Автор: Ефимова Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ КГО "СОШ № 1 с углубленным изучением иностранного языка имени Я.В.Ругоева" Населённый пункт: город Костомукша, РК Наименование материала: методическая разработка Тема: экологический проект "Покормите птиц зимой!" Раздел: начальное образование
МБОУ
СОШ
№1
с
углубленным
изучением
иностранного
языка
г
.
Костомукши
Республики
Карелия
Городское мероприятие «Сбережём планету нашу» для 2-х классов
Экологический проект «Покормите птиц зимой!»
(проект краткосрочный, проводится во внеурочное время, в течение одного часа)
Цель : побудить детей позаботиться о зимующих птицах
Задачи:
продолжить работу над формированием понятия «зимующие птицы»;
донести до детей важность заботы о зимующих птицах;
научить различать зимующих птиц по рисункам и в природе по
окрасу и голосу;
рассказать, каким кормом можно кормить птиц зимой;
развесить кормушки.
Планируемые результаты :
дети научатся различать по окрасу и голосу часто встречающихся птиц на улицах
нашего города;
дети будут знать: где и как повесить кормушку; чем кормить зимующих птиц;
у детей возникнет желание заботиться о птицах.
Оборудование : интерактивная доска; мультимедийный проектор; чучела птиц нашего
края;
маски
для
инсценировки
экологической
сказки;
цветные
карандаши;
заготовки
индивидуальных
плакатиков
«Покормите
птиц
зимой»;
диск
«Окружающий
мир»
-
электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, УМК «Школа России»; картинки с
изображением птиц нашего края; кормушка; корм для птиц.
Участники : второклассники города (по 2 ученика от каждого класса) и их учителя
Дата и место проведения : 31 января 14.00 в МБОУ СОШ №1
План мероприятия:
1.
Мини - лекция о зимующих птицах нашего края.
Ответственные: ведущий специалист по экологическому просвещению Националь-
ного парка «Калевальский» Л.В.Миронова; учитель МБОУ СОШ №1 Н.А. Иванова
2.
Экспромт - театр. Экологическая сказка.
Ответственный: учитель МБОУ СОШ №1 Т.М. Шарыгина
3.
Творческая работа учеников. Создание памятки «Покормите птиц зимой!»
Ответственный: учитель МБОУ СОШ №1 И.В. Ефимова
4.
Коллективное дело. Ученики выбирают
из предложенных птиц зимующих и
помещают на панно (зимнее дерево)
Ответственный: учитель МБОУ СОШ №1 Г.П. Титова
5.
Открытие птичьей столовой у школы.
Ответственные: учителя МБОУ СОШ №1 Н.А Иванова. И.В. Ефимова
МБОУ
СОШ
№1
с
углубленным
изучением
иностранного
языка
г
.
Костомукши
Республики
Карелия
Ход мероприятия:
Мини - лекция
1)
Актуализация знаний
- О ком сегодня будем говорить?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на скаку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это…(птица)
- Как вы думаете, легко ли приходится птицам зимой?
- Почему люди заботятся о птицах зимой, подкармливают их? (Слайд 1)
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов , огородов от
вредных короедов и листогрызов, плодожорок и
грызунов (Слайд 2)
Птицы – это тайна и красота. Птицы наши друзья.
Невозможно представить нашу планету Земля без
птиц! (Слайд 3)
Игра «Зимующие – перелетные» .
Распределим птиц на две группы: перелетные и зимующие.
Учитель называет птиц, а дети
определяют зимующих - хлопком, а перелетных – машут руками.
2) Распознавание птиц по окрасу. Формирование умения распознавать птиц
по голосам
- Встречали ли вы этих птиц на улицах города? Дети называют зимующих птиц и их
внешние отличия. (Слайд 4)
- Как ещё можно узнать птиц? (по голосу). Прослушивание голосов зимующих птиц.
(Файл «Голоса птиц»)
3) Почему некоторые птицы остаются зимовать у нас?
- Находят ли они корм? Всегда ли хватает птицам корма?
Экспромт-театр. Экологическая сказка
Распределение ролей. Дети выполняют действия своей роли,
согласно тексту.
Пришла зима . Она заботливо укутала снежной вуалью все деревья: и берёзку , и
осинку , и рябинку , и сосенку . И даже накрыла снежным одеялом (шарфом) крышу дом а.
КРАСОТА!
Но птицам некогда любоваться зимними красотами. У них одна забота – за короткий
зимний день найти себе корм. Вот и летают они с места на место, с места на место в
поиске пищи…
В воскресное утро Саша
и Лена решили покататься на лыжах. В прекрасном
настроении они вышли из дома. У крыльца на дорожке сидели взъерошенные птицы .
Дети подошли к ним ближе, но птахи не обратили внимания на девочку и мальчика. В чём
МБОУ
СОШ
№1
с
углубленным
изучением
иностранного
языка
г
.
Костомукши
Республики
Карелия
же дело?
Вспомнили Лена и Саша , что им говорила в школе учительница : «Птицам зимой
страшен не холод, а голод». Побежали дети домой. А птицы , посидев немного, полетели
за старым воробьём в лес, в безопасное место.
Вышли дети с кормом, а кормить некого. Что с кормом делать? Саша хотел корм на
ступеньку крыльца высыпать на тот случай, если птицы ещё раз прилетят.
Лена не
разрешила (снегом корм засыплет или ветром сдует) и предложила сделать кормушку.
Саше идея понравилась и о н предложил сделать во-о-от (большую)
такую кормушку
сделать. Лена предложила во-о-от (маленькую) такую кормушку сделать. Не стали они
спорить, решили несколько кормушек сделать и, чтобы они все разными были…
Днём летела сорока по своим делам. Пролетая мимо дома Саши и Лены, она увидела,
как дети выходили из дома с кормушками в руках. Любопытная сорока не могла ЖЕ
пролететь
мимо…
Она
села
на
крыльцо
и
стала
наблюдать
за
происходящим.
Дети
повесили кормушки на деревья и стали заполнять их кормом.
В кормушку на березке дети насыпали семена подсолнечника, арбуза и дыни.
В кормушку на осинке – пшено, просо, овёс, пшеницу.
В кормушке, которая висит на рябинке , появились семена клёна и ясеня, а также
сушеные ягоды рябинки, калины и боярышника.
В кормушку на сосне Лена насыпала засушенных различных насекомых, их личинок и
куколок, а Саша закрепил кусочки несоленого сала и мяса.
Гот о вы столовые для пернатых друзей!
Сорока быстро полетела в лес, где спасались от холода птицы. Вскоре к дому летели и
синицы, и снегири, и дятел, и старый воробей , … Стали птички столовую выбирать.
Семена подсолнечника, арбуза, дыни… для кого?
Придутся они по вкусу синице, поползню, дятлу . Эти птицы всегда вместе: и корм
ищут, и стол делят.
Несолёное сало, мясо, кусочки жира...
С удовольствием полакомятся синицы, поползни, дятлы, а также вороны и сороки.
Пшено, просо, овес, пшеница … кого порадует?
Такая кормушка привлечет к себе воробьев, щеглов, зеленушек и других зерно-
ядных птиц. Голуби также с удовольствием посетят эту столовую. Не откажутся эти
крылатые гости и от крошек пшеничного хлеба.
Сушеная рябина, калина и боярышник, семена клена и ясеня… кому по вкусу?
Такое угощение привлекает самых красивых зимних посетителей кормушек —
снегирей и свиристелей.
Чудесные столовые для пернатых получились!
Летают птицы вокруг Лены и Саши, стараются их крылом задеть - спасибо сказать.
Творческая работа учеников. Создание памятки «Покормите птиц зимой!»
- Какие у вас замечательные кормушки! Для чего вы их сделали?
- В данный момент они приносят пользу?
МБОУ
СОШ
№1
с
углубленным
изучением
иностранного
языка
г
.
Костомукши
Республики
Карелия
- Что же необходимо сделать, чтобы они помогли зимующим птицам?
Мы кормушки смастерили,
И столовую открыли.
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
- Давайте посмотрим, какие птицы прилетели на эту кормушку.
(
УМК «Школа России», CD «Окружающий мир. 1 класс» -
электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова,
раздел «Куда? Откуда? Как?», урок «Как зимой помочь птицам?»,
задание « Какие птицы прилетают зимой к кормушке?»
)
- Рассмотрим внимательно иллюстрацию.
- Какие птицы здесь изображены?
- Почему у нас возникли сомнения?
- Пока они одинаковые. Что поможет сделать их узнаваемыми?
- Раскрасим птиц вместе!
Подсказки будут спрятаны в загадках.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
Снегирь – гордая птица. Где же на рисунке он? Превратим птицу на ветке в снегиря.
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Воробей – смельчак, у любого из-под носа корм уведёт. Где же он на рисунке? Раскрасим возле
девочки этого героя.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Нарядим синичку. Она очень общительна, поэтому компания воробья ей понравится.
- Дети насыпали корм в кормушку и на дорожку. Где птицам удобнее и безопаснее угощаться? - ---
Раскрасим кормушку.
- Вот и кормушка у нас появилась. О чём же нужно помнить детям?
- Прочитаем просьбу на наших плакатиках (Покормите птиц зимой). Предлагаю закрасить эту
запись красным карандашом, чтобы она всегда нам напоминала … О чём?
Коллективное дело. Ученики выбирают из предложенных
картинок с изображением зимующих птиц и помещают
МБОУ
СОШ
№1
с
углубленным
изучением
иностранного
языка
г
.
Костомукши
Республики
Карелия
на панно (зимнее дерево)
Детям предложены картинки с изображением птиц нашего края
(перелетные, оседлые, кочующие). Выбрав птицу, ребенок мог
самостоятельно
проверить
свои
знания.
(На
обороте
было
название
и
значок
принадлежности к зимующим птицам).
Открытие птичьей столовой у школы
Выбрали место для кормушки, учитывая
правила ее размещения на дереве с целью
безопасности для птиц.
У детей появилось желание повесить кормушки и возле своей школы!