Напоминание

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.


Автор: Назирова Альбина Шамилевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: АОУ ДОД Дом детского творчества
Населённый пункт: с.Зилаир
Наименование материала: Разработка открытого урока по вокалу
Тема: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества с. Зилаир Открытый урок по вокалу на тему: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом. Разработала: педагог ДО Назирова А.Ш. Зилаир 2016

Тема урока:
Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.
Форма проведения:
индивидуальная
Цель:
Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные: 1. Обучение правильному произношению скороговорок. 2. Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально- тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения. 3. Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция. Развивающие: 1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата. 2. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот. Воспитательные: 1. Формирование речевой культуры. 2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду. 3. Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
*наглядный (слуховой и зрительный); * словесный (рассказ, объяснение, диалог); * иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником). *эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы: *творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность; * побуждение к самоконтролю; * проговаривание текста песни «нараспев»; *поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение; - фортепиано.
Методическое обеспечение занятия:
- плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».
Структура урока :
I. Организационный момент. (1-2 минуты) Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни. II. Объяснение темы. (3 -5 мин.) Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. ( Показ плаката: строение голосового аппарата). Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным,
мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива. III. Практическая часть. 1.Распевание (15 мин.) 1.1 Дыхательные упражнения. 1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1) 2. Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи. 3. Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох. Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания. 1.2 Артикуляционные упражнения. 1. Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ). 2. Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат. 1.3 Вокальные упражнения 1. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
2. . Осознанная фразировка, владение опорным дыханием. Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю». 3. Песенка- попевка «Кролики» Горбиной Е.В. 2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Долгожданная весна» муз. и сл. Д.Трубачева. (15 -17 мин.) Педагог: Давай вспомним песню «Долгожданная весна», которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог) а) Беседа о настроении песни ( радостная, весенняя, солнечная). б) Проверка домашнего задания -Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева. 1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло, Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло, Чтобы запели птицы и расцвела сирень, Чтоб мы гулять могли бы целый день. Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса, Становятся задорнее и ярче голоса. Весною столько света, столько солнечной любви, Весною так прекрасны соловьи! 2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну. Пусть солнышко согреет и елку и сосну. И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец, И раскрывает клювик маленький птенец. в) прочитать текст, выделяя опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально
окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский. г) прочитать 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить согласные: « Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло, Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д. Особенности произношения в припеве: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче». Цель – отработать правильное произношение текста. д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе ( следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз. IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.) Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их. Формулировка домашнего задания: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник) - До свиданья!
Приложение №1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: 1. восстанавливают нарушенное носовое дыхание, 2. улучшают дренажную функцию бронхов, 3. положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, 4. повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, 5. улучшают нервно - психическое состояние организма. Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения: Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя. Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага. Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники