Напоминание

Формирование учебных умений у младших школьников в условиях ФГОС


Автор: Кабланбаева Хамида Бахтыгалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани СОШ №6
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебных умений у младших школьников в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





Статья

учителя начальных классов Кабланбаевой Х.Б. на тему:

«Организация самостоятельной деятельности учащихся

на уроке как действенное средство повышения его качества»
Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат. Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах – не менее 50%, а в старших классах – не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении
заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы. В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в младшем школьном возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника. При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования: 1. Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель. 2. Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы. 3. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся. 4. Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе. 5. Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ. 6. Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес. 7. Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся. Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика. Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий,
закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования. Наблюдения за организацией самостоятельной работы показывают, как будто все есть: и опыты проводятся, и задачи решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу, если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить, кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты. Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся положением дел. Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации уроков:  Нет системы, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме.  Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.  Самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.  Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.  Сообщения, готовятся детьми не самостоятельно, а с подачи готового материала учителем, порой непосредственно перед уроком.  Непродуманное домашнее задание. Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.
Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новоё, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников – самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности. Но развивать самостоятельность на любом материале нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и методами самостоятельной умственной деятельности. Самостоятельную работу учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий. Каковы же задачи применения самостоятельных работ на уроке? Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить следующие задачи: 1. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний. 2. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда. 3. Повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками. 4. Выработать у них умения и навыки, в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников. 5. Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.
Н а п р и м е р , в с в я з и с т е м о й « К о р е н ь с л о в а » К существительным гроза, крик, шум, луна подобрать по два однокоренных слова: прилагательное и глагол. Выделить корни словОбразец: весело – весёлый – веселиться. Чтобы подобрать однокоренные слова, надо представить себе, какие же слова называются так: у них общая часть и значение. Происходит анализ и операция сличения и сравнения слов; дети вспоминают на какие вопросы отвечают прилагательные (какой? какое? какая?), глагол (что делает? что сделает?). Выделяется корень. Итак, орфографический анализ, подбор слов с определённым признаком, обобщение (нахождение корня слова) позволяют учащимся повторить пройденное о частях речи и увидеть способ образования однокоренных слов. Важная роль при этом отводится развитию логического м ы ш л е н и я у ч е н и к а . Для самостоятельной умственной работы при объяснении нового материала интересны такие задания, которые позволяют учащимся самим сделать вывод правила, например, выделить ту часть слова, которая меняет его значение: Написал сочинение, дописал сочинение, переписал соч и н е н и е . Вывод: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и придаёт слову новое значение. Здесь вывод правила возникает как решение задачи, поставленной вначале. С усложнением задания изменяется и степень активности и самостоятельности учащихся в выполнении их. Большое значение самостоятельные работы имеют при повторении, з а к р е п л е н и и и п р о в е р к е з н а н и й и у м е н и й . Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся – задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя.
Самостоятельная работа без наличия в ней четко сформулированной задачи остается нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности учащихся. Формируемая в каждом виде самостоятельней работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность, то есть вызывает у них определённую умственную активность, которая регулируется осознаваемой ими целью. Следовательно, самостоятельную работу определили как условие организации и выполнения учащимися определённой деятельности в соответствии с поставленной з а д а ч е й . Самостоятельная работа как способ усвоения учебного материала характерна для всех видов и форм учебной деятельности. В самостоятельных работах учащиеся сами отыскивают способы решения практических заданий. Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении.


В раздел образования