Задачи социально-коммуникативного развития младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения.
Автор: Тишкина Татьяна НиколаевнаДолжность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п.г.т. Уренгой Пуровского района
Наименование материала: доклад на МО
Тема: Задачи социально-коммуникативного развития младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения.
Раздел: начальное образование
Назад
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района
Тишкина Татьяна Николаевна ©
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31-77
доклад на методическом объединении
учителей ИЗО, музыки, черчения и технологии
Подготовил:
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ№1»
п.г.т. Уренгой Пуровского района
Тишкина Татьяна Николаевна
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района
Тишкина Татьяна Николаевна ©
2015-2016 уч. год
Преподавателям слово дано не для того,
чтобы усыплять свою мысль,
а для того, чтобы будить чужую.
Ключевский Василий Осипович
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет
5 направлений развития и образования детей:
o
социально коммуникативное развитие;
o
познавательное развитие;
o
речевое развитие;
o
художественно эстетическое развитие;
o
физическое развитие.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
o
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные ценности;
o
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
o
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
o
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
o
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
Анализируя проблемы современных школьников, можно выделить следующие типичные
особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, младшие школьники остаются детьми,
они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети
выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более
информированы
и
любознательны,
свободно
ориентируются
в
современной
технике,
во
взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их
поведении, общении;
Проблемы школьников вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и
неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка,
ослаблением преемственных связей между семейным и школьным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных
условий
для
развития
их
индивидуальных
способностей,
возможности
саморегуляции,
формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и
взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района
Тишкина Татьяна Николаевна ©
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни
человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек
может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать
социально
ценной
личностью.
Коммуникация
становится
в
современной
жизни
метадеятельностью,
т.е.
деятельностью,
базовой
для
всех
других
видов
человеческой
деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с
этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с
окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа младших
школьников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и
познавательного
развития,
недостаточную
произвольность
поведения,
эмоциональную
неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми,
слабо
развитую
речь
и
т.д..
При
этом
имеются
в
виду
дети
с
сохранным
интеллектом,
нормальными
потенциальными
возможностями,
но
по
разным
причинам
отстающие
в
развитии от сверстников.
Именно
они
вызывают
особую
тревогу
у
работников
образования
и
внимательных
родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального
психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района
Тишкина Татьяна Николаевна ©
Реализация задач социально-коммуникативного развития
младших
школьников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности :
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества.
В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать
реальный результат.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить
решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в
процессе
создания
продуктов
детского
творчества
на
основе
воображения
и
фантазии
«вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная
деятельность
удовлетворяет
познавательные
интересы
ребенка
в
определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Познавательная
деятельность
обогащает
опыт
ребенка,
стимулирует
развитие
познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
•
Коммуникативная
деятельность
(общение)
объединяет
взрослого
и
ребенка,
удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в
его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные
действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
•
Проектная
деятельность
активизирует
самостоятельную
деятельность
ребенка,
обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый
вклад в процесс социально-коммуникативного развития младших школьников.
Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического
развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в
овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению
недостатков
коммуникативного
развития
детей
до
сих
пор
остаются
весьма
размытыми,
нечеткими,
неконкретными.
Поэтому
практическая
работа
в
данном
направлении
складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции,
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района
Тишкина Татьяна Николаевна ©
нежели
на
глубоком
знании
закономерностей
развития
коммуникативной
деятельности
в
онтогенезе. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи,
а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения словарного запаса,
формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс
развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения
школьников имеет три основных направления:
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как
субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими
словами,
проводится
специальная
работа
по
формированию
восприятия
сверстника
на
положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих
игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и
использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические,
пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений,
которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами
поведения
но,
главное,
вычленения,
осознания
и
воссоздания
и
игре
различных
видов
социальных отношений.
Все эти направления обеспечивают:
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района
Тишкина Татьяна Николаевна ©
o
развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия
сверстника
на
положительной
эмоциональной
основе
в
качестве
объекта
взаимодействия;
o
повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей
(путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию
различных типов коммуникативных высказываний);
o
овладение «схемой беседы»;
o
развитие
деловых
и
игровых
мотивов
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения:
овладение
смысловым
аспектом
человеческой
мимики,
естественных
и
экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
o
развитие
диалогиче ской
речи
(в
проце ссе
специальных
п р и е м о в
«комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений
(картинок,
картин),
имитационных
движений
и
действий
с
воображаемыми
объектами);
o
развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между
людьми) в движении, схематическом рисунке, речи;
o
развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей
(путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
o
умение
актуализировать
в
общении
содержание
своего
собственного
эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в
качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
o
развитие языковой способности (компетентности);
o
развитие речевого творчества;
o
развитие связной речи.
Мы
должны
стремиться
к
тому,
чтобы
коммуникативные
навыки
детей
совершенствовались,
ребенок
должен
усвоить
речевой
этикет
и
способность
поддержать
разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и
монологе.
У детей должны быть сформированы элементарные способности
домысливать
события, умение владеть контекстной речью.
Следует
помнить,
что
результаты
коммуникативных
навыков
младших
школьников
зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать
школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.
В раздел образования