Автор: Емелина Елена Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ОГКУСО "РЦ в г. Димитровграде" Населённый пункт: Ульяновская область Наименование материала: метод. разработка Тема: ДОП для детей с ОВЗ "Открой себя миру" Раздел: дополнительное образование
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В
г. ДИМИТРОВГРАДЕ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением психолого-педагогической, Директор ОГКУ СО РЦ
реабилитации __________О.Л. Самсонова _________________А.Н. Волкова
«___»_________________________2016 г. «___»__________________2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
для детей с ограниченными возможностями
здоровья
«ОТКРОЙ СЕБЯ МИРУ»
по профилактики и развитию интеллектуальной сферы ребенка с ОВЗ,
коррекции нарушений интеллектуального развития, расширения представлений об
окружающем мире, по оказанию помощи детям с ОВЗ , испытывающим трудности в
усвоении учебных навыков,
развитию мелкой моторики, воображения, наглядно-действенного мышления,
восприятия и сенсоро-моторной координации ребёнка с ОВЗ.
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации: 4 месяца
Автор-составитель: учитель- дефектолог
ОГКУ СО РЦ в г. Димитровграде
Емелина Елена Викторовна
Димитровград 2016.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование
дополнительной
образовательной
услуги
Дополнительная образовательная программа по
профилактики и развитию интеллектуальной сферы
ребенка с ОВЗ, коррекции нарушений
интеллектуального развития, расширения
представлений об окружающем мире, по оказанию
помощи детям с ОВЗ , испытывающим трудности в
усвоении учебных навыков, развитию мелкой
моторики, воображения, наглядно-действенного
мышления, восприятия и сенсоро-моторной
координации ребёнка с ОВЗ в областного
государственного казённого учреждения социального
обслуживания «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями
здоровья в г.Димитровграде».
Основание для
разработки
программы
Декларация прав и свобод человека;
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
29.12.1012; № 273-ФЗ
Закон «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение
прав воспитанников на получение
дополнительного образования»;
Федеральный государственный
образовательный стандарт;
Организация
исполнитель
программы
Областное государственное казённое учреждение
социального обслуживания «Реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья в г.Димитровграде».
Целевая группа
Получатели услуг ОГКУ СО « Реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья в г. Димитровграде»
Группа1 (3-7лет); группа2 (8-13лет); группа3 (14-
18лет)
Составитель
программы
Учитель-дефектолог ОГКУ СО «Реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья в г. Димитровграде»
Емелина Елена Викторовна.
Вид программы
дополненная и переработанная
Тип программы
специализированная.
По цели обучения
педагогическая коррекция
По форме организации
интегрированная.
Направление деят.
социально-педагогическая
Цели программы
-комплексное изучение ребёнка для выявления
уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития;
-формирование знаний и умений ребёнка;
- развитие наглядно-образного мышления,
познавательной активности, мелкой моторики,
воображения, творческих и художественных
способностей, наглядно-действенного мышления,
восприятия и сенсомоторной координации;
-формирование умений и навыков работать вместе,
строить общение, развивать привычку к
взаимопомощи, создать почву для проявления и
формирования общественно ценных мотивов.
- коррекция учебно-познавательной деятельности.
Основные задачи
программы
- диагностическое обследование ребёнка с целью
выявления уровня развития высших психических
функций (восприятие, память, мышление, внимание,
творческие способности);
-
определение готовности ребёнка к школьному
обучению и выявление причин трудностей в
обучении;
-разработка рекомендаций для родителей в
соответствии с индивидуально-типологическими
особенностями ребёнка;
-создание обстановки психологического комфорта и
безопасности личности ребёнка.
Основные
ожидаемые
результаты
реализации
программы
- увеличение познавательной активности
(приобщение ребёнка к окружающей среде, развитие
творчества при помощи изобразительной
деятельности);
- улучшение игровых навыков (самостоятельная
игра, совместная игра за столом и в пространстве) и
навыков социального взаимодействия с другими
детьми (соблюдение очередности, строить общение,
развивать привычку к взаимопомощи, умение
«делиться» и т. д.);
- улучшение понимания речи (выполнение
инструкций в контексте, различение частей речи,
различение по группам и т. д.) и разговорной речи
(наименование частей речи, наименование по
группам, навыки диалогической речи и т. д.).
- улучшение наглядно-образного мышления, мелкой
моторики, воображения, творческих и
художественных способностей, наглядно-
действенного мышления, восприятия и
сенсомоторной координации
Сроки реализации
4 месяца.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………………………………………..2
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………….5
2.1 Цели и задачи и принципы коррекционно-образовательной
деятельности………………………………………………………………………......6
2.2 Отличительные особенности программы……………………………..…….......7
2.3 Режим занятий по программе…………………………………….........................8
3. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ
ПРОВЕРКИ………………………………………………………………9
3.1 Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы.....9
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………….............10
4.
1Перспективное планирование
………….………………………………..11
5. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………12
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………...17
6.1 Расчасовка программы «Раскрой себя миру»
…………………………...22
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ……..……..23
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………......25
9. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….....28
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
рабочая
программа
предназначена
для
работы
с
детьми
старшего
школьного
возраста,
младшего
школьного
возраста
и
дошкольников с ОВЗ. Программа имеет образовательную, коррекционно-
развивающую направленность на развитие наглядно-образного мышления,
познавательной
активности,
мелкой
моторики,
воображения,
наглядно-
действенного
мышления,
восприятия
и
сенсомоторной
координации
ребёнка с ОВЗ
Программа
«Открой
себя
миру»,
предназначена
для
реализации
системной психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Данная
программа
поможет
д е т я м ,
и с п ы т ы в а ю щ и м
т р уд н о с т и
в
о с в о е н и и
о с н о в н о й
общеобразовательной
программы,
окажет
помощь
в
необходимой
коррекции отклонений в развитии детей, поможет развить индивидуальные
особенности с использованием разнообразных видов детской творческой
деятельности.
Понятие
«дети
с
ограниченными
возможностями»
охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется
какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять
деятельность
способом
или
в
рамках,
считающихся
нормальными
для
человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью
или
недостаточностью
по
сравнению
с
обычным
в
поведении
или
деятельности;
может
быть
временным
или
постоянным,
а
также
прогрессирующим
и
регрессивным.
По
мнению
Т.В.
Егоровой
дети
с
ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья
которых
препятствует
освоению
образовательных
программ
вне
специальных
условий
обучения
и
воспитания.
Нарушение
недостатков
может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может
усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие
воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие
длительно
текущего
хронического
заболевания.
Недостаток
нарушение
могут
устраняться
(полностью
или
частично)
медицинскими
и (или)
психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в
своем проявлении.
Вариативность
отклонений
в
развитии
имеет
широкий
диапазон:
от
состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической
запущенности»
или
легких
проявлений
социальной
дезадаптации.
У
разных
детей
страдают разные
компоненты
и х
психической,
психологической
и
физической деятельности.
Трудности,
которые
испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками как в регуляционном
компоненте
психической
деятельности
(недостаточностью
внимания,
незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью
и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте
(сниженным
уровнем
развития
отдельных
психических
процессов,
моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).
Дети с ОВЗ представляют собой общую психическую незрелость,
низкую
познавательную
активность,
которая
проявляется,
хотя
и
не
равномерно,
но
во
всех
видах
психической
деятельности.
Этим
обусловлены
особенности
восприятия,
памяти,
внимания,
мышления
и
эмоционально-волевой
сферы.
Отмечается
недостаточность
процесса
переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно
воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно,
выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений
об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только
схематичны,
не
расчленены,
но
и
даже
и
ошибочны,
что
самым
отрицательным
образом
сказывается
на
содержании
и
результативной
стороне всех видов их деятельности. Дети с ОВЗ испытывают трудности
ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная
координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.
2.1
Цели,
задачи
и
принципы
коррекционно-образовательной
деятельности
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об
окружающем
мире;
развитие
наглядно-образного
мышления,
познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих
способностей,
художественных
способностей,
наглядно-действенного
мышления,
восприятия,
сенсорной
координации.
Так
же
происходит
контроль
за
ходом
психического
развития
ребенка
с
ограниченными
возможно стями
здоровья
при
проведении
своевременной
и
систематической
психолого-педагогической
помощи.
Оказывается
консультативно-методическая
поддержка
родителей
в
ходе
организации
воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Оказывается помощь максимально
возможная,
в
силу
имеющихся
особенностей,
развитие
и
адаптация
в
социальной, учебной и бытовой сферах.
Программа имеет задачи и в образовательной деятельности , такие как:
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья;
регулярное
динамическое
наблюдение
за
детьми
для
определения
эффективности реализации индивидуальных программ развития;
составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с
учетом его индивидуальных способностей и возможностей;
формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об
окружающей действительности, развитие познавательной активности,
формирование всех видов деятельности;
подготовка
к
школьному
обучению
с
учетом
индивидуальных
способностей каждого ребенка;
взаимодействие с семьями получателей социальных услуг для обучения
родителей
отдельным
психолого-педагогическим
приемам,
способствующим
повышению
эффективности
воспитания
ребенка,
стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность;
преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы,
поведения и личности детей, а так же развитие у детей компенсаторных
механизмов.
Данная программа строиться на основе следующих принципов :
***
принцип
развивающего
образования,
целью
которого
является
развитие ребёнка;
*** принцип гуманизации – признание уникальности и неповторимости
каждого
ребёнка,
уважении
к
личности
ребёнка
и
всех
участников
образовательного процесса;
*** обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей;
***
принцип
комплексно-тематического
построения
образовательного
процесса;
*** принцип решения программных образовательных задач в совместной
деятельности
всех
специалистов
цента,
в
деятельности
родителей
и
ребенка, а так же в самостоятельной деятельности детей;
***
принцип
построения
образовательного
процесса
на
адекватных
возрасту и специфики заболевания формах работы с детьми. Принцип
доступности предлагает построить обучение детей
на уровне их реальных
познавательных возможностей;
*** принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной
работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.
2.2 Отличительные особенности программы.
Данная программа реализуется на базе областного государственного
казённого
учреждения
социального
обслуживания
«Реабилитационного
центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
в
г.
Димитровграде».
В
ходе
реализации
программы
получатели
социальных услуг получают педагогическую коррекцию в зависимости от
возраста, от умственных и физических возможностей. Данная программа
мобильна
и
может
корректироваться
с
учетом
индивидуальных
особенностей ребёнка с ОВЗ. Но главной отличительной особенностью
является
ее
направленность.
Учитель-дефектолог
применяет
в
работе
традиционные
виды
творческих
занятий,
таких
как
рисование
и
прикладное творчество. Выбор такой работы не случаен. Многие дети не
воспринимают
информацию
в
чистом
педагогическом
изложении,
а
в
творчестве она усваивается легче и большего объема.
Все задания интегрированы и преобразованы в творческие мастер
классы, в которых могут учувствовать дети разных возрастов с различными
нарушениями,
что
учитывает
специфику
работы
реабилитационного
центра.
Так
повышается
желание
проявить
себя,
возможность
взаимопомощи и появляется возможность научиться общению с другими
д е т ьми,
в зро с лыми,
т а к
ка к
зач а с тую
д е т и,
п о с е щ а ю щ и е
реабилитационный центр находятся на индивидуальном обучении.
Программа составлена на основе принципов системности, научности,
доступности,
толерантности
и
рассчитана
на
весь
реабилитационный
период
(4
месяца).
Структура
и
организация
данной
программы
дополнительного образования строиться с учетом различных возрастных
категорий
получателей
услуг
(3-7лет),
(8-12лет),
(13-18лет)
в
связи
со
специфическими особенностями и задачами Реабилитационного центра.
2.3 Режим занятий по программе.
Дополнительная программа «Открой себя миру» разделена на три
возрастные
группы.
Лексические
темы
подобранны
согласно
возрасту
предложенных
групп.
Так
же
учитывались
особенности
этих
групп:
например
для
первой
разработаны
темы
для
максимально
возможной
подготовки получателей услуг к школе. Для второй группы учитывалась
коррекционная помощь в освоении школьной программ и социализация в
обществе. Для третьей помимо помощи при освоении школьной программ
есть темы для глубокого развития ребенка в эстетическом направлении.
Программа подразумевает передвижку по группам в зависимости не
только
возраста,
но
и
возможностей
ребенка.
При
необходимости
программа повторяется или усложняется или упрощается для достижения
максимально возможного эффекта.
В
ходе
реализации
программы
возможна
работа
совместно
с
родителями, консультация их, проведение мастер-классов по обучению
родителей
работе
с
собственными
детьми
самостоятельно
в
не
стен
реабилитационного центра.
На
каждого
получателя
услуг
ведется
документация,
в
которой
отслеживается работа самого ребенка, его успехи и промахи, учитываются
социально-педагогические консультации с родителями (приложение 2)
3.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
И
СПОСОБЫ
ИХ
ПРОВЕНРКИ.
совершенствуется общая ручная моторика;
развивается зрительно-двигательная координация;
формируются
предпосылки
произвольного
внимания,
и
саморегуляции деятельности;
активизируется познавательная активность и любознательность;
развиваются сферы образов – представлений;
совершенствуются
наглядные
формы
мышления,
развиваются
предпосылки словесно-логического мышления;
развиваются коммуникативные умения;
развиваются
пространственные
и
казепро ст ранственные
представления, представления о временных отрезках;
развиваются все функции речи
- как средства усвоения и передачи и общественно исторического опыта
(информации);
- как средства общения (коммуникации);
-
как
орудия
интеллектуальной
деятельности:
восприятия,
памяти,
мышления,
воображения
(планирования,
регуляции
и
саморегуляции,
контроля и самоконтроля);
формируются элементарные математические представления;
усваиваются социальные нормы поведения.
3.1Система отслеживания и оценивания результатов реализации
программы.
Оценка результатов работы педагога производится путем проведения в
середине
и
конце
реабилитационного
периода
мониторинга
усвоения
знаний
и
сформированности
умений
у
детей.
Результаты
мониторинга
заносятся
в
сводную
таблицу.
В
конце
реабилитационного
периода
педагогом-дефектологом
также
выстраивается
графическая
диаграмма
усвоения
материала,
вносятся
сведения
об
успешности
усвоения
Программы в индивидуальные маршруты развития ребенка.
Родители воспитанников оценивают продуктивность программы
по
результатам практической и/или интеллектуальной деятельности детей в
специальной анкете (приложение 3)
Также
коллегиальную
оценку
продуктивности
программы
высказывают
члены
Реабилитационного
совета.
Учитель-дефектолог
составляет на каждого получателя социальных услуг дефектологическое
заключение (приложение 4).
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Занятия
в
данной
программе
дополнительного
образования
построены
таким
образом,
чтобы
ребёнок
мог
усвоить
сначала
первоначальный
материал,
а
затем
более
сложный.
Процесс
обучения
совмещается с практической деятельностью. Программа рассчитана на три
группы: группа 1 – от 3х до 7лет, группа 2 – от 8 до 12лет, группа 3 – от 13
до17лет.
Получатели
услуг
могут
работать
в
различных
группах,
при
занесении в группы учитывается не только возрастные особенности детей,
но и их реальное развитие на момент нахождения в реабилитационном
центре.
Лексические
темы
подобранны
на
весь
период
реализации
программы (4 месяца). В блоке предложенной темы рассматриваются: и
ознакомительные занятия; и развивающие; и закрепляющие.
Формы организации коррекционной работы.
График организации образовательного процесса.
Сроки: Содержание работы:
Первая неделя Входная диагностика, заполнение дефектологичес-
ких карт, составление индивидуальных карт детей.
1 – 9 недели Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные за-
нятия по индивидуальному графику посещения.
9 неделя Промежуточная диагностика, внесение корректиров-
ки по итогам обследования.
9 – 17 неделя Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные за-
нятия с учетом корректировки по итогам промежу-
точной диагностики.
17 неделя Итоговая диагностика.
4.1 Перспективное планирование.
№ п.п.
Наименование лексической темы.
1 неделя.
Входная диагностика. Цвет, форма, геометрические фигуры.
2 неделя.
Дикие и домашние животные.
3 неделя.
Животный мир.
4 неделя.
Овощи и фрукты.
5 неделя.
Растительный мир.
6 неделя.
Времена года. Дни недели.
7 неделя.
Время. День. Часы.
8 неделя.
Одежда, обувь, головные уборы.
9 неделя.
Промежуточная диагностика. Наша страна.
10 неделя.
Транспорт.
11 неделя.
Прикладное творчество.
12 неделя.
Ориентировка в пространстве.
13 неделя.
Школа.
14 неделя.
Профессии.
15 неделя.
Жилой дом.
