Автор: Васильева Любовь Николаевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МОУ "ТШИ СОО" Населённый пункт: п.Толька, ЯНАО, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Чум как центр этнокультурного образования Раздел: дополнительное образование
Чум - как центр этнокультурного образования
В международной системе образования есть практика образования
«Анскулинг»,
которая
основана,
в
первую
очередь,
на
соблюдении
интересов
ребенка. Это, в частности, означает обеспечение условий и ситуации, при которых
ребёнок имеет возможность и обучается при отрыве от семьи и природной среды.
При
этом,
что
очень
важно,
образовательный
процесс
строить
на
опы те
повседневной и разнообразной жизни ребенка, задающего вопросы, получающего
или самостоятельно отыскивающего ответы на них.
В современных условиях социально-культурных перемен происходящих в
стране этнопедагогизации системы воспитания и обучения становится все более
актуальной проблемой педагогики.
В
Толькинской
школе-интернат общее
количество
обучающихся
–
воспитанников на 2015-16 год составляет 260 человек, из них 108 детей коренной
национальности.
Анализ
состава
школьников-
воспитанников
показал,
что
за
последние
годы
идёт
систематическое
снижение
общего
количества
детей
–
воспитанников
проживающих
в
интернате,
но
в
процентном
соотношении
увеличивается количество детей из числа МНС.
Исходя из анализа сложившегося
положения, с учетом возможности и потребностей, национальных особенностей,
окружающей реальной жизни
школа-интернат становится важнейшим и
решающим компонентом социализации детей МНС.
Организационной основой работы Толькинской школы – интернат является
реализуемая с 2014 года программа воспитательной работы интерната «Достойный
гражданин Ямала -
(Ме титами илептямын, тэпытын утокын)». Особое внимание
уделено
этнокультурному
образованию:
воспитанию
уважения
к
культуре
и
традициям
коренных
народов
Севера,
бережного
отношения
к
национальным
ценностям,
приобщению
к
основам
культуры,
что
требует
специально
организованной образовательной среды.
Большую роль в этнокультурном образовании и воспитании
играет
национальное
жилище
«Чум»,
он
способствует
формированию
национальной
идентичности, сохраняя культуру народов Севера, способствует адаптации вновь
прибывших воспитанников с угодий.
Традиционным стало установка чума на праздновании «Дня Оленевода» и «Дня
поселка» под названием «Детский чум – Инаятын мон». Воспитанники с радостью
сами
устанавливают
чум,
учитывая
все
традиции
строительства,
к
работе
подключаются старшие и младшие воспитанники. Каждому дается возможность
на
практике
показать
особенность
постройки
жилища,
поделиться
опытом,
приобретенным от родителей, девочкам – девушкам внутреннее
обустройство
жилища, чум – жилище для кочующих жителей, они хорошо знают самое важное
правило, все в нем должно быть компактным, каждой вещи должно быть свое
место.
«Детский
чум
–
Инаятын
мон»
воспитанники
сами
представляют
на
конкурсе и только на родном селькупском языке. Главные гости детского чума,
конечно, дети!
Для
проведения
этнических
занятий
и
участия
в
представлениях
на
муниципальных
конкурсах
периодически
на
территории
интерната
устанавливается чум.. Это даёт возможность ребёнку – воспитаннику в полном
объеме поделиться знаниями о культуре, обычаях, традициях, а также навыками
ведения традиционного хозяйства.
Надо отметить, что в
результате подобной практики в школе сформировалась
творческая
группа
педагогов
и
воспитанников,
родителей,
разработано
необходимое методическое обеспечение.
Руками воспитанников интерната
изготавливаются
предметы
обихода
для
жизни
в
чуме,
которые
периодически
передаются в школьный музей как экспонаты. На уроках КНЯ дети знакомятся с
устройством чума и его разновидностями (чум берестяной, используется в летний
период, в зимний период покрывают сшитыми по схеме из оленьих шкур). Муляж
чума, находящийся в музее, при необходимости используется при проведении
мероприятий. Воспитанники школы на уроках КНЯ создали мультимедийные
презентации о национальном жилище.
С целью более эффективной эксплуатации чума как дополнительного учебного
помещения
для
проведения
учебных
занятий
и
внеклассных
мероприятий
творческой группой учителей родного языка и руководителем музея Кушовым З.Э.
разработан план экскурсий:
«Чум – традиционное жилище народов Севера»,
«Обычаи и традиции селькупского народа»,
«Игры и игрушки селькупских детей»,
«Традиционная селькупская пища»,
«Здоровая пища - здоровье селькупского народа».
Мероприятия «Пастух – профессия героическая», «Обряд лов рыбы»
проведение конкурсов «Все краски Ямала», «Селькупская семья» - вот несколько
тем из целого спектра предоставляемых занятий, где широко используется чум как
символ тепла и уюта народов Севера.
В
перспективе
рассматривается
вопрос
о
создании
на
территории
школы-
интерната
этногородка,
который
будет
использоваться
для
образовательно-
воспитательных целей. На данный момент силами воспитанников семей интерната
строится этногородок: лабаз, землянка.
Запланировано
также
дальнейшее
развитие
практики
использования
чума,
который будет действовать круглогодично.
Таким образом, чум стал постоянно действующей площадкой этнокультурного
образования и просвещения учащихся, закрепления опыта и знаний воспитанников
интерната.
Данная тема стала основой проекта, который даст возможность создать
образовательную
среду
для
развития
проектно-исследовательской,
творческой
д е я т е л ь н о с т и ,
м о т и в а ц и и
о б у ч а ю щ и х с я
к
с а м о р а з в и т и ю .