Напоминание

Чум как центр этнокультурного образования


Автор: Васильева Любовь Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ "ТШИ СОО"
Населённый пункт: п.Толька, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Чум как центр этнокультурного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад





Чум - как центр этнокультурного образования
В международной системе образования есть практика образования «Анскулинг», которая основана, в первую очередь, на соблюдении интересов ребенка. Это, в частности, означает обеспечение условий и ситуации, при которых ребёнок имеет возможность и обучается при отрыве от семьи и природной среды. При этом, что очень важно, образовательный процесс строить на опы те повседневной и разнообразной жизни ребенка, задающего вопросы, получающего или самостоятельно отыскивающего ответы на них. В современных условиях социально-культурных перемен происходящих в стране этнопедагогизации системы воспитания и обучения становится все более актуальной проблемой педагогики. В Толькинской школе-интернат общее количество обучающихся – воспитанников на 2015-16 год составляет 260 человек, из них 108 детей коренной национальности. Анализ состава школьников- воспитанников показал, что за последние годы идёт систематическое снижение общего количества детей – воспитанников проживающих в интернате, но в процентном соотношении увеличивается количество детей из числа МНС. Исходя из анализа сложившегося положения, с учетом возможности и потребностей, национальных особенностей, окружающей реальной жизни школа-интернат становится важнейшим и решающим компонентом социализации детей МНС. Организационной основой работы Толькинской школы – интернат является реализуемая с 2014 года программа воспитательной работы интерната «Достойный гражданин Ямала - (Ме титами илептямын, тэпытын утокын)». Особое внимание уделено этнокультурному образованию: воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов Севера, бережного отношения к национальным ценностям, приобщению к основам культуры, что требует специально организованной образовательной среды.
Большую роль в этнокультурном образовании и воспитании играет национальное жилище «Чум», он способствует формированию национальной идентичности, сохраняя культуру народов Севера, способствует адаптации вновь прибывших воспитанников с угодий. Традиционным стало установка чума на праздновании «Дня Оленевода» и «Дня поселка» под названием «Детский чум – Инаятын мон». Воспитанники с радостью сами устанавливают чум, учитывая все традиции строительства, к работе подключаются старшие и младшие воспитанники. Каждому дается возможность на практике показать особенность постройки жилища, поделиться опытом, приобретенным от родителей, девочкам – девушкам внутреннее обустройство жилища, чум – жилище для кочующих жителей, они хорошо знают самое важное правило, все в нем должно быть компактным, каждой вещи должно быть свое место. «Детский чум – Инаятын мон» воспитанники сами представляют на конкурсе и только на родном селькупском языке. Главные гости детского чума, конечно, дети!
Для проведения этнических занятий и участия в представлениях на муниципальных конкурсах периодически на территории интерната устанавливается чум.. Это даёт возможность ребёнку – воспитаннику в полном объеме поделиться знаниями о культуре, обычаях, традициях, а также навыками ведения традиционного хозяйства. Надо отметить, что в результате подобной практики в школе сформировалась творческая группа педагогов и воспитанников, родителей, разработано необходимое методическое обеспечение. Руками воспитанников интерната изготавливаются предметы обихода для жизни в чуме, которые периодически передаются в школьный музей как экспонаты. На уроках КНЯ дети знакомятся с устройством чума и его разновидностями (чум берестяной, используется в летний период, в зимний период покрывают сшитыми по схеме из оленьих шкур). Муляж чума, находящийся в музее, при необходимости используется при проведении
мероприятий. Воспитанники школы на уроках КНЯ создали мультимедийные презентации о национальном жилище. С целью более эффективной эксплуатации чума как дополнительного учебного помещения для проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий творческой группой учителей родного языка и руководителем музея Кушовым З.Э. разработан план экскурсий:  «Чум – традиционное жилище народов Севера»,  «Обычаи и традиции селькупского народа»,  «Игры и игрушки селькупских детей»,  «Традиционная селькупская пища»,  «Здоровая пища - здоровье селькупского народа». Мероприятия «Пастух – профессия героическая», «Обряд лов рыбы» проведение конкурсов «Все краски Ямала», «Селькупская семья» - вот несколько тем из целого спектра предоставляемых занятий, где широко используется чум как символ тепла и уюта народов Севера. В перспективе рассматривается вопрос о создании на территории школы- интерната этногородка, который будет использоваться для образовательно- воспитательных целей. На данный момент силами воспитанников семей интерната строится этногородок: лабаз, землянка. Запланировано также дальнейшее развитие практики использования чума, который будет действовать круглогодично. Таким образом, чум стал постоянно действующей площадкой этнокультурного образования и просвещения учащихся, закрепления опыта и знаний воспитанников интерната. Данная тема стала основой проекта, который даст возможность создать образовательную среду для развития проектно-исследовательской, творческой
д е я т е л ь н о с т и , м о т и в а ц и и о б у ч а ю щ и х с я к с а м о р а з в и т и ю .


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники