Автор: Изенекова Марина Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Александровка Населённый пункт: c. Александровка Мелекесский район Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: Адаптация первоклассников Раздел: начальное образование
Прохождении адаптационного периода у учеников 1 класса
Классный руководитель Изенекова М.В.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных
моментов
в
жизни
детей,
как
в
социально-психологическом,
так
и
в
физиологическом плане.
Нарушение процесса адаптации сказываются на
становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с
первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно
овладеть
учебной
деятельностью,
освоить
школьные
нормы
поведения,
приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям
умственного труда и режима.
Критериями
благополучной
адаптации
детей
к
школе
принято
считать
благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении
первого
полугодия,
отсутствие
выраженных
неблагоприятных
изменений
показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором
трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в
поведении детей.
В этом году в 1 класс пришли 8 учащихся, 5 мальчиков и 3 девочки. 6 детей
уже были знакомы друг с другом, так как перед школой посещали детский
сад и находились в одной группе. Это Афанасьев Степан, Изенекова Дарья,
Калинин
Данил,
Макаренкова
Снежана,
Павлов
Артем,
Титова
Надежда.
Обухов
Алексей
и
Новиков
Максим
безболезненно
влились
в
коллектив
класса.
Дети адаптировались к школе в течение первых двух недель обучения. Они
относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели
новых
друзей
в
классе;
у
них
почти
всегда
хорошее
настроение,
они
доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все
требования
учителя.
Иногда
у
них
отмечались
сложности
в
контактах
с
детьми,
либо
в
отношениях
с
учителем,
так
как
им
еще
трудно
было
выполнять
все
требования
правил