Напоминание

Задачи социально-коммуникативного развития младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения.


Автор: Тишкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п.г.т. Уренгой Пуровского района
Наименование материала: доклад на МО
Тема: Задачи социально-коммуникативного развития младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения.
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района Тишкина Татьяна Николаевна © РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т. Уренгой Пуровского района 629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31-77
доклад на методическом объединении

учителей ИЗО, музыки, черчения и технологии
Подготовил: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района Тишкина Татьяна Николаевна
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района Тишкина Татьяна Николаевна © 2015-2016 уч. год
Преподавателям слово дано не для того,

чтобы усыплять свою мысль,

а для того, чтобы будить чужую.

Ключевский Василий Осипович

Федеральный государственный образовательный стандарт
выделяет 5 направлений развития и образования детей: o социально коммуникативное развитие; o познавательное развитие; o речевое развитие; o художественно эстетическое развитие; o физическое развитие.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС
: o усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; o развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; o становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; o развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; o формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; Анализируя проблемы современных школьников, можно выделить следующие типичные особенности: – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, младшие школьники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); – произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; – отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении; Проблемы школьников вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и школьным воспитанием. Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района Тишкина Татьяна Николаевна ©
Общение
- одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе. Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа младших школьников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников. Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района Тишкина Татьяна Николаевна ©
Реализация задач социально-коммуникативного развития
младших школьников направлена на приобретение опыта в различных
видах детской деятельности
:
• Игровая деятельность
дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность
дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность
позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная

деятельность
удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Познавательная

деятельность
обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.


Коммуникативная

деятельность
(общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность
дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.


Проектная

деятельность
активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития младших школьников. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Поэтому практическая работа в данном направлении складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции,
Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района Тишкина Татьяна Николаевна © нежели на глубоком знании закономерностей развития коммуникативной деятельности в онтогенезе. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения словарного запаса, формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения

школьников имеет три основных направления:

Первое направление
реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.
Второе направление
состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление
обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
Все эти направления обеспечивают:

Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой Пуровкого района Тишкина Татьяна Николаевна © o развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия; o повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний); o овладение «схемой беседы»; o развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения; o развитие диалогиче ской речи (в проце ссе специальных п р и е м о в «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами); o развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке, речи; o развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации); o умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга; o развитие языковой способности (компетентности); o развитие речевого творчества; o развитие связной речи. Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков младших школьников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.


В раздел образования