Напоминание

"Школа правовой вестник"


Автор: Иванова Раиса Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: БУ ЦПД "Аистенок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск,Тюменская область
Наименование материала: Инновационная технология
Тема: "Школа правовой вестник"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Инновационная технология “Школа правовой вестник”.

Пояснительная записка
Центр как социальный институт, играющий важную роль на этапе личностного становления воспитанников, формирует их правовую компетентность, которая становится решающим фактором на пути к правовой личности. Знание норм права способствует подготовке воспитанников к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов помогает им конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали систему правоохранительных органов, судов в РФ, ориентировались в вопросах законопослушного поведения. Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, воспитанник соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. У воспитанников происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют воспитанников трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением. Анализ по правовому образованию воспитанников позволяет констатировать, что уровень их правовых знаний растет, возрастает соотнесение правовых знаний и поведения. Однако анализ правонарушений и преступлений, совершенных воспитанниками учреждения за 2013г. – 2014г., показывает: 10 правонарушений и преступлений было совершено 3 воспитанниками в 2013 году, 3 преступления 3 воспитанниками в 2014 году; на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних находятся 3 воспитанника; в специализированной школе закрытого типа обучались 2 воспитанника (6,8%). Проблема правового воспитания в Центре остаётся актуальной. В совершаемые преступления все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние. Это не случайно. Именно в этот период (в 14 – 17 лет)
активно формируется личность с ее ценностными ориентациями, вырабатывается стратегия поведения воспитанника в социуме. Отмечается «детская» интерпретация тех или иных норм права, которая свидетельствует о том, что правовые знания у воспитанников есть, однако значимость, оценка этих знаний приобретает гипертрофированную форму, особенно в вопросах наказания за нарушение закона, юридической ответственности. Данная технология направлена на профилактику девиантного поведения преступности и правонарушений несовершеннолетних, ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм, способствует становлению правосознания, побуждающего личность к правомерным действиям и поступкам.
Целевые

группы, на которые

направлена технология:
воспитанники Центра, в том числе: несовершеннолетние, состоящие на учетах в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; несовершеннолетние правонарушители и преступники; несовершеннолетние, отбывшие наказание за совершение преступления.
Ц е л ь :
Профилактика девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных: формирование правосознания воспитанника, его правовой культуры.
Задачи
: 1.Повышение эффективности системы правового во спитания, спо собствующей формированию законопо слушного п о вед е н и я воспитанников. 2. Формирование правовых знаний, правового самопознания и правовой культуры воспитанников, законопослушного поведения и гражданской ответственности. 3. Использование комплекса методологий, приемов, направленных на повышение эффективности правового воспитания.
Формы работы:
групповая, индивидуальная.
Методы работы:
беседа, сообщение, игровые методы (анализ и решение противоправных ситуаций), видеометод (просмотр телепередач правового характера), дискуссия, круглый стол, викторина, метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).
Этапы реализации: 2015-2017г.г.
На первом этапе (2015 год) будут проведены мероприятия, связанные с методическим оснащением технологии. На втором (основном) этапе (2015 – 2016 гг.) будут реализовываться мероприятия технологии. На третьем этапе (2017 г.) будут реализовываться мероприятия, направленные на саморегулирование и корректирование деятельности, мониторинг эффективности технологии, аналитическую оценку качественных и количественных изменений, транслирование передового опыта работы.

