Напоминание

Профилактика конфликтов


Автор: Балаян Галя Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №24"Аврора"
Населённый пункт: станица Григорополисская, Новоалександровский район
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика конфликтов
Раздел: дополнительное образование





Назад





Профилактика конфликтов
Балаян Галя Алексеевна, Педагог дополнительного образования ГКУ «Детский дом №24 «Аврора»

В нашей повседневной жизни отсутствие ссор и личностных противоречий – явление утопическое. Они встречаются повсюду и жизнь без конфликтов практически невозможна. Очень важно научиться находить пути предупреждения и разрешения конфликтов. Профилактика конфликтов заключается в недопущении развития напряжённой ситуации, способной привести к разрушению нормального микроклимата в коллективе; в своевременном отслеживании перемен, возникающих во взаимоотношениях подчинённых, умение предвидеть дальнейшее разворачивание событий и предотвращение негативных последствий. Предупреждение конфликта предусматривает своевременное устранение реального предмета конфликта; привлечение в качестве арбитра незаинтересованного лица; готовность подчиниться его решению; стремление сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого. Профилактика конфликтов – это ежедневная деятельность по формированию сплоченного коллектива и своевременному решению насущных вопросов. Чтобы профилактика конфликтов была успешной, нужно разобраться в сути проблем, приводящих к обострению отношений между людьми, столкновению интересов двух и более сторон. Если предотвратить конфликт не удалось, необходимо провести социально- психологическую диагностику всех сторон и элементов конфликта и выбрать наиболее подходящий способ и метод его разрешения. Методы профилактики конфликтов включают в себя комплекс мер. Все они должны неукоснительно выполняться.  убеждения;  поощрения;  сравнения с самим собой;  метод ситуации успеха;  метод воспитания трудом;  метод совместного анализа поступка, ситуации,  итогов дня;  индивидуальная работа;  метод активизации речевой деятельности;
 метод личного примера;  метод коллективных правил;  метод наблюдения и фиксации. Конечно, мы все понимаем, что любое знание без практики мертво. Если мы просто знакомимся с информацией, то мы просто напрасно теряем время. Необходимо настроиться на постоянное применение и рост эффективности самосовершенствования. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций людей в процессе взаимодействия. Но как предотвратить его?  Необходимо прививать ребенку нравственные ценности: духовность во многом определяет деятельность и поведение людей;  Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;  Большое влияние на конфликтное поведение воспитанников оказывает личность педагога;  Стиль взаимодействия педагога с другими воспитанниками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками;  Педагог обязан вмешиваться в конфликты воспитанников, регулировать их — положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других воспитанников, особенно лидеров группы, и т.д. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Но для этого необходимо владеть правилами грамотного преодоления конфликта:  Поставьте себя на место конфликтующей стороны;  Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию;  Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал;  Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами воспитанники и воспитатели, руководители детских домов и органы управления ими, психологи и т.д.
Работа может проводиться по четырем основным направлениям:  с о зд а н и е объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны педагогов, поддержка взрослых ребят, личный пример педагогов и других специалистов). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с воспитанниками, например – тренинг «Толерантности»;  оптимизация организационно-управленческих условий работы детского дома. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди педагогов и воспитанников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха»;  устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при детском доме, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, педагоги (Служба примирения);  блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов занятий, методических объединений педагогов: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного» , «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д. Профилактика большинства видов конфликтов в детских домах должна вестись одновременно по всем направлениям. Нами в начале учебного года по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников составляется социально-педагогическая характеристика группы; разрабатываются индивидуальные рекомендации по работе с воспитанниками; продуманы методы сплочения детского коллектива; пути разрешения конфликтов и привлечения воспитателей, педагогов и других специалистов к сотрудничеству; проводятся тренинги, упражнения («Интервью», «В лесу», «Открытка издалека», Снежинка»). Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени после конфликтных переживаний. Правила предупреждения конфликтов  Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.  Прежде чем сказать о неприятности, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.  Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого человека.
 Не скупитесь на похвалу.  Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок! Однако, если не смогли предупредить конфликтную ситуацию и все же конфликт произошел, то сможем воспользоваться способами преодоления конфликтных ситуаций, а именно:  Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете. В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека.  Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.  Не позволять себе раздражения, гневного состояния.  Не упрямиться, не позволять себе быть капризным.  Не предъявлять чрезмерных требований окружающим, принимать людей такими, какие они есть.  В ссоре старайтесь говорить только о самом разногласии. Ни в чем не обвиняйте оппонента. Не говорите друг другу обидных слов. Это поможет вам сохранить конфликт на деловом уровне, не “спуститься” на личностный уровень конфликта. Сам конфликт может иметь различные неприятные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт. Во взрослых дети зачастую видят единственную возможность разрешения своих конфликтов. Ведь помирить враждующих людей очень сложно. На мой взгляд, задача педагога выступить в роли посредника и помочь ребятам самим найти решение возникшей проблемы. Необходимо помнить: мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем эффективное решение. Обсуждаем возможные последствия хороших и плохих решений. Ребята должны увидеть и понять, каковы будут последствия выбора для участников в той или иной ситуации. Конфликтующим сторонам предложено выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений.
Если достигнуто согласия по поводу решения проблемы, то педагог благодарит обе стороны за разрешение вмешаться и за их работу. Поздравляет их с победой. Желательно, чтобы в обратной связи преобладали позитивные оценки. Итак, несколько правил, которые можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми:  Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.  Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.  Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.  Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.  Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала  Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники