ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ обучающейся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант программы 5.1)
Автор: Скворцова Татьяна Васильева Должность: учитель-логопед Учебное заведение: КУ "Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа" Населённый пункт: г. Нижневартовск Наименование материала: Коррекционная программа Тема: ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ обучающейся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант программы 5.1) Раздел: начальное образование
КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
обучающейся 3 класса
с тяжелыми нарушениями речи
(вариант программы 5.1)
Учитель-логопед
Скворцова Татьяна Васильевна
22.04.2016 г
Программа коррекционной логопедической работы
разработана
в
соответствии
с
нормативными
документами,
регламентирующими работу образовательных учреждений, в том
числе,
регламентирующих
работу
учителя-логопеда
в
образовательном учреждении, а также методических материалов,
рекомендованных Минобразованием РФ и науки РФ:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Утвержден
приказом
Минобразования
и
науки
РФ
от
19.12.2014г. №1598
•
инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
•
от14.12.2000г. №2
•
инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе» под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой.
М., 1996
•
приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г.
№355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (классов) для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья ХМАО-Югры»
•
«Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы».
РИНОЛАЛИЯ
- искажение произношения звуков и
речи в целом, вызванное дефектами строения и
функционирования речевого аппарата.
При ринолалии нарушаются артикуляционная и
акустическая составляющие речи:
- гласные и согласные звуки имеют носовое
звучание,
- голос становится гнусавым, специфическим.
Характеристика речи обучающейся
с ринолалией (открытой
)
Структура дефекта речи.
Анатомический дефект неба вызывает
нарушения дыхания, фонации, дискорреляцию языка. Из-за отсутствия
разграничения полостей носа и рта резко укорачивается время выдоха,
понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Так,
пытаясь уменьшить утечку воздуха в нос, напрягают мышцы лица,
отчего они вовлекаются в артикуляцию.
Звукообразование
при
открытой
ринолалии
дефектно.
Этому
способствует дискорреляция языка кзади. Обучающаяся, пытаясь
закрыть расщелину неба, привыкает оттягивать спинку языка в глубь
ротовой полости. Истонченный, вялый кончик языка - поднятый
корень
языка
препятствует
проходу
воздуха
в
ротовую
полость.
Выдыхаемый при речи воздух вследствие этого идет в носовую
полость, вызывая назализацию. Назализация выраженная.
Утечка воздуха в нос очень затрудняет образование направленной
воздушной
струи,
которая
необходима
для
образования
звуков,
особенно
согласных.
Образование
согласных
звуков
происходит
за
счет смычки корня языка, оттянутого кзади и задней стенки глотки.
Это
фарингиальный,
глоточный
способ
образования
звуков.
Так
произносятся глухие согласные звуки. Звонкие же звуки образуются на
уровне
гортани,
этот
способ
звукообразования
называют
ларингиальным (гортанным). Гласные звуки произносятся с оттянутым
кзади языком.
Мягкое небо укорочено. В речи мягкое неб приближается к задней
стенке глотки, создавая небно-глоточное смыкание. Максимальное
поднятие
неба
необходимо
для
произношения
звуков
[а],
[с],
уменьшается смыкание на звуки [у], [о], [э]. Нарушена мышечная
взаимосвязь всех мышц артикуляционного аппарата.
Деформация зубочелюстной системы также создает условия для
неправильного
звукопроизношения.
Открытый
прикус,
прогения,
прогнатия не позволяют правильно артикулировать. Односторонние и
двусторонние
расщелины,
укорочение
мягкого
неба
затрудняют
произношение
звуков.
У
обучающейся
речь
невнятна,
т.к.
формирующиеся
звуки
своеобразны
по
артикуляции
и
звучанию.
Произношение согласных звуков особенны трудны для детей. Это
звуки [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], которые надо произносить с
одновременным ротовым выдохом, а у детей отсутствует направленная
воздушная струя
.
Состояние звукопроизношения - тотально нарушено. Голос слабый
монотонный, это группа детей с атипичной компенсаторной артику-
ляцией , как следствие - низкий показатель разборчивости речи.
Фонематический слух – сформирован.
