Напоминание

"Формирование навыка беглого чтения во 2 классе посредством упражнений тренировочного характера"


Автор: Родионова Лидия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Отрадненская СШ городского округа город Михайловка Волгоградской области"
Населённый пункт: п. Отрадное
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыка беглого чтения во 2 классе посредством упражнений тренировочного характера"
Раздел: начальное образование





Назад





«Формирование навыка беглого чтения во 2 классе

посредством упражнений

тренировочного характера»
Работу выполнила:
Родионова Лидия Николаевна
учитель начальных классов (первая квалификационная категория)

I .Информационно-справочные сведения об опыте:
1. Тема опыта: Формирование навыка беглого чтения во 2 классе посредством упражнений тренировочного характера 2. Автор опыта: Родионова Лидия Николаевна 3. Место функционирования 403325, МКОУ «Отрадненская СШ» опыта : ул .Чекунова,22. тел.(84463) 6-11-58 4. Опыт функционирует: с 2012 года 5. Опыт представлен настоящим описанием; следующими приложениями: Приложение №1: Таблицы для развития поля зрения Приложение №2: Таблицы для фиксации зрения на сред- ней линии Приложение №3: Таблицы для разви- тия периферического зрения. Приложение №4: Таблицы для разви- тия периферического зрения. Приложение №5: Конспект урока чте- ния во 2 классе по рассказу Н.Артю- ховой «Трусиха».

I I. Технологические сведения об опыте.

1. Актуальность опыта.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: - прослеживается неосознанное усвоение знаний учащимися; - общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения; - отсутствие систематически целенаправленной читательской деятельности учащихся; - неумение учителя правильно подобрать задания, требующие посильного умственного напряжения у учащихся с разными способностями.
2. Задачи, решаемые в опыте:
- формировать у младших школьников навык беглого чтения; - развивать умение самостоятельно работать на уроке; - расширять круг чтения учащихся; - обеспечить «ситуацию успеха» у учащихся процессе учебной деятельности.
3. Педагогические средства, представленные в опыте.
- дыхательная гимнастика и подготовка голоса; - тренировка речевого аппарата; - развитие четкости произношения; - упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; - упражнения на антиципацию отдельных слов, частей устойчивых словосочетаний; - упражнения, развивающие скорость чтения вслух и молча.

4. Технология описания опыта.
«Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в осознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно- влиятельное. Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным; целыми словами без неоправданных пауз, безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение глазами без внешних речедвижений. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова, развитость антиципации. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитие речедвигательного аппарата и его возможности.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
. Каждый урок чтения начинается с подготовки голоса к чтению и дыхательной гимнастики. На эти упражнения отводится несколько минут. С этой целью выполняются следующие упражнения. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоят три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный торт. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять) Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). Выдох со счетом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором) Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка…. (и т.д. до полного выдоха) Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок. Для разогрева голосовых связок предлагаю так называемые распевные упражнения. Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м] . Мам, меду б нам, Мам, молока бы нам. В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. Ручка в зубах. Напишите в воздухе молча свое имя. Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами. Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу. Если голос устал. Шумный выдох. Внутренний зевок. Великан (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.)

