"Исследовательская работа на уроках окружающего мира"
Автор: Пукас Виктория Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №42" Населённый пункт: город Нижневартовск,Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Исследовательская работа на уроках окружающего мира" Раздел: начальное образование
«
Исследовательская работа на уроках окружающего мира».
«Расскажи -и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать -и я пойму».
Китайская пословица.
Слово проект в последнее время мы слышим всё чаще и чаще. Актуальность
проектной деятельности осознаётся всеми, поэтому она и получила широкое
признание и одобрение.
В современной школе развитие исследовательской познавательной
активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной
работы с младшими школьниками.
.
Именно А.Я. Гердом был впервые применён исследовательский метод в его
«Предметных уроках», но в те годы он не получил широкого применения в
практике школы .( 3 )
Сущность его заключается в том, что ученик получает знания не со слов
учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия этих знаний. При этом
его мыслительный процесс проходит следующие этапы: «1) наблюдение и
постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3)
исследование предположительных решений и выбор одного из них как
наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение».
Ученик в процессе обучения ставится в позицию субъекта деятельности. Ход
его «исследования» — это процесс логического мышления от наблюдения к
выводу. Следовательно, применение исследовательского метода в практике
преподавания способствует развитию логического мышления.
Исследовательский метод, кроме того, отвечает «природе ребенка», т. к.
ребенок по природе своей — исследователь. Но чтобы этот метод
действительно привел ученика к «открытию», необходимо соблюдать
некоторые требования к постановке исследований в школе, а именно: 1)
перед учеником должна быть поставлена задача; 2) задача должна быть
интересной, посильной, отвечать запросам ребенка; четко и определенно
сформулирована.( 3 )
Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются
исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую
деятельность можно организовать в рамках учебного предмета
«Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями,
наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель
которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего
мира.
Для чего нам нужен метод проектов? Во –первых: научить учащихся
самостоятельному критическому мышлению. Во-вторых: размышлять,
опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные
выводы. В-третьих: принимать самостоятельные аргументированные
решения. В-четвёртых: научить работать в команде, выполнять разные
социальные роли.
Уроки окружающего мира дают прекрасную возможность использовать
приём самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового
материала. До изучения новой темы ученики получают вопросы, для
нахождения ответов на которые надо прочитать текст учебника. Вопросы
формулируются так, чтобы школьник не просто выбирал предложение из
текста и прочитывал его, а должен был порассуждать. При изучении темы
заранее подготовленные ученики сообщают новое знание, а учитель только
дополняет их ответы.
В процессе познания окружающей действительности происходит
совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их
любознательность. В курсе «Окружающий мир» формируются многие
первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира,
обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности.
Работа над учебной темой и исследовательским проектом позволяет
связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое, так как
учебные исследования я рассматриваю, как особое направление внеклассной
работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное
на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на
углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту
работу я провожу индивидуально с каждым ребенком или с группой детей.
С большой увлечённостью работаю вместе с учащимися на уроках
окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова. Этот предмет соединяет
путешествие и сказку, трудности и проблемы. На этих уроках целесообразно
организовать исследовательскую деятельность. При организации данной
работы нужно учитывать психолого-физиологические особенности детей
младшего школьного возраста. Подготовительная работа начинается с 1
класса. Это и экскурсии в лес, школьный двор, которые развивают
познавательный интерес к природе, наблюдениям .Со 2 класса начинается
работа со справочной литературой. Дети находят нужный материал в
библиотеках, дома и оформляют его в виде докладов, фотоальбомов или
устных сообщений. На уроках я стараюсь использовать игровые конкурсы,
викторины, различные соревнования, например «Турнир знатоков природы».
Во внеурочное время провожу конкурс рисунков и плакатов
природоохранительных знаков, знатоков голосов природы, устраиваю
выставки, аукционы, эстафеты эрудитов, выпускаем стенгазеты, провожу
тематические линейки («Береги природу, человек!», «Осторожно – природа!»
и т. д.). С большим интересом проходят сюжетно- ролевые игры.
Приведу пример исследовательской работы третьеклассников по теме
«Какие птицы не улетают в тёплые края?».
Задачи исследования:
узнать, какие птицы остаются зимовать в наших краях, как называют этих
птиц, почему они от нас не улетают.
Учащиеся начинают собирать информацию о зимующих птицах по плану:
- Где чаще всего предпочитает селиться;
-Внешний вид птицы;
-В чём заключается её главное отличие от других птиц?
- Как делает запасы на зиму?
После сбора информации происходит анализ и обобщение, где ребята по
своим наблюдениям за зимующими птицами делают отчёты. В виде
презентаций дети оформляют свои работы. Обобщение материала некоторые
дети оформляют в виде сочинения, сказок о птице, составлении реклам.
Ребята с любовью описывают птиц, подбирают загадки, с увлечением
составляют кроссворды. Будет здорово, если этот проект
получается семейным..
Таким образом, можно сделать вывод, что младший школьный возраст
обладает большим исследовательским потенциалом. Каждый ребёнок по
своей природе – исследователь, он ещё многого не знает об окружающем
мире, поэтому для него важно узнать обо всём. У детей лучше усваиваются
новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав, потрогав и т.д.
Но необходимо учитывать, что в таком возрасте у детей преобладает
непроизвольное внимание, поэтому исследования должны быть яркими,
запоминающимися. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что задача
учителя на уроках – исследованиях – направить
в нужное русло
исследовательский потенциал младшего школьника.
Литература:
1 .Е.Ю.Смирнова. Развитие исследовательской активности младших
школьников.//Начальная школа.-2011.-№2.
2. Е.В.Берестнёва. Проектная деятельность учащихся начальной
школы.//Начальная школа.- 2011.-№6.
3. Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. — СПб., 1883. - Ч. 1. - С.
7