Напоминание

"Исследовательский метод как средство формирования коммуникативных УУД младшего школьника"


Автор: Дубкова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Чекрушанская СОШ"
Населённый пункт: с. Чекрушево, Тарский район, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательский метод как средство формирования коммуникативных УУД младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Дубкова Марина Александровна
Исследовательский метод как средство формирования коммуникативных УУД

младшего школьника
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят [1]: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.(Слайд №2) Как показывает практика, младший школьник
затрудняется
: высказывать свою мысль, вести диалог, в нормах общения в сети Интернета, в умении ориентироваться в избыточной информации, в умении слушать сверстников.(Слайд №2) Анализ педагогической практики выявил следующие
противоречия:
между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;информационная перегруженность обучающихся ведет к дезориентированию в избыточном количестве информации и не умении слышать и слушать других.(Слайд №3) Передо мной встала
задача
поиска путей эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся. Значит, возникла необходимость найти эффективный метод, позволяющий мотивированно формировать коммуникативные УУД. (Слайд №4)
Актуальность
заключается в применении увлекательного для детей метода исследования для формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий. Исходя из этого,
ведущей

идеей

опыта
считаю интеграцию исследовательской деятельности с участием в проектах на платформе Глобальной школьной лаборатории ( ГлобалЛаб
)
и других форм занятий на уроках и во внеурочное время для формирования коммуникативной компетенции обучающихся младших классов.(Слайд №5)
Цель:
формировать коммуникативные УУД через исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Достижение данной цели предполагает решение
задач.
(Слайд №6) По данной проблеме
теоретическими основами
стали труды: Александра Ильича Савенкова, по мнению которого исследовательская деятельность учащихся определяется как образовательная технология, использующая в качестве главного средства - учебное исследование; Натальи Борисовны Шумаковой, по мнению которой учебное исследование – 1
Дубкова Марина Александровна это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности. Детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы [1]:коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации. (Схема на слайде №8)
Цель исследовательского обучения
– развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков синтеза новой информации на основе анализа первоисточников. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний на развитие личности и мышления. Исследовательское обучение реализуется не в содержании обучения, а в особых способах обучения – методах, приемах и формах, которые имеют основу в проблемном обучении, т.е. учащиеся, сталкиваясь с противоречиями научного знания, учатся способам их решения.(Слайд №9) Для эффективности формирования выше перечисленных коммуникативных УУД через исследовательское обучение применяю следующие методы: проблемная беседа, учебное исследование, деятельностный, частично-поисковый, метод проектов. Использую приёмы: сопоставление доказательства, обобщение, выдвижение гипотез, приём переноса знаний в новую ситуацию, приём установления причинно-следственных связей, формулирование проблемной ситуации, приём загадки, приём ключевых слов и другие. В урочной и внеурочной исследовательской деятельности использую формы обучения учащихся: индивидуальная , работа в парах, работа в группах. Пример интеграции учебной и внеурочной деятельности представлен в таблице 1.
Таблица 1.

