Автор: Кириченко Светлана Алексеевна Должность: преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы Учебное заведение: МБОУДОД "Детская школа искусств №10" Населённый пункт: брянск Наименование материала: методическая разработка Тема: опыт работы Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио в младших
классах.
Из
опыта
работы
в
детской
школе
искусств
я
пыталась
разрушить
стереотипы, что «предмет сольфеджио – скучный, неинтересный, сложный и
многие, именно, из-за него бросают обучение музыки». Чтобы такого не
случалось, педагог должен обладать яркими профессиональными качествами:
заинтересовать,
завлечь
ребенка,
учитывая,
конечно,
индивидуальные
особенности каждого. Ситуация успеха должна, несомненно, сопровождать
обучающего.
Тогда
ребенок
постепенно
начинает
раскрывать
свои
способности фантазировать, переживать с раннего возраста.
Все, что в нем разбудили, воспитали – скажется на протяжении всей жизни.
Проблема обучения сольфеджио, как сложного предмета состоит в том,
что не все дети посещают уроки по каким-то причинам ( в особенности из-за
загруженности в школе, болезни) и вынуждены отставать. В этом случае,
групповой
метод
обучения
вызывает
психологический
дискомфорт
у
отстающих
учащихся
и
поэтому
можно
воспользоваться
некоторыми
элементами технологии модульного обучения. Сущность этой технологии
состоит в развитии познавательных способностей на уроках сольфеджио, что
дает возможность:
1.
Повысить интерес учащегося, учебной мотивации
2.
Повысить качество знаний
3.
Способствовать личностному развитию учащихся
Обучение в
игре
и применение разнообразных активных форм
(групповой, индивидуальной, парной) очень удобно, потому, что учащимся
можно предложить задания трех уровней сложности (по их выбору).
Для
высокой оценки - выбирается
первый, самый сложный уровень
задания. Если учащийся не уверен в своих знаниях, то, соответственно –
второй или третий уровень заданий, но оценка будет ниже. Таким образом,
формируется стимул для выполнения сложных заданий. Выполнение заданий
третьего, облегченного», уровня на «отлично» позволяет ученику с низким
уровнем знаний перейти на более высокий уровень заданий.
Воспитание творческих навыков – одна из важных форм в курсе
сольфеджио.
Без
творческого
общения
с
музыкой
невозможно
себе
представить процесс обучения.
Карл
Орф
назвал
музыкально-творческие
импульсы
«скрытыми
способностями»,
и
настаивал
на
необходимости
отыскания
эффективных
путей к каждому ребёнку.
«Опыт, – говорит К. Орф убедил меня, что редко можно встретить совсем
немузыкальных детей, и почти к каждому ребёнку можно найти путь, у
каждого вызвать отклик и таким образом содействовать развитию скрытых
способностей».
Какую
цель
преследует
педагог,
развивая
творческие
способности
обучающихся?
Прежде всего, развитие музыкального слуха, памяти, воображения, а также
эмоциональной
восприимчивости
к
музыке.
Творческая
инициатива
способствует
более
эмоциональному
и
вместе
с
тем
осмысленному
отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные
творческие
возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету.
Творческую работу можно начинать с подготовительного класса в виде
свободных вокальных импровизаций:
1.
Спеть песенку разными голосами (лисички, зайчика, медведя)
2.
Спеть песенку громко и тихо, медленно и быстро.
3.
Импровизация колыбельной песни для игрушки на заданные слова
4.
Импровизация на сюжет сказки «Теремок».
Педагог рассказывает сказку и сочиняет рефрен на слова: «Кто, кто в
тереме живет?
Ребята отвечают, соответственно своему образу.
Задания на фортепиано:
1.
Сыграть знакомую песенку в заданном регистре быстро и медленно,
громко и тихо.
2.
Сочинить мелодию из заданных звуков
3.
Сочинить мелодию на заданный ритм.
4.
Сочинить мелодию на заданные слова.
5.
Досочинить и сыграть мелодию до тоники (последний такт).
6.
