Автор: Боровских Евгений Викторович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Музыкальная психология и профориентация Раздел: дополнительное образование
«Музыкальная психология и профориентация в музыкальной педагогике»
Проблемы, рассматриваемые музыкальной психологией, изучались на всех этапах развития музыкального
искусства.
В эпоху античности музыкальная психология существовала главным образом в виде учения об этосе – так
называлось этическое воздействие на человека различных гармоний, ритмов и тембров.
В эпоху барокко существовала теория аффектов, восходящая к античному учению об этосе. Под аффектами
понимали эмоциональные состояния человека, которых теоретики этой науки насчитывали 8.
Как самостоятельная научная дисциплина музыкальная психология начала оформляться с середины 19 века.
Основным толчком для этого послужили исследования в области экспериментальной психофизиологии и
разработка научной теории музыкально-слухового восприятия, в законченном виде сформулированные в
трудах немецкого учёного Гельмгольца (1863 г., «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа
для теории музыки»).
В настоящее время музыкальная психология – междисциплинарная отрасль знания и представляет научный
и практический интерес в нескольких аспектах:
в собственно психологическом, который интересен с точки зрения изучения эстетических потребностей и
творческих проявлений человека;
в социолого-психологическом, который имеет отношение к различным закономерностям бытования
музыки в общественном сознании;
в музыковедческом, который рассматривает процесс становления художественного смысла в музыкальном
произведении;
в педагогическом, который затрагивает вопросы обучения и воспитания музыкантов.
Последний аспект, в силу нашей профессии, представляет для нас особый интерес.
В самом общем понимании к нему возможны два подхода. Объективный, в виде анализа музыкального
переживания, который отвечает на вопрос «что является содержанием музыки, и как это содержание
воспринимается и понимается?». В этом направлении работали такие советские учёные как Асафьев, Теплов,
Выгóтский. Среди многочисленных трудов целиком этой проблеме посвящены диссертация советского
психолога Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей», а также работа
швейцарского педагога и композитора Эмиля Жака-Далькроза «Ритм, его воспитательное значение для
жизни и для искусства».
В субъективном же смысле педагогический аспект музыкальной психологии – это анализ процесса создания
музыкального исполнения, отвечающий на вопрос «как создаётся содержание музыки?». Здесь можно
отметить труды пианистов-педагогов, таких как Генрих Нейгауз, Иосиф Гофман, Григорий Коган и других.
Отдельного упоминания заслуживает теория сценического искусства, разработанная русским режиссёром,
актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским. В ней решается
проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути
перевоплощения актёра в образ. Известная как «система Станиславского», своими основными принципами
она в значительной мере затрагивает многие аспекты музыкальной психологии.
Одним из выводов работы Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей» является
заключение, что для успешной реализации музыкальной деятельности важны не только собственно
музыкальные данные, но и многие другие способности, одинаково важные для всех видов деятельности.
Так, для специализации в области сольной концертной деятельности важными оказываются такие черты
личности, как желание демонстрировать свои таланты перед публикой, стремление к тщательности отделки
музыкального произведения, потребность в соревновании с другими.
Для специализации в области педагогической деятельности наиболее важным моментом оказывается
стремление к общению, любовь к детям, интерес к методикам обучения.
Для дирижёрской деятельности наиболее значимым оказывается умение организовывать и вести за собой
коллектив, общительность, пластическая и мимическая выразительность в передаче характера музыкальных
интонаций.
Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к
аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным
языком – так, чтобы потенциальные слушатели захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом
еще раз обратиться непосредственно к музыке.
Для композитора самым важным будет стремление переводить свои жизненные впечатления на язык
музыкальных образов, а не демонстрация своих возможностей, как это можно видеть у исполнителей, и не
общение с другими людьми, как это можно видеть у педагогов и дирижёров.
Для того чтобы найти способ определения наилучшим образом подходящей профессии, рассмотрим
основные факторы психической деятельности человека.
Первый из них – темперамент. В переводе с латинского это слово обозначает «соотношение». Истоки этого
понятия лежат в античной медицине, которая считала, что состояние человеческого организма определяется
количественным соотношением жидкостей в нём.
Объяснение органической основы темперамента античной наукой представляет лишь исторический интерес,
но введённая ещё древними учёными типология темпераментов верна и действует до сегодняшнего
времени.
В психологии темперамент – индивидуальная особенность динамических проявлений психики, которая
характеризует скорость и особенности протекания психических процессов.
Русский физиолог Павлов охарактеризовал уже известные типы темперамента с точки зрения соотношения
трёх свойств нервной системы. Эти свойства суть:
Сила – устойчивость нервной системы при длительном воздействии раздражителя;
Уравновешенность – это сбалансированность по силе и скорости реакций возбуждения и реакций
торможения;
Подвижность – способность нервной системы быстро реагировать на изменения среды.
В соответствии с различными комбинациями этих свойств Павлов выделил четыре типа нервной системы:
Сильный неуравновешенный подвижный (холерик) – сильные процессы возбуждения и отстающий по силе
тормозной процесс;
Сильный уравновешенный подвижный (сангвиник) – одинаково сильные процессы возбуждения и
торможения с хорошей их подвижностью;
Сильный уравновешенный инертный (флегматик) – сильные процессы возбуждения и торможения, но
плохая их подвижность;
Слабый неуравновешенный инертный (меланхолик) – слабость обоих процессов.
Перейдём к следующему фактору психических проявлений человека.
Характер – в переводе с греческого, «отличительная черта, признак» – это структура стойких, сравнительно
постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:
1. отношение к другим людям;
2. отношение к труду;
3. отношение к себе;
4. отношение к вещам.
Существует важная закономерность: невозможно воспитывать какую-либо черту характера обособленно от
остальных, можно воспитывать только целую группу черт.
Кроме указанных четырёх подразделений в психологии существует также весьма интересное понятие
акцентуации.
Акцентуацией личности называют усиление какой-либо черты характера до крайней степени, остающееся в
пределах нормы. Акцентуация не есть психическое расстройство, хотя по ряду свойств и схожа с ним.
Исследования учёных показали, что большая часть человеческих характеров являются акцентуированными.
На экране перечислены 9 типов акцентуации. Суть некоторых из них понятна по названию, остальные
требуют разъяснения. Эта тема очень долгая интересная, всех заинтересованных я отсылаю к недлинной и
весьма увлекательной книге современного учёного Марка Евгеньевича Бурно «О характерах людей»
Слайд 8
Лучше подведём небольшой итог рассмотренным понятиям и выявим их взаимосвязь:
Характер определяет качество психической энергии.
Темперамент обозначает динамические особенности проявления характера, это количественный показатель
психической энергии.
Черты характера могут регулировать проявления темперамента.
Если темперамент
подчеркивает
природные
особенности человека в его отношении к различным
событиям, является данностью, то характер
выявляет
социальное
начало в человеке, в его отношении к
жизни, это – продукт
самовоспитания .
Все черты и особенности личностных свойств находят свое специальное преломление в жизни и творчестве
музыкантов. Еще Антон Рубинштейн говорил о том, что не может быть у двух одинаково хороших, но с
различным темпераментом музыкантов одинакового мнения относительно исполнения и понимания
музыкального произведения. Темперамент и развивающийся на его основе характер неминуемым образом
накладывают свой отпечаток не только на повседневное поведение музыканта, но и на все его творчество,
включая создание, интерпретацию и восприятие музыки.
Психодинамические особенности темперамента и характера могут многое подсказать в вопросе выбора
специализации для молодых музыкантов.
В понимании этих особенностей могут помочь специальные психологические тесты и опросники,
выявляющие характер реагирования человека в разных ситуациях.
Один из таких – тест Ганса Айзенка (см. приложение 1), направленный на выявление уровня нейротизма,
факторов экстраверсии и психотизма.
Нейротизм – понятие, обратное павловскому понятию «сила». Нейротизмом называется неустойчивость
нервной системы к внешним раздражителям, проще говоря эмоциональная нестабильность.
Экстраверсия обозначает общительность, обращённость во внешний мир, лёгкую приспособляемость к
социальной среде – в противоположность интроверсии, которая суть обращённость в свой собственный мир,
замкнутость, склонность к уединению.
Психотизм – личностная черта, которая связана с повышенной предрасположенностью к психозу. При
высоком показателе по этой шкале не рекомендуется работа, связанная с общением с другими людьми.
Тест представляет собой 100 вопросов об обычном поведении в типичных жизненных ситуациях. После
ответов на каждую из четырёх шкал при совпадении с ключом начисляются баллы. Следует обратить
внимание на шкалу искренности. Вопросы составлены так, что большой показатель по этой шкале
обозначает, что человек отвечает неискренне.
Трактовка результатов теста сопоставляет понятия нейротизма и экстраверсии с типами темпераментов.
По приведённым на экране численным границам оцениваются факторы нейротизма и экстраверсии как
низкие, средние и высокие. По ним определяется принадлежность тестируемого к одному из типов
темпераментов.
Сочетание интроверсии с высоким уровнем нейротизма выражает меланхолический темперамент. В этом
случае не рекомендуются специализации, связанные с интенсивным общением с людьми. Здесь больше
всего подходит исследовательская работа – теоретическое музыкознание, композиторское творчество,
работа музыкального редактора.
При сочетании экстраверсии с высоким уровнем нейротизма (тип холерика) предпочтительнее
специализации, в которых человек может удовлетворять потребности в интенсивном общении. Это работа в
хоре, оркестре, ансамбле. Показана педагогическая деятельность, если уровень нейротизма не очень
высокий.
Интровертам с низким уровнем нейротизма, известным как флегматики, можно рекомендовать
административную деятельность, связанную с организацией и управлением, исследовательскую и
редакторскую работу, а также изготовление, ремонт и настройку музыкальных инструментов.
Экстраверты с низким уровнем нейротизма, сангвиники, оказываются хорошими организаторами,
дирижерами, концертными исполнителями.
Все эти рекомендации, однако, не надо понимать как нечто абсолютное. Следует помнить, что темперамент
поддаётся регулированию путём воспитания характера. Можно найти много примеров из жизни, когда в
результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие
недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему
приходится исполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств.
Приложение 1
Тест Г. Айзенка
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени
выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии,
интроверсии и психотизма.
Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа
поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет
Вам в голову.
Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» (да), если нет – знак «-» (нет). Отвечайте
быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.
1. У Вас много различных хобби?
2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
3. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения?
4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
5. Вы разговорчивый человек?
6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?
7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?
8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем Вам полагалось?
9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?
10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
11. Увидев, как страдает ребенок, животное. Вы бы сильно расстроились?
12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?
13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?
14. Вы получили бы удовольствие прыгая с парашютом?
15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?
16. Вы раздражительны?
17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами?
18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?
19. Вы верите в пользу страхования?
20. Легко ли Вас обидеть?
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь,
наркотики)?
24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?
25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?
26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?
27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?
28. Вас часто беспокоит чувство вины?
29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?
30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?
31. У Вас есть явные враги?
32. Вы назвали бы себя нервным человеком?
33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?
34. У Вас много друзей?
35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?
36. Вы беспокойный человек?
37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?
38. Вы считаете себя беззаботным человеком?
39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?
41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?
42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами?
44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?
45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?
46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
47. Считаете ли Вы что брак старомоден, и его следует отменить?
48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?
49. Вы иногда много хвастаетесь?
50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?
51. Раздражают ли Вас осторожные водители?
52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?
54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?
55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?
56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?
57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?
58. Вам нравится общаться с людьми?
59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?
60. Вы страдаете от бессонницы?
61. Вы всегда моете руки перед едой?
62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?
64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины?
65. Вы так любите поговорить» что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
66. Вы плутовали когда-нибудь в игре?
67. Ваша мать – хороший человек (была хорошим человеком)?
68. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?
69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?
70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?
71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?
72. Вас очень заботит Ваша внешность?
73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?
74. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая
сбережения, страхуя себя и свою жизнь?
75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?
76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не
смогут уличить в этом?
77. Вы можете внести оживление в компанию?
78. Вы стараетесь не грубить людям?
79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?
80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?
81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?
82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?
83. Вас беспокоили Ваши нервы?
84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?
85. Вы легко теряете друзей по своей вине?
86. Вы часто испытываете чувство одиночества?
87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?
88. Нравится ли Вам иногда дразнить животных?
89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы?
90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной?
91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
92. Вам нравится суета и оживление вокруг Вас?
93. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?
94. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?
95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?
96. Считают ли Вас живым и веселым человеком?
97. Часто ли Вам говорят неправду?
98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?
99. Вы всегда готовы признать свои ошибки?
100. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?
Приложение 2
Сопоставление шкал нейротизма и экстраверсии с типами темпераментов
При сочетании интроверсии с высоким уровнем нейротизма не рекомендуются специализации,
связанные с интенсивным общением с людьми. Здесь больше всего подходит исследовательская
работа – теоретическое музыкознание, композиторское творчество, работа музыкального
редактора.
При сочетании экстраверсии с высоким уровнем нейротизма предпочтительнее специализации, в
которых человек может удовлетворять потребности в интенсивном общении. Это – работа в хоре,
оркестре, ансамбле. Показана педагогическая деятельность, если уровень нейротизма не очень
высокий.
Интровертам с низким уровнем нейротизма можно рекомендовать административную
деятельность, связанную с организацией и управлением, исследовательскую и редакторскую
работу, а также изготовление, ремонт и настройку музыкальных инструментов.
Экстраверты с низким уровнем нейротизма оказываются хорошими организаторами, дирижерами,
концертными исполнителями.
Уровень
нейротизма
Интроверсия
0-7
Диаверсия
7-16
Экстраверсия
16-25
Высокий 16-25
Меланхолик (Слабый
неуравновешенный
инертный)
МХ
Холерик (сильный
неуравновешенный
подвижный тип)
Средний 8-16
МФ
Средний тип
СХ
Низкий 0-8
Флегматик (сильный
уравновешенный
инертный)
ФС
Сангвиник (сильный
уравновешенный
подвижный)