Напоминание

Социализация детей дошкольного возраста


Автор: Вешникина Ольга Ивановна
Должность: директор мбоу до дши "вдохновение"
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: Самарская область, г.о.Новокуйбышевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Социализация детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая разработка
Автор: директор МБОУ ДО ДШИ «Вдохновение» г.о.Новокуйбышевск Самарской области Вешникина О.И.
Социализация детей дошкольного возраста

Актуальность.
В настоящее время в нашей стране наблюдается рост рождаемости. Однако, родители, после появления ребенка вскоре сталкиваются с проблемой их определения в дошкольное учреждение. Если не удается устроить ребенка в детский сад, тогда как подготовить его к поступлению в образовательное учреждение. Ответы на эти вопросы можно получить в школах раннего развития, которые сегодня популярны и весьма востребованы. Познакомимся с опытом педагогической деятельности по актуальной проблеме образования на тему «Социализация детей дошкольного возраста» через организацию отделения раннего эстетического развития в ДШИ «Вдохновение» г.о. Новокуйбышевск, Самарской области.
Условия
В 2010 году творческой группой ДШИ «Вдохновение» было принято решение об организации услуг для детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад. С этой целью вначале была проведена предварительная работа: был изучен спрос на такого рода услугу, были размещены объявления о наборе в школу раннего развития для детей от 3 лет, не посещающих детский сад. Данный вид услуги оказался востребованным. Для отделения раннего эстетического развития были выделены отдельные
помещения: музыкальный зал, игровая комната, раздевалка, приобретено игровое оборудование. Следующим этапом работы стала разработка дополнительной образовательной программы. Программа отделения раннего эстетического развития получила название - «Профессор карапуз» и направлена на обеспечение ранней социализации детей от 3 лет. Её цель: поддержка сознательного родительства в современной семье через взаимодействие педагога, родителей и ребенка в специально организованной деятельности, успешная социализация ребенка к условиям образовательного учреждения. Программные
задачи
разделены на две группы: 1 группа – задачи по отношению к ребёнку 2 группа – задачи по отношению к родителю: • научить родителей, как организовать детскую деятельность в домашних условиях; • стимулировать познавательно-речевое развитие детей раннего возраста; • подготовить родителей к поступлению ребенка в образовательное учреждение.
Программа
разработана в соответствии с требованиями к дополнительному образованию в ОУ. Её содержание учитывает возрастные особенности детей, предусматривает всестороннее развитие ребенка по 4 основным направлениям: социально-личностное; познавательное и речевое; художественно – эстетическое, музыкальное развитие и коррекционное. Особенность программы заключается в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций.
Программа рассчитана на работу как с нормально развивающимися детьми, так и на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого создаются специальные условия для комфортного освоения детьми образовательной программы в развивающей доступной среде. РАЗВИВАЮЩАЯ ДОСТУПНАЯ СРЕДА ЦЕЛЬ: формирование актуальных теоретических и практических знаний в области моделирования педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация развивающей доступной среды способствует эффективному и лёгкому развитию знаний, умений и навыков ребенка самыми технологичными методами, одним из которых является система Монтессори и её дидактические материалы. Монтессори-материалы основаны на концепции активности личности и саморазвитии через серию реакций, вызванных систематическим воздействием, которое было определено опытным путем. Даже самые яростные критики системы Монтессори не могут не признать того, что все дидактические материалы ею разработаны экспериментально. Только после длительной и тщательной проверки реакций детей на предметы материала М. Монтессори признала его пригодность. Это терапевтические материалы, они рассчитаны на детей с ограниченными возможностями здоровья, были специально для них созданы, как попытка развить это направление, возникшее в 60-е годы. Саму идею терапевтического Монтессори-материала придумал немецкий врач профессор Теодор Хельбрюге и команда немецких Монтессори педагогов,
работавших с ним. Наиболее известны из них Маргарет Аурин (ученица Марии Монтессори) и Лора Андерлик, которая является президентом Международной Ассоциации Монтессори-терапевтов. Позже такой материал был использован во многих немецких интегративных Монтессори группах. Разработанный материал представлен как для нормальных детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению доктора Монтессори ребенок после рождения становится «духовным эмбрионом». Это значит, что у ребенка должны сформироваться не только память, внимание и другие функции, составляющие интеллект, но ребенка необходимо приобщить и к человеческой культуре. Но чтобы это произошло, среда должна определять культуру той страны, в которой живет ребенок. Все должно отражать национальный характер среды. Уважение к национальным праздникам, народному творчеству, высокой поэзии, к классической музыке – все это подготовленная среда, способствующая воспитанию человеческой культуры и развитию чувства патриотизма. Не следует забывать о принципе лимита материала. Доктор Монтессори обращала особое внимание на этот принцип подготовленной среды. Мы стараемся сделать ребенка счастливым, и покупаем множество материалов, чтобы наполнить среду множеством предметов, но ребенок ничего не хочет, его ничем не удивишь, его интеллект становится вялым. Со взрослыми происходит то же самое, они, имея красивый дом, автомобиль, деньги, не всегда бывают счастливы. Поэтому мы не должны наполнять среду материалами, которые только нравятся детям, нужно опираться и на другие критерии. Материал должен содержать возможность для развития ребенка, для подъема его на такую высоту собственных маленьких открытий и преодоления трудностей, которые только и могут принести истинное счастье. Счастье свободного познания себя и окружающего мира.
Мария Монтессори стала первым ученым, разработавшим для детей развивающую среду, среду в которой ребенок не просто учится, а получает радость от познания. Основные принципы доступной образовательной среды используются в организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей в ДШИ «Вдохновение» уже на протяжении шести лет.
Познавательно-развивающий

