Элективный курс для кадетских классов образовательных организаций "Строевая песня"
Автор: Щербакова Елена Борисовна Должность: учитель музыки Учебное заведение: ГБОУ "Школа с углубленным изучением музыки № 1362 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Элективный курс для кадетских классов образовательных организаций "Строевая песня" Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка.
Духовно нравственное
развитие
и
воспитание
гражданина
России
является
ключевым
фактором
развития
страны,
обеспечения
духовного
единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Причастность к
защите
Родины,
гордость
за
принадлежность
к
Вооруженным
силам,
воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной
молодежи
свою
значимость.
Поэтому
очевидна
неотложность
решения
острейших
проблем
воспитания
патриотизму,
как
основы
консолидации
общества и укрепления государства.
Открытие кадетских школ в регионах страны дало возможность на
качественном
уровне
готовить
воспитанников
к
службе
в
ВС
РФ
и
к
поступлению в военные учебные заведения. Одним из элементов военной
подготовки
являются
строевые
упражнения. Каждый
взвод
в
воинских
формированиях
имеет
свою
строевую
песню.
Строевая
песня
является
мощным импульсом воспитания патриотизма обучающихся, повышения их
самосознания,
формирования уважения к Российской армии и воинской
профессии. Велика роль музыки и в оформлении воинских ритуалов, которые
играют
важную
роль
в
формировании
облика
воина-патриота.
Воинские
ритуалы — торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл,
содержание
традиций,
связанных
с
важнейшими
событиями
в
жизни
общества. Огромное значение в воинских ритуалах всегда имели маршевая
музыка и строевые песни.
Музыка — один из самых действенных компонентов художественного
оформления
воинских
ритуалов.
Она
вносит
в
ритуалы
особенную
торжественность,
создает
приподнятое,
праздничное
настроение,
воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Строевые смотры, прохождения
в
строю
и
другие
воинские
ритуалы
сопровождаются
песнями,
которые
звучат в музыкальном сопровождении военного оркестра или a capella. При
исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя
частицей воинского коллектива.
1.
Цель реализации курса :
формирование духовно-нравственного облика кадетов, воспитание уважения
к истории и традициям российской армии, повышение качества строевой
подготовки, развитие интереса обучающихся к солдатской строевой песне.
2.
Задачи реализации курса :
формирование
представлений
обучающихся
о
значении
строевой
и
маршевой музыки в жизни страны и её историческом прошлом, а также в
современной Российской армии;
расширение знаний обучающихся о многообразии видов солдатских
песен, военных маршей, их интонационных и ритмических особенностях;
ознакомление
обучающихся
с
многообразием
воинских
ритуалов,
с
символами, эмблемами и атрибутами военного оркестра;
формирование навыков исполнения и слушания строевых песен;
формирование навыков строевой подготовки;
2. Общая характеристика учебного курса.
Учебный курс «Строевая песня» нацелен на повышение нравственного,
интеллектуального,
эстетического
уровня
обучающихся,
на
развитие
их
творческих способностей, на укрепление их физической подготовки.
В
процессе
преподавания
курса
«Строевая
песня»
предполагается
проведение
теоретических
занятий
(изучение
тем:
хронология
развития
жанра, виды строевых песен и военных маршей, знаки отличия,
эмблемы, атрибуты военного оркестра, выдающиеся авторы и
исполнители строевых песен);
использование
проектно-исследовательской
деятельности
обучающихся при изучении тем «Строевая песня от истоков до
современности», «Строевая песня в кино и на телевидении»;
практических занятий
для
разучивания
строевых
песен
и
отработки навыков строевой подготовки с исполнением строевых
песен.
2.1.Формы организации учебной деятельности обучающихся.
Содержание
изучаемых
тем
учебного
курса
включает
в
себя
коллективные и индивидуальные формы работы с обучающимися .
При этом основными видами деятельности являются:
хоровое пение;
слушание музыки;
элементарное музицирование;
отработка строевых навыков с исполнением строевых песен;
проектно-исследовательская деятельность;
выполнение творческих заданий.
2.2. Основные разделы программы учебного курса.
Раздел 1.Строевая песня от истоков до современности.
Раздел 2.Символы, знаки, эмблемы и атрибуты военного оркестра.
Раздел 3. Музыка в воинских ритуалах.
Раздел 4. Выдающиеся авторы и исполнители строевых песен.
Раздел 5. Строевая песня в кино и на телевидении.
Раздел 6. Строевая песня и её роль в строевой подготовке.