Система организации учебной исследовательской деятельности обучающихся

по

формированию коммуникативных УУД.
Формы занятий Приёмы Пример задания Формируемые коммуникативные УУД Урок с элементами Формулирование Назвать Умение 2
Дубкова Марина Александровна исследовательской деятельности (Слайд№10) проблемной ситуации. Приём ключевых слов. Исследовательское задание; ассоциации, с в я з а н н ы е с о словом «красота». Исследуйте хокку по предложенному плану в группах. аргументировать, убеждать, обосновывать собственное мнение, планирование взаимного сотрудничества; учет разных мнений. Э к с к у р с и я с проблемно- исследовательским компонентом (Слайд№11) Проблемный вопрос, наблюдение, установление причинно- следственных связей, анализ результатов Запиши, зарисуй интересную информацию своих наблюдений. Сделай фотографии, в ы в о д ы п о результатам наблюдений, оформи отчет по исследованию и представь его для обсуждения. Определять цель и пути е е д о с т и ж е н и я в совместной деятельности, обмен информацией, установление взаимопонимания, способность ст роить понятные высказывания, умение слушать. Проект (Слайд№10) Выдвижение гипотезы, реализация логической цепочки структуры п р о е к т а с ц е л ь ю получения продукта. Выбери утверж дение, в котором содержится цель проекта. Оцени результат п р о е к т а п о критериям. Действия, направленные н а у с и л и я п о д о с т и ж е н и ю о б щ е й ц е л и , о р г а н и з а ц и я совместной деятельности, презентация продукта проекта, умение слушать других, понимание относительности оценок, у м е н и е з а д а в а т ь вопросы. Телекоммуникацион н ы е п р о е к т ы в у р о ч н о е и внеурочное время Поэтапное решение п р о б л е м в с о т р уд н и ч е с т в е с дистанционными партнерами на основе телекоммуникации, н а п р а в л е н н о й н а достижение совместного результата. Оформите результат проекта, используя Сервисы web 2.0 *Умение сотрудничать в группе, *сетевая коммуникация, *осуществлять взаимный контроль У ч а с т и е в Н П К школьного, муниципального, регионального уровня. Интернет- конференции Обобщение, сопоставление доказательства О п и ш и о б ъ е к т. Составь выступление по алгоритму. Прослушай в ы с т у п л е н и е и со ставь к н е м у вопросы и отзыв. П р е з е н т а ц и я с в о е й р а б о т ы , у м е н и е обосновывать собственное мнение, монологическая речь, умение формулировать вопросы, оценивание работы. 3
Дубкова Марина Александровна Урок-исследование с использованием Интернет- лаборатории ГлобалЛаба (Слайд№12) П р и е м п е р е н о с а з н а н и й в н о в у ю ситуацию; исследование объектов, установление причинно- следственных связей, обобщение. Составь а н ке ту, опрос, интервью п о т е м е исследования. Разработай правила организации, подбери вопросы для анкетирования и интервьюирования. Определи д о с т о в е р н ы е и недостоверные источники информации. Выдели главное и второстепенное в собранной информации. Заполни а н ке т у собственного проекта на сайте ГлобалЛаба. Планирование учебного с о т р у д н и ч е с т в а с у ч и т е л е м и сверстниками. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов – в ы я в л е н и е , идентификация п р о бл е м ы , п о и с к и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие р е ш е н и я и е г о реализация. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий. Уровень сформированности коммуникативных УУД повышается в результате участия школьников в исследовательской работе.
Критерии сформированности коммуникативных УУД младших школьников

Сформированность

коммуникативных

УУД детей при

поступлении в школу

Сформированность

коммуникативных УУД

на конец 1 класса

Сформированность

коммуникативных УУД

выпускников начальной школы
Взаимодействие Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Имеет первоначальные навыки работы в группе, понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации. Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия; умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников. 4
Дубкова Марина Александровна Кооперация Способен договариваться, учитывать интересы других Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою Умеет договариваться Владеет способами разрешения конфликтов: - выявляет, идентифицирует проблему, - находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта, - принимает решение и реализует его. Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия. Интериоризация Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений Поддержать разговор на интересную для него тему Умеет задавать учебные вопросы Строит простое речевое высказывание Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Результативность опыта
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская работа является одним из важнейших средств формирования коммуникативных УУД школьников. Важнейшими приемами являются исследовательские задания, которые направлены на развитие компетенций: умение представлять себя устно и письменно, участие в коллективном обсуждении проблем, аргументация собственной позиции, умение доказывать её, убеждать; выступление перед аудиторией с небольшим докладом; представление проекта, реферата; защита своей позиции. По результатам диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД (Слайд №13) можно проследить повышение уровня сформированности коммуникации как взаимодействия, как кооперации, как интериоризации. (Слайды№ 14,15) Повышение активности и результативность участия в НПК различного уровня, телекоммуникационных проектах также свидетельствуют об эффективности применения исследовательского метода обучения при формировании коммуникативных УУД. Так, на начальном этапе применения опыта только 12,5 % обучающихся участвовали в НПК, 37,5% – в проектах. К концу 4 класса 100% участие в проектах, 50% обучающихся стали участвовать исследовательской деятельности. Данные результаты свидетельствуют о повышении уровня коммуникации обучающихся. (Слайды№16-19) Трудностями данного опыта можно считать: разработки уроков с применением метода исследования, недостаточна материально-техническая база; учет индивидуальных особенностей детей. 5
Дубкова Марина Александровна Перспектива дальнейшего исследования вижу в следующем: подбор диагностических методик для определения уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников; оценка результатов исследования и их анализ. Список используемых источников информации представлен на слайде №20. 6


В раздел образования