Напоминание

"На планете Толерантность"


Автор: Загуменная Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: г.Волжский
Наименование материала: конспект
Тема: "На планете Толерантность"
Раздел: начальное образование





Назад





«На планете Толерантность»

(классный час)

Загуменная Ольга Викторовна
учитель начальных классов МБОУ СШ №31 г.Волжский Волгоградская область
_________________________________________________________

______


Цель:
 расширить понятие «толерантность», познакомить детей с понятием «толерантный человек», значением и актуальностью его формирования;  формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого;  создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива;  сформулировать правила толерантного отношения при помощи упражнений;  стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Ожидаемые результаты:

метапредметные:
1. Оптимизация межличностного общения учащихся. 2. Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», «толерантная личность» 2. Умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
личностные
: 1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему. 2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников. 3. Обучение самоанализу и анализу своих поступков.
коммуникативные:
1. Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию. 2. Учиться работать в парах, группе.
Оборудование:
проектор, презентация «Мы разные, но мы вместе», видео-презентация «Волжский», национальные флажки для составления корней дерева, портреты детей, напечатанные на фоне зелёного листика, плакат с изображением разноцветных ладошек вокруг планеты, солнышко «толерантность», лучи солнца с характеристиками толерантного человека.

Ход классного часа:

1.Организационный момент урока.
(Звучит запись песни «Улыбка», « У друзей нет выходных»).
Слайд №1
На экране заставка эмблемы школы.
( на партах национальные флажки и листочки с фото детей)

2.Мотивирование к учебной деятельности.

Слайд №2
(Городской конкурс классных часов «Грани жизни» в рамках городского конкурса-фестиваля «Палитра профилактики»)
Учитель:
- Сегодня у нас необычный классный час. Я хочу сообщить вам приятную новость. Мы с вами сегодня участвуем в Городском конкурсе классных часов «Грани жизни» в рамках городского конкурса-фестиваля «Палитра профилактики». Этот конкурс длится с октября 2015 года и заканчивается 27 апреля 2016года. В этом фестивале участвуют многие школы нашего города. В том числе и наша 31 школа. Что же дает нам этот конкурс, для чего его проводят?
Цель:
Я думаю, что благодаря фестивалю «Палитра профилактики» многие его участники находят новых друзей, заинтересовывают своим творчеством других и показывают друг другу, как можно раскрасить яркими красками свою жизнь, помогают увидеть другим и себе, сколько всего интересного и бесконечно приятного находится вокруг нас. И мы с вами тоже постараемся это сегодня сделать.
- Сегодня к нам пришли гости.

(представление гостей).
-Давайте, поздороваемся с нашими гостями.
-Повернитесь и кивните головой. -Присаживайтесь, ребята.
3.Эмоциональный настрой.

Слайд №3- (
Крошка Енот)
Учитель:
-Здравствуйте! - Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. -Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Но тут же на капельку солнца прибавилось в мире! Но тут же на капельку счастья прибавилось в мире! Но тут же на капельку радостней сделалась жизнь! Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. Возьмитесь за руки, загадайте доброе и радостное пожелание своему однокласснику и легким пожатием руки передайте его ему.
Учитель:
- Я вижу, что у всех хорошее настроение, все улыбаются. Каждый из вас подарил друг другу улыбку. И это очень хорошо. - А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…) - И сейчас Рита Г.. прочтёт нам стихотворение,которое она подготовила по этому поводу:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.
4. Постановка темы и формулирование задач.

Учитель:
- Чтобы поддержать ваше хорошее настроение я предлагаю вам поиграть.
«Мы разные» - игра
- Я хочу попросить встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, красивые. - А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. - Прошу поднять руки ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые? - Хлопните в ладоши у кого глаза карие, а теперь у кого глаза голубые, серо- голубые, а у кого зеленые? - Как вы думаете, можно найти среди одноклассников совершенно одинаковых, хотя бы 2-х человек? - Значит, какие мы? (непохожие, разные)
Ответ учащихся:
«Все мы разные»,
Учитель:
но у нас и есть общее, например, (мы с вами учимся в одном классе), значит, несмотря на то, что мы разные,
Дети:
мы - вместе. - Попробуйте определить тему нашего классного часа:
«Мы разные, но мы вместе».
(Обратить внимание на доску, где цветными буквами из бумаги записана тема классного часа.) - Мешает ли вам общаться то, что у вас разный цвет волос или глаз? - А бывают ли у вас ссоры между собой? - Из-за чего так происходит?
Ответы детей.

- Недопонимание.

Учитель:
-Какую
цель
поставите перед собой? (учиться понимать других людей, быть внимательным к другим).
Слайд №4
- ( Мы как радуги цвета, неразлучны никогда) - Об этом стихотворение.
Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других


Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

5. Открытие нового знания.

Учитель:
- Есть такое замечательное слово, которое учит всех людей мира понимать друг друга, быть внимательными друг к другу- это толерантность.
Слайд №5
- Поднимите руку, кому знакомо это слово – толерантность? Мы уже знакомились с этим словом на кл.часах…… Где еще мы говорили о толерантности? (окр.мир по теме: «Твоя Родина-Россия», литер.чтение С.Михалков «Аисты и лягушки»-спор,кто красивее) - Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «толерантность»?
Ответы детей.
Может быть, оно кому-то пока незнакомо, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его. И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова.
Цель:
Поэтому сегодня мы постараемся расширить ваши знания о толерантности. - Толерантность - имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
(обратить внимание на слайд №5)
- А как назвать человека, который будет стараться понять других, будет внимательным к другим?
(толерантный)
Это слово является однокоренным слову «толерантность». Эти два слова неотделимы др.от др. Они идут по миру рука об руку. - Толерантность – это качество толерантного человека, толерантной личности. - А вы знаете, что у толерантности есть свой день, который появился 20 лет назад.
Слайд №6


I. Справка, подготовленная ученицей

Учитель:

-Каждый внимательно послушает, а я после сообщения задам вам вопросы.
- 16 ноября отмечают Международный
день Толерантности.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах. Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явления пробуждают тревогу и заставляют правительства стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает.
Слайд № 7.
Символами толерантности являются: шестицветный флаг, состоящий из палитры радуги и сплетенные разноцветные руки.
Учитель:
-Когда отмечается день Толерантности? - Повторите символы толерантности. - Что еще может быть символом толерантности?
II. Практическая работа.
На доске плакат с изображением солнца. - Сегодня я хочу предложить вам создать наш символ толерантности, который мы оставим в классе. Я выбрала солнце. Но мы можем его сделать сменным. Мы еще не раз будем говорить о толерантности. Возможно, кто-то из вас придумает и предложит другой символ, и мы ним заменим солнышко. - А почему солнце может стать символом толерантности?
Ответы детей.

Учитель:
Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь .
Слайд 8
- Чего не хватает у солнца? Дети:- Лучей!
-Верно! Наше солнце должно засиять. У вас на столах лучики солнца с записанными словами. На первый взгляд они одинаковые, но прочтите слова, обозначающие качества человека, которые написаны на них, выберите тот лучик, на котором написано качество толерантного человека, подойдите и прикрепите его к солнышку. В каждом конверте по 10-12 слов. (Лучики солнца) Конверт №1: злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, зависть, бестактность, жадность. Конверт №2: сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, прощение, раздражение, поддержка, сотрудничество, равенство, скупость, ложь, согласие, дружба,щедрость. -Кому нравится наше солнце?
III. Обобщение

Учитель:
- Прочитаем, каким должен быть толерантный человек. (Читают качества, которые дети прикрепили к солнышку). -Какие качества вы не выбрали? - Предлагаю выбросить в корзину все слова, которые нам не пригодятся. -Какого качества чаще всего не хватает людям, чтобы быть толерантными личностями? (прощения, терпения, понимания) Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи, на каком говоришь языке и на каком живешь континенте. Мы живем на планете Земля – это один большой дом. У всех на этой планете есть семья, то есть люди, которые его окружают. Наш класс – это тоже семья. Все мы разные, но готовы принять друг друга такими, какие мы есть. Мы учимся быть толерантными.
6.Закрепление нового материала.

I.Творческая работа.


Учитель:
А сейчас предлагаю провести творческую работу. Вырастим наше собственное «Дерево толерантности». - Без чего не может выстоять дерево? (без корней)
Учитель:
Как дерево начинает расти с корня, так и человек должен знать свои национальные корни, свою историю. Должен помнить и чтить память о своих предках. Поэтому на этапе подготовки к классному часу, мы начали свою работу с изучения своих национальных корней. -Кто напомнит, как это происходило.
1. Спросили у родителей о национальных корнях семьи.

2. Сообщили учителю и одноклассникам.

3.Придумали, каким образом это показать.
(изготовили национальные флаги) - Где разместим флаги? Дети наклеивают флаги у корня дерева. Эмиль- азербайджанский Рита –украинский и грузинский Вероника- румынский Все остальные - российский
Учитель:
- Поднимите руки те, кто прикрепил российский флаг.
Слайд №9.
- Кто украинский и грузинский? Почему?
Слайд № 10 и 11.
- Кто прикрепил флаг Румынии?
Слайд №12.
- Чей это флаг? (азербайджанский)
Слайд №13.
- Почему российских флагов больше? -Детей с русскими национальными корнями больше, так как мы живем на территории России. - А могут люди с разными национальными корнями считаться гражданами России? - Мы с вами все россияне, граждане одного государства и живем под одним флагом.
Сообщение о цветовой гамме флага.