2.3. Перечень методов организации учебной деятельности:
- словесные методы (объяснение понятий, видов, обзорных тем);
-
наглядные
методы
(источником
знаний
являются
наглядные
материалы
интернет - порталов ресурсов города);
- практические методы (обучающие в ходе работы выполняют практические
действия);
-интерактивные методы (эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с
другими
обучающимися
в
ходе
выполнения
учебных
действий,
носящих
творческий
характер;
использование
видеоматериалов,
интернета,
наглядности);
-проектно-исследовательский
метод
(обучающиеся
осваивают
приемы
самостоятельной постановки проблем, находят способы их решения и т.д.);
2.4. Описание связи с другими учебными предметами в части
преемственности содержания элементов образования:
Учебный курс « Строевая песня » является интегрированным (Музыка
и ОБЖ), курс рассчитан на
преподавание учителем музыки совместно с
учителем ОБЖ. Взаимосвязи учебных предметов обеспечивают всестороннее
изучение как теоретической части содержания курса, так и практической
части по отработке строевых навыков.
3.Место учебного курса в учебном плане
Курс «Строевая песня» является курсом по выбору обучающихся, рассчитан
на один год обучения и предназначен для обучающихся 7-9 классов. Общее
количество академических часов: 12 часов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
4.1. Личностные результаты :
1) воспитание
патриотизма,
уважение
к
своему
народу,
чувства
ответственности перед Родиной;
2) формирование интереса к истории своей страны, к истории становления
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
обучающихся
к
саморазвитию и самообразованию;
3) формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
учебно-исследовательской
и
творческой деятельности;
4)
формирование
эстетических
потребностей
как
результат
освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
4.2. Метапредметные результаты :
1)
умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать
для
себя
новые
задачи
в
учёбе
и
познавательной
деятельности;
2) умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
4) владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
5) формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
4.3. Предметные результаты :
Обучающийся научится:
1 ) понимать
специфику
строевых
песен,
выявлять
и
различать
их
особенности;
2) выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении;
3) разбираться в многообразии строевых песен и военных маршей,
понимать их значение в жизни народа и вооруженных сил;
4) разбираться в многообразии воинских ритуалов, знать музыкальные
сигналы, используемые в качестве их сопровождения;
5) чувствовать ритм и метр строевой песни, ходить строевым шагом с
одновременным исполнением песен;
6) осуществлять исследовательскую деятельность художественно-
эстетической направленности, участвуя в концертах и конкурсах;
7) ориентироваться
в творчестве
композиторов
и исполнителей
солдатских песен;
8) применять информационно-коммуникативные технологии в процессе
поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет;
5. Содержание учебного курса.
Раздел
1.
Строевая
песня
от
истоков
до
сов рем ен н ост и .
Песня
–
синтез
музыки
и
слова.
Интонационные
особенности
языка
народной,
профессиональной,
старинной
и
современной
песни.
Жанры
народных
песен.
Значение
песни
в
жизни
человека. Солдатские
песни
Киевской
Руси.
Канты,
как
отражение
событий
эпохи
Петра I.
Марши
Преображенского
полка.
Песни
времен
Отечественной
войны
1812
года.
Рекрутские песни, их значение в жизни солдата. Варяг-песня – памятник
мужеству
русских
моряков.
Революционные
песни.
Многообразие
песен
Великой
Отечественной
войны.
Песни
Победы.
Современные
солдатские
песни: авторские и профессиональные. Песни различных родов войск. Песни
в парадном строю.
Раздел 2. Символы, знаки, эмблемы и атрибуты военного оркестра.
История возникновения военных оркестров. Состав, виды и предназначение
военных
оркестров.
Символы,
знаки,
эмблемы.
Военный
дирижер.
Тамбуршток, тамбурмажор. Современные военные оркестры.
Раздел 3. Значение музыки в воинских ритуалах.
История возникновения воинских ритуалов. Виды воинских ритуалов. Роль
музыки в воинских ритуалах. Практические навыки исполнения воинских
ритуалов.
Раздел 4. Знаменитые авторы и исполнители строевых песен.
Выдающиеся авторы и исполнители солдатских песен. В.И.Агапкин, братья
Покрасс,
А.И.Новиков,
И.А.Букреев,
Академический
ансамбль
песни
и
пляски
Российской
Армии
имени
А.В.Александрова.
Современные
исполнители солдатской песни.
Раздел 5. Строевые песни в кино и на телевидении.
Раздел 6. Строевая песня и её роль в строевой подготовке.
Разучивание строевых песен. Отработка практических навыков исполнения
строевой песни при движении строем.
6. Тематическое планирование
№
Раздел
Количество часов
Всего
часов
Теория
час
Практика
час
1.
Строевая
песня
от
истоков
до
современности.
2.
1
1
2.
Символы,
знаки,
эмблемы
и
атрибуты военного оркестра.
1
1
0
3.
Значение
музыки
в
воинских
ритуалах.
2.
1.
1.
4.
Знаменитые авторы и исполнители
строевых песен.
1.
1
0
5.
Строевые
песни
в
кино
и
на
телевидении.
1.
0
1.
6.
Строевая песня и её роль в строевой
подготовке.
5
2
3
Итого