Внеклассное
занятие
на
тему
«
Поговорим
о
дружбе
»
Цель :
раскрыть
сущность
понятия
«дружба»,
показать
какими
качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в
нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Ход
II. Введение в тему
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас
появилась возможность поговорить о чем-то интересном, А тему нашей
беседы, я думаю, нам подскажет видеоролик.
- На какую тему пойдет сегодня разговор?
Слово это серьёзное
Главное важное
То, что значит оно
Очень нужно для каждого.
В нём отношения, основанные на доверии,
На тепле и радости,
На заботе и привязанности,
На верности и преданности.
В нём стремленье
Другому быть нужным.
Что же это? Конечно, дружба!Слайд1:
- Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят
быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т. п.)
Слайд2:
«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить
нас природа, - это дружба». Ларошфуко Франсуа де
Вед: Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе
каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают
выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.
- А как вы понимаете, что такое дружба?
Слайд3: По толковому словарю С.Ожегова: «Дружба – близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь В.Даля
.
Чтение
стихотворения «Монолог о дружбе».
Послушайте мысли вслух Лиона Измайлова в стихотворении
«Монолог о дружбе».
Читают автор и подготовленные заранее ученики.
Автор: Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать...
Ну, а может, дружба - это если Друг приятно говорит всегда,
Речь твою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Ребята, согласны ли вы с таким объяснением дружбы? (Нет).
Тогда слушаем дальше.
Автор: Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Итак, ребята, что же такое дружба, по мнению автора?
-Подумайте, с какими мыслями автора следует согласиться, а с какими нет?
Ответы детей: Согласиться с тем, что нужно посещать друга, если он болен,
говорить всегда правду другу, даже если эта правда неприятна ему и др.
(Не согласиться с тем, что дружба — это подсказка у доски, пас в футболе, не
рассказывать о плохом поступке друга).
В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумывался
над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо
дорожить.
Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.
-А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу.
(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.)
Притча
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару
овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его ов
чарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро
хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы
там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его
многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся
округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином ов чарни. Прошел
еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все
увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в
облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми
руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во
двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в
несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять
свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, кото рые спасли жизнь его
семьи.
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи ?
(«Не имей сто рублей, а имей сто дру зей», «Дружба дороже золота», «Друзья
познаются в беде» и др.)
2.Игра «Собери пословицы».
«Пословицы о дружбе»
Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра называется «Собери
пословицы». На листочках написаны половинки пословиц, вам надо их
соединить. Один читает начало, а другой-конец.
Дети составляют пословицы.
Нет друга – ищи………….(а нашёл береги)
Не имей сто рублей, ……..(а имей сто рублей)
Один за всех и ……………(все за одного)
Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)
Дружба – как стекло:……..(разобьёшь - не сложишь)
Старый друг лучше……….(новых двух)
Друг познаётся……………(в беде)
Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
Недруг поддакивает, а ……(друг спорит).
- О чём эти пословицы?
- А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
3.Беседа о друзьях.
- Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера обладают ваши
друзья? (Дети рассказывают).
4. Работа в группах.
1)Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Проводится игра «Ромашка».
Каждой группе раздаётся по несколько лепестков. На каждом из них
ребята должны написать по одному главному, на их взгляд, качеству,
без которого дружба состояться не может.
Затем результаты зачитываются и прикрепляются к серединке ромашки.
3) Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
-- Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку,
чтобы списать. Твои действия.
-- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
-- Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том
числе и ты.
-- Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
-- Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
-- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
-- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
-- Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.
-- Вы с другом поссорились. Твои действия.
-- Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?(отличника;
хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;
тебе всё равно как он учится, лишь бы был добрым, честным,
справедливым).
Вед: А кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы
можете назвать другом?
Слайд12:
Друг-
- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает
тебя, когда тебе будет плохо;
- собака, которая преданно смотрит в твои глаза;
- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…
Давайте
послушаем спор двух ребят.