Тренировка речевого аппарата.
Чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором. Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков). Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах! ей ел ем ед еж ек иж из ик ил им иф их ой! ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на не ни но ну по ра ре си су та те то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша! щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…
ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во! га-га-га! да-да-да! эй-эй! Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха! ба-ба дя-дя па-па ма-ма Чтение трехбуквенных сочетаний и слов. При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам. ага бай сам шар пах аут баз бык бэр вон выя дар дом бей ели ему Зея сею уже зал ива тик хил зим лиф тих бия кар лих люк ляп миф мул мыс мэр нас нет нищ нот гну бой лом сон ост лот мох бош пол Юра рек оси суп эта тел тот эту тыл тюз ума муж кум рус дух Уфа Уфу уха ухе чек чуб шаг щит эхо юга тюз юму дюн яды яку мял яма
Аа-ага-яга-яма-ява-Яна Ад-сад-суд-сед-дед-бед Ай-бай-рай-лай-лей-лес Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус Во-вон-вот-воз-вол-эол Га-газ-гаи-уаз-азы-азу До-дом-дон-док-око-мод Ем-ему-тем-там-том-сом Же-уже-ежу-еду-ежи-жив За-зал-зав-зам-зад-зуд Им-зим-ими-иди-или-ила КА-кар-жар-жир-жор-гор Ли-лих-тих-тех-мех-мох Му-мул-нул-луг-луч-куч На-нас-сан-сап-нес-сел Ос-ост-сто-дос-дом-ома По-пол-пал-мал-дал-жал Ре-рек-век-вак-ваз-воз Су-суп-сук-сок-ток-так То-тут-тот-аут-кут-кум Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил Ха-уха-хам-рам-Рим-ран Че-чек-кэч-кож-жек-жук
Фразы для чтения: Морж мерз, но полз. Майкл ел борщ и торт. На борт жал болт. Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова. влип враз врач вред все втуз где глуп граф грач грех гриф джаз дни дней дров друг жда л жрец звон злой знак зной клев Фразы для чтения: Класс встал у парт. Мой друг щедр. Чтение наиболее трудных однослоговых слов. вверх взмах взнос взмыл вклад гвалт тракт Днепр Днест р дрозд монст р перст пестр пункт склад смысл спорт столб страж треск Чтение двуслоговых слов. аббат бедных браво велю абсурд без фар брикет венки
аган белый бронза верни ажур бизон бронхит верхи Фразы для чтения: Жнец ждал. Я вверх вез хлеб. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными. Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду. Фразы для чтения: Он вел коня, потом въехал во дворец. Наша съемка объекта была изъята. Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь- кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья. Чтение слов и словосочетаний до трех слогов. акция деньжата артистка амплуа дибазол ассорти знание водная вольница горячка заморозь епископ материя медная муравьед обществ о озлоблен ошибка Фразы для чтения: Хвощ лесной, хвощ ценный.
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей
.
апрельская Ломоносов полширины базальтовый обыкновенная эссенция зеркальный падчерица фамилия знаменитая недобропорядочность
Развитие четкости произношения.
На упражнения, развивающие четкость произношения, отводится в начале и в конце урока 5-7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановке голоса и дыхания. Закрытые ворота. Учитель говорит: Жил язычок в своем доме и захотел погулять. Стал открывать свой домик, а ворота не открываются. Язычок то одну дверцу потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего домика. Смотрите, дети, как вылезает язычок из домика (учитель показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами).И пока вылезал, дверки все шире и шире открывались. Язычок вылез весь на улицу. Пулемет. Ударяем языком за верхними передними зубами произнося звук [ д] (д-д-д-д-д) Щеточка. Движение языка влево, вправо за верхними и нижними зубами. Кончик языка скользит по зубам. Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.
Книга в суме/ - в пути тягость, Книга в уме/ - в пути облегчение. Испокон века/ - книга красит человека. Читай правильно диалог. - Собака,/ что делаешь? - Волков пугаю. - А что хвост поджала? - Волков боюсь. Покажи повышение и понижение голоса. - Что ж ты, Еж, такой колючий? ^ - Это я на всякий случай. v Знаешь, кто мои соседи? ^ Лисы, волки и медведи. v Произноси правильно. ша, ще ручища, ножища, тараканище чудище, хвостище Щеткой чищу я щенка. ого, его у синего моря пустите отдохнуть дорожного человека Эта страница зеленого цвета. р грохот грома
родимая сторонка режу резеда Карл у Клары украл кораллы. сш шапкой Саша сшиб шишку Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами. Много работаю со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма. В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, оговорок. Проговаривать каждую скороговорку нужно сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, а потом в быстром. На первом этапе брать короткие скороговорки, а затем более сложные. Работая со скороговоркой, отрабатываю чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания : «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь» Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок. Шашки на столе, шишки на сосне. Три сороки на пороге, три вороны на воротах. Мышонку шепчет мать: «Ты все не спишь, шуршишь?» Сыворотка из-под простокваши. Добрый разум не наживешь сразу.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Работу над скорочтением нужно начинать с развития зрительной памяти. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что на картинке, т. е. сфотографировать. Перед показом картинки предупреждаю детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даю команду: «Внимание! Фотографируем!» Даю следующие задания. 1) Найди (сфотографируй) лишнюю букву : о, и, б, у, ы.(в,д,у,з,т) 2) Найди лишний слог: па, ма, ла, ны, са, ба та. (бо,но,ро,мы,со,ко) 3) Найди лишнее слово: речка обезьяна
