"Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач."
Автор: Бугаева Любовь Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Дубининская ООШ № 13 Населённый пункт: с. Дубинино, Шарыповский район, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач." Раздел: начальное образование
Тема «Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач.»
Цель урока: вывести и освоить новый алгоритм умножения двузначного
числа на однозначное на основе распределительного свойства умножения.
Прогнозируемые результаты.
Метапредметные:
Познавательные: развивать познавательную деятельность учащихся при
изучении математики.
Регулятивные: формировать умение выполнять упражнения и
контролировать свои действия по заданному образцу и правилу, оценивать
свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других,
ставить учебную задачу на основе своих знаний.
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения,
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла
учения, формирование адекватной, позитивной самооценки.
Коммуникативные: воспитывать уважительное отношение к своим
товарищам, к их мнению, умение корректно поправлять ошибки,
допущенные одноклассниками, развитие самоуважения.
Предметный: обучающиеся освоят приём внетабличного умножения
двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач,
числовых выражений
Ход урока.
1. Психологический настрой.
- Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодняшний
урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь.
Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
2. Мотивация.
- Ребята, я очень люблю праздники, а вы? А кто знает, какой сегодня
праздник? (Татьянин день. День российского студенчества. Указ президента
России № 76 от 25 января 2005 года. Так случилось, что именно в Татьянин
день, 25 января 1755года, императрица Елизавета Петровна подписала указ
«Об учреждении Московского университета», этот день стал
университетским днем, в те времена он назывался Днём основания
Московского университета. С тех пор Святая Татиана считается
покровительницей студентов.)
- А кого называют студентом?
- А чтобы стать студентом, что необходимо? (хорошо учиться, …)
- Вот сегодня постараемся повторить и закрепить свои знания, а, может быть,
кто-то для себя откроет что-нибудь новое.
- Как вы думаете, с чего нужно начать?
3. Разминка.
- Проверим знания таблицы умножения и соответствующих случаев деления.
Перед вами листочки с большим количеством чисел. Вам необходимо
выбрать правильный ответ и обвести его в кружок.
А)
81
23
9 4
6
17 18
21
12
28
10
1
30
25
54 49
72 24
63
- увеличьте 9 в 7 раз.
- произведение чисел 8 и 9
- 5 умножить на 6
- увеличьте 7 в 4 раза
- уменьшите 18 в 3 раза
- 54 разделите на 6
- первый множитель 3, второй 7, чему равно произведение
- уменьшите 36 в 9 раз
- произведение чисел 7 и 7
- Найдите самое большое число из тех, что вы обвели в кружок. От него
соедините отрезками числа в порядке убывания.
- Что у вас получилось? Молодцы!
4. Работа по теме урока. Повторение пройденного материала.
- Итак, математическая разминка закончилась. А что же будем делать дальше?
(повторять)
- Вы знаете, мне пришло письмо, а в нем такое выражение. Я ничего не
поняла. Может, вы мне объясните?
12*6 = (0+0) * 0 = 0 * 0 + 0 * 0 = 0
- Дети дают объяснение, по ходу вывешивается алгоритм умножения
двузначного числа на однозначное, когда используется распределительное
свойство умножения.
Алгоритм.
1.
Двузначное число разложить на сумму разрядных слагаемых или удобных
слагаемых.
2.
Применить распределительное свойство.
3.
Каждое слагаемое умножить на число и полученные результаты сложить.
- Заполните, пожалуйста, окошечки. (1 ученик у доски, остальные в тетради)
5. Физминутка для глаз.
6. Закрепление. Работа в парах.
-Итак, мы повторили, теперь что нужно сделать? (Закрепить)
- Применяя алгоритм умножения двузначного числа на однозначное,
объясните друг другу решение выражений, которые записаны у вас на
листочках (один столбик объясняет один ученик, другой столбик- другой).
14*3=42 13*6=78
23*4=92 26*2=52
7. Самопроверка.
- Оцените сами себя и на полях поставьте себе отметку.
Памятка. – Нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки –
вам ещё необходимо поучиться решать такие выражения.
8. Физминутка.
9. Решение задач. Задача № 310.
- Как мы сказали, сегодня праздник, а на праздник дарят подарки. А вот какой
подарок сделала одна из школ своим ученикам. Прочитаем в задаче.
- Так что за подарок сделала школа? (купила мебель)
- Для скольких кабинетов?
- Одинаковое количество стульев было куплено в каждый кабинет?
- Подходит ли схема к данной задаче?
- Докажите.
- Что нужно узнать в задаче?
- Без каких данных мы не сможем это сделать?
- Во сколько действий будет решаться задача?
- Запишите решение самостоятельно. (1 ученик решает на оборотной стороне
доски)
Проверка. Самооценка. (Задача решена верно – «5», есть вычислительные
ошибки при решении задачи –«4», я не смог решить задачу – мне необходимо
ещё потренироваться).
Решение задачи № 311.
- А как можно отблагодарить школу за такой подарок? (не портить мебель,
подготовить концерт).
- А вот следующая задача как раз про концерт. Прочитайте её.
- На что указывает число 15? 24?
- Кто ещё участвовал в концерте?
- Сколько их было?
- Что сказано о всех участниках?
- Можно за целое в этой задаче взять всех участников?
- Из скольких частей будет состоять целое? (чертим чертёж)
- С кем сравнивают всех участников? (с девочками, только их должно быть в
3 раза больше)
- А сколько девочек?
- Если в 3 раза больше, то каким действием будете находить целое?
- Что нужно узнать в задаче?
- Что для этого узнаете сначала?
- Как будете умножать?
24*3=72
- Можно число 72 назвать целым?
- Из скольких частей состоит это целое?
- Как найти одну неизвестную часть? (из целого вычесть известную часть)
- Продолжите решать задачу самостоятельно. (несколько вариантов дети
записывают на доске)
Проверка.
10. Подведение итогов.
- Итак, подведём итог, чему вы научились, давайте посмотрим, как
поработали на уроке.
- А для этого соедините выражение с его ответом.
Ч 23*3 О 12*3 Л 15*3
Т 12*4 И 14*2 Н 13*4
О 16*5 24*4 18*5
36 48 45 28 69 52 80 96 90
(решают 1 ряд – первый столбик, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – 3 столбик)
Оценки за урок.
11. Домашнее задание.
12. Рефлексия. Мы сейчас соберём букет. Если вам понравилось на уроке,
было интересно, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось,
то голубой.
- Кому подарим нашу вазу?
- Благодарю за работу на уроке.
Бугаева Любовь Ивановна,
учитель начальных
классов,
МБОУ Дубининская ООШ
№ 13
Красноярский край