Автор: Прохорова Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ "Лицей № 138" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Конспект урока в 1 классе Тема: "Звук [ш], буква Шш" Раздел: начальное образование
Предметные:
формирование умение различать звук в словах, раскрытие его
особенности как шипящего твердого согласного звука, не имеющего парного
мягкого звука;
Метапредметные:
регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи;
познавательные: осознанно и произвольно строить речевые
высказывания в устной форме;
коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Гости дорогие, важные такие.
В классе здесь у нас сидят,
И на нас на всех глядят.
И не строго, а с улыбкой.
Очень теплой и простой.
Гости нас встречают с вами…
Чем ответим? Добротой
!
- Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука, …
а теперь с твердого согласного звука, …мягкого согласного
звука.
Мотивация и актуализация
- Ребята, я сегодня на электронную почту получила
музыкальное сообщение, давайте его послушаем…
Слайд 1
- Вы догадались, от кого это послание?
Все узнает, подглядит
Всем мешает и вредит
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее, друзья …..
Шапокляк
- Как называется книга, из которой эта героиня? Кто автор
книги?
- Ребята, старуха Шапокляк любит проказничать и вредить
другим, любит преподносить разные неожиданности и
сюрпризы, и раз она прислала нам музыкальное послание,
то нам нужно сегодня на уроке быть очень внимательными
и бдительными т.к. от нее можно ожидать всего чего угодно!
Повторение изученного материала
-
С чего мы начинаем каждый урок?
С повторения.
-
Чем отличаются звуки от букв?
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
-На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Звуки делятся на гласные и согласные.
-
В чем отличие гласных звуков от согласных?
При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград …
-На какие группы можно разделить согласные?
Звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные.
- Какой согласный звук всегда твердый?
Работа над новым материалом
- Дети, мы с вами повторили и теперь готовы к чему?
К открытию новых знаний.
Фонетическая разминка.
-Изобразите, как деревья в лесу шумят
. (Руки вверх, качаем, произносим звук
"ш-ш-ш").
-Как шипит сердитая змея?
(изображаем руками змею и шипим "ш-ш-ш").
-Как идёт мишка по опавшей листве?
(шагаем на месте, шоркаем ногами и
произносим "ш-ш-ш").
-Покажите, как выходит воздух из дырявого воздушного шарика?
(тихо садимся со звуком "ш-ш-ш").
- Какой звук мы все время называли?
Формулирование темы и цели урока
- Назовите тему сегодняшнего урока?
Тема урока: «Звук [ш] и буква, которая его обозначает».
- Опираясь на слова - помощники сформулируйте цели
нашего урока.
Познакомиться со …
Научиться отличать …
Научиться писать…
Научиться читать …
Слайд
- Назовите предметы, которые изображены на картинках.
- Какая картинка лишняя? Шапокляк.
- Произнесите слово Шапокляк, выделяя голосом первый
звук.
- Дайте характеристику звука [ш].
Звук [ш] согласный. Воздух при его произнесении встречает преграду. Он глухой, так как
при его произнесении в ушах не слышно звона. Он твёрдый, потому, что произносится
твёрдо.
Физминутка
– Во время физминутки мы определим, какую одежду
предпочитает старуха Шапокляк.
Если в произнесённом мною слове есть звук [ш] вы
одобрительно показываете это жестами. Если нет, машете
руками, показывая, что эта одежда Шапокляк не нравится.
Берет, шляпа, косынка, шарфик, туфли, башмаки, шуба
пальто, шорты, брюки, тельняшка, сарафан, шнурки,
платье, рубашка, шлепки, куртка.
(В какой части слова слышится звук?)
Работа со схемами слов в тетради
Слайд
-Откройте тетради на с 40, разгадываем загадки слов.
Дети у себя в тетрадях, а один у доски составляют схему слова «шашки» и «штанга»,
проводят анализ этих слов.
Шашки - игра на клеточной доске черными и белыми фишками.
Шашка - рубяще-колющее холодное оружие.