- Что еще должно быть у дерева при таких мощных корнях?(крона) -Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки.
(Дети наклеивают листочки со своими фото)

Вывод
: разные корни-мы разные; общая крона - мы вместе! Мы принимаем друг друга независимо от их национальной принадлежности. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным. Посмотрите как близко вы находитесь друг с другом. Все улыбаются, никто не ссорится. Наше «Дерево толерантности» останется с нами в классе и будет каждое утро встречать нас вашими улыбками. И когда к нам придут родители, наше дерево их обязательно порадует, тем, что мы вместе.
Учитель:
- А вам хотелось бы еще что-то узнать о национальных корнях одноклассников? - Вот и сегодня мы встречаем представительницу родит.ком., хорошо знакомую нам маму нашего одноклассника.
(представление)

Она расскажет вам о своей национальной принадлежности к

азербайджанской культуре.

II. Выступление семьи, представительницы азербайджанской

национальности.

Слайд №14-26.

III. Сообщение о многонациональности школы.

Учитель:
-А если мы предложим каждому классу составить свое дерево толерантности, возможно найдутся ребята др.национальностей.
Слайд №27.
Хочу сказать, что не только дети разных национальностей учатся в нашей школе. У нас очень много учителей с разными национальными корнями (русские, армяне, удмурты, казахи, и др. ) Нам всем комфортно работать в школе. Каждый учитель по- своему украшает наш пед.коллектив. И никто не задумывается, кто какой национальности. Мы разные, но у нас общая задача -помочь детям учиться, поэтому мы вместе.

IV. Сообщение о многонациональности города.
А вы можете себе представить, какое количество национальностей живут в нашем городе.
Слайд №28.
русские украинцы казахи армяне татары узбеки
В

нашем

городе

живет

много
людей разных
национальностей
. У каждой
нации
свои обычаи, свой язык и ценности. Многие национальности живут в нашем городе с момента его основания. Их предки участвовали в строительстве города, да так и остались здесь жить. Они стали коренными жителями нашего многонационального города. Благодаря дружбе людей разных национальностей, мы живем в таком красивом городе.
Слайд №29
Мы живем вместе и должны уважать каждого человека.
Слайд №30
- Если взглянуть с большой высоты на г. Волжский, то он выглядит как гостеприимно- раскрытая большая человеческая ладонь, протянутая вдоль реки Ахтубы. И мы горожане должны быть достойны звания «гостеприимные волжане», совершая добрые, честные, толерантные дела.
7.Подведение итогов.

Слайд №31

I.Проект «Друг по переписке».

Учитель:
- Обратите внимание на карту нашей Родины. Я не зря ее здесь поместила. Мы с вами, готовясь к сегодняшнему мероприятию, запустили проек: «Друг по переписке». Мы , как настоящие жители гостеприимного города, протянули свои руки дружбы к ребятам нашей огромной многонациональной страны. Каким образом?

Дети:

- Мы написали письма.

Учитель:
- Хочу вам показать те невидимые ниточки дружбы, которые соединяют наш город с другими городами, селами нашей большой многонациональной страны.
Вывод:
Я думаю,что мы сделали очень доброе дело, можно сказать толератное дело. Несмотря на огромные расстояния между ребятами, вы смогли найти общий язык. И ведь не важно, какой они национальности? Я хочу пожелать остальным ребятам класса, кто еще не решился на переписку, обрести такого друга, друга по переписке. И пусть наша планета расцветет от ваших улыбок, доброты, дружбы красивыми цветами.
II.Украшение макета Земли цветами. Звучит песня «Дорогою добра».

8.Рефлексия.

- Кто скажет,что такое толерантность, толерантная личность?

-Здорово, что мы целый урок были добрыми?

- Мы увлекли своим творчеством?( мамы)

- Украсили свою жизнь яркими красками впечатлений?

-Что больше всего запомнилось и понравилось?

- На сегодняшний день мы нашли новых друзей? (друзья по переписке)
Напомните друг другу, как звучит тема нашего классного часа!
«Мы разные, но мы вместе». Очень хочется, чтобы эти слова для нас стали

девизом.
Предлагаю посмотреть небольшую муз.зарисовку о нашем городе и тем самым выразить огромное спасибо всем, кто подарил нам этот замечательный город. И еще раз хочу подчеркнуть значимость национальной дружбы.
V.Видеопрезентация о многонациональном городе Волжском.


Использование дополнительных материалов в разработке
"Автор и источник заимствования неизвестен".


В раздел образования