Напоминание

Русская народная сказка "Журавль и Цапля"


Автор: Брук Алевтина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Саргатский лицей"
Населённый пункт: п. Саргатское, Омская область
Наименование материала: технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока литературного чтения

Программа, автор (ы)
УМК «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 М.: Вентана-Граф (учебник 2013)
Класс
2 кл. (2-ое полугодие)
Раздел (содержательная линия)
О братьях наших меньших
Тема урока
Русская народная сказка. Журавль и цапля
Цель урока
Формировать и развивать ЦО (
ценностное отношение
) совместной учебной деятельности по определению и применению русской народной сказки“Журавль и цапля”, её содержания; совершенствования навыков чтения, развития устной речи, образного мышления, умения анализировать, обобщать;развивать нравственные ценности
Тип урока
Комбинированный
Опорные понятия
Сказка, начало, завязка, ход событий, развязка
Новые понятия
Присказка, «Несолоно хлебавши», свататься
Технологии
Системно-деятельностный метод обучения, развивающая технология, здоровьесберегающая, личностно-ориентированый метод обучения, исследовательский, поисковый
Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

(познавательные у.у.д.,

регулятивные у.у.д.,

коммуникативные у.у.д.)

Предметные умения


Л1
: Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
Л2
: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Л3
: Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Л4
: Развитая сфера этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости
М1
: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
М2
: Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.
М3
: Умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и четко излагать свою точку зрения и аргументировать ее, умения взаимодействовать в парах
П1
: навык чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение
П2
: определение темы и жанра произведения
П3
:характеристика героев произведения
П4
:коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи Ресурсы (информационный, демонстрационный) Форы работы Русский язык (использование фразеологизма: «Несолоно хлебавши) 1. «Литературное чтение» 2 класс. Л.А. Ефросинина Учебник 2 кл. ч.2, М.: Вентана-Граф. – 2013. 2. Классная доска. 3. Компьютер. 4. Проекционный экран. 5. Проектор -фронтальная работа с классом; -индивидуальная работа учащихся; -работа в парах; -работа в группах

Технология изучения темы урока

Этап урока

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1.

Самоопределение

к деятельности.

Организационный

момент.
Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка Формирование и развитие
ЦО
(
ценностного

отношения
) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке
Действия педагога

Действия обучающихся
-Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока -Настраиваются на работу
2.

Актуализация

знаний,

мотивация
Осознание необходимости получения новых знаний Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания - Итак, друзья начнём урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас! Давайте начнём работать.
Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом? (Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары- бары…» и выполнить задания в р.т.) 1) Проверка заданий №1,2 в Р.т. с.13 - Поставьте «+», кто выполнил задание так же. 2) Чтение стихотворения по частям -Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в р.т.
цепочкой. - А сейчас в тетради с печатной основой на с.17. найдите задание № 3. Прочитайте шёпотом 2-ую загадку, запишите отгадку. Кто это? (Это цапля) - Давайте прочитаем эту загадку хором «на одном дыхании». -Цапля
3.

Постановка

учебной задачи
Сформулированная и зафиксированная учебная задача Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему - Вернёмся к заданию 3 в Р.т. на с.13 и прочитаем 1-ю загадку. А это кто ? (Это журавль) - Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте. - Что вы знаете об этих птицах? - Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? - Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля». -Журавль -Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв -Это произведение о журавле и о цапле
4.

Решение учебной

задачи
Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа - Откройте учебник на с.23. Приготовьтесь слушать и читать сказку по частям.
1)
Чтение присказки (читает учитель).
2)
Чтение 2-ой части сказки (читают дети).
3) Словарная работа.

деятельности - Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания и объясните их значение: -
ноги долги

- худо летать

-долговязый

- несолоно хлебавши

-свататься

4)
Чтение сказки до конца. -
ноги долги ( длинные ноги)

- худо летать ( плохо летать)

- д о л г о в я з ы й

( в ы с о к и й )

- несолоно хлебавши (остаться ни с

чем)

-свататься (звать замуж)

5.

Первичное

закрепление

(применение

алгоритма на

практике)
Умение действовать по алгоритму, правилу Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму
1) -
Улыбнитесь, если сказка понравилась и откиньтесь на спинку стула, сядьте свободно, закройте глаза ладошками. Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его. Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его. Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его. Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его. Откройте глаза. Поморгайте.
2)
- Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки) - Что такое
присказка
? Найдите ответ на с.18. - Зачем нужна присказка? - Прочитайте присказку. Помните, -Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы -Привлекает наше внимание
присказка читается по-особому – скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно) - Какие слова повторяются?
3)
– Как начинается
сказка
? Прочитайте. - Почему журавль решил жениться? Прочитайте. - Сколько раз сватался журавль к цапле? - Исполнилось ли его желание? Почему? - Есть
развязка
у сказки? - Как закончилась сказка? Прочитайте. -Вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летела, летела и опять села, хвостиком повертела и опять полетела – летела, летела… -Жили-были на болоте журавль да цапля -Журавлю стало скучно жить одному - Два раза -Нет, они не могут

договориться, и все время отказывают друг другу - Нет -Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся
6.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой в

классе
Умение применять алгоритмы Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий - А сейчас работа
в парах
, вы должны сделать модель обложки. Покажите свои модели. Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки. Сделайте выводы: -название произведения… -жанр…. -тема… -Работа в парах - Название: «Журавль и цапля» -Жанр: это сказка (используем заместитель – это круг)
- Тема: о животных (замещаем тему коричневым цветом, потому что это сказка о животных)
7.

Обобщение

усвоенного и

включение его в

систему ранее

усвоенных знаний
Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используйте при описании этих героев слова- признаки:
-
Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны. - Сейчас вы выполните задания, работая группами:
Карточка №1. Задание 1-ой

группе.
Вспомните, что вы знаете о сказках. Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их.
сказки

народные

_____?____

_____?____ бытовые

____?_____

Карточка №2. Задание 2-ой

группе.
Составьте синквейн на тему
-упрямый(ая), смешной(ая),

несговорчивый(ая),капризный(ая),

придирчивый(ая),

нерешительный(ая).
-Карточка №1 (сказки бывают авторские и народные; сказки волшебные, бытовые, о животных) -Карточка № 2
«Журавль».
Журавль.
(какой?) ______________, _______________. (что делает?) ______________, ______________, _______________. __________ ________ ___________ _____________.
____________.

Карточка №3. Задание 3-ей

группе.
Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий.
Иллюстрации к сказке

-Проверка работы групп
-Карточка № 3 (иллюстрации) -1-ая группа -2-ая группа -3-я группа
8.

Оценка
Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий - Возьмите яркие цветные карточки. -
Оцените свою работу и

отношение к уроку.
Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».  Отличное настроение, всё -Карточки для рефлексии
получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.  Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.  Было скучно, неинтересно, было много затруднений.
9.

Итог занятий.

Рефлексия

деятельности
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения – С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла ли эта история приключиться с людьми? -Почему? - Чему учит эта сказка? - Мы познакомились с русской народной сказкой «Журавль и цапля» - Эта сказка о журавле и цапле -Да, могла -Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблему, не думают о том, что говорят друг другу -Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки
10.

Домашнее задание
Умение применять знания в самостоятельной деятельности Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно выполнять домашнее задание, находить нужную информацию По выбору: -Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля»,выполнить задания 1,2 в рабочей тетради. -Сделать книжку-малышку к этой сказке Д.з. с.23-25, пересказ; Р.т. с.17, №1,2


В раздел образования