма. 2. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: 1) написать, что нового узнали по данной теме; 2) задать вопрос, на который они не получили ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков. Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя. Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии
и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач. После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.


В раздел образования