Автор: Узкая Татьяна Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУДОД ДДТ Населённый пункт: г. Гаджиево, Мурманской области Наименование материала: Статья Тема: Система работы Раздел: дополнительное образование
Система мой работы.
Что такое творчество ?
Взрослый человек для создания индивидуального продукта тратит много сил, времени и
энергии. Ребенку же этот процесс дается легко, непринужденно и радостно. Взрослый
будет терзать себя мыслью, а действительно ли он создал профессиональное, новое
творение
или
это
любительство,
заимствование?
Ребенок
не
мучает
себя
такими
проблемами. Он просто получает удовольствие и радость от самого процесса творчества.
А то, что он создал своими руками, для него всегда красиво, ново, ценно. Творчество детей
определяется их богатой и умной фантазией, которая подчас для них более значительна,
чем информация из жизни, и их способностью целиком сосредоточить внимание на том,
что их волнует именно сейчас. Дети-фантазеры, мечтатели и импровизаторы. Вместе с
тем, они всегда реалисты. Они не раскладывают по полочкам, не обосновывают взгляды,
лишь
откликаются
на
все,
что
их
окружает,
радостно,
раскованно
и
полнокровно
и
остаются
поэтами,
даже
если
занимаются
чем-то
обыденным
и
простым.
Детское
творчество-
это
целый
мир,
вызывающий
глубокую
заинтересованность
и
желание
расширить его, дать все необходимое для развития и серьезно разобраться в проблемах.
На протяжении 16 лет я работаю в Доме детского творчества. Начинать что-то новое
всегда непросто и ответственно, но вместе с тем очень интересно. Работать с детьми, да к
тому же детьми увлеченными и талантливыми интересно и ответственно вдвойне.
Детским «почему?» никогда не бывает конца. Это всегда заставляет педагога работать так,
чтобы ответы на детские вопросы были с одной стороны доступными и понятными, а с
другой, педагог должен создавать ситуацию для собственного поиска детей .Все это
способствует
формированию
устойчивого
интереса
к
предмету,
стремления
к
самообразованию, что особенно важно. Наличие прочных знаний, умений и навыков,
которые они смогут использовать и во внеучебной деятельности, помогает обучающимся
в дальнейшей взрослой жизни.
В процессе творческой деятельности совместно с воспитанниками сотворчества, а именно
так
я
понимаю
процесс
образования
в
объединении,
можно
выделить
три
последовательных этапа.
1.Выработка элементарных практических умений и навыков (1год обучения)
На первом году обучения успешно оправдал себя курс обучение детей полуобъемным
работам на плоскости.
Для групп первого года обучения подбираю работы небольшие, чтобы ребенок мог за одно
занятия
завершить
ее,
и
был
виден
результат.
Это
птички,
насекомые,
животные,
разнообразные рыбки. Для работ в технике декоративные цветы также подбираю работы
не сложные в исполнении, где одно и тоже упражнение раскатывание шарика, капельки
,лепесточка несколько раз –это дает возможность ребенку развить глазомер и кисть руки а
также закрепить умение доводить начатое до конца Это технология изготовления цветка
ромашки, подсолнуха и т .д. Для большей заинтересованности детей в занятиях провожу
их в игровой форме. На занятия приходят медвежонок из сказки «Три медведя», Муха-
цокотуха из одноименной сказки К. И. Чуковского, зайчик из сказки
: «С
казка о зайце
длинные уши косые глаза короткий хвост» и т.д.
Герои сказок подсказывают ребятам ответы на вопросы, напоминают основные приемы
работы, делают атмосферу занятия легкой и непринужденной.
Чередование
различных
видов
деятельности
делают
работу
менее
утомительной
и
динамичной. Работа с красками, яркие акварельные, гуашевые, акриловые краски вносят
в учебный процесс игру цвета, позволяя экспериментировать в росписи изделий готовых
работ.
На
занятиях
мы
изучаем
свойства
различных
видов
пластичных
материалов:
соленое тесто, глина, пластилин, пластика, их свойства. Рассматривая его сочетаемость,
учимся
подбирать
фон,
размещать
готовые
работы
на
плоской
основе,
правильно
подбирать рамку к изделию и составлять композиции. Каждое занятие требует от меня,
как от педагога, досконального знания своего предмета, проявления общей эрудиции.
Запланировать
творческий
процесс
невозможно,
реально
только
выстроить
«канву»
занятия, а творчество придаст ему свой колорит. На каждом занятии я опираюсь на
желание и возможности детей, их индивидуальные особенности и жизненный опыт.
Одни обучающиеся воспринимают материал, как говорится «на лету», другие требуют
более
подробного,
поэтапного
объяснения,
или
индивидуального
подхода.
Диагностическая работа помогает мне организовать разноуровневый подход к обучению,
что способствует положительной динамике ЗУН воспитанников.
Второй год обучения - это логическое продолжение той работы, которую начали на первом
году обучения. Она
включает в себя работу
с пластичными материалами на более
сложном
уровне:
изготовление
объемных
изделий
на
проволочной
основе
,с
использованием каркаса из фольги. На втором году обучения широко практикую не только
работу с опорой на подробное объяснение, но и на использование технологических карт
различного уровня, от более подробных, до карт- алгоритмов с использованием схем и
условных обозначений.
Большое
внимание
уделяю
созданию
в
кабинете
предметно-развивающей
среды,
поскольку считаю, что эмоционально-образные впечатления , полученные от восприятия
художественных
произведений,
положительно
влияют
на
формирование
творческих
впечатлений воспитанников, которые, в свою очередь приведут от выполнения работ по
образцу к созданию работ по замыслу. Постепенно, в процессе активного участия в
различных
видах
деятельности
при
получении
положительного
результата
у
ребенка
закрепляется желание ими заниматься. С этим интересом и желанием он поднимается на
следующую ступень развития, где начинается творческий поиск.
Обобщение
опыта
работы
нашло
воплощение
в
авторских
программах
«Сувенир»
и
«Сказка своими руками». В основе данных программ программы стоит цель создания
условий
для
гармоничного
развития
ребенка
посредством
занятий
пластичными
материалами.
Структуру программы можно сравнить со ступенями, соединяющими различные этажи
знаний и культур. Без ступеней любое, даже очень красивое и крепкое здание теряет
смысл, так как нет сообщения между этажами, нет верха и низа, входа и выхода, т. е нет
преемственности. Остается лишь поток разрозненной информации.
Программа объединения – это программа становления активной творческой личности, это
путь ученика к учителю и учителя к ученику. На сколько ступеней будет подниматься
ученик,
на
столько
же
ступеней
учитель
сможет
спуститься
к
нему.
Не
умеющий
спускаться, наклониться к ученику учитель, не сможет создать интересную, значимую для
ребенка ситуацию на занятии, так как он не понимает его. Для педагога очень важно
умение уважать индивидуальную траекторию развития своего воспитанника.
Ожидать – это не значит бездействовать. Просто нельзя торопить ребенка, когда он
формируется, кидать его в поток информации, обрекать его сразу на несостоятельность и
ошибку в выборе своего пути.
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями ко всем
видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с
возрастом постепенно угасают. Чем старше становится человек, тем труднее развить его
способности, ведь они существуют только
в движении и развитии. Поэтому важный
принцип
программы
–
своевременность
и
актуальность
творческой
деятельности,
значимой для ребенка в данный возрастной период. И чем раньше этот опыт коснется
ребенка, тем успешнее идет его развитие. Каждый возрастной период жизни человека
имеет
свои
специфические
черты,
и
педагог
при
подборе
материала
и
организации
учебного процесса должен соблюдать плавный переход от приоритетов одного возраста к
другому.