Напоминание

Дополнительное образование как общественный институт организации свободного времени детей


Автор: Нестерова Татьяна Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дом детского творчества" ЗМР РТ
Населённый пункт: г Заинск
Наименование материала: Выступление на методическом совете
Тема: Дополнительное образование как общественный институт организации свободного времени детей
Раздел: дополнительное образование





Назад





Дополнительное образование как общественный институт

организации свободного времени детей

«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг…,

а вся деятельность человека направлена частью на необходимое

и полезное, частью на прекрасное…»

Аристотель
Одной из острых проблем воспитания подростков – проблема организации свободного времени. Свободное время человека по праву считается общественным богатством, однако действительным богатством оно становится только тогда, когда деятельность человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Лишь в этом случае общество умножает свой духовный потенциал. Интересы и способности школьников, так или иначе, проявляются во всей их жизнедеятельности, но, пожалуй, наиболее ярко выражаются и развиваются в свободное время. Время, когда организуется чтение книг, просмотр телепередач, кинофильмов и их обсуждение, подвижные и спортивные игры, проводятся музыкальные занятия, занятия изобразительным творчеством, хореографией, техническим конструированием. Для того, чтобы обеспечить развитие духовного мира человека, необходимо научить его использовать свободное время для себя и для окружающих, сформировать навыки культуры проведения свободного времени. Значение свободного времени в формировании личности очень противоречиво: оно может быть пространством для всестороннего развития, а может служить и базой для антисоциальных занятий, оказывающих отрицательное воздействие для развития человека. Эту особенность необходимо учитывать в работе с подростками, чей духовный мир еще активно формируется и открыт для различных влияний. Ведь не секрет, что подросток, не найдя занятий в
свободное время, оказывается в компании подростков с так называемым асоциальным поведением. В волну преступности все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние. Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы мальчишек и девчонок, которые как-то вдруг, случайно из добрых и сострадательных превратились в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, предающих избиению своих друзей, близких знакомых и незнакомых. Откуда же берется деформация нравственных ценностей и ориентиров? Причин много. Среди них – влияние семьи, особенности психики, влияние происходящие в обществе перемен, неспособность взрослых организовать досуг ребенка. В плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием значительные возможности имеет дополнительное образование детей. Задача, которая стоит перед дополнительным образованием: найти новые подходы к организации и содержанию воспитания детей и подростков, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Согласитесь со мной, развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям. В силу психолого-возрастных способностей дети школьного возраста тянутся к объединению и движет ими общая цель, интерес, общее занятие, увлечения. Давно установлено, что подростку важно получить одобрение и признание сверстников. Совсем немного времени прошло с тех пор, как в нашей стране были уничтожены институты воспитания детей и подростков, как пионерская и комсомольская организации, и выяснилось, что дети не могут жить вне коллектива, им крайне необходимо общение со сверстниками, нужна своя организация. Будучи отторгнутыми от идеалов пионерской и комсомольской организацией, они оказались в социальном вакууме. Стало ли ребенку лучше 2
от того, что он «освободился» от всего, что его раньше окружало? Помогли ли ему взрослые адаптироваться к новым условиям жизни? Как не печально, но приходится признать нет. Прежняя система воспитания личности ребенка, без сомнения, имела множество преимуществ: он мог ощущать себя частицей огромной, общепризнанной и поддерживаемой на государственном уровне организации, чувствовал социальную защищенность, имел возможность проявить свои способности, приобрести различные умения и навыки. Конечно, в деятельности этих организаций было достаточно формализма, и заорганизованности, и шаблонства, но нельзя перечеркивать все, что столько лет строилось. Сейчас, на современном этапе дополнительные учреждения призваны создавать условия для творческой самореализации всех детей. При этом концентрировать внимание на индивидуальность каждого из них, ориентировать свою деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятия делают учреждение дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте – и в 5 и в 18 лет. Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивает сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере его освоил. За сотруднической деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом воспитании мира и осмыслении самого себя в этом мире. Этот вид образования самостоятельный и самоценный никогда никакой школой заменен не будет, так как чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов, которые сама школа удовлетворить не может. Школа и учреждения дополнительного образования – не конкурентные друг к другу. Их взаимообогащение требует специального исследования. Но можно определенно утверждать, что учреждения 3