блок
включает в себя совместную деятельность педагогов, родителей и детей по образовательным областям. Совместная деятельность построена на динамичной смене её различных видов: познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, художественной, музыкально-творческой. Блок свободная деятельность направлен на развитие коммуникации и социализации детей в специально подготовленной педагогами предметно-развивающей среде, на которую отводится до 50 % времени занятия. Сейчас остановимся поподробнее на каждом из блоков: 1. На познавательных занятиях используются следующие формы работы: наблюдение, предметные игры, экспериментирование и рассказ взрослого. 2. В игровой форме дети с удовольствием приобщаются к восприятию и слушанию лучших образцов классической и этнической музыки соответственно возрасту. 3. Дети знакомятся с окружающим миром, что способствует расширению общего кругозора, развитию сенсорики, пробуждения интереса к познавательно-исследовательской деятельности. 4. Школа формирует элементарные представления детей о величине и цвете предметов, включает игры на развитие мелкой и крупной моторики, ритмических и тактильных ощущений. 5. В совместной деятельности с детьми и родителями возводятся замки из мягких модулей, подбираются предметы по форме и цвету, работа с
сыпучим материалом и зерном, пластилином и красками. Разучиваются весёлые потешки и стихи, проводятся дидактические и подвижные игры. 6. Важную роль в организации таких занятий играют атрибуты и оформление игровой комнаты. 7. Мы создаём специально подготовленную среду с помощью мебели, детских музыкальных инструментов, игрушек и материалов, которые содержат возможность для развития ребенка, для подъема его на высоту собственных маленьких открытий и преодоления трудностей, которые могут принести ребенку истинное счастье. Счастье свободного познания себя и окружающего мира. 8. Такой подход вызывает у ребёнка положительные эмоции и дарит ему новые незабываемые впечатления, а также раскрывает его творческий потенциал. На занятиях по
изобразительной деятельности
дети вместе с родителями входят в удивительный мир экспериментирования. В процессе творчества используются разные виды материалов – бумага, крупа, бусы и др. Используем тесто и массу для лепки. Рисуем пальчиками, ладошками. Всё это делает процесс увлекательным для детей, познавательным для родителей и одновременно развивает мелкую моторику малышей. После занятий родители интересуются, как закрепить полученные знания, как познакомить детей с тем или иным способом изобразительной деятельности. Тогда мы предлагаем обучение для родителей.
Мастер-класс для родителей.
Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию урок по нетрадиционным техникам рисования "Монотипия". Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое. Для рисования в технике «Монотипия» вам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.

