Автор: Смыковская Ирина Васильевна Должность: педагог до Учебное заведение: МКОУ ДОД "ЦДТ" Населённый пункт: р-ка Саха(Якутия),п.Светлый Наименование материала: Выступление на педагогическом совете Тема: Развитие творческих качеств у детей Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих качеств у детей.
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой
минимальной степени, становится другим,
чем ребенок, подражающий актам других”
Б. Асафьев
Главная проблема творческой деятельности - это развитие в школе и саморазвитие в течение всей
жизни творческих качеств личности. Какие же качества характеризуют личность как творческую?
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по
природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или
хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое
начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и,
конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой,
неординарно мыслящей личности. Изменения в социально-экономической, нравственной
и культурной среде вносят корректировки в само понятие «творческая личность», которая
в современной психолого-педагогической литературе трактуется как личность социально
адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира
в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений на поставленные
задачи.
Психологическая обстановка в каждой семье, в группе детского сада, в классе средней школы
складывается
в
нравственную,
психологически
здоровую
атмосферу
всей
страны.
Поэтому
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку,
творческое
развитие
его
личности,
воспитание
лучших из его качеств, носит наиважнейший характер для всех нас. Насколько мы прислушаемся к
своему ребенку, брату, сестре сегодня, в какой мере мы сможем предоставить благодатную почву
для развития его личностных качеств, в таком будущем нам и нашим детям и предстоит жить.
Дополнительное образование определяется как фактор развития склонностей, способностей
и интересов, становления активной жизненной позиции подрастающего поколения. Решение
поставленных задач невозможно без использования в системе дополнительного образования
творческого подхода к любому виду деятельности. Именно с позиций данного подхода у ребенка
закладываются основы специальной грамоты и мастерства, в полной мере раскрываются
творческие возможности, как педагога, так и ребенка
Занятия в нашей студии , по освоению кожевенного и берестяного дела строятся с учетом
природы народного творчества, его специфики, а также с учетом индивидуальных особенностей
и навыков учащихся. Вкладывая в свою работу любовь и талант, ребята создают простые
и наивные изделия, но в них проявляются их взгляды и чувства.
Различные варианты изящных работ, в которых своеобразно и нелепо отражаются фантастические
сказочные мотивы, стимулируют развитие креативного мышления детей. Комбинируя детали
различных форм, цветов, учащиеся проявляют творческое воображение, личное художественное
творчество, следуя собственному вкусу, а также наглядным образцам работ.
Приобретая навыки работы с кожей, берестой и деревом обучающиеся активно используют
различные способы комбинирования видов кожи, дополняя их стилевым оформлением. Это
способствует развитию у детей творческой смелости в поиске и разработке вариантов изделий из
кожи, бересты и выжигания.
Использование кожевенного и берестянного материалов, отличающихся структурой, цветом,
размером, является основой для составления разнообразных аппликаций и объемных работ..
Данные сочетания не только способствуют созданию ряда стандартных способов изготовления
работ, но и стимулируют творческую активность обучающихся в процессе реализации
индивидуальных творческих проектов.
В процессе создания произведений декоративно-прикладного искусства необходима свободная,
непринужденная обстановка, организованная среда, соответствующая потребностям детей.
Выбирая художественный материал для кожаных изделий, дети должны иметь возможность
свободно экспериментировать с ним, делать то, что подсказывает интуиция. Свобода действий
необходима ребенку в качестве условия его творческого развития. В результате реализации своих
потребностей у ребят появляется состояние творческой самоидентификации, совместная
творческая деятельность педагога и учащегося на занятиях в учреждениях дополнительного
образования способствует данному процессу и является продолжением индивидуального
творчества детей.
Чтобы перейти на следующий уровень своего развития, ребенок должен мобилизовать свои силы
и способности. Важным шагом в этом переходе является педагогическая поддержка творческой
деятельности подростка. Главное в педагогической поддержке — дать возможность ребенку
преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный,
эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок
и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже есть в наличии,
но на недостаточном уровне. Ребенку педагогическая поддержка необходима, чтобы он мог
осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать
свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир и познавать,
развивать свой внутренний мир.
Проведенные мною наблюдения явились основанием для теоретического обоснования критериев
и показателей творческой деятельности и проявления творческих способностей у детей в процессе
овладения ими техник работы с кожей, берестой и выжигания:
1. Интеллектуальные проявления творчества:
— оригинальность;
— беглость.
2. Степень владения инструментами и материалами:
— умение работать с ножницами ,пробойниками, выжигательным прибором;
— умение работать с лекалами, образцами рисунков (для выжигания);
— владение различными действиями с подручными материалами;
— умение работать со свечой ,клеем, выжигательным инструментом;
3. Степень реализации художественного эскиза будущего изделия:
— умение выполнять замысел в рисунке;
— владение способами цветного декора;
— умение составлять узор;
— умение определять пропорции рисунка;
— знание и владение навыками определения стиля изделия.(украшение ,сувенир,
аксессуары…..)
4. Степень проявления креативности в практической деятельности :
— умение соотносить эскиз и готовое изделие;
— умение выбрать материал;
— владение способами дополнительного декора изделия (бисер, ракушки, пуговицы и т.д.)
— знание и владение различными техническими приемами;
— владение навыками качественного выполнения изделия.
Содержание заданий построено на принципе пошагового усложнения, позволяющего незаметно
для детей переводить их на более сложный уровень овладения навыками работы с кожей,
берестой и деревом, что способствует созданию комфортной атмосферы для ребенка, созданию
основы эмоциональному переживанию ребенком ситуации успеха, а, следовательно,
максимального проявления самостоятельной творческой деятельности.
Предложенная мною методика позволяет выявить навыки конструирования, определения
последовательности операций, навыки работы с расходным материалом и его практическим
использованием.
Анализируя динамику изменения уровней мастерства, увеличение не только количественного,
но и качественного показателя выполненных обучающимися изделий, мне представляется
возможным сделать вывод об эффективности выбранной мною методики, работы выполненные
детьми, несут в себе огромную положительную энергетику, смысловую и эмоциональную
значимость. А поскольку все работы выполнены в различных техниках, индивидуальной манере,
то вместе они являются яркой иллюстрацией эффективности программы ст. «Сувенир»
Несколько качеств творческого человека :
1. Упорство, подтверждающее наличие мотивации . Умение сосредоточиться на одном
занятии, настойчивость вопреки неудачам — это главные факторы, которые определяют
способность к творчеству.(если что-то не получается, пробовать еще и еще, для
левшей….пробовать правой рукой…)
2 . Открытость новому опыту : Любознательность, эмоциональная открытость, гибкость
мысли, эксцентричные взгляды и убеждения — во многом благодаря им у нас возникают
оригинальные идеи и решения. Все одаренные люди обладают такой открытостью.
3. Уверенность в себе: самоуважение (а иногда и завышенная самооценка) способствует
эмоциональной устойчивости. Благодаря ей легче устанавливать и поддерживать социальные
контакты, что необходимо для творческого человека: ведь таким образом он становится известен
публике. Кроме того, высокая самооценка позволяет в случае неудачи сохранить стремление к
творчеству.
4. Мышление, которое не совпадает с общепринятым.
У него три составляющие: оригинальность (необычность мыслей), переменчивость (множество
идей) и гибкость (новые идеи в разных областях). Даже на банальный вопрос человек с таким
типом мышления никогда не отвечает банально.
5 . Быстрота обработки информации : находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к
сложности — творческий дух жонглирует идеями без всякой самоцензуры.
8. Способность представлять альтернативные миры — мечтать об иных перспективах,
иной логике… Творческие люди часто предаются таким вроде бы детским занятиям.
6. Быстрое решение проблем : внезапное озарение — и решение словно возникает из ниоткуда!
Психологи для обозначения этой яркой вспышки употребляют английское слово «инсайт» (insight).
7. Высокая работоспособность
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача
дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям
деятельности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются,
расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Заключение.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека,
которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К
сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому
необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных
условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются умная
доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых, комфортная психологическая обстановка,
поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кабалевский “Воспитание ума и сердца” – М.: “Просвещение”, 1981.
2. Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь» – М.: “Политиздат”, 1990.
3. В.П. Эфроимсон “Предпосылки гениальности” ВИНИТИ (N 1161), 1982.
4. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. “Книга для трудных родителей”. – М.: Звонница-мг – Роман-газета,
1994. 269 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Доклад на педсовете.
Тема:
« Развитие творческих качеств у детей»
Автор: Педагог МКОУ ДОД «ЦДТ»
Смыковская Ирина Васильевна
Эл.адрес: CDTSvetliy@yandex
2014г.
п. Светлый РС(Я)