Напоминание

Возможности ОДОД в развитии образовательной среды для работы с талантливыми детьми.


Автор: Гаврилец Александра Владимировна
Должность: методист одод, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 591 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности ОДОД в развитии образовательной среды для работы с талантливыми детьми.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гаврилец Александра Владимировна, методист ОДОД ГБОУ СОШ №591 Невского района Санкт-Петербурга Возможности ОДОД в развитии образовательной среды для работы с талантливыми детьми. Отделение дополнительного образования ГБОУ СОШ №591 было открыто 1 января 2015 года. Осуществляет свою деятельность в трех направленностях: туристско- краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-педагогической. В нем работают педагоги основные сотрудники школы (4 человека), так и внешние совместители (5 человек). Уже на первом педагогическом совете мы задали вопрос: «Какие возможности (педагогические, материальные и др) у нас имеются для работы с талантливыми детьми. Насколько педагогический коллектив готов к работе с талантливыми детьми». Образовательная деятельность, согласно положению об ОДОД должна быть направлена на:  формирование и развитие творческих способностей обучающихся;  удовлетворение индивидуа льных пот ребно стей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;  обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания обучающихся;  выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;  профессиональную ориентацию обучающихся;  создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
 подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;  социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;  формирование общей культуры обучающихся;  удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Внимательно ознакомившись с новым документом Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающие способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития // Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 №1239 мы задумались о возможностях нашей школы в направлении работы с талантливыми детьми. Для того чтобы разработать правильные подходы к решению данной задачи, прежде всего, необходимо было понять и разграничить, что именно понимается под термином «талантливые дети». Одаренные, способные дети. В словаре читаем: «Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов». Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Для истолкования значений данных слов обратимся к толковому словарю В. Даля. Так в данном словаре «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
Например, ребята, занимающиеся в объединении «Футбол», заняли 2 место в соревновании по мини-футболу среди школьников нашего города. Это показатель таланта? Или просто в нашей школе «модно» заниматься футболом. Ребята приходят в объединение и гоняют мячик до позднего вечера. Я бы добавила, можем ли мы заниматься с талантливыми детьми в разных областях: спортивных, творческих. Все ли необходимое есть у нас? Способны ли педагоги работать с данными детьми? Последние материал усваивают быстрее, им должно быть не интересно в коллективе с обычными детьми. Как детский коллектив примет такого рода детей? Назовет выскочками, задаваками? Здесь нужна работа педагога психолога. Может, таким детям нужны индивидуальные программы? Следует подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, все компоненты, входящие в структуру одаренности, должны составлять целостную функциональную систему, содействовать друг другу. Чем больше таких компонентов у человека, тем он более одаренный. Наличие одной (или даже нескольких) способностей без антропометрических задатков или существование последних, но без способностей, не делают человека одаренным к физической, спортивной деятельности. Исключение составляет интеллектуальная, где одаренность — это совокупность психических способностей, не зависящих от строения тела. Во-вторых, антропометрические особенности могут влиять на успешность деятельности прямо (например, давая преимущество в росте при игре в баскетбол) и опосредованно, сказываясь на проявлении способности (например, длина конечности определяет длину рычага, от которой зависит прилагаемое к спортивному снаряду усилие). Одаренность, талант и гениальность. По поводу соотношения между этими понятиями существуют разные точки зрения. Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству. Талант (от греч talanton — «вес, мера», затем — «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности. Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта — беге, плавании, гребле и т. д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека. Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание
способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. Для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряжённой общеобразовательной работы в школе. Многие дети в школьном возрасте обладают способностями. Но они, как правило, лишены необходимой для их развития поддержки. Эта одна из важнейших задач, которая стоит перед нашим отделением дополнительного образования. Проблемы, с которыми сталкиваются дети, могут носить как личный, так и социальный характер. Начиная от понимания подростков, что, да, у меня есть способности к тому или иному виду творчества. Но сразу может возникнуть множество причин не позволяющих им развиться: необходимость успеваемости в школе (ведь для развития способностей необходимо много и упорно трудится), внутренние комплексы (я не смогу зачем даже пытаться). Часто человек способный в одном может чувствовать, что он не такой, как другие. Эта «необычность» может вызывать комплексы и неуверенность в себе. К внешним причина можно отнести, как социальная незащищенность семей, проблемы в отношениях с родителями, так и отсутствие внимания со стороны родителей к способностям детей («если ребенок талантлив, то он сам всего добьется») Но широкоизвестно, что развитие таланта может быть загублено на любом этапе развития личности. Итак, наше отделение еще очень молодое, но для своего отделение дополнительного образования мы выявили следующие «ступени» выявления и работы с такими детьми. 1. В ОДОД работает профессиональный психолог, который использует в своей работе ряд приемов и тренингов, которые выявляют таких детей. 2. Мы регулярно на «летучках» рассматриваем наиболее способных воспитанников и то как, можно помочь в дальнейшем раскрыть их способностей. 3. Наш ОДОД работает под лозунгом «Каждый человек талантлив по своему» (Мы много общаемся с ребятами за пределами работы объединений, живем их проблемами) 4. Никогда не остаемся равнодушными (Я хочу выступить, принять участие- всегда вызывает живейший отклик . Вот несколько примеров: у нас работает объединение «Музеи Санкт-Петербурга», в программу которого входят поездки в музеи нашего города, и если кто-нибудь из ребят хочет поехать вместе с группой или принять участие в конкурсах, то мы всегда только рады этому, или кто-то из ребят не посещают кружки и секции ОДОД, но постоянно принимают участие в концертах и
конкурсах. 5. Внимательно следим за сохранностью контингента. Обязательно спросим у ребенка о причинах, почему он перестал посещать объединение, и предложим какой-то другой кружок, где он сможет попробовать свои силы, проявить себя с другой стороны. 6. Если в процессе работы мы видим, что у ребенка есть способности к тому или иному виду творчества, а мы не можем предложить ему возможность реализовать свои способности в нашем подразделении, то мы обязательно найдем ему такую возможность в других учреждениях. Это то, как мы работаем. Но мы поставили перед собой следующие задачи: -разработать программы для так называемых «одаренных детей», - разработать схему работы с данными детьми, - подготовить педагогов. Мы прекрасно понимаем, что для талантливых детей должны быть специальные условия, способствующие их развитию. Мы находимся только в начале этого пути. Многое предстоит сделать. Спасибо за внимание.


В раздел образования