16 неделя.
Человек.
17 неделя.
Семья, традиции.
5. Перпективно-тематический план работы учителя-дефектолога.
1ая группа (3-7 лет)
Низкий уровень.
2ая группа (8-12 лет)
Средний уровень.
3я группа (13-18 лет)
Базовый уровень.
1ая неделя.
Ц в е т , ф о р м а , г е о м е т р и ч е с к и е ф и г у р ы . (входная диагностика)
Знакомство, узнавание,
соотнесение и название
геометрических фигур, основных
цветов и выделение их в
окружающем мире.
Закрепление основных цветов, фигур и
форм. Знакомство и закрепление
дополнительных цветов, фигур форм.
Фиксация и локализация по
насыщенности (3-5 оттенков). Выделение
цвета, форм и фигур в окружающей среде.
Закрепление названий и
соотнесение его с предметом.
Дифференцирование близких
(сходных) форм. Закрепить
знания об многоугольниках.
Узнавание , соотнесение и
название хроматических и
ахроматических цветов спектра и
их насыщенность.
2ая неделя.
Д и к и е и д о м а ш н и е ж и в о т н ы е .
Знакомство и закрепление
знаний о внешнем виде
домашних и диких животных. Их
детенышей, звукоподражание.
Усвоить отличия.
Уточнить и обогатить знания о животных.
Развить умение сравнивать, узнавать по
описанию. Научить образовывать от
существительных прилагательные,
глаголы. Называть семью. Составлять
описательный рассказ по плану.
Обогатить и закрепить знания о
животных. Разнообразить виды
животных. Познакомить с
повадками, средой обитания. Дать
понятия: « красной книги»,
«охрана животных», «Гринпис».
Ж и в о т н ы й м и р .
3я неделя.
Познакомить с разнообразием
животного мира: птицы,
насекомые. Закрепить знания о
местах проживания, видах
кормления и детенышей.
Закрепить знания о птицах (перелетные,
зимующие, лесные, городские),
насекомых. Познакомить с
пресноводными и рыбами. Знать их места
обитания и детенышей.
Повторить знания о птицах,
насекомых, земноводных и
рыбах. Знать их места обитания.
Сравнивать и описывать
представителей животного мира
по плану. Подбирать правильную
характеристику.
4ая неделя.
О в о щ и , ф р у к т ы .
Познакомить с овощами и
фруктами. Уточнить их признаки
и особенности роста.
Сформировать умение давать
описательную характеристику
фруктам и овощами по опорной
схеме.
Закрепить знания об овощах и фруктах,
познакомить с ягодами. Разграничить
понятия сада и огорода. Дать внешние
характеристики. Познакомить с
дальнейшим использованием овощей,
фруктов и ягод.
Закрепить и разнообразить
знания о фруктах, овощах и
ягодах.
5ая неделя.
Р а с т и т е л ь н ы й м и р .
Познакомить и разнообразить
познания о растительном мире.
Деревья, кустарники, трава,
цветы. Научить сравнивать
предметы по разным признакам
путем наложения, приложения.
Закрепить знания о растительном мире.
Познакомить и рассмотреть
закономерности растений в природе.
Познакомить с грибами.
Повторить знания об
растительном мире. Закрепить
умения составлять
существительные,
прилагательные, глаголы.
Научить описывать и сравнивать
цветы по плану.
В р е м е н а г о д а , д н и н е д е л и .
6ая неделя.
Сформировать понятия о
временах года, днях недели.
Закрепить признаки каждого
времени года.
Закрепить знания о временах года.
Сформировать понятия о признаках
времен года. Уточнить представления о
днях недели, их последовательности,
связать порядок со счетом,
Сформировать изменения в
природе . Поведение зверей и
птиц. Особенности природы.
Сформировать знания о днях
недели (рабочие дни и выходные).
7ая неделя.
В р е м я , д е н ь , ч а с ы .
Сформировать понятия
структуры дня (утро, день, вечер,
ночь). Познакомить с понятиями
– время, часы. Научить видеть
секунды, минуты и часы.
Закрепить знания о дне, времени и часах.
Закрепить знания о секундах, минутах и
часах. Научить пользоваться различными
видами часов (электронные,
механические, песочные).
Закрепить и разнообразить
знания о времени, о структуре
дня. Закрепить знание
ориентировки во времени.
8ая неделя.
О д е ж д а , о б у в ь , г о л о в н ы е у б о р ы .
Познакомить с понятиями
одежды, обуви и головных
уборов. Научить выбирать и
деференцировать предметы.
Закрепить и уточнить представления о
сезонности, деталях, признаках и
свойствах одежды, развивать умение
группировать, обобщать и сравнивать.
Закрепить представления об
одежде (мужская, женская,
сезонная и так далее), обуви и
головных уборов. Научить
описывать и сравнивать по плану.
Научить составлять гардероб.
9ая неделя.
Н а ш а с т р а н а. (промежуточная диагностика)
Познакомить с символикой
страны. Выучить домашний
адрес. Рассказать о родном
городе.
Закрепить знания о символике страны.
Знать адрес проживания и историю
родного края.
Закрепить знания об атрибутике
России (флаг, герб, гимн).
Выучить наизусть полный свой
адрес, фамилию, имя, отчество.
Т р а н с п о р т .
10ая неделя.
Познакомить с видами
транспорта (наземный,
подземный, воздушный,
водный).
Закрепить знания транспорта. Выучить
части транспорта, управление и его
обслуживания, места пребывания
транспорта и людей, его использующих.
Расширить представления о видах
транспорта, об освоении космоса,
о ракете, развивать навыки
словообразования. Закрепить
знания о правилах дорожного
движения, развить
пространственную ориентировку,
лексический запас, умение
группировать предметы по
назначению.
11ая неделя.
П р и к л а д н о е т в о р ч е с т в о .
Познакомить с видами
прикладного творчеств.
Рассказать и показать виды
техник и их отличительные
особенности.
Расширить знания о прикладных
техниках. Выполнить некоторые техники
самостоятельно, под руководством
преподавателя.
Расширить знания о прикладных
техниках. Уметь их различать и
выделять. Выполнить поделки в
различных техниках.
12ая неделя.
О р и е н т и р о в к а в п р о с т р а н с т в е .
Познакомить с понятиями: верх,
низ, право, лево. Научить
ориентироваться в этих
направлениях по телу, по листу и
в пространстве.
Познакомить с понятиями: за, под, над,
около. Научить ориентироваться в этих
направлениях по телу, по листу и в
пространстве.
Познакомить с понятиями:
вдалеке, вблизи, сзади, впереди.
Научить ориентироваться в этих
направлениях по телу, по листу и
в пространстве.
Ш к о л а .
13ая
неделя.
Научить держать ручку при
письме, развивать мелкую
моторику: разукрашивание,
обводка, перекладывание, работа
с песком и на стендах.
Выполнение практических заданий по
чистописанию, сложению и вычитанию,
сравнению, делению и умножению,
чтению и составлению рассказов.
Выполнение практических
заданий по правописанию,
чистописанию, математике,
чтению и литературы.
14ая неделя
П р о ф е с с и и .
Познакомить с видами
профессий, рассказать их
особенности и атрибуты.
Научить определять профессии по
внешним признакам. Научить составлять
рассказ о понравившейся профессии по
предложенному плану.
Закрепить знания о профессиях.
Познакомить с особенностями
различных профессий, составить
рассказ о профессиях в семье.
15ая неделя.
Ж и л о й д о м .
Познакомить с комнатами и их
назначениями. Познакомить с
видами мебели. Познакомить с
видами посуды.
Закрепить знания о квартире, жилом доме.
Научить подбирать и расставлять мебель
по назначению. Научить сервировать
мебель по назначению.
Закрепить знания о жилом доме.
Закрепить знания о сервировке
стола. Познакомить с домашними
делами (уборка, готовка, стирка).
16ая неделя.
Ч е л о в е к .
Познакомить со строением
человека (тела, лица).
Познакомить с родственными
связями (родители, дели,
родственники). Познакомить я
навыками личной гигиены.
Закрепить знания о строении
человеческого тела. Закрепить знания об
личной гигиены. Составить
генеалогическое древо семьи.
Закрепить знания о строении
человека (тела, лица, внутренних
органов). Закрепить знания о
родственных связях. Продолжить
составление генеалогического
древа семьи.
С е м ь я , т р а д и ц и и . (итоговая диагностика)
17ая неделя.
