Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе –Школа России
Автор: Пшеничникова Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Ермаковская СОШ №1" Населённый пункт: Красноярский край, Ермаковский район, село Ермаковское Наименование материала: Конспект урока Тема: Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе –Школа России Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
По программе –Школа России
Уч. нач. кл. Пшеничникова Елена Викторовна
Тема урока
Слова с безударными гласными в корне слова
Тип урока
Открытие новых знаний (ОНЗ)
Цель
Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
сформировать умение различать слова с безударными
гласными в корне слова;
подбирать проверочные слова к словам с
безударными гласными;
расширить словарный запас учащихся
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной
деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия,
принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и
самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое
предположение.
Познавательные:
освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной
гласной;
формирование умения использовать логические операции сравнения,
анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к
известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать
их.
Основные понятия
Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.
Межпредметные связи
Русский язык – развитие речи – литературное чтение
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1
Карточки с творческим заданием.
Карточки «Рефлексия урока»
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые
универсальные учебные действия
Мотивация к учебной
деятельности
Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя
Готовятся к работе
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные
открытия.
Актуализация знаний и
выявление индивидуальных
затруднений
Выявляет уровень знаний. Определяет
типичные недостатки.
Выполняют задание, тренирующие
отдельные способности к учебной
деятельности, мыслительные операции
(устные и письменные), учебные
навыки
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с
целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка,
прогнозирование, целеполагание
1)
Минутка чистописания
Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)
Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)
Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)
Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку[г]. (к)
Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)
Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного . (ь)
- Какие буквы записали? (н, е, р, к, о, ь)
- На какие группы можно разделить эти буквы? ( 1 группа – гласные(е,о), 2 группа – согласные(н, р, к), 3 группа – буквы, не обозначающие звука(ь), 4 группа – буквы,
элементы которых выходят за границу строки(р), 5 группа – буквы, в написании которых есть овал(о,р,е)
Постановка учебной задачи
Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
Ставят цели, выявляют место и
причины затруднения.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное
выделение, формулирование цели;
логические – формулирование проблемы.
2) Работа в парах
- Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень)
- Запишите слова в тетрадь.
Вспомните правила посадки при письме.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь!
Запишите дату и классная работа
В написании какого слова возникло затруднение. Поставьте ударение , «опасные» места обозначьте точкой.
- В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В словах конь, корь все звуки слышим отчетливо, а в слове корень при написании гласной во 2 слоге
можно ошибиться)
- Почему возникло затруднение? (Во втором слоге – слабая позиция)
- В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)
- Что такое корень? (1 уч. -корень – главная часть в слове, 2 уч. – общая часть родственных слов, 3 уч. – часть растения)
Построение проекта выхода из
затруднения
Организует деятельность учащихся по
исследованию проблемной ситуации.
Составляют план достижения цели и
определяют средства (алгоритм, модель
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и
выборе информации.
Познавательные: моделирование;
и т.д.)
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и их
обоснование.
- Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)
-Какое наше действие следующее? 1. Назвать орфограмму.
2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.
3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.
4. Поупражняться в написании таких слов.
Реализация построенного
проекта
Организует реализацию построенного
проекта в соответствии с планом.
Работают в соответствии с
составленным планом
Регулятивные : целеполагание, прогнозирование,
коррекция.
Познавательные: общеучебные- самостоятельное
создание алгоритма деятельности, осознанное
построение речевого высказывания.
Коммуникативные : планирование учебного
сотрудничества.
- Какое название вы предлагаете для данной орфограммы? 1 уч. - путанные буквы, 2 уч. – буква без ударения, 3 уч. – сомнительные гласные
- Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице 83 и прочитайте название темы.
Безударные гласные в корне слова.
Алгоритм
- Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.
1. Читаю слово.
2. Определяю ударение.
3. Подбираю однокоренные слова.
4. Выделяю корень.
5. Подбираю проверочное слово.
6. Пишу гласную.
- Сравним наш алгоритм с правилом на странице 87. Какой вывод сделаете? (Наш алгоритм верный)
- Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е. ( Проверочное слово: коренья )
Физкультминутка
Обобщение новых знаний
Устанавливает осознанность
восприятия. Первичное обобщение.
Выполняют задания с объяснением
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные : управление поведением
партнёра – контроль, оценка действий партнера.
Познавательные : общеучебные – умение
структурировать знания, выбор наиболее
эффективных способов решения задач, умение
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание, рефлексия способов и условий
действия.
На доске слова:
роса
трава
зима
страна
ряды
- Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными)
- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.
-Запишите слова в столбик.
- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)
- Проверяем.
Самостоятельная проверка с
самопроверкой по эталону
Организует деятельность по
применению новых знаний
Самостоятельная работа. осуществляют
самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения.
Личностные : самоопределение.
1)
Выполнение упражнения 416 на странице 87
2)
Проверка в парах
Физкультминутка для глаз
Включение в систему знаний
Организует выполнение творческого
задания
Выполняют в группах творческое
задание, обсуждают, советуются,
отстаивают свое мнение.
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка,
коррекция.
Познавательные : общеучебные – выбор наиболее
эффективных способов решения задач, умение
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание; самостоятельное создание
способов решение проблем творческого
характера.
Коммуникативные: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической и диалогической
формами речи.
Работа в группе
1) Вставь пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.
гр…за оз…ро
т…шина д…жди
бер…г д…ревья
2) составьте и запишите с данными словами рассказ из 3-4 предложений
Защита проекта
Проверка написания безударной гласной в слове и составление предложений осуществляется по группам.
Рефлексия деятельности
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку
собственной учебной деятельности,
соотносят цель и результаты, степень
их соответствия.
Коммуникативные : умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Подберите устно слово на эту орфограмму?
Рефлексия
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на
уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии
- Спасибо за работу на уроке!
Карточка для работы в группе