Напоминание

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ обучающейся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант программы 5.1)


Автор: Скворцова Татьяна Васильева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КУ "Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Коррекционная программа
Тема: ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ обучающейся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант программы 5.1)
Раздел: начальное образование





Назад




КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

обучающейся 3 класса

с тяжелыми нарушениями речи

(вариант программы 5.1)
Учитель-логопед Скворцова Татьяна Васильевна 22.04.2016 г

Программа коррекционной логопедической работы
разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобразованием РФ и науки РФ: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598 • инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» • от14.12.2000г. №2
• инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой. М., 1996 • приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры» • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы».

РИНОЛАЛИЯ
- искажение произношения звуков и речи в целом, вызванное дефектами строения и функционирования речевого аппарата. При ринолалии нарушаются артикуляционная и акустическая составляющие речи: - гласные и согласные звуки имеют носовое звучание, - голос становится гнусавым, специфическим.

Характеристика речи обучающейся

с ринолалией (открытой

)

Структура дефекта речи.
Анатомический дефект неба вызывает нарушения дыхания, фонации, дискорреляцию языка. Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта резко укорачивается время выдоха, понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Так, пытаясь уменьшить утечку воздуха в нос, напрягают мышцы лица, отчего они вовлекаются в артикуляцию.
Звукообразование
при открытой ринолалии дефектно. Этому способствует дискорреляция языка кзади. Обучающаяся, пытаясь закрыть расщелину неба, привыкает оттягивать спинку языка в глубь ротовой полости. Истонченный, вялый кончик языка - поднятый корень языка препятствует проходу воздуха в ротовую полость. Выдыхаемый при речи воздух вследствие этого идет в носовую полость, вызывая назализацию. Назализация выраженная.

Утечка воздуха в нос
очень затрудняет образование направленной воздушной струи, которая необходима для образования звуков, особенно согласных. Образование согласных звуков происходит за счет смычки корня языка, оттянутого кзади и задней стенки глотки. Это фарингиальный, глоточный способ образования звуков. Так произносятся глухие согласные звуки. Звонкие же звуки образуются на уровне гортани, этот способ звукообразования называют ларингиальным (гортанным). Гласные звуки произносятся с оттянутым кзади языком.
Мягкое небо
укорочено. В речи мягкое неб приближается к задней стенке глотки, создавая небно-глоточное смыкание. Максимальное поднятие неба необходимо для произношения звуков [а], [с], уменьшается смыкание на звуки [у], [о], [э]. Нарушена мышечная взаимосвязь всех мышц артикуляционного аппарата.

Деформация зубочелюстной системы
также создает условия для неправильного звукопроизношения. Открытый прикус, прогения, прогнатия не позволяют правильно артикулировать. Односторонние и двусторонние расщелины, укорочение мягкого неба затрудняют произношение звуков. У обучающейся речь невнятна, т.к. формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Произношение согласных звуков особенны трудны для детей. Это звуки [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], которые надо произносить с одновременным ротовым выдохом, а у детей отсутствует направленная воздушная струя .
Состояние звукопроизношения -
тотально нарушено. Голос слабый монотонный, это группа детей с атипичной компенсаторной артику- ляцией
,
как следствие - низкий показатель разборчивости речи.


Фонематический слух – сформирован. Фонематическое восприятие, анализ и синтез – сформированы. Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза – сформированы. Состояние словаря – объем словарного запаса соответствует возрасту. Грамматический строй речи – соответствует возрастной норме (владеет навыками словоизменения, словообразования). Связная речь – опыт речевого общения беден; при ответах пользуется фразой несложной конструкции. Состояние мелкой моторики– в пределах нормы, ведущая рука – правая. Письменная речь: • навыки чтения сформированный по возрасту; • письменная речь сформирована по возрасту.

Цель программы
Формирование нормального звучания речи, то есть формирование речи без носового оттенка.
Задачи коррекционной работы
1. Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания. 2. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания. 3. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений; коррекция звукопроизношения; автоматизация полученных речевых навыков в общении. 4. Устранение назального оттенка голоса. 5. Развитие фонематического восприятия.
6. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению общеобразовательной программы. 7. Работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности. 8. Практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи. 9. Развитие связной речи; осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи. 10. Психологическая помощь обучающейся.

Сроки реализации программы –
2016-2017 учебный год (2 этап коррекционной работы).
Программа рассчитана
на 99 часов (3 часа в неделю). Продолжительность занятия – 30 минут с обязательной динамической паузой. При необходимости проводится корректировка содержания программы.
Форма коррекционно-развивающей работы
– индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Данная форма работы является наиболее распространенной при работе с детьми данной категории.

Требования к результатам коррекционной работы

по преодолению нарушений устной речи
1) профилактика нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; 2) умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; 3) правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; 4) умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
5) правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); 6) умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; 7) практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; 8) сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; 9) овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
10) владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; 11) сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; 12) сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; 13) владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); 14) позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; 15) понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Период

Основное содержание работы

Развитие фонематичекого восприятия

1.