Познакомить с законами и
устройством семьи. Познакомить
с празднованием дня рождения.
Познакомить с законами и устройством
семьи (обязанности членов семьи).
Познакомить с традициями празднования
нового года в разных семьях и странах.
Закрепить знания устройства
семьи (права и обязанности).
Закрепить знания о традициях в
семьях (составить рассказ о
традициях в своей семье).
6.Содержание программы.
1 неделя.
«Цвет, форма, геометрические фигуры»
1ая группа:
1ое занятие – Входная диагностика;
2ое занятие – Знакомство с основными фигурами;
3е занятие – Знакомство с основными цветами.
2ая группа:
1ое занятие – Входная диагностика;
2ое занятие – Закрепление понятий о цвете;
3е занятие – Закрепление понятий о фигурах и формах.
3я группа:
1ое занятие – Входная диагностика;
2ое занятие – Научить смешивать и применять цвета;
3е занятие – Научить составлять квадрат Никитина.
2я неделя.
«Дикие и домашние животные».
1ая группа:
1ое занятие – Знакомство с домашними животными;
2ое занятие – Знакомство с дикими животными;
3е занятие – Знакомство с детенышами домашних и диких животных.
2ая группа:
1ое занятие – Закрепить знания о домашних и диких животных;
2ое занятие – Закрепить знания о детенышах домашних и диких животных;
3е занятие – Познакомить с домашними птицами.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о домашних, диких животных и их
детенышах;
2ое занятие – Познакомить со средой обитания животных;
3е занятие – Научить составлять рассказ по картинке.
3я неделя:
«Животный мир»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с видами птиц;
2ое занятие – Познакомить с видами рыб;
3е занятие – Познакомить с видами насекомых.
2ая группа:
1ое занятие – Познакомить со строением и особенностями птиц;
2ое занятие – Закрепить знания о птицах;
3е занятие – Познакомить с зимующими и перелетными птицами.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о насекомых;
2ое занятие – Познакомить с повадками и особенностями насекомых;
3е занятие – Познакомить с полезными и вредными насекомыми.
4 неделя:
«Овощи и фрукты»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с видами овощей;
2ое занятие – Познакомить с видами фруктов;
3е занятие – Научить отличать овощи от фруктов.
2ая группа:
1ое занятие – Закрепить знания об овощах и фруктах;
2ое занятие – Познакомить с понятиями: сад, огород;
3е занятие – Познакомить с фруктовыми деревьями и особенностями их
роста.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания об особенностях овощей и фруктов;
2ое занятие – Познакомить с экзотическими фруктами и овощами;
3е занятие – Научить составлять рассказ по картинке.
5 неделя:
«Растительный мир»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с видами растительного мира;
2ое занятие – Познакомить с ягодами;
3е занятие – Познакомить с цветами.
2ая группа:
1ое занятие – Познакомить с видами растительного мира;
2ое занятие - Особенности мхов, трав;
3е занятие - Особенности кустарников, деревьев.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о разнообразии растительного мира;
2ое занятие – Закрепить знания о цветах и ягодах, грибах и орехах;
3е занятие – Закрепить знания о мхах, травах, кустарниках и деревьях.
6 неделя.
«Времена года. Дни недели»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с временами года;
2ое занятие – Закрепить знания о смене времен года;
3е занятие – Познакомить с днями недели.
2ая группа:
1ое занятие – Закрепить знания о временах года;
2ое занятие – Закрепить знания о днях недели;
3е занятие – Научить составлять рассказ по картинке.
3я группа:
1ое занятие – Повторить времена года и дни недели;
2ое занятие – Составить рассказ по картинкам времен года;
3е занятие – Составить план на неделю.
7 неделя.
«Время, день, часы»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомит с понятием - день;
2ое занятие – Познакомить с понятием – время, часы;
3е занятие – Закрепить знания о секундах, минутах, часах.
2ая группа:
1ое занятие – Закрепить знания дня, времени, видов часов;
2ое занятие – Закрепить знания о секундах, минутах, часах;
3е занятие – Научить распознавать время.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о времени, днях видов часов;
2ое занятие – Повторить умение ориентировки во времени;
3е занятие – Закрепить знания о распознавание времени.
8 неделя.
«Одежда, обувь, головные уборы»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с видами одежды;
2ое занятие – Познакомить с видами обуви;
3е занятие – Познакомить с головными уборами.
2я группа:
1ое занятие – Закрепить знания об одежде, обуви и головных уборах;
2ое занятие – Познакомить с отличиями и особенностями одежды, обуви и
головных уборов;
3е занятие – Научить подбирать одежду по сезону.
3я группа:
1ое занятие - Закрепить знания об одежде, обуви и головных уборах;
2ое занятие – Закрепить умения подбирать комплект одежды по сезону;
3е занятие – Закрепить умение сортировать виды одежды, обуви и
головных уборов.
9 неделя.
«Наша страна»
1ая группа:
1ое занятие - Промежуточная диагностика;
2ое занятие – Познакомить со столицей и родным городом;
3е занятие – Выучить домашний адрес.
2а группа:
1ое занятие – Промежуточная диагностика;
2ое занятие – Закрепить знания о стране, столице, о родном крае;
3е занятие – Познакомить с атрибутикой России.
3я группа:
1ое занятие – Промежуточная диагностика;
2ое занятие – Закрепить знания об атрибутики России;
3е занятие – Закрепить знание об домашнем адресе.
10неделя.
«Транспорт»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с понятием – транспорт;
2ое занятие – Познакомить с наземным и воздушным транспортом;
3е занятие – Познакомить с водным и подземным транспортом.
2я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о транспорте;
2ое занятие – Познакомить со спец. Транспортом;
3е занятие – Научить сортировать транспорт по назначению.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о транспорте;
2ое занятие – Закрепить знания о спец. Транспорте;
3е занятие – Закрепить умение сортировать транспорт по назначению.
11 неделя.
« Прикладное творчество»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с народным творчеством;
2ое занятие – Познакомить с дымковской игрушкой;
3е занятие – Научить выполнять элементы дымковской игрушки.
2ая группа:
1ое занятие – Познакомить с народным творчеством;
2ое занятие – Познакомить с гжелевской росписью;
3е занятие – Научить выполнять элементы гжелевской росписи.
3я группа:
1ое занятие – Познакомить с народным творчеством;
2ое занятие – Познакомить с оригами;
3е занятие – Научить выполнять элементы оригами
12 неделя.
«Ориентировка в пространстве»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с понятиями: верх, низ, право, лево;
2ое занятие – Научить ориентироваться в этих направлениях;
3е занятие – Закрепить знания и умения ориентироваться в этих
направлениях.
2ая группа:
1ое занятие – Познакомить с понятиями: за, под, над, около;
2ое занятие – Научить ориентироваться в этих направлениях;
3е занятие – Закрепить знания и умения ориентироваться в этих
направлениях.
3я группа:
1ое занятие – Познакомить с понятиями: вдалеке, вблизи, сзади, впереди;
2ое занятие – Научить ориентироваться в этих направлениях;
3е занятие – Закрепить знания и умения ориентироваться в этих
направлениях.
13 неделя.
«Школа»
1ая группа:
1ое занятие – Научить держать ручку при письме;
2ое занятие – Закрепить умение держать ручку при письме;
3е занятие – Задание на развитие мелкой моторики.
2ая группа:
1ое занятие – Чистописание;
2ое занятие – Математика;
3е занятие – Чтение.
3я группа:
1ое занятие – Русский язык;
2ое занятие – Математика;
3е занятие – Литература.
14 неделя.
«Профессии»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с видами женских профессий;
2ое занятие – Познакомить с видами мужских профессий;
3е занятие – Познакомить с особенностями профессий.
2ая группа:
1ое занятие – Закрепить знания о профессиях;
2ое занятие – Научить определять вид профессии по внешним признакам;
3е занятие – Научить составлять рассказ о понравившейся профессии.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о профессиях;
2ое занятие – Познакомить с особенностями различных профессий;
3е занятие – Составить рассказ о профессиях в семье.
15 неделя.
«Жилой дом»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить с комнатами и их назначением;
2ое занятие – Познакомить с видами мебели;
3е занятие – Познакомить с видами посуды.
2ая группа:
1ое занятие – Закрепить знания о квартире, жилом доме;
2ое занятие – Научить расставлять мебель по назначению;
3е занятие – Научить сервировать обеденный стол.
3ягруппа:
1ое занятие – Закрепить знания о жилом доме;
2ое занятие – Закрепить знания о сервировке стола;
3е занятия – Познакомить с домашними делами (уборка, готовка, стирка).
16 неделя.
«Человек»
1ая группа:
1ое занятие – Познакомить со строением человека;
2ое занятие – Познакомить с родственными связями;
3е занятие – Познакомить с навыками личной гигиены.
2ая группа:
1ое занятие – Закрепить знания о строении человеческого тела;
2ое занятие – Закрепление знаний о личной гигиене;
3е занятие – Составить генеалогическое древо семьи.
3я группа:
1ое занятие – Закрепить знания о строении человека;
2ое занятие – Закрепить Знания о родственных связях;
3е задание – Составить генеалогическое древо семьи.
17 неделя.
«Семья, традиции»
1ая группа:
1ое занятие – Итоговая диагностика;
2ое занятие – Познакомить с законами и устройством семьи;
3е занятие - Познакомить с празднованием дня рождения;
2я группа:
1ое занятие – Итоговая диагностика;
2ое занятие – Познакомить с законами и устройством семь ;
3е занятие – Познакомить с традициями нового года.
3я группа:
1ое занятие – Итоговая диагностика;
2ое занятие – Закрепить знание устройства семьи;
3е занятие - Закрепить знания традиций нового года.
6.1.Расчасовка
программы «Раскрой себя миру»
Дополнительная
программа
составлена
на
три
возрастные
группы.
Группы
составляются
согласно
возрасту,
уровню
развития
или
по
схожести заболеваний. Режим посещения 2-3 занятия в неделю. Учебная
единица
составляет
25-30
минут.
Программа
составлена
с
учетом
возрастных
особенностей
ребёнка
и
помогает
ему
адоптироваться
в
учебной программе и в окружающем мире.
7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Занятия
по
дополнительной
программе
«Открой
себя
миру»
проводятся в группе 1 – 3 раза в неделю, в группе 2 и 3 – 4 раза в неделю.
Продолжительность занятия составляет 25 минут.
Работа
ведется
как
индивидуально,
так
и
в
группах.
Приемы
подбираются
индивидуально
при
каждом
занятии
(превращение
предметной картинки в сюжетную, словесные, тематические, сенсорные,
сюжетно-ролевые, на практических приёмах, на подражание).
Коррекционно-образовательная
работа
с
получателями
услуг
производиться по следующим направлениям: развитие мелкой моторики и
памяти,
формирование
восприятия
и
внимания,
развитие
мышления
и
воображения, корректировка отставания в освоение школьных предметов.
Все задания перекликаются с творческими работами в техниках рисования,
аппликации, лепки и прикладного творчества. Для этого создана база.
Просторный кабинет с разно уровневыми столами и стульями. Так же
установлена раковина. Имеются в наличии достаточное количество красок
и кистей, пластилина и цветной бумаги. В процессе работы используется
мольберт. Кабинет оборудован наглядным и раздаточным материалами по
всем
темам
и
разделам.
Создана
картотека
тематических
разукрашек.
Приобретены
приспособления
для
аппликаций
(трафареты,
степлеры,
компостеры, декупажные салфетки).
Основные принципы организации работы:
*** принцип непрерывности и системности коррекционно-педагогического
воздействия на всех ступенях образовательного процесса;
***принцип взаимосвязи воспитания и обучения;
***принцип
равенства.
У
учителя-дефектолога
и
ребёнка
общая
цель,
интересная совместная деятельность, соблюдается позиция равенства;
***принцип
учета
психофизического
развития
в
каждом
возрастном
периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию
детей и подростков;
***принцип сотрудничества со всеми специалистами центра и родителями,
для наибольшего достижения поставленной цели;
***принцип
организации
и
самоорганизации,
его
активности
и
мотивированности, готовности к сотрудничеству, способность к творчеству
и коммуникативность.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Бревнова Ю.А. Художественный труд в детском саду. Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с. (Модули Программы
ДОУ).
2.
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искус-
ству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 208с. – (В помощь школьному учи-
телю).
3.
Вальдес М.С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевти-
ческие виды художественной деятельности: метод. пособие/ М.С.
Вальдес Ордиосола. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. –
63с. ил.: ил. – (Развитие и коррекция).
4.
Воронова А.А Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Вороно-
ва. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 253с.: ил. – (Психологический прак-
тикум).
5.
Выготский
Л.С.
Проблемы
дефектологии.-
М.:Педагогика,1994.
–
368с.;
6.
Давидо Р. Откройте внутренний мир ребёнка по его рисункам /Р. Да-
видо; пер. с фр. Ю.Г. Соболина. – Минск: «Попурри», 2008. – 272с.:
ил. +8с. вкл.
7.
Дегтярёва В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. –
М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 128с.
8.
Иванова О.Л., Васильева И.И. как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребёнка. – СПБ.: Речь.; Образовательные
проекты; М: сфера, 2011 – 92с.
9.
Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошколь-
ного возраста с речевой патологией. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2013. – 144с. Кирсанова С.В.
10.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.:
МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2013. – 48с.: цв. вкл.
11.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.:
МОЗАЦКА – СИНТЕЗ, 2013. – 48с.: цв. вкл.
12.Королева Т.В. Рисование на асфальте с детьми 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфе-
ра, 2013. – 48с. – (новый детский сад с любовью).
13.Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала»/ Под
ред. А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2011. – 3-е изд. – 144с.: ил.
14.Ломов С.П. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа
для
общеобразоватеных
учреждений
/С.П.
Ломов,
С.Е.
Игнатьев,
Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012 –
46, (2)с.
15.Лубовский В.И. «Специальная психология»: Учеб. Пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.
Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. – М. : Из-
дательский центр «Академия», 2005. – 4634с.
16.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подгото-
вительная к школе группа (художественное образование): учебно-
методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
– 208с., перераб. и доп.
17.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Млад-
шая группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методи-
ческое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир»,
2013. –
144с., перераб. и доп.
18.Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду: Мето-
дическое пособие. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 128с (Библиотека Воспи-
тателя).
19.Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя/ Маргарита Шевченко. – Ека-
теренбург: У – Фактория; М.: АСТ,2010. – 128с.
20.Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948.);
21.Декларация прав ребёнка (ООН, 20 ноября 1959г.);
22.конвенция
о
правах
ребёнка
(ООН,
резолюция
44/25,
20
ноября
1989г.);
23.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
24.Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социально-
го обслуживания населения в Российской Федерации»;
25.Статья – «Использование средств изобразительного искусства в раз-
витии личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
- Гедвига Грегушова, Словацкая Республика – Практический и мето-
дический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями раз-
вития» - 5/2003г.; стр. 52-55.
26. Статья – «Развиваем радостью» - Г.В. Кушнир, Москва - Практиче-
ский и методический журнал «Воспитание и обучение детей с нару-
шениями развития» - 1/2006г.; стр. 23-27.
27. Статья – «Изобразительная деятельность дошкольников с нарушени-
ями» - А.Ф. Акопова, Л.А. Рцуденко, Л.Ф. Сербина, Москва - Практи-
ческий и методический журнал «Воспитание и обучение детей с на-
рушениями развития» - 3/2004г.; стр. 25-29.
28. Статья – «Коррекционно-развивающие игры для детей раннего воз-
раста» - И.Ю. Оглоблина, Минск - Практический и методический
журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» -
3/2005г.; стр. 76-79.
29. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нару-
шениями речи. С-Пб., 1993
30. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражне-
ний по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции наруше-
ния речи у учащихся начальных классов.//Дефектология,1999,№3
31. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных ди-
зартрических расстройств.//Дефектология,2002,№1
32. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.,2001
33. Плотникова В.И.
Использование игровых приемов для развития ар-
тикуляционной моторики у младших школьников с церебральным пара-
личом.//Дефектология,1989,№2
34.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1981
35. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников. М.,2000
35.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний
Новгород,1995
Итоговое анкетирование для родителей.
Уважаемые родители! Мы рады, что Вы и Ваш ребёнок воспользовались
возможностью получить в нашем Реабилитационном центре услуги
дефектолога. Надеемся, что помощь, оказанная нами, была максимально
полезной. Для того, чтобы мы смогли удовлетворить Ваши желания и в
дальнейшем, нам очень важно знать Ваше мнение о работе специалиста.
1. Каким образом вы узнали о возможности получения услуг
дефектолога?
- от врача
- от специалистов отделения
- другое_________________________________________________________
2. Как вы обратились к дефектологу?
- по приглашению дефектолога
- по собственному желанию
- другое_________________________________________________________
3. Принимали ли Вы участие на занятиях дефектолога?
Да. Почему?_____________________________________________________
Нет. Почему?_____________________________________________________
4. Комфортно ли Вы чувствовали себя в кабинете
дефектолога?
Да. Почему?_____________________________________________________
Нет. Почему?_____________________________________________________
5. Полезными ли Вам оказались консультации дефектолога
для родителей?
Да. Почему?______________________________________________________
Нет. Почему?_____________________________________________________
Ваши пожелания _________________________________________________
Благодарим
за
сотрудничество
!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Дефектологическое заключение
Фамилия, имя…………………………………………………………………
Дата рождения…………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………..
Рекомендации
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………….
Дефектологическое представление
на получателя социальных услуг.
Фамилия, имя, отчество…………………………………………….……….
Дата рождения………………………………………………………………....
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
Дата…………………….. Подпись………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Протокол обследования ребенка.
4 года.
Дата______Ф. И. ребенка ____________________________г.р.___________
Учитель-дефектолог_______________________________________________
Беседа по вопросам:
* Как тебя зовут?_________________________________________________
* Сколько тебе лет?_______________________________________________
* Как зовут твою маму (папу)?______________________________________
* Какие дома есть игрушки?________________________________________
* Чем ты занимаешься дома?_______________________________________
Содержание.
Примерные задания.
Выполнение.
Сам.
С пом.
Не
вып.
1. Восприятие формы.
Узнавание,
соотнесение
и называние
круга,
квадрата,
треугольник
а, шара и
кубика.
* «Назови фигуру, которую я тебе покажу»
(самостоятельное название);
* «Покажи такую же фигуру как у меня»
(соотнесение);
* «Покажи круг, квадрат, треугольник» (по
словесной инструкции);
* Разложи фигуры по соответствующим
контурам» ;
* «Какой предмет похож на круг, квадрат,
треугольник, шар, кубик?».
2. Восприятие цвета.
Узнавание,
соотнесение
и название
4х
основных
цветов;
Выделение
цвета в
окружающе
й среде.
* «Назови, какого цвета предмет»;
* «Покажи предметы красного (зелёного,
синего или желтого) цвета»;
* «Найди предмет такого же цвета как у
меня»;
* «Разложи предметы по цветам».
* «Какие предметы вокруг тебя такого
цвета?».
3. Восприятие величины.
Раскладыва
ние
предметов в
порядке
возрастания
или
убывания;
Соотнесени
е предметов
по
величине.
* «Раскладывание предметов в порядке
возрастания или убывания» (3 матрёшки,
пирамидка из трёх предметов);
* « Выбери из предметов самый маленький,
средний и большой»;
* « Разложи предметы по величине»
(маленькие, средние и большие).
4. Восприятие пространственных представлений.
Умение
дифференц
ировать
понятия:
право, лево,
верх, низ,
середина (у
себя, от
себя на
изображени
и); Умение
ориентиров
аться на
плоскости,
в
ближайшем
пространств
е и
окружении.
* «Покажи на картинке (кукле) где голова
(ноги, руки и т.д.)»;
* «Где у тебя расположены голова (ноги,
руки и т.д.)»;
* «В какой руке у тебя игрушка?»;
* «Покажи свою правую (левую) руку
(ногу)»;
* «Покажи по картинке (кукле) где глаза,
нос, рот»;
* «Расставь предметы, там, где я скажу»
(право, лево, вверх, вниз);
* «Встань впереди меня (сзади, справа,
слева);
* « Разложи предметы относительно
плоскости» (посередине, выше, ниже, в
углу);
* «Перечисли, что находиться вблизи,
вдалеке»;
5. Развитие мелкой моторики.
Умение
совершать
мелкие
движения
пальцами
левой и
правой
руки;
Владение
карандашом
,
фломастеро
м, кистью,
ручкой.
* «Нарисуй (обведи) матрёшку, машинку»;
* «Разукрась забор, домик, пирамидку»;
* « Нарисуй предмет карандашом,
фломастером, кистью, ручкой»;
* « Продолжи рисование по
примеру»(полосы, зигзаги, волны, дождик);
* «Собери солнышко или ёжика»;
* « Поработай мозаикой»;
* «Разбери и собери пирамидку».
* «Повтори за мной» (последовательное
соединение пальчиков);
Острота зрения (слабая, средняя, высокая)______________________________________
Слуховосприятие (сохранно, несохранно)______________________________________
Реабилитационный прогноз:
Уровень реабилитационного потенциала (высокий, средний, низкий)________________
Цели реабилитации:
Формирование
навыков____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Развитие навыков ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Закрепление навыков_________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации, методы реабилитации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Методы (словесные, тематические, сенсорные, сюжетно-ролевые, сюжетно-игровые, на
практических примерах, на подражании)________________________________________
Дефектолог:
________________________________ _____________________ ___________
(Ф.И. О. полностью) (подпись) (дата
)
Протокол обследования ребенка.
5 лет.
Дата________Ф. И. ребенка ___________________________г.р.__________
Учитель-дефектолог_______________________________________________
Беседа по вопросам:
* Как тебя зовут?_________________________________________________
* Сколько тебе лет?_______________________________________________
* Как зовут твою маму (папу)?______________________________________
* Какие дома есть игрушки?________________________________________
* Чем ты занимаешься дома?_______________________________________
* Где работаем мама (папа)?________________________________________
Содержание.
Примерные задания.
Выполнение.
Сам.
С пом.
Не вып.
1. Восприятие формы.
Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, шара и кубика, цилиндра. Выделение и
соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении. Дифференцирование близких (сходных) форм.
* «Назови фигуру, которую я тебе покажу»
(самостоятельное название);
* «Покажи такую же фигуру как у меня»
(соотнесение);
* «Найди похожие фигуры (круг-овал,
квадрат-прямоугольник) укажи, в чем
сходство и различие»;
* «Покажи круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник » (по словесной инструкции);
* «Собери картинку из предложенных фигур»;
* «Продолжи ряд фигур»;
* Разложи фигуры по соответствующим
контурам» ;
* «Какой предмет похож на круг, квадрат,
треугольник, шар, кубик?».
2. Восприятие цвета.
Узнавание, соотнесение и название 4х основных цветов, а так же белого, серого, чёрного, оранжевого
и коричневого. Фиксация и локализация по насыщенности (3 оттенка). Выделение цвета в
окружающей среде.
* «Назови, какого цвета предмет»;
* «Покажи предметы красного (зелёного,
синего, желтого, белого, чёрного, серого,
оранжевого и коричневого) цвета»;
* «Продолжи цветовые бусы»;
* «Разложи предметы по насыщенности от
самого светлого до самого темного и
наоборот»;
* «Найди предмет такого же цвета как у
меня»;
* «Разложи предметы по цветам».
* «Укажи какими цветами нарисована
картинка»;
* «Какие предметы вокруг тебя такого
цвета?».
3. Восприятие величины.
Раскладывание предметов в порядке
возрастания или убывания; Соотнесение
предметов по величине.
* «Раскладывание предметов в порядке
возрастания или убывания» (5 матрёшек,
пирамидка из пяти предметов);
* «Выбери последовательность по
предложенным картинкам –от самого малого
до большого и наоборот»;
* « Выбери из предметов самый маленький,
средний и большой»;
* « Разложи предметы по величине»
(маленькие, средние и большие).
4. Восприятие пространственных представлений.
Умение
дифференци
ровать
понятия:
право, лево,
верх, низ,
середина (у
себя, от себя
на
изображени
и); Умение
ориентирова
ться на
плоскости, в
ближайшем
пространств
е и
окружении.
* «Покажи на картинке (кукле) где голова
(ноги, руки, спина, грудь. плечи, локти и
колени)»;
* «Покажи свою правую (левую) руку (ногу)»;
* «Покажи по картинке (кукле) где глаза (нос,
рот, лоб, подбородок, щеки»;
* «Расставь предметы, там, где я скажу»
(право, лево, вверх, вниз);
* «Встань впереди меня (сзади, справа, слева);
* « Разложи предметы относительно
плоскости» (посередине, выше, ниже, в
правом (левом, верхнем, нижнем)углу);
* «Перечисли, что находиться вблизи,
вдалеке, над, под, за, перед»;
* « Расскажи, что за предметы ты видишь на
путаной картинке (пять предметов)»;
* «Выполни графический диктант»;
* « Определить и словесно обозначить
пространственное расположение предметов
относительно друг друга».
5. Развитие мелкой моторики.
Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки; Владение карандашом, фломастером, кистью,
ручкой. Узнавание и название различных поверхностей (4-6 видов). Узнавание и различение геометрических форм.
Узнавание на ощупь знакомых игрушек, моделей животных.
* «Повтори за мной» (последовательное
соединение пальчиков);
* «Нарисуй (обведи) по контуру рисунок»;
* « Игра – узнавай-ка – «Потрогай меня»-
гладкое, шершавое, пушистое, колючее»;
* «Разукрась рисунок»;
* «Узнай на ощупь фигуры (шар, куб,
цилиндр, круг, квадрат, треугольник, овал и
прямоугольник)»;
* « Узнай на ощупь игрушку или животное»;
* « Нарисуй предмет карандашом,
фломастером, кистью, ручкой»;
* « Продолжи рисование по примеру»;
* «Разбери и собери пирамидку».
Острота зрения (слабая, средняя, высокая)______________________________________
Слуховосприятие (сохранно, несохранно)______________________________________
Реабилитационный прогноз:
Уровень реабилитационного потенциала (высокий, средний, низкий)________________
Цели реабилитации:
Формирование навыков_______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Развитие навыков ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Закрепление навыков_________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации, методы реабилитации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Методы (словесные, тематические, сенсорные, сюжетно-ролевые, сюжетно-игровые, на
практических примерах, на подражании)________________________________________
Дефектолог:
________________________________ _____________________ ___________
(Ф.И. О. полностью) (подпись) (дата
)
Протокол обследования ребенка.
6 лет.
Дата________Ф. И. ребенка __________________________г.р.__________
Учитель-дефектолог______________________________________________
Беседа по вопросам:
* Как тебя зовут?_________________________________________________
* Сколько тебе лет?_______________________________________________
* Как зовут твою маму (папу)?______________________________________
* Как зовут бабушку (дедушку)?____________________________________
* Какие дома есть игрушки?________________________________________
* Чем ты занимаешься дома?_______________________________________
* Где работаем мама (папа)?________________________________________
* В каком ты городе живёшь?_______________________________________
* Кто еще с вами живет? (проследить родственные связи)_______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Содержание.
Примерные задания.
Выполнение.
Сам.
С пом.
Не вып.
1. Восприятие формы.
Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, ромба, шара и кубика, цилиндра,
конуса. Выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении. Дифференцирование близких
(сходных) форм.
* «Назови фигуру, которую я тебе покажу»
(самостоятельное название);
* «Покажи такую же фигуру как у меня»
(соотнесение);
* «Найди похожие фигуры (круг-овал,
квадрат-прямоугольник, ) укажи, в чем
сходство и различие»;
* «Покажи (по словесной инструкции) круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,
ромб, шар, куб, цилиндр, конус»;
* «Собери картинку из предложенных фигур»;
* «Продолжи ряд фигур»;
* Разложи фигуры по соответствующим
контурам» ;
* «Какой предмет похож на круг, квадрат,
треугольник, шар, кубик?».
2. Восприятие цвета.
Узнавание, соотнесение и название 4х основных цветов, а так же белого, серого, чёрного, оранжевого и
коричневого, голубого, фиолетового. Фиксация и локализация по насыщенности (7 оттенка). Выделение цвета в
окружающей среде.
* «Назови, какого цвета предмет»;
* «Покажи предметы красного (зелёного,
синего, желтого, белого, чёрного, серого,
оранжевого, коричневого, голубого и
фиолетового) цвета»;
* «Продолжи цветовые бусы»;
* «Разложи предметы по насыщенности от
самого светлого до самого темного и
наоборот»;
* «Найди предмет такого же цвета как у
меня»;
* «Разложи предметы по цветам».
* «Укажи, какими цветами нарисована
картинка»;
* «Какие предметы вокруг тебя такого
цвета?».
3. Восприятие величины.
Раскладывание предметов в порядке возрастания
или убывания; Соотнесение предметов по величине.
Словесное обозначение величины
* «Раскладывание предметов в порядке
возрастания или убывания» (6-7 матрёшек,
пирамидка из семи предметов);
* «Выбери последовательность по
предложенным картинкам – от самого малого
до большого и наоборот»;
* «Выложи предметы в предложенной
последовательности и расскажи свои
действия»;
* « Разложи предметы по величине»;
* «Собери пазлы»;
* « Подбери подходящую заплатку»;
* « Заполни пропущенные места».
4. Восприятие пространственных представлений.
Умение
дифференци
ровать
понятия:
право, лево,
верх, низ,
середина (у
себя, от себя
на
изображени
и); Умение
ориентирова
ться на
плоскости, в
ближайшем
пространств
е и
окружении.
* «Покажи на картинке (кукле) где голова
(ноги, руки, спина, грудь. плечи, локти и
колени)»;
* «Где у тебя расположены голова (ноги, руки,
спина, грудь, плечи, локти и колени)»;
* «Покажи свою правую (левую) руку (ногу)»;
* «Покажи по картинке (кукле) где глаза (нос,
рот, лоб, подбородок, щеки»;
* «Расставь предметы, там, где я скажу»
(право, лево, вверх, вниз);
* «Встань впереди меня (сзади, справа, слева);
* « Разложи предметы относительно
плоскости» (посередине, выше, ниже, в
правом, левом, верхнем, нижнем углу);
* «Перечисли, что находиться вблизи,
вдалеке, над, под, за, перед, далеко, близко»;
* « Расскажи, что за предметы ты видишь на
путаной картинке (пять-семь предметов)»;
* «Выполни графический диктант».
5. Развитие мелкой моторики.
Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки; Владение карандашом, фломастером, кистью,
ручкой. Узнавание и называние различных поверхностей (6-7 видов). Узнавание и различение геометрических форм.
Узнавание на ощупь знакомых игрушек, моделей животных.
* «Повтори за мной» (последовательное
соединение пальчиков);
* «Нарисуй (обведи) по контуру рисунок»;
* « Игра – узнавай-ка – «Потрогай меня»-
гладкое, шершавое, пушистое, колючее,
ребристое»;
* «Узнавание различных материалов»;
* «Разукрась рисунок»;
* «Узнай на ощупь фигуры (шар, куб,
цилиндр, круг, квадрат, треугольник, овал и
прямоугольник)»;
* « Узнавание на ощупь знакомых предметов
(двумя руками и одной рукой(«;
* « Узнай на ощупь игрушку или животное»;
* « Нарисуй предмет карандашом,
фломастером, кистью, ручкой»;
* « Продолжи рисование по примеру»;
* «Разбери и собери пирамидку».
Острота зрения (слабая, средняя, высокая)______________________________________
Слуховосприятие (сохранно, несохранно)______________________________________
Реабилитационный прогноз:
Уровень реабилитационного потенциала (высокий, средний, низкий)________________
Цели реабилитации:
Формирование навыков______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Развитие навыков __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Закрепление навыков_________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации, методы реабилитации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Методы (словесные, тематические, сенсорные, сюжетно-ролевые, сюжетно-игровые, на
практических примерах, на подражании)________________________________________
Дефектолог:
________________________________ _____________________ ___________
(Ф.И. О. полностью) (подпись) (дата
)
Протокол обследования ребенка.
7 лет.
Дата________Ф. И. ребенка____________________________г.р.__________
Учитель-дефектолог_______________________________________________
Беседа по вопросам:
* Как тебя зовут?_________________________________________________
* Сколько тебе лет?_______________________________________________
* Как зовут твою маму (папу)?______________________________________
* Как зовут бабушку (дедушку)?____________________________________
* Какие дома есть игрушки?________________________________________
* Чем ты занимаешься дома?_______________________________________
* Где работаем мама (папа)?________________________________________
* Где ты живёшь? (адрес)__________________________________________
* Кто еще с вами живет? (проследить родственные связи)_______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Содержание.
Примерные задания.
Выполнение.
Сам.
С пом.
Не вып.
1. Восприятие формы.
Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, ромба, шара и кубика, цилиндра, конуса, трапеции.
Выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении. Дифференцирование близких (сходных) форм. Иметь
представление о многоугольниках.
* «Назови фигуру, которую я тебе покажу»
(самостоятельное название);
* «Покажи такую же фигуру как у меня»
(соотнесение);
* «Найди похожие фигуры (круг-овал,
квадрат-прямоугольник) укажи, в чем
сходство и различие»;
* «Покажи (по словесной инструкции) круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,
ромб, шар, куб, цилиндр, конус, трапецию,
многоугольник»;
* «Собери картинку из предложенных фигур»;
* «Продолжи ряд фигур»;
* Разложи фигуры по соответствующим
контурам» ;
* «Какой предмет похож на круг, квадрат,
треугольник, шар, кубик?».
2. Восприятие цвета.
Узнавание, соотнесение и название хроматических и ахроматических цветов спектра и их
оттенков. Фиксация и локализация по насыщенности (7 оттенка). Выделение цвета в
окружающей среде.
* «Назови, какого цвета предмет»;
* «Покажи предметы предложенного цвета
или оттенка»;
* «Продолжи цветовые бусы»;
* «Разложи предметы по насыщенности от
самого светлого до самого темного и
наоборот»;
* «Найди предмет такого же цвета как у
меня»;
* «Разложи предметы по цветам».
* «Укажи, какими цветами нарисована
картинка»;
* «Какие предметы вокруг тебя такого
цвета?».
3. Восприятие величины.
Раскладывание предметов в порядке возрастания
или убывания; Соотнесение предметов по величине.
Словесное обозначение величины
* «Раскладывание предметов в порядке
возрастания или убывания» (10 матрёшек,
пирамидка из девяти предметов);
* «Выбери последовательность по
предложенным картинкам – от самого малого
до большого и наоборот»;
* «Выложи предметы в предложенной
последовательности и расскажи свои
действия»;
* « Разложи предметы по величине»;
* «Собери пазлы»;
* « Подбери подходящую заплатку»;
* « Заполни пропущенные места».
4. Восприятие пространственных представлений.
Умение дифференцировать понятия: право, лево, верх, низ, середина (у себя, от себя на изображении); Умение ориентироваться
на плоскости, в ближайшем пространстве и окружении. Соотнесение пространственных направлений тела и стоящего напротив
человека.
* «Покажи на картинке голова (ноги, руки,
спина, грудь. плечи, локти и колени)»;
* «Где у тебя расположены голова (ноги, руки,
спина, грудь, плечи, локти и колени)»;
* «Покажи по картинке глаза (нос, рот, лоб,
подбородок, щеки»;
* «Расставь предметы, там, где я скажу»
(право, лево, вверх, вниз);
* «Встань впереди меня (сзади, справа, слева);
* « Разложи предметы относительно
плоскости» (посередине, выше, ниже, в
правом, левом, верхнем, нижнем углу);
* «Перечисли, что находиться вблизи,
вдалеке, над, под, за, перед, далеко, близко»;
* « Расскажи, что за предметы ты видишь на
путаной картинке (до 12 предметов)»;
* «Выполни графический диктант».
* « Покажи на мне правую руку, левую руку,
правую ногу, левую ногу и т.д.».
5. Развитие мелкой моторики.
Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки; Владение карандашом, фломастером, кистью, ручкой. Узнавание
и называние различных поверхностей (8-10 видов). Узнавание и различение геометрических форм. Узнавание на ощупь знакомых
игрушек, моделей животных. Владение навыком прослеживания глазами за действием руки.
* «Повтори за мной» (последовательное
соединение пальчиков);
* «Нарисуй (обведи) по контуру рисунок»;
* « Игра – узнавай-ка – «Потрогай меня»-
гладкое, шершавое, пушистое, колючее,
ребристое,скользкое»;
* «Узнавание различных материалов»;
* «Разукрась рисунок»;
* «Узнай на ощупь фигуры (шар, куб,
цилиндр, круг, квадрат, треугольник, овал и
прямоугольник)»;
* « Узнавание на ощупь знакомых предметов
(двумя руками и одной рукой(«;
* « Узнай на ощупь игрушку или животное»;
* « Нарисуй предмет карандашом,
фломастером, кистью, ручкой»;
* « Продолжи рисование по примеру»;
* «Проследи за моей рукой».
Острота зрения (слабая, средняя, высокая)______________________________________
Слуховосприятие (сохранно, несохранно)______________________________________
Реабилитационный прогноз:
Уровень реабилитационного потенциала (высокий, средний, низкий)________________
Цели реабилитации:
Формирование навыков_______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Развитие навыков ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Закрепление навыков________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации, методы реабилитации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Методы (словесные, тематические, сенсорные, сюжетно-ролевые, сюжетно-игровые, на
практических примерах, на подражании)________________________________________
Дефектолог:
________________________________ _____________________ ___________
(Ф.И. О. полностью) (подпись) (дата)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Диагностика проходит в виде беседы, результаты заносятся в сводную
таблицу. За основу взята тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.
Тестовая беседа с ребенком
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной
или мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем?
Что бывает раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так
считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. В какое время с деревьев опадают листья?
19. Что остается на земле после дождя?
20. Каких животных ты знаешь?
21. Каких ты знаешь птиц?
22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у
собаки или у петуха?
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
25. Хочешь ли ты идти в школу?
26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с
учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?
Предложены вопросы и оценка ответов на психосоциальную зрелость
дошкольника.
Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с
математическими правилами.
1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за
исключением контрольных).
0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному
вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24. Они оцениваются
следующим образом:
№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он
называет года с учетом месяцев - 3 балла.
№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный -
1 балл.
№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики -
1 балл.
№ 24 - за правильный ответ - 2 балла. Пункт 16 оценивается совместно с
пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал
положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается
положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов
должна быть не менее 4).
Результат
27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.
Диагностика.
Указание направлений работы.
Входная
Промежуточная
Итоговая
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата рождения
3. Класс
4. Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность,
проявления
негативизма,
реакция
на
неуспех,
похвалу,
наличие
эффективных реакций …………………………………………………………
5.
Понимание
инструкции,
воспринятой
на
слух
и
прочитанной
самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не
понимает)………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
6. Обучаемость:
*восприимчивость
к
помощи
(стимулирующая,
организующая,
направляющая, обучающая помощь)………………………………………
*способность переноса на аналогичные задания……………………………
7.
Особенности
организации
деятельности,
сформированности
регуляторных
функций
(целенаправленность
деятельности,
наличие
ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий,
импульсивность/инертность действий, самоконтроль)………………………
……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………..
8. Темп работы (на учебном и внеучебном материале) ……………………
……………………………………………………………………………………
9. Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)……
……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………..
10. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация (ориентация
в
семейных
отношениях,
адрес,
представления
об
окружающем
мире,
отношение к школе, сфера интересов личности) ……………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
*
Сведения
о
себе
(знание
полого
ФИО,
точного
возраст а)
………………………………………………………………………
*
К р у г
п р е д с т а в л е н и й
о б
о к р у ж а ю щ е м
и
т оч н о с т ь
э т и х
представлений……………………………………………………………………
….............................................................................................................................
.................................................................................................................................
11. Моторика
*анализ школьных тетрадей……………………………………………………
……………………………………………………………………………………
…..………………………………………………………………………………
*графические пробы………………………………………………………
……………………………………………………………………………..........
*общая моторика………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
*мелкая моторика………………………………………………………………
……………………………………….....................................................................
12. Восприятие……………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
…………………………………………………….……………………………..
*Зрительный гнозис (целостность, константность, дифференцированность,
скорость восприятия)……………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
*Слухомоторная координация…………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
13. Пространственно-временная ориентация
*ориентация в схеме собственно тела…………………………………………
*показ по инструкции объектов в окружающем пространстве……………..
*понимание
сложных
речевых
конст рукция,
у п о т р е б л е н и е
предлогов…………………………………………………………………………
*определение временной последовательности (времена года, их основные
признаки, последовательность)……………………………………………….
………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
14. Внимание……………………………………………………………………
…………………………………….………………………………………………
*особенности
внимания
(объем,
концентрация,
устойчиво сть,
распределение, переключаемость)……………………………………………
15. Память………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
*модально-специфические виды памяти (слуховая, зрительная, моторная,
комбинированная)
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
………………………………………………………………
*особенности
мнестической
деятельности
(объем,
сохранение,
воспроизведение)
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
…………………………….....................................................
16. Мышление……………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
*уровень развития наглядных форм мышления………………………………
……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………….
*уровень развития словесно-логического мышления………………………..
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
17. Речь
*беседа………………………………………………………………..…………
…………………………………………………………………………………….
*автоматизированная речь……………………………………………………
…………………………………………………………………………………
*включение пропущенных слов в предложение……………………………
……………………………………………………………………………………
*общая характеристика речевой деятельности………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………