ручка
слон река
ромашка
ручей тигр ручеек лев 4) Раздели слова на 2 группы: корова заяц ленивый соловей горох смелый коза ёжик честный ворона медведь жадный овца капуста добрый сорока волк трусливый огурец 5) Найди вторую половину слова: кос-ничий мо-мент ко-на лес-та ро-вок го-са пар-мос со-тор вес-род 6) Игра «Зоркий глаз»
Детям предлагается отрывок текста в 3 - 4 строки. Необходимо вычеркнуть все буквы о (большие и маленькие) , позже можно предложить вычеркнуть одновременно две буквы (а,м).Со временем это упражнение можно усложнить: подчеркнуть односложные слова, поставить знак ударения в двухсложных словах, найти самое длинное слово и др. 7)Игра «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв найди названия животных: кнотигряжомедведьцяюхдятелиса аниёсленотушканчикмфэьволкулдг усиндюкитыъщеголсйвбзайкабанир шлошадьалуморжкозапочажукенгу рубиршлосьщсирупчеласкактжира Фьфулеворондеиницапляруосар 8) Пропевание слогов на мотивы народных песенок("Жили у бабуси", "Тень - тень") по слоговым таблицам. Например: А-ба-ва-га-да-......ща.
а о у ы э б ба бо бу бы бэ в ва во ву вы вэ г га го гу гы гэ д да до ду ды дэ ж жа жо жу жэ з за зо зу зы зэ к ка ко ку л ла ло лу лы м ма мо му мы мэ н на но ну ны п па по пу пы пэ р ра ро ру ры с са со су сы сэ т та то ту ты тэ ф фа фо фу фы х ха хо ху ц ца цо цу цы ч ча чо чу ш ша шо шу щ ща я ё ю и е бь бя бё бю би бе вь вя вё ви ве гь ги ге дь дя дё дю ди де жь жё жи же зь зя зё зю зи зе кь кю ки ке ль ля лё лю ли ле мь мя мё мю ми ме нь ня нё ню ни не пь пя пё пю пи пе рь ря рё рю ри ре сь ся сё сю си се ть тя тё тю ти те фь фё фи фе хь хи хе ць ци це чь чё чи че шь шё ши ше щь щё щи ще Очень хорошо развивают поле зрения таблицы. Их готовят родители в 1 классе. ( приложение 1). Упражнения можно выполнять стоя или сидя. Ученики читают про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицами используется памятка.
Памятка.
1. Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. 2.Страйся запомнить расположение двух-трех следующих друг за другом букв. 3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят ее целиком. Также использую упражнения с фиксацией зрения на средней линии (или ряде чисел)(приложение 2).
Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т.д. Систематическая работа с такими таблицами дает возможность развивать у детей боковое зрение. Предлагаю детям сосредоточить свой взгляд на средней линии (или ряде чисел) и прошу, постоянно держа в поле зрения среднюю линию, краешком глаза «достать» каждую букву. Для контроля даю задание назвать цифру, соответствующую слогу, например, ма, ем. Порядок цифр в средней линии постоянно меняется. Для развития техники чтения на уроках по русскому языку ведется работа над объемом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. В. В каждом из 18 наборов включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной - две букве, с первого по шестое. Работа со зрительными диктантами организовывается следующим образом: я показываю детям полоску бумаги с напечатанным крупным шрифтом предложением одного из наборов. Дети в течение определенного времени читали это предложение молча и старались запомнить. По истечении времени ученики по памяти записывали его в тетрадь. И так с каждым предложением из набора. Самопроверка проводится сразу же. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения. Главное условие проведения такой работы - ее систематичность, т. е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно. Для улучшения техники чтения и по развитию у детей периферического зрения использую упражнения с буквенными, цифровыми таблицами (приложение 3), предложенные А. Т. Степанищевым в его книге “Читать можно быстрее”. Для тренировок заготавливаются таблицы с размером 7,5 х 5,5 см для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких квадратах. Сначала работаем с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом два знака (2 буквы). Затем три знака (буквы) и
наконец переходим к таблицам со смешанными знаками (буквы, цифры) одновременно. Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке во время игровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводилось 90 сек . Скорость считывания у всех была разная - от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивалась в среднем на 3 - 4 знака. Работа с одной таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать в таблице все знаки. Есть еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях (приложение 4). Используя указанные упражнения на своих уроках убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения. Работа по таблицам Шульте. Развитие поля зрения по горизонтали. 8 4 7 22 9 14 18 7 2 1 5 3 12 6 23 20 6 3 9 21 4 1 25 15 13 5 24 11 17 10 8 19 2 16 Развитие поля зрения по вертикали. Комплект №1 13 33 9 4 26 3 22 19 2 30 28 31 12 24 6 7 10 21 27 14 35 18 1 16 8 23 5 29 32 11 15 34 17 25 20 Комплект №2
26 31 23 5 21 17 3 35 11 29 14 22 8 24 6 20 33 27 16 13 12 30 18 2 34 1 7 25 28 9