Направления деятельности и их содержание:
социально – педагогическое направление предусматривает реализацию системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных воспитанникам Центра; социальный мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии. Информационно - просветительское направление предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий: проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для воспитанников с участием специалистов в области правового воспитания. Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей воспитанников Центра, влияющих на формирование правового самосознания. Практическая деятельность предусматривает проведение консультаций, семинаров, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для воспитанников Центра с привлечением общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, Центра занятости населения.
Кадровые ресурсы:
юрисконсульт -1ед.; социальный педагог-1 ед.
Материально- технические оснащение:
компьютерный зал, компьютер, проектор, плакаты, иллюстрации.
Информационные ресурсы:
интернет - ресурсы, «Справочник ребенка», буклеты, видеоматериалы, памятки.
Методические ресурсы:
Правовое воспитание школьников. Конспекты занятий. /Сост. О.В. Летнева. - Волгоград.: Учитель, 2005. – 119 с. Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс, 2007. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе (электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»).
Ожидаемые результаты:
1.Повышение эффективности системы по реализации комплекса мер, направленных на формирование правосознания воспитанников, их правовой культуры, профилактику девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних. 2. В результате реализации технологии запланировано: круглые столы – 6; бесед - 40, лекций - 9 , встреч с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов - 12, викторин – 9, тесты по правовому воспитанию - 9, анкетирование - 9. Охват воспитанников 100 %.
Критерии оценки эффективности:
В результате профилактической работы к 2017 году повысится уровень правовой грамотности несовершеннолетних по вопросам административной и уголовной ответственности, по семейному, жилищному, имущественному праву (на 7% по сравнению АППГ); повысится
уровень культуры общения со сверстниками и с взрослыми (на 9% по сравнению АППГ).
Список литературы:
1.Закон РФ «Об образовании». 2. Конвенция ООН «О правах ребенка». 3. Трудовой кодекс РФ. 4. Уголовный кодекс РФ. 5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями). 6. Конституция России в рисунках и схемах. Под редакцией Горелова М.Ю., Москва, 2014. 7. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.- М. ВАКО, 2006. 8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. -М.ВАКО, 2006. 9.Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс, 2007. 10.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. – М.: Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с. 11.Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы [Текст]: метод, пособие/ Т.А. Фалькович. – М.:ВАКО, 2006. – 256 с. 12. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр / авт.-сот. В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 207 с. 13. Нечаев, М.П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / М.П. Нечаев. – М. : Перспектива, 2013. – 88 с. 14. Пособие по гражданскому образованию / под ред. Н.М. Воскресенской, И.Д. Фрумина. – М. : АПК и ПРО, 2000. – 196 с. Элиасберг, Н.И. 15. Н.И. Элиасберг // Право в школе. – 2004 №3.-С.10-13 16. Правовое воспитание школьников. Конспекты занятий. /Сост.О.В. Летнева. - Волгоград.: Учитель, 2005. – 119 с. Приложение 1.
План

реализации инновационной технологии «Школа правовой вестник»
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные исполнители 1. Организация Школы « П р а в о в о й в е с т н и к » : создание банка данных видео, 2015г. Заместитель директора.
аудио, CD-материалов по д а н н о м у н а п р а в л е н и ю работы, материалов для проведения лекций, бесед и т.д. 2. Зачем нам необходимо знать законы? А н ке т и р о в а н и е (знание законов). 2015г. Юрисконсульт, специалисты отделения СП и ППС. 3. Организация и проведение л е к ц и й п о п р а в о в о м у воспитанию. 2016-2017г.г. Юрисконсульт, специалисты отделения СП и ППС, социальный педагог. 4. Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения в о с п и т а н н и к о в с привлечением общественности, правоохранительных органов. 2016-2017г.г. (2 раза в год) Заместитель директора. 5. П р о в е д е н и е в и к т о р и н , дискуссий, с целью освоения воспитанниками общечеловече ских норм нравственности и поведения. 2016-2017г.г. Социальный педагог. 6. Организация индивидуальных в с т р еч воспитанников группы р и с к а , в о с п и т а т е л е й с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопро с ам п р а в о в о го воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников. В течение всего периода Юрисконсульт, специалисты отделения СП и ППС, социальный педагог. 7. Проведение семинара с воспитателями по специфике работы с детьми группы риска. Обмен опытом. 2016- 2017г.г. Юрисконсульт, специалисты отделения СП и ППС. 8. Привлечение студентов В течение всего Юрисконсульт,
юридического факультета ЮРГУ к организации и проведению мероприятий по правовому консультированию для воспитанников, педагогов. периода специалисты отделения СП и ППС. 9. П ривлеч е ние ш ко л ь н ы х органов самоуправления, дет ских объединений к р е а л и з а ц и и д а н н о й технологии. В течение всего периода Заместитель директора, социальный педагог. 10. О ка з а н и е ю р и д и ч е с ко й помощи несовершеннолетним и их с е м ь я м ( з а м е щ а ю щ и м родителям) по вопро сам защиты прав и законных интересов. В течение всего периода Юрисконсульт, специалисты отделения СП и ППС. 11. Участие в конкурсах: - конкурс сочинений о правах человека и толерантности «Права человека и будущее России»; - конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»; конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право». 2016-2017г.г. Социальный педагог, воспитатели, педагог дополнительного образования. 12. Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников. В течение всего периода Социальный педагог, воспитатели, педагог – организатор 13. Оформление уголков по правовому просвещению. В течение всего периода Юрисконсульт, социальный педагог. 14. Рассмот рение в о п р о с о в профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения в о с п и т а н н и к о в н а педагогических советах, на С овет ах п р о ф и л а к т и к и , к л а с с н ы х с о б р а н и я х с В течение всего периода Заместитель директора.
приглашением представителей правоохранительных органов, прокуратуры. 15. Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних с целью привлечения к сотрудничеству в проведении мероприятий, технологий. В течение всего периода Заместитель директора. 16. Подведение итогов. Итоговые диагностики. 2017г. Заместитель директора, социальный педагог.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники