Урок математики "Сложение и вычитание в пределах 20".
Автор: Коломийцева Лилия Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Дудинская общеобразовательная школа-интернат Населённый пункт: г.Дудинка Наименование материала: конспект урока Тема: Урок математики "Сложение и вычитание в пределах 20". Раздел: начальное образование
Учреждение:
КГБОУ «Дудинская общеобразовательная школа-интернат»
Учитель:
Коломийцева Лилия Сергеевна
Класс:
2
Урок математики
Тема
: «Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач изученных видов».
Тип урока:
Закрепление изученного материала.
Форма:
урок-сказка.
Цели:
Образовательные:
Повторить
и
закрепить
названия
и
последовательность
чисел
в
пределах
20,
случаи
сложения
и
вычитания, основанные на знаниях по нумерации.
Продолжить формировать умение решать задачи на нахождение суммы и остатка,
Коррекционно-развивающие:
Развивать логическое мышление, образную память, речь, добиваться от учащихся использовать в речи
математическую терминологию.
Воспитательные:
Прививать интерес к науке математике, воспитывать чувство уважения друг к другу, продолжать работу
над формированием дружного, сплочённого коллектива.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся смогут совершенствовать умения складывать и вычитать без перехода через десяток,
решать задачи разных видов, изученных на предыдущих уроках.
Дети потренируются в умении анализировать, делать выводы, чётко и грамотно формулировать
мысль, связно её излагать.
Личностные:
Учащиеся
смогут
проявить
познавательные
и
творческие
способности,
социальную
активность,
умение добиваться общей цели;
Дети почувствуют, как важно в жизни быть добрым и благодарным.
Оборудование:
Рисунки с изображением яблони, печки, речки, избушки, бабы Яги, лебедей, девочки, мальчика к сказке
«Гуси-лебеди»; абаки, счетные палочки
Методы, применяемые на уроке:
словесные; наглядные; практические; поисковые;
Формы работы
:
индивидуальная, фронтальная.
Структура (план) урока:
1)
Организационный момент.
2)
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
3)
Определение темы урока, постановка целей урока.
4)
Применение знаний и способов действий.
5)
Физкультминутка.
6)
Обобщение и систематизация знаний.
7)
Пальчиковая разминка
8)
Итог урока, рефлексия. Формирование навыка самооценки.
9)
Информация о домашнем задании.
Ход урока
I.
Подготовительная часть
1.
Организационный момент
Общая организация детей и подготовка необходимых учебных принадлежностей.
Учитель: Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем.
И решать, и отвечать?
Не судите гости строго,
Ведь учимся ещё немного.
2.
Вступительная беседа
Учитель: Ребята, сегодня утром на адрес нашей школы в наш класс пришло письмо.
«Дорогие друзья! У меня стряслась беда: гуси – лебеди унесли моего братца. Помогите мне, пожалуйста,
его отыскать»
- Странно… Письмо без подписи. Кто бы его мог написать? Ребята вы мне не подскажете?
Дети: Это Маша из сказки «Гуси-лебеди».
Учитель: Поможем Маше отыскать братца? Сегодня я приглашаю вас в сказку. Как вы думаете, это будет
простая сказка или математическая?
Дети: Математическая
Учитель: Конечно, математическая, ведь у нас урок математики.
3.
Постановка темы и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке будем задачи решать и примеры, смекалку будем развивать и интересные
задания мы с вами будем выполнять. Но прежде чем отправиться в сказку давайте возьмём с собой
математические знания, которые потребуются в дороге.
II.
Актуализация знаний (устный счет).
1. Работа с нумерацией чисел в пределах 20
- Счёт от заданного числа: от 6 до 11; от 9 до 12; от 7 до 11; от 12 до 4.
- Назови соседей чисел: 12, 11, 9.
- Скажите, сколько десятков и единиц в числе 11, 12.
- Работа с абаками- 1дес. 1ед., 1дес.2 ед., 1 десяток.
Задачи:
У пенечка 2 грибочка
И под елкой 10.
Сколько будет всех грибочков
Надо сосчитать? (10 + 2 = 12)
3 ромашки-желтоглазки
2 веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (3+2=5)
2. Работа в тетрадях
Учитель: А сейчас откроем тетради. Запишем число.
У каждого учащегося своё индивидуальное задание в тетради.
III.
Работа по теме урока.
Применение знаний и способов действий.
Учитель: Добро пожаловать в сказку. А вот и Маша! Спешит сестрица на поиски братца, а на пути стоит
печка.
- Печка, Печка, Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Ответь на мои вопросы, скажу».
Вопросы:
Как называются числа при сложении? (Слагаемое, Слагаемое, Сумма)
Как называется фигура, у которой все стороны и углы равны? (Квадрат)
Учитель: Печка согласна подсказать, куда гуси-лебеди унесли братца, только прежде нужно выполнить
еще одно задание печки.
Учитель: Возьмите ручку, приготовьтесь к записи и решению примеров.
16 увеличьте на 3.
18 уменьшите на 8.
1-ое слагаемое- 4, 2-ое слагаемое- 2. Чему равна сумма?
Уменьшаемое-20, вычитаемое -10. Найдите разность.
- Печка благодарит нас и говорит, что гуси – лебеди унесли братца за реку.
Учитель: Мы с вами добрались до молочной реки кисельных берегов. Для того чтобы помочь Маше
перейти реку, нам нужно построить дорожку из камушков, одна сторона - однозначные числа, другая –
двузначные.
Дети выходят к доске и выкладывают из камушков дорожку: правая-однозначные, левая-
двузначные числа.
IV.
Физкультминутка
"Гуси-Лебеди"
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели, посидели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
V.
Работа с задачей
Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Пока мы отдыхали, Маша добежала до яблони. Яблоня просит Машу решить задачу. Поможем
Маше?
- Маша собрала 2 ведерка яблок. В первом ведерке 8 яблок, а во втором на 4 яблока больше. Сколько
яблок во втором ведерке?
- О ком говорится в задаче? (О Маше). Что собирала Маша?
- Сколько ведерок яблок собрала Маша? (2)
- Сколько яблок в первом ведерке? (8 яблок). А во втором? (На 4 яблока больше)
- Что нам надо узнать? (Сколько яблок во втором ведерке?)
- Составим краткую запись задачи.
- Какие главные слова возьмем для краткой записи? (1 ведерко, 2 ведерко)
- Какой главный вопрос задачи?
- Как обозначим главный вопрос задачи в краткой записи?
Задача разбирается коллективно. Затем один ученик решает у доски, комментируя
последовательность решения задачи, остальные дети работают в тетрадках.
VI.
Работа с геометрическим материалом
Учитель: Бежит Маша по лесу, смотрит: сидит под пеньком ёж.
- Ежик, не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели? Ёжик отвечает: куда я покачусь, туда и ты иди:
- Ёжик сначала бежал по такой дорожке______________, затем по такой.
- Как называются эти линии?
Дети: Это прямая и кривая линии.
VII.
Пальчиковая разминка
Учитель: Молодцы, ребята! И вот мы уже у избушки Бабы-Яги. Возьмите счётные палочки и постройте
избушку. Давайте вспомним какие надо сказать слова, чтобы избушка к нам повернулась? «Избушка,
избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом».
Учитель: Смотрите, не поворачивается, давайте попробуем помочь. Переложите одну палочку так, чтобы
избушка повернулась в другую сторону.
Учитель: Молодцы, повернулась избушка.
Баба-Яга согласна вернуть Ванюшу, но просит выполнить задание.
Есть у Бабы-Яги косынка любимая. Вот она. Посчитайте, сколько на ней треугольников?
(6)
Учитель: Маша схватила Ваню и бегом в обратный путь. Кто же помогал ей добраться до дома?
Дети: Ей помогли печка, речка и яблоня. И они благополучно добрались до дома.
Учитель: А почему они ей помогли?
Дети: Она им тоже помогла в трудную минуту.
Учитель: А сейчас прочитайте пословицы и выберите ту, какая подходит к нашей сказке.
Семеро одного не ждут.
Хлеб-всему голова.
Дружба и добро побеждают зло
Учитель: Молодцы, ребята! Вы помогли Маше найти братца. Маша благодарит вас за помощь.
VIII.
Заключительная часть
1.
Подведение итогов урока
Учитель:
Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь героям сказки
?
Дети: Да.
Учитель:
Как мы им помогли?
Дети: Решали задачи, примеры, сравнивали числа.
Вы отлично посчитали,
Машеньке помогали:
Гусей-лебедей прогнали долой.
Машу с братцем вернули домой.
Учитель:
Прибежали дети домой, а тут и отец с матерью приехали с подарками. Рассказали им дети, что
с ними приключилось, стали они их обнимать, целовать, дочку умницей называть.
2.
Рефлексия деятельности.
Формирование навыка самооценки
Учитель:
А теперь мы должны оценить свою работу на уроке.
Кому понравилось наше путешествие?
Поднимите палец вверх. Нет – вниз.
Учитель: Маша благодарит вас за помощь и дарит вам картинку к сказке. Картинку нужно раскрасить.
Молодцы! Оценки за урок.