дополнительного образования компенсируют недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом. Учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную деятельность, которая выполняет познавательную и ориентационную функции и культурно-досуговую деятельность - коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализация ребенка, правда, делают это различными способами. В чем же специфика культурно-досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п. Понятие культурно-досуговой деятельности могут употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав культурно- досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение). Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ. Основные типы культурно-досуговых программ В соответствии с этим выделяются шесть типов программ: • разовая игровая программа; • конкурсно-игровая программа по заданной тематике; • игра-спектакль; 4
• театрализованная игра; • зрелище; • праздник; • длительная досуговая программа. Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно- досуговые программы, эта классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей. I этап — дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники. II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: • игры на местности, • игры на восприятие друг друга, 5
• спортивные игры, туризм, • вечеринки, праздники, • встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы) • драматизация. III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов. Это могут быть: • вечера современной музыки, авторской песни, • диско-шоу, • спортивные игры, • дискуссии, • тренинги; • всевозможные формы общественно-полезной деятельное (благотворительные акции; выезды с концертными программам целевые экспедиции — этнографические, экологические, фольклорные; трудовые дела и др) Подтверждением возрастающей роли внешкольной образовательной системы служат данные выборочных социологических исследований о месте дополнительного образования в профессиональном самообразовании учащихся. Установлено, что до 70 % воспитанников делают свой профессиональный выбор в соответствии с профилем коллективов. Поэтому мы, педагоги, решая задачи всестороннего воспитания, должны научить подростка видеть прекрасное в природе, окружающей действительности, развивать черты прекрасного и духовного, формировать и постоянно 6
совершенствовать у детей художественно-творческие способности, вырабатывать у детей непримиримые отношения ко всему негативному в поведении, внешнем облике, окружающей обстановке. Свободное время во все общественные периоды являлось своеобразным индикатором воспитывающей и развивающей деятельности – учебной, трудовой, досуговой. Но в развитии личности ребенка свободное (досуговое) время имеет и абсолютно самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия во всех видах практической деятельности. Влечения, переживания, содержание свободных дней и часов детства неоценимы для будущей взрослой деятельности. Без них человеку тоже трудно плыть в океане бурной жизни. Несмотря на все сетования на учебную перегрузку, на нехватку времени, у наших детей времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей, - очень много. В среднем 180 дней каникул, воскресений и праздников и еще около 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении учащихся, 280 дней, представленных в полное личное пользование? Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. В детстве у каждого, что ни событие – открытие, каждый день полон впечатлений, он растянут ими и удлинен. Значит, каждый год и день должны быть духовно богатыми. Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это их «банк» на всю жизнь. Досуг чаще всего определяют как развлечение. Развлечение. Влечение – корневое понятие. Под досуговой деятельностью можно понимать любую деятельность, а не только игры, забавы, потехи, которые ребенку интересны. Игры и досуговые развлечения – это чаще всего имитация настоящей деятельности, хотя чувства и состояния детей истинные, «ненарошечные». Досуг - это пространство, время и содержание занятий, выходящих за пределы учебной деятельности, и направленных на удовлетворение личных интересов и притязаний молодых людей. 7
Дополнительное образование способствует самореализации личности в различных сферах деятельности, возможности «шагать в ногу со временем», подготовке успешной, конкурентоспособной личности на современном рынке труда. Развитие дополнительного образования детей в образовательных учреждениях различных типов и видов означает реальное приближение его к ребенку, предоставление ему возможности пробовать себя в новых видах и сферах деятельности. 8


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники