Напоминание

Метапредметность на уроках музыки в начальной школе.


Автор: Фефелова Ирина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №8"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметность на уроках музыки в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Метапредметность на уроках музыки в начальной щколе: инновации и традиции. Фефелова Ирина Николаевна МАОУ «Лицей№8» г. Перми. учитель музыки. В содержании Федеральных Государственных стандартов общего образования «второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Новые стандарты ориентированы на становление у школьников, начиная с начальной школы, «умения учиться». Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, что предусматривает умение распределять универсальные учебные действия в уроке. Поэтому ФГОС определил приоритетные направления развития образования. Одно из них - метапредметный подход, который позволяет деятельностно пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностного подхода. Наш лицей уже много лет работает в технологии деятельностного подхода. Эта технология предполагает развитие её на рефлексивных основаниях. Она всегда была ориентирована на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания и самоопределения. В этом она перекликается с метапредметным подходом предлагаемым новыми стандартами. Учитывая особенности метапредметного подхода, учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определённого деятельностного способа и формирование способности предполагать, что в своей работе необходимо опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего на его сценарий. Отличие педагогического сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае учитель сохраняет свободу педагогического действия, во втором нет. При сценировании такого учебного занятия важно учитывать эти способности. Знание их позволяет не путать метапредметный тип интеграции с другими. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов: - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии. Поэтому метапредметный подход предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие. Мне кажется, что данный подход актуален и в области музыки. Предметы музыкального цикла тесно связаны между собой, а также с другими предметами, с жизнью, природой.… Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход. Следовательно, постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. При слушании произведений подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями. Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью. Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно- педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребёнку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире? Поэтому в настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и
универсальных способов деятельности обеспечивает создание целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у обучающихся совершенствуется навык к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика и окружающий мир), художественных образах (обучение грамоте, музыка, изобразительное искусство) и т.д. Но и раньше на уроках музыки мы старались говорить об искусстве как части мира, используя синкретичность искусства как основу в развитии личности. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания. В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения основных образовательных программ цели урока как образ ожидаемого результата должны быть: 1) Предметными, ориентированными на формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области; 2) Метапредметными, направленными на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; 3) Личностными, предполагающими ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий. Но и мы раньше работали над предметными, общекультурными и личностными достижениями обучающихся. Таким образом, инновационные подходы в музыкальном образовании основаны на современных технологиях последнего времени и традициях музыкального образования русской советской школы.


В раздел образования