Автор: Котова Галина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБС(К)ОУ Населённый пункт: с.Малый Толкай Наименование материала: методическая разработка Тема: Экологический праздник Раздел: начальное образование
Цель:
- способствовать формированию бережного отношения к природе;
- содействовать углублению и расширению эколого-краеведческих знаний;
- формировать познавательную и творческую активность детей;
-
вызвать
беспокойство
за
экологическое
состояние
планеты
и
желание
созидательно взаимодействовать с природой.
Актуальность.
Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья, нам некуда уйти из
своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью
заботиться о Земле.
Задачи:
воспитать
у
детей
стремление
к
распространению
экологических
знаний
и
личному
участию
в
практических
делах
по
защите
окружающей среды;
формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете
Земля;
развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к
окружающему миру;
обобщить знание детей о том, что на планете Земля обитает много
живых существ, которым нужны чистые воды, чистый воздух, чистая
земля.
Оборудование,
оформление: компьютер, мультимедийное сопровождение,
конкурс рисунков «Защитим и сохраним», альбомы на экологическую тему.
Ход мероприятия:
Звучит музыка:…………………………
Вед: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! 22 апреля мы отмечаем
малоизвестный, но очень важный праздник – Международный день Земли.
Праздник этот носит экологический характер и призван объединить людей
всего мира в деле по защите окружающей среды.
Ведь настоящий праздник
-
это праздник человеческой души, добрых дел, любви к своей Земле. Мы
хотим, чтобы у нас и у нашей планеты был настоящий праздник, чтобы
вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, звери и
птицы.
Чтец : Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь
Чтец : А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря,
Все называется Земля!
Звучит музыка «Колокола России» Н.Мухамеджановой
Вед : День Земли – призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и
уязвимой
природе
на
планете
Земля,
объединить
людей
планеты
в
деле
защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды,
земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.
Вед : Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар…Огромный, старый и
такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку.
Мы мчимся вместе с тобой в тёмном, холодном, безбрежном космическом
пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…
(Выходит ученик с глобусом в руках)
Чтец:
Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: « Ты береги нас, береги»
В тревоге рощи и леса, роса на травах как слеза.
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги»
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, Человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: « Не солгу, я сберегу вас, сберегу…»
Вед: Дорогие друзья природы! Я думаю, как прекрасно услышать голос
природы! Пройти по лесным тропинкам, постоять и поклониться берёзке –
символу России. Мы считаем, что человек меняется, а природа остаётся
вечно красивой. Давайте послушаем, какими чудесными звуками встречает
нас лес!
(Звучит фонограмма «Пение лесных птиц»)
Вед: Лес – главное богатство нашей планеты. А в погоне за комфортом мы
вырубаем леса. Лесные массивы катастрофически сокращаются. Когда-то
леса покрывали огромные пространства планеты. Сейчас их осталось 1/3
часть. Леса ничем не заменить.
Чтец: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Вед:
Сейчас,
выступит 4 класс со своим альбомом на тему: «Деревья –
украшение земли».
Песня «Край родной»
Вед: Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета
слились в один. Какого цвета будет такой вертящийся глобус?
Конечно,
синего, потому что две трети земной поверхности занимает вода.
Чтец: Вода – чудесный дар природы,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трёх важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьётся,
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
Чтец: Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывёт к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
Вед: 2 класс и тема: «Речки, реки и моря на земле живут на зря!»
Вед: Ребята,
а
вы
хотели
бы
опуститься
на
морское
дно,
полюбоваться
красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин?
Чтец: Пусть в море живут большие киты,
Они нам ведь тоже очень нужны!
Дельфины резвятся и чайки кружатся
И волны на берег мирно ложатся!
Вед: Загадки о рыбах и морских млекопитающих загадают ребята 5 класса .
Вед: Много теплых слов можно сказать о нашей планете. В народе говорят:
«Никого не родила, а все ее матушкой зовут». Земля - общий дом для всех,
большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен
заботиться о других живых существах.
Вед: Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки – не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны!
Выступает 1 класс
Выходят Муравьишка и Стрекоза .
Лесная Фея: Что случилось, Муравьишка?
Муравьишка: Меня обидел злой мальчишка. Он разорил мой муравейник.
Лесная Фея: Стрекоза-красавица, что в лесу случилось? Скажи, какое горе с
тобою приключилось?
Стрекоза: Меня поймал злой мальчик и сломал мне крылышко. Теперь я не
могу летать. Как же мне не горевать?
Лесная Фея: Редко я обращаюсь к волшебству, но сегодня, чем смогу вам
помогу. (Вращает посох)
Стрекоза: Спасибо, добрая Лесная Фея. Ты нас вылечила и, в благодарность,
мы хотели бы для тебя спеть песню
«В траве сидел кузнечик».
Вед:
Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи их видов украшают нашу
планету. Люди во все века любили цветы за красоту. Воплощали в цветах
свою
мечту,
наделяли
цветы
особой
прелестью,
символикой,
сочиняли
легенды о них.
Чтец: С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок
. Расул Гамзатов.
Чтец : Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все сорвут цветы.
Не останется цветов и не будет красоты!
(Девочки с цветами выбегают в центр зала)
Хором : Мы – цветы, природы совершенство
Цветем, благоухаем,
Мы землю украшаем!
Клип «Не рвите цветы» Ю.Антонов. (Танец цветов) 3 класс.
Вед:
Для
каждого
любителя
природы
бабочки
–
это
праздник
души.
Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что
замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творения живой
природы, вершина её художественного мастерства, шедевр её эволюции. Поэт
А. Майков писал:
«Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пёстрых бабочек,
Цветов летучих рой!»
Вед: Выступает 7 класс «Крылатые цветы» (Легенда, стих, сценка)
Послушайте легенду: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать
богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья,
хрустальный
блеск
утренней
росы,
красоту
и
благоухание
всех
земных
растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете.
Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал
нежные лепестки. И – о, чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по
древнегреческой легенде, появились бабочки!». Так
это и звучит: «Эти
«летающие цветы» – бабочки!».
Чтец: Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицами и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
Шёлковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта,
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор
!
В зал вбегает «Бабочка»
Я сама на цветок похожа,
Мои крылышки, как лепестки.
Я летаю в денек пригожий
И над полем и у реки.
Ведущий: Целый день ты летала? И совсем не устала? Расскажи, как ты
живешь? Что ты ешь, что ты пьешь?
Бабочка: Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов,
Но живу я недолго –
Всего лишь три дня.
Очень прошу – не губите меня!
Вед: Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных
растений.
Её
леса,
горы,
степи
таят
в
себе
огромные
природные
богатства.
На необозримых просторах,
точно
золотые
россыпи,
разбросаны дикорастущие растения.
А знаете ли вы, что среди всех
этих
деревьев,
кустарников,
трав
у вас есть
друзья,
обладающие
лечебными свойствами? Человек начал изучать эти растения и их
свойства с древних времён. Так появись знания о лечебных
свойствах
растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Вед:
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветках целительная
сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Вед:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны,
Умеет цветок врачевать.
Вед: Выступает 9 класс альбом«Лекарственные травы»
Сценка
Девочка-ромашка (сидит с букетом лекарственных трав в руках)
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок.
(Протягивает пучок дурмана.)
Ромашка Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман-
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его!
(Травяная ведьма убегает.)
Ромашка Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То
корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(Крадучись, возвращается травяная ведьма.)
Травяная ведьма Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.
Ромашка
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
( Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и
убегает.)
Ромашка Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Клип на экране « В мире животных»
Вед: Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют
природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы
должны
понять
направления
изменений
природной
Среды
под
влиянием
деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного
использования ее богатств.
Вед: С развитием цивилизации многие девственные места планеты Земля не
только утратили свою нетронутую прелесть, но и серьёзно пострадали от
деятельности человека. В земной флоре и фауне насчитывается уже немало
исчезнувших
видов,
а
то
и
таксонов
более
высокого
порядка,
чьи
представители полностью вымерли только по вине людей. Есть и такие,
которых ещё можно встретить в природе, хотя они тоже находятся на грани
исчезновения.
Вед: Как нелегко стало жить зверям в лесу. А виной тому – человек. И поче-
му человеку не удается жить в ладу с природой?
Чтец: Заповедные зоны России –
Так естественна их чистота!
Это праздник родимой природы,
И забота о ней на века.
Пусть ветра продувают равнины,
И под камни струится вода,
И взмываются в небо деревья,
И колышется ветром трава.
Птицы пусть в поднебесье летают,
И животных пусть слышится бег…
Жемчуга и сусальное злато –
Просто пыль, по сравнению с тем,
Что несете вы нам сквозь столетья,
Что вы прячете в недрах своих.
Сохраняя баланс равновесный,
Отвлекая от тягот людских.
Вед: Посмотрим клип «Беловежская пуща» в исп. А. Макарского 8
а
кл.
Вед: Вы, наверное, знаете, что Красная книга - это книга, в которую заносят
редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в
эту книгу, охранять нужно особенно бережно.
Вед: Выступление 8
б
класса по теме: «Путешествие по Красной книге».
На сцену выходит ученик с Красной книгой в руках:
Ученик Красная книга! Почему она Красная?
Красный цвет предупреждает нас – стой!
Остановись! Еще один неосторожный шаг
И может быть поздно.
Ученик : Охраняются Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ученик : Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
(Исполняется песня на мотив Красной Шапочки.) 8
б
класс.
1 куплет.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли.
То возможно-можно-можно,
То наверно-верно-внрно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев.
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой глубины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай! 2 раза.
2куплет.
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай.
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай.
Чтец:
Планета Земля щедра и богата,
Горы, леса и поля - дом наш, ребята!
Развеем над ним и тучи, и дым,
В обиду его никому не дадим.
Беречь надо птиц, насекомых, зверей,
Давайте будем добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами –
Такая планета нужна нам с вами.
Вед: М. Пляцковский
Это называется – природа
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется – природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой дивный добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Вед: Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя,
и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!
И
мы с вами не прощаемся, ведь впереди ещё столько неизвестного и
неизведанного.
Вед: Дорогие ребята! Вы все много узнали о природе, и надеемся, поняли,
как важно бережно относиться к ней. Мы рады, что вы все приняли участие в
этом празднике. Спасибо вам за прекрасное исполнение стихов, песен, за
танцы. До свидания, до следующих встреч!
Звучит фонограмма «Земля – наш дом» исп. С.Мазаев