Упражнения на антиципацию отдельных слов, частей устойчивых

словосочетаний.
Часто воспринимается тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующие части текста. Поймав взглядом контуры следующего слова на основе смысла прочитанного ученик может догадаться, какое слово будет следующим.Это предвидение следующего слова или буквы, слога называется антиципацией или смысловой догадкой. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения: 1) Восстановление возможных слов на основе заданных таблицей комбинаций согласных. Соответствующие гласные и мягкий знак учащиеся добавляют произвольно. Таблица комбинаций согласных букв. А Б В с д б г р г л г м л б х р к д I т р с р в л п р з н р д м р к к з н д н з л т м т г л б к м п ж р в р г д р ж р ж с ф л м ж л в л г л к с д м т з д к ж II к б т н с п с к р д б р б л ш к с л ж л д н ш г з т н ж р т м р з м т м б к п в р с п т п н в н т л м к л г р м т р с III з в д л п щ к в щ л з р ж б р ц р т м с г т н к р л д к р т п с п л б з р г з м н б л с р б р з м ж в т р т м н с п р к Найти буквы по координатам:
III – В – 2 – 1 II – А – 2 – 2 I – В – 5 – 3 Тренировка происходит в парах. Ученик, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные. 2) На доске записаны 2-3 пословицы, предлагаю их закончить. Делу время - _______________ . Кончил дело - _______________ . 3) Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они по смыслу подходили друг к другу. Готовь сани летом пока не перепрыгнешь Не торопись языком торопись делом За твоим языком телегу зимой Не говори «гоп» не поспеешь и босиком 4) прочитать загадку, подставив недостающие слова. Посмотрите – дом стоит. До краев водой -________ (налит) В этом домике жильцы – Все умелые - ___________ (пловцы).
Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и молча.