Тематическая монотипия: бабочки, деревья, цветы, пейзажи и др. Успехов вам в творчестве! Интересно наблюдать за самыми маленькими детьми, когда они впервые приходят на
музыкальное занятие
вместе с мамами. Чаще всего, ребенок пытается сесть в сторонку и с любопытством наблюдает за действиями других детей и педагогов, а затем постепенно от занятия к занятию с помощью взрослых начинает всё активнее включаться в игровые действия. Заинтересовавшись новой игрушкой или предметом, ребёнок пытается выполнять первые в своей жизни притопы ногами, хлопки, кружение по одному и в паре с мамой. В максимально ненавязчивой форме дети учатся играть на музыкальных инструментах (погремушках, колокольчиках, тамбуринах, барабанах, ложках, треугольнике, учатся ритмично топать, хлопать, слушать музыку, различать её громкое и тихое звучание, передавать в движении образы разных животных. Видя и слыша, как поют педагоги и родители, даже те дети, которые ещё не умеют говорить, уже пытаются во время пения открывать ротик и подпевать долгие и короткие гласные звуки, а говорящие дети - пропевать самые простые, повторяющиеся слова в песенках. Дети, которые прошли
полную программу наших занятий и затем поступили в ОУ, на музыкальных занятиях сразу отличаются от основной массы детей своей активностью, заинтересованностью, организованностью, умением слушать и слышать. В свободной деятельности дети получают свой первый социальный опыт. В игровой комнате есть горка, тоннель, сухой бассейн, игрушки-каталки, что обеспечивает двигательную активность детей, создаёт положительный эмоциональный настрой. Для развития сенсорных способностей и познавательной активности, по типу «школы Монтессори», имеется специально подобранный материал, детские музыкальные инструменты, дидактические игрушки и настольные игры, опытный центр. Дети по желанию собирают крупные напольные пазлы, составляют по цвету и размеру пирамидки, строят высокие башни и крепости из мягких модулей и конструктора. Во время игр детей, родители наблюдают со стороны за своим ребёнком, оценивают его умения, получают консультации по вопросам воспитания, по организации детской деятельности. Мы консультируем родителей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, в школе оформлен родительский уголок, где можно прочитать консультацию или посмотреть буклеты об особенностях психического, физического и познавательного развития детей.
Результаты
Ежегодно мы проводим анкетирование родителей, где они отмечают положительное влияние работы Отделения раннего эстетического развития «Профессор карапуз» на развитие детей. Стабильно каждый год наблюдаются следующие результаты: • повышение эмоциональности, самостоятельности, активности ребёнка, развитие его потребности в общении; • у всех детей появился интерес к общению со сверстниками.
• отмечена положительная динамика в речевом, интеллектуальном и социальном развитии. Педагогами школы зафиксирована лёгкая адаптация при поступлении наших выпускников в образовательное учреждение, опережающее развитие и организованность по сравнению с другими сверстниками. По отношению к родителям мы можем выделить следующие результаты: • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, • расширение знаний о возможностях своего ребёнка, • овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях. Самой лучшей наградой для нас является большой спрос на услуги нашей школы и положительные отзывы родителей наших воспитанников о её работе. Опыт работы отделения раннего эстетического развития «Профессор карапуз» получил высокую оценку «Агентства социокультурных технологий» и независимых экспертов г.о. Самара и г.о. Новокуйбышевск. Мы строим перспективные планы на будущее, так как уверенны, что наша школа всегда будет интересна внимательным родителям, ведь она является первой ступенькой социального опыта в специально организованных условиях, для детей, не посещающих детский сад. Вешникина О.И. г.о.Новокуйбышевск, 2016 г.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники