Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Автор: Айгишева Надежда Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №26 г. Сургут Населённый пункт: Сургут Наименование материала: статья Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Раздел: начальное образование
Использование технологии развития критического мышления на уроках в
начальной школе.
Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего -
умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные
действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их
реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и
современные педагогические технологии. Одна из приоритетных - Технология
развития критического мышления. Применять её можно на всех учебных
предметах. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –это естественный способ
взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть
информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить. Её суть очень
точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я
запомню, вовлеки меня – я пойму». В основу технологии положен базовый
дидактический цикл, состоящий из трех этапов:
- Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой
информации).
- Осмысление содержания (получение новой информации).
- Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
I. Фаза вызова. 1) Постановка целей урока. 2) Активизация познавательной
деятельности учащихся.
Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой
мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность ребенку проанализировать
то, что он уже знает, это создаст дополнительный стимул для формулировки им
собственных целей-мотивов.
Какие интересные приемы можно использовать на этом этапе?
1.Кластер:в центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации
ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается
подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
2. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»:В левой части –простые («тонкие»)
вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
3. Верные – неверные утверждения«Да – нетка»:Учитель зачитает утвержения,
связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет.
4. «Мозговой штурм»:Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет
найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы
то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполняемости и
эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на
вооружение.
5. « Дерево предсказаний»:Где ствол дерева — тема, ветви — предположения,
которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и
«вероятно»( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» —
обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
6. Приём «Верные – неверные утверждения»:Детям предлагается несколько
утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения,
полагаясь на собственный опыт.
II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия). Главной задачей этой
фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым
материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией
осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.Одной из возможных
форм контроля эффективности чтения с пометками является составление
маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать (ЗУХ).
Это может быть составление сюжетной таблицы.Прием “Диаграммы сравнения”.
Цель: развитие умения сравнивать и обобщать. Учитель группам дает задание: по
опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные
признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Метод «Думательных шляп»: Класс разбивается на шесть групп, каждая получает
шляпу определённого цвета. Белая шляпа: статистическая. Нас интересуют только
факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных
недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно
рассматриваемого вопроса. Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает
критически оценить выдвигаемые предложения. Желтая шляпа: позитивная,
требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ
рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой,
дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и
подводит итог работе. Вопросы можно написать на шляпах!
III. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе
рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной,
превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности
учащихся и учителя.
1.Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме,
инопланетянину, сказочному герою и т п). Дается памятка написания письма.
2. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой
теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас
работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу
развиваться, познавать себя, совершенствоваться.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления
создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных
способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Учащихся
надо
учить
критически
мыслить,
то
есть
критически
слушать
и
воспринимать,
осмысливать
и
анализировать
новую
информацию,
критически
развивать и совершенствовать себя.
Цели
развития
критического
мышления
отвечают
целям
образования
на
современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают
ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения,
самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления
помогает
учителю
пересмотреть
свое
собственное
отношение
к
образованию,
позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии
и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только
частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения
этих задач.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются
новые
идеи.
Это
еще
раз
доказывает,
что
технология
развития
критического
мышления
не
только
педагогическая
технология
с
установленными
правилами,
принципами
и
набором
приемов,
но
и
динамический,
развивающий
подход
к
обучению.
Смысл
образовательного
процесса состоит не в строгом следовании
алгоритму,
а
в
свободном
творчестве
педагогов
и
учеников,
работающих
с
использованием новых технологии.