Импровизация из звуков трезвучия вальс, марш, танец
Сочинение
пьес
из
звуков
трезвучия:
«Рассвет»,
«Закат»,
«Эхо»,
«Дразнилка»:
Первые представления о тонике дети могут получить через ощущения
тяготения
к
ней,
завершая
на
ней
мелодии.
Сначала
развивать
чувство
тоники
только на периодах. Слух подскажет ученику, что чаще мелодия
завершается устойчиво.
Далее происходит знакомство со ступенью – как
вопрос:
"Где
ты
был
мой
баран?";
"Где
кукушка
ты
летала,
отчего
не
куковала?" Затем дети узнают о том, что музыкальный вопрос может звучать
и на других неустойчивых ступенях, а заканчивается мелодия иногда на III, V
ступени. После того, как учащиеся узнают такт, фразы, сильные, слабые
доли, затакт, им предлагается импровизация письменная.
Это может быть:
допевание ответной фразы
импровизация мелодии на данный ритмический рисунок
«Досочинение»
недостающих
звуков,
тактов
рекомендуется
делать
так:
первые два-три такта дети записывают как диктант или списывают с доски,
остальные досочинят самостоятельно каждый.
мелодизация данного или собственного текста:
- «Эй, цыпленок, где твой дом?
- «Он у мамы под крылом.
*
Листопад, листопад –
Пенится тропинка.
И шумит, как водопад,
Каждая осинка!
Позже во 2 классе можно давать примеры для письменной импровизации и
без текста. Мелодия должна заканчиваться на тонике.
Сочиняем марш, польку, вальс, изменяя ритмический рисунок польки таким
образом, чтобы получились ритмические группы в размерах 3/4 (вальс) и
2/4 (полька):
Если мелодия сочинена на текст удачно – можно подобрать к ней
аккомпанемент.
В
творческой
импровизации
ученик
раскрепощается
психологически, становится смелее при выполнении практических заданий,
учится мыслить аналитически, выявляет индивидуальные способности. Всё
это очень важно, как для детей профессионально перспективных, так и детей
со средними музыкальными данными.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними.
Работы обязательно проверяются и обсуждаются с участием детей в классе.
Важно воспитать творчески активную личность, которая может проявить себя
не
только
в
области
музыки,
но
и
в
других
областях
деятельности.
Творческие
упражнения
на
уроках
сольфеджио
должны
строятся
на
применении
простейших
упражнений.
Уже
элементарная
импровизация
развивает способность воображения, создаёт на уроке атмосферу творческой
увлечённости,
иногда
даже
творческого
соревнования,
вызывает
положительные
эмоции,
интерес.
Эти
факторы
способствуют
лучшему
запоминанию музыкального материала, звучащего на уроке.
Всё более очевидным становится, что на уроках специальности, и на
уроках сольфеджио творческие упражнения помогают учащимся овладевать
инструментом и голосом, развивать внутренний слух детей, наделяют их
музыкальное
мышление
более
глубоким
образно-эмоциональным
содержанием.
Систематические
занятия
импровизацией
повышают
музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять
профессиональную
музыку.
Наконец,
подобные
занятия
развивают
и
обогащают духовный мир ученика.
Литература:
1.Кабалевский Д. Дорогие мои друзья. – М.: Молодая гвардия, 1977г. 191с.
2.Металлиди Ж., Перцовская А. – Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и
поем»./
Издательство
«Компазитор-Санкт-Петербург»
2003г.-88с.
3. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. – Трансформация детской игры в
художественное творчество. / Искусство в школе №2, 1994 г. – 155 с.
4.
Нурахметова
Ш.С.,
Акишева
Б.М.
-
Методическое
пособие
по
внедрению модульной технологии Жанпеисовой Б.М. (из опыта работы
городской творческой группы). – Павлодар, Методическое объединение
у ч и т е л е й .
2 0 0 9 г . – 1 4 5 с .
5. Калугина М., Халабузарь П. – Воспитание творческих навыков на
уроках сольфеджио.-М., «Советский композитор» 1989г.
6. Фролова Ю. – Сольфеджио 2 класс- Ростов-на-Дону «Феникс», 2002г.