сабля горцев и казаков
Штанга -
Снаряд для занятий тяжелой атлетикой, состоящий из металлического
стержня, на концах которого укреплены съемные диски.
- Обозначьте буквами знакомые звуки. Какой буквой можно
обозначить звук [ш]?
Ша
Знакомство с новой буквой
(Открываем на ленте букв).
- Какого цвета буква Ша? Что это означает?
Звук [ш] всегда твердый.
- На что похожа буква Ш?
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл
Посмотри на букву Ш - буква очень хороша, потому что из неё можно сделать
Е и Ё .
Слайд
– Пока мы знакомились с буквой, Шапокляк успела сделать
злое дело. Она спрятала новую букву среди других букв.
Кто сможет её отыскать?
Слайд
- Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук "ш", который
обозначается буквой Ш , ш .
Слайд
- Почему звук один, а буквы две?
-
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Начало предложения.
Имена, фамилии,
Клички, города –
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда
Слайд
Конструирование и письмо буквы ш
-Возьмите 4 карандаша и сконструируйте букву Ш…
- Запишите на верхней строчке в тетради печатные
заглавную и строчную буквы Шш
- Из каких элементов состоит прописная строчная буква ш?
Из коротких наклонных палочек с закруглением внизу.
- Запишите на второй строчке части, из которых состоит
буква ш.
Слайд
-Откуда начинаем писать букву?
С верхней линии рабочей строки.
-Пишем целую букву ш безотрывно в воздухе, под счет:
раз-и, два-и, три-и.
-Пишем на своей ладошке обратной стороной карандаша
под счет: раз-и, два-и, три-и.
-Запишите на третьей строчке букву ш самостоятельно, под
счет.
- Молодцы, закройте тетради.
Физминутка «Шарик»
Шарик, шарик мой воздушный!
Непоседа непослушный.
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю –
Из-под рук он вылетает.
Вверх! Но я его поймал.
Нитку к пальцу привязал.
Вправо - шарик, влево-шарик.
Мой светящийся фонарик!
Упражнения в чтении слогов, слов и предложений с буквой ш.
– Вспомните, какую ещё мы ставили перед собой цель и
определите, чем мы должны заняться сейчас?
ша - аш ши - иш
шу - уш ше - еш
шо - ош
- А сейчас слушайте внимательно, упражнение на слух и на
память. Я буду называть слоги и слова, а вы их запоминайте
и повторяйте за мной.
Ша-ша-ша -ша шапка, шайба, шар, лапша.
Наша Маша хороша.
Ши-ши-ши-ши шина, шило, малыши.
Миша с Машей – малыши.
Шо-шо-шо-шо шорох, шепот, шелк, мешок.
Говорим мы хорошо.
-– К какой следующей цели мы перейдём?
Чтение слов с буквой ш.
- Я приготовила для вас слова. Но, что такое, опять здесь
кто-то побывал, все слоги перепутаны…
- Ребята, а вы знаете, почему автор назвал старуху таким
необычным именем?...
- Ответ на этот вопрос вы найдете в Азбуке на с 48.
- Найдите текст «История одной шляпы», прочитает его
вслух..
- Найдите в тексте и прочитайте, что означает «Кляк» на
русском языке.
Кто раньше надевал такую шляпу?
Как получалась такая шляпа?
Прочитайте последнее предложение.
- Так почему же старуху назвали Шапокляк?
Шапокляк – это шляпа с сюрпризом. Старуха Шапокляк тоже преподносила разные
сюрпризы, то есть всякие неожиданности.
-Прочитаем два предложения сверху текста. Первое
предложение читает…, второе предложение читает…
Подведение итогов урока
- Чем вы занимались сегодня на уроке?
Слайд
- У вас в конвертах лежат разноцветные шарики.
-У кого все получалось на уроке, кто активно работал, покажите
желтый шарик.
-У кого были затруднения, но вы с ними справились, покажите
зеленый шарик.
-У кого и сейчас еще есть затруднения и вопросы по новой букве,
покажите синий шарик.
Слайд
- Прослушайте песенку про букву Ш и запомните как можно
больше слов со звуком [ш].