Фонематическое восприятие, анализ и синтез – сформированы.
Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза – сформированы.
Состояние словаря – объем словарного запаса соответствует возрасту.
Грамматический строй речи – соответствует возрастной норме (владеет
навыками словоизменения, словообразования).
Связная речь – опыт речевого общения беден; при ответах пользуется
фразой несложной конструкции.
Состояние мелкой моторики– в пределах нормы, ведущая рука – правая.
Письменная речь:
•
навыки чтения сформированный по возрасту;
•
письменная речь сформирована по возрасту.
Цель программы
Формирование нормального звучания речи, то есть формирование
речи без носового оттенка.
Задачи коррекционной работы
1. Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
2. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
3. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных
движений; коррекция звукопроизношения; автоматизация полученных
речевых навыков в общении.
4. Устранение назального оттенка голоса.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению общеобразовательной
программы.
7. Работа по формированию полноценной речемыслительной
деятельности.
8. Практическое владение основными закономерностями
грамматического и лексического строя речи.
9. Развитие связной речи; осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи.
10. Психологическая помощь обучающейся.
Сроки реализации программы – 2016-2017 учебный год (2 этап
коррекционной работы).
Программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю).
Продолжительность занятия – 30 минут с обязательной
динамической паузой. При необходимости проводится
корректировка содержания программы.
Форма коррекционно-развивающей работы – индивидуальные
логопедические занятия, которые проводятся в свободное от
учебных занятий время. Данная форма работы является наиболее
распространенной при работе с детьми данной категории.
Требования к результатам коррекционной работы
по преодолению нарушений устной речи
1) профилактика нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов
звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное
произнесение звука;
2) умение правильно воспроизводить различной сложности
звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях
контекста;
3) правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи;
4) умение произвольно изменять основные акустические характеристики
голоса;
5) правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз,
логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация
фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
6) умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова;
7) практическое владение основными закономерностями грамматического
и лексического строя речи;
8) сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными
моделями;
9) овладение синтаксическими конструкциями различной сложности
и их использование;
10) владение связной речью, соответствующей законам логики,
грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
11) сформированность языковых операций, необходимых для овладения
чтением и письмом;
12) сформированность психофизиологического, психологического,
лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и
письмом;
13) владение письменной формой коммуникации (техническими и
смысловыми компонентами чтения и письма);
14) позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
15) понимание роли языка в коммуникации, как основного средства
человеческого общения.
Период
Основное содержание работы
Развитие фонематичекого восприятия
1.
Формирование физиологического
и фонационного дыхания:
Вычленение первого и последнего звука в
слове.
Определение места звука в слове (в начале, в
середине, в конце слова).
Определение звука перед или после
выделенного звука, последовательности
звуков в слове.
Определение количества звуков или слогов в
словах.
Выделяют два этапа обучения звуковому
анализу:
Подготовка к звуковому анализу и синтезу на
уровне предложения, составление схем
предложений, определение количества слов и
их порядок.
Звуковой анализ и синтез на уровне звука.
Звуковой анализ и синтез проводится только
на материале правильно произносимых
звуков.
1.1. Постановка диафрагмально-
реберного типа дыхания.
1.2. Отработка направленной
воздушной струи при фонации
1.3. Дифференциация носового и
ротового дыхания. Схема
последовательности выполнения
различных видов вдоха и выдоха
(по А.Г. Ипполитовой)
Перспективное планирование
Период
Основное содержание работы
Рекомендации
Развитие
фонематичеког
о восприятия
2.
Формирование
артикуляционных укладов и
артикуляционных движений
2.1. Логопедический массаж
артикуляционных и
мимических мышц
2.2. Гимнастика
артикуляционного аппарата
Обращаем внимание обучающегося к
ощущениям от проходящей по слизистой
ротовой и глоточной полости во время вдоха
и выдоха. Движения выдыхаемой через рот
струи контролируем ваткой.
Необходимо устранить патологические
особенности артикуляции и взаимодействия
артикуляционных и мимических мышц.
3. Развитие полноценного
небно-глоточного смыкания
3.1. Массаж мягкого и твердого
неба
3.2. Гимнастика мягкого неба и
задней стенки глотки
Артикуляционная гимнастика.