На уроках чтения, работая над текстом, использую следующие упражнения. Жужжащее чтение
.
Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу. Чтение перед сном
.
Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Режим щадящего чтения
.
Ребенок читает одну - две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы). Орфографическое чтение
.
Дети проговаривают все как написано. Чтение – канон
.
Один ученик начинает читать текст, другой читает тот же текст, но опаздывает на 3-4 слова. Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать без ошибок, выразительно. Все дети следят за чтением обоих учеников. Чтение по ролям
.
Чтение цепочкой
.
Прерывать нельзя. Чтение на время
.
Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три- четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Чтение “спотыкаясь о камушки
”.
Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Ввод в игру. Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте. Спринт
.
Небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо еще следить за выразительностью, безошибочностью. Чтение спринт провожу еще так: учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после чтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. При обучении чтению
спринт
пользуюсь памяткой.
Памятка.
1. Плотно сожми губы и зубы. 2. Читай только глазами. 3. Читай как можно быстрее. 4. Ответь на вопросы к тексту. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные перед чтение. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Памятка.
1. Плотно сожми губы и зубы. 2.читай только глазами. 3. Читай как можно быстрее, считая про себя слова текста. 4. Ответь на вопросы к тексту. Чтение с простукиванием ритмапроходит так : постукивая по столу карандашом выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию. Чтение разведка использую для обучения детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух уверенно, выразительно, пользуясь антиципацией. Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования чтения вслух. Помогает в этом методика авторов В.Н.Зайцева, И.Т.Федоренко
Виды работы над текстом.
Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным. 1. Чтение самого красивого места в рассказе.
2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы) 4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки). 6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку. 7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось. 8. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать). 10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). 12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 13. Чтение, пометка непонятных слов. 14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) сущ. + прил. б) сущ. + гл. в) мест.+ гл. 15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря. 16. Комбинированное чтение (учитель – ученики).
17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально… 18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др. 19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 20. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

5. Результативность опыта.
В данном опыте решены следующие задачи: - сформирован навык беглого чтения; - развиты умения самостоятельной работы на разных этапах урока; - подобраны упражнения, скороговорки, игры для формирования навыка беглого чтения. Качество чтения. Дата Ф.И 1 класс 2 класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 1 четверть 2 четверть Бикбулатова К. 15 17 22 31 40 45 Браткрайц В. 24 30 36 42 46 55 Быкадорова Е. 17 21 26 29 32 37 Гудкова О. 14 21 25 36 40 51 Долгов С. 11 13 16 24 31 33 Донскова Д. 19 22 26 30 36 41 Зверева Г. 13 17 19 22 24 27 Крюкова В. 13 18 20 29 35 40 Линник Р. 18 42 47 59 69 77 Лысенко А. 24 32 49 56 62 73 Мелихова Т. 14 18 20 25 29 33 Мельников Е. 17 21 24 31 40 49 Петрова О. 29 47 59 68 86 106
Саможеев И. 72 76 84 95 103 109 Султанова А. 16 29 35 48 52 56 По четвертям дано количество слов, прочитанных в 1 минуту. Норма чтения на 2 полугодие 2 класса: «5» - 35 слов «4» - 30 слов «3» - 25 слов
I I I . Теоретические основы опыта.

1. В основу моего опыта легли
идеи М. И. Омороковой, И. А. Рапопорта о преодолении трудностей при формировании навыка работы с разными видами текстов; С.М.Костроминой, Л.Г.Нагаевой о преодолении трудностей в обучении чтению; В.Н.Зайцева о резервах обучения чтению; И.Т.Федоренко «Зрительные диктанты».
2.Условия функционирования опыта.
Тип школы: средняя общеобразовательная. Школа работает в здании, построенном по типовому проекту в 1968 году. Кабинет занят в одну смену. Наполняемость класса 15 человек. Контингент класса: дети с поселка и близлежащих отделений поселка. Материальная база кабинета: - методическая литература; - дидактический материал; - подборка журналов «Начальная школа» , «Педсовет», - комплекты таблиц. - ресурсы интернета


В раздел образования