Приобщение детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре средствами социально-культурной деятельности
Автор: Минькова Юлия Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД" Населённый пункт: г. Удачный Наименование материала: статья Тема: Приобщение детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре средствами социально-культурной деятельности Раздел: дополнительное образование
Приобщение детей младшего школьного возраста к традиционной
народной культуре средствами социально-культурной деятельности.
В
современном
российском
обществе
духовно-нравственное
воспитание
подрастающего
поколения,
сталкивается
с
рядом
проблем.
С
одной
стороны,
прослеживается
недостаточное
внимание
к
изучению
традиционной народной культуры в обучении и воспитании детей в системе
дополнительного
образования.
С
другой
стороны,
социокультурные
изменения
диктуют
нам
расширение
жанровых
разновидностей
и
форм
художественной деятельности, что заставляет нас по-новому
взглянуть на
проблему воспитания подрастающего поколения в современных условиях.
Развитие
духовно-нравственных
качеств
ребенка,
необходимо
осуществлять через приобщение к фольклору. Фольклор - это национальное
богатство народа, духовная культура, формировавшаяся многими веками и
поколениями.
Обращение
к
истокам
народной
культуры
положительно
влияет на сознание детей. Изучая народное творчество, ребенок благоприятно
развивается, как личность.
Система дополнительного образования детей должна помочь ребенку
сформировать
потребность
в
своей
национальной
культуре.
Именно,
в
младшем
школьном
возрасте
в
познавательной
деятельности
ребенка
происходят
большие
изменения.
Ребенок
с
интересом
воспринимает
все
происходящее вокруг. И здесь, в работе с детьми, по приобщению их к
народной
традиционной
культуре,
особое
значение
имеет
обращение
педагога
к
социально-культурным
технологиям
(рекреативные,
образовательные,
культуротворческие,
проектные),
благодаря,
которым,
в
процессе игровой деятельности -
ребенок знакомится с особенностями
традиционной народной культуры, реализует свои способности, занимается
творчеством, раскрепощается в общении.
Использование различных форм социально-культурной деятельности в
обучении и воспитании ребенка будет способствовать развитию личности,
осознания себя, как части традиционной культуры.
Важную
роль
в
приобщении
ребенка
к
народной
традиционной
культуре
играют
народные
праздники,
где
вместе
со
взрослыми
дети
объединены общей целью, совместной творческой деятельностью, передачей
и сохранением традиций от одного поколения к другому. Также включение
родителей
в
педагогический
процесс,
привлечение
их
к
подготовке
праздничных мероприятий и участию в них, способствует установлению
доверия между педагогами, детьми и родителями.
Посредством народного
праздника ребенок знакомится с культурой и бытом народа: традиционными
играми, народным костюмом, народными песнями и танцами, народными
ремеслами, сказками.
Изучение таких славянских праздников, как: Осенины, Покров, Рождество,
Святки, Масленица, Пасха, Сороки, Именины березки способствует духовно-
нравственному
воспитанию
детей,
развитию
и
совершенствованию
патриотических чувств, бережному отношению и уважению к своим близким,
друзьям, любовь к родному краю.
Не секрет, что на современном этапе развития нашего государства
правительство делает ставку на глубокую патриотизацию общества, что в
свою
очередь,
весьма
положительно
отражается
на
всех
социально
-
значимых
процессах
внутри
него.
В
связи
с
этим,
приобщение
детей
к
традиционной
народной
культуре
и
правильное
духовно-нравственное
воспитание средствами социально культурной деятельности сейчас очень
востребовано и актуально.