7.
Сценка «Мальчишки и девчонки».
Мальчик 1. Ты где вчера был?
Мальчик 2. Я вчера с Ленкой в кино ходил.
Мальчик 1. С Ленкой в кино ходил? И не стыдно? Да она же...
Мальчик 2. Чего?
Мальчик 1. Да она же... как ее... Да она же девчонка!
Мальчик 2. Ну и что?
Мальчик 1. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!
Мальчик 2. Почему?
Мальчик 1. Да потому что девчонки - это...
Мальчик 2. Ну что - девчонки?
Мальчик 1. Да девчонки - они же... с косичками!
Мальчик 2. Подумаешь - с косичками! Что же тут такого? А Ленка тем более
без косичек.
Мальчик 1. А это еще хуже.
Мальчик 2. Почему же хуже?
Мальчик 1. Потому что дергать не за что.
Мальчик 2. А зачем их дергать?
Мальчик 1. А что с ними еще делать?
Мальчик 2. Поговорить можно.
Мальчик 1. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки!
Мальчик 2. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.
Мальчик 1. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.
Мальчик 2. Ничего и не зубрилы. Она еще и в музыкальной школе учится.
Мальчик 1. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все
равно зубрила. Да еще и ябеда.
Мальчик 2. Кто ябеда? Ленка? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа
принес, кто Марье Ивановне наябедничал?
Мальчик 1. Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав.
Мальчик 2. Вот ты испугался, а Ленка его в руках держала!
Мальчик 1. Конечно, удавы девчонок не трогают.
Мальчик 2. А зато Ленка лучше всех в теннис играет.
Мальчик 1. В теннис! Да это же... девичья игра. Вот я борьбой займусь,
знаешь, у меня какая шея будет?!
Мальчик 2. Подумаешь - шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок
туда принимают.
Мальчик 1. Таких глупых?
Мальчик 2. Это почему же глупых? Ленка глупая?
Мальчик 1. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.
Мальчик 2. Почему?
Мальчик 1. Она получше кого-нибудь нашла бы.
Мальчик 2. Кого же это?
Мальчик 1. Да меня хотя бы.
Мальчик 2. Да она с тобой не пойдет.
Мальчик 1. Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.
Мальчик 2. Кого, Ленку?
Мальчик 1. Не Ленку, а Лену.
Мальчик 2. Так она же это...
Мальчик 1. Кто?
Мальчик 2. Девчонка.
Мальчик 1. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.
Мальчик 2. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим
ее в кино.
Мальчик 1. Пошли.
В чем убедились мальчишки?
В том, что другом может быть кто угодно.
Вед: Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко
потерять, гораздо труднее его найти.
Притча о дружбе
Слайд22:
Вед: Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья
поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".
Слайд23: Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили
искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас.
Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший
друг спас мне жизнь".
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.
Почему?
Друг ответил: Что ответил друг?
Слайд24: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке,
чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее,
мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Вед: Давайте с вами научимся писать обиды на песке: (пишем обиду на
желтом листе и рвем её и бросаем в коробочку, а радость пишем на камне и
приклеиваем на доске) – убираем заросли обид и вины.
Вед: Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для
вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не
прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
Слайд25:
Вед: А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать определённые правила,
законы.
Законы дружбы
1.
Помогай другу в беде.
2.
Умей с другом разделить радость.
3.
Не смейся над недостатками друга.
4.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
5.
Умей принять помощь, совет.
6.
Не обманывай друга.
7.
Не предавай друга.
8.
Относись к другу как к себе.
9.
Умей признавать свои ошибки.
Вед: Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете
соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
Учитель: Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце,
готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а вол шебное. В это
сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» (дети заранее готовят
письмо-ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладошку,
вырезают, на одной из сторон пишут пожелание себе, друзьям, классу, а
другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы их запаяем и откроем
через 9 лет, когда вы будете в 11 классе.
Песня о дружбе