Развитие артикуляционного праксиса
проводится одновременно с развитием
речевого дыхания.
Период
Основное содержание
работы
Рекомендации
Развитие
фонематичеко
го восприятия
4. Коррекция
звукопроизношения.
- гласные звуки
-согласные звуки
-мягкие согласные
звуки
Коррекция звукопроизношения идет параллельно с
работой над дыханием.
- Каждое занятие начинается с повторения всего
изученного. В начале проводятся многократные
повторения каждого типа упражнений, позже,
после усвоения материала, достаточно беглого их
повторения.
- Обращаем особое внимание на положение
кончика языка при произношении гласных звуков,
на выдох изо рта, каждый ротовой выдох
контролируется ваткой, окрашенной в разные
цвета. Очень важно добиваться открытия рта на 2
пальца.
- Звуки произносятся сопряжено, отраженно,
ребенок самостоятельно «читает» по символам.
- Тренировка правильного ротового выдоха
продолжается, как при формировании гласных, так
и согласных звуков.
- При работе над согласными звуками используем
символы.
4.1. Для работы над
гласными звуками
используем символы
звуков (по А.Г.
Ипполитовой)
4.2. Формирование
длительного ротового
выдоха на примере
фонем: Ф, С, Ш, Щ, Х.
4.3. Формирование
короткого ротового
выдоха при реализации
взрывных согласных
звуков П, Т, К, Б, Д, Г.
Период
Основное содержание
работы
Рекомендации
Развитие
фонематичеко
го восприятия
4.4 Дифференциация
короткого и
длительного ротового и
носового выдоха при
формировании
произношения
сонорных звуков и
аффрикат: Л, Р, М, Н, Ц,
Ч.
- Поставленный звук обозначается
соответствующей буквой.
- Обратить внимание детей на мгновенность и
порывистость выдыхаемой струи. Опять
используем контроль ватой и тактильно-
вибрационный контроль.
- При постановке всех звуков используем опорные
(исходные) звуки. Это облегчает и ускоряет
работу. Цепи опорных звуков по А.Г. Ипполитовой
Так же используется общепринятая методика.
- Формирование мягких звуков проводиться в
той же последовательности, что и твердых
звуков. При отсутствии сопутствующих
расстройств – тугоухости, дизартрии, ОНР
постановка мягких звуков у детей не составляет
особых трудностей. Часто
они появляются спонтанно.
4.5. Формирование
мягких звуков
4.6. Вызванные звуки
автоматизируются на
доступном речевом
материале
4.7. Работа над
просодикой речи
Рекомендации учителю:
Осуществлять
образовательный
процесс
по
направлению
речевое
обучающегося
с
ОВЗ
с
учетом
«Методических
рекомендации
по
коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ» (в соответствии
с ФГОС НОО для ОВЗ), разработанные специалистами ЦОиКР для
категории обучающихся с ОВЗ с ТНР в 2014-2015 учебном году.
Рекомендации родителям:
Развитие навыков связной речи (ведение диалога, монологические
высказывания).
Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление,
восприятие, воображение).
Развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия.
Развитие
эмоционально-личностных
и
нравственных
качеств:
доброжелательность, приветливость, терпение и толерантность и т.д.
Диагностические методики речевого развития
1. Волковская Т.Н – «Иллюстрированная методика логопедического
обследования»М 2009;
2. Володина В.С. – «Альбом по развитию речи» издательство Россмен: 2006 г;
3. Иншакова О.Б. – «Альбом для логопеда»2-е изд. испр. и дополн. М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 ;
4. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его
коррекция /Воронеж, 2000;
5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения
и письма у младших школьников /СПб, 2001;
6. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых
нарушений под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной/М., 2003;
7. Нищева Н.В. – «Картинный материал для обследования детей с
ОНР»СПбИздательство: "Детство-Пресс" (2015);
8. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции/М.,
2003;
9. Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития
детей старшего дошкольного возраста /Журнал «Дошкольное воспитание». –
1998. - №9. – с. 71-80;
10.Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников /М., 2000.