Формирование физиологического

и фонационного дыхания:
Вычленение первого и последнего звука в слове. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Определение звука перед или после выделенного звука, последовательности звуков в слове. Определение количества звуков или слогов в словах. Выделяют два этапа обучения звуковому анализу: Подготовка к звуковому анализу и синтезу на уровне предложения, составление схем предложений, определение количества слов и их порядок. Звуковой анализ и синтез на уровне звука. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале правильно произносимых звуков. 1.1. Постановка диафрагмально- реберного типа дыхания. 1.2. Отработка направленной воздушной струи при фонации 1.3. Дифференциация носового и ротового дыхания. Схема последовательности выполнения различных видов вдоха и выдоха (по А.Г. Ипполитовой)
Перспективное планирование


Период

Основное содержание работы

Рекомендации

Развитие

фонематичеког

о восприятия

2.

Формирование

артикуляционных укладов и

артикуляционных движений
2.1. Логопедический массаж артикуляционных и мимических мышц 2.2. Гимнастика артикуляционного аппарата Обращаем внимание обучающегося к ощущениям от проходящей по слизистой ротовой и глоточной полости во время вдоха и выдоха. Движения выдыхаемой через рот струи контролируем ваткой. Необходимо устранить патологические особенности артикуляции и взаимодействия артикуляционных и мимических мышц.
3. Развитие полноценного

небно-глоточного смыкания
3.1. Массаж мягкого и твердого неба 3.2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания.

Период

Основное содержание

работы

Рекомендации

Развитие

фонематичеко

го восприятия

4. Коррекция

звукопроизношения.
- гласные звуки -согласные звуки -мягкие согласные звуки Коррекция звукопроизношения идет параллельно с работой над дыханием. - Каждое занятие начинается с повторения всего изученного. В начале проводятся многократные повторения каждого типа упражнений, позже, после усвоения материала, достаточно беглого их повторения. - Обращаем особое внимание на положение кончика языка при произношении гласных звуков, на выдох изо рта, каждый ротовой выдох контролируется ваткой, окрашенной в разные цвета. Очень важно добиваться открытия рта на 2 пальца. - Звуки произносятся сопряжено, отраженно, ребенок самостоятельно «читает» по символам. - Тренировка правильного ротового выдоха продолжается, как при формировании гласных, так и согласных звуков. - При работе над согласными звуками используем символы. 4.1. Для работы над гласными звуками используем символы звуков (по А.Г. Ипполитовой) 4.2. Формирование длительного ротового выдоха на примере фонем: Ф, С, Ш, Щ, Х. 4.3. Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков П, Т, К, Б, Д, Г.

Период

Основное содержание

работы

Рекомендации

Развитие

фонематичеко

го восприятия
4.4 Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффрикат: Л, Р, М, Н, Ц, Ч. - Поставленный звук обозначается соответствующей буквой. - Обратить внимание детей на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Опять используем контроль ватой и тактильно- вибрационный контроль. - При постановке всех звуков используем опорные (исходные) звуки. Это облегчает и ускоряет работу. Цепи опорных звуков по А.Г. Ипполитовой Так же используется общепринятая методика. - Формирование мягких звуков проводиться в той же последовательности, что и твердых звуков. При отсутствии сопутствующих расстройств – тугоухости, дизартрии, ОНР постановка мягких звуков у детей не составляет особых трудностей. Часто они появляются спонтанно. 4.5. Формирование мягких звуков 4.6. Вызванные звуки автоматизируются на доступном речевом материале 4.7. Работа над просодикой речи

Рекомендации учителю:
Осуществлять образовательный процесс по направлению речевое обучающегося с ОВЗ с учетом «Методических рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ» (в соответствии с ФГОС НОО для ОВЗ), разработанные специалистами ЦОиКР для категории обучающихся с ОВЗ с ТНР в 2014-2015 учебном году.
Рекомендации родителям:
 Развитие навыков связной речи (ведение диалога, монологические высказывания).  Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие, воображение).  Развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия.  Развитие эмоционально-личностных и нравственных качеств: доброжелательность, приветливость, терпение и толерантность и т.д.

Диагностические методики речевого развития
1. Волковская Т.Н – «Иллюстрированная методика логопедического обследования»М 2009; 2. Володина В.С. – «Альбом по развитию речи» издательство Россмен: 2006 г; 3. Иншакова О.Б. – «Альбом для логопеда»2-е изд. испр. и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 ; 4. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция /Воронеж, 2000; 5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников /СПб, 2001; 6. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной/М., 2003; 7. Нищева Н.В. – «Картинный материал для обследования детей с ОНР»СПбИздательство: "Детство-Пресс" (2015); 8. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции/М., 2003; 9. Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста /Журнал «Дошкольное воспитание». – 1998. - №9. – с. 71-80; 10.Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников /М., 2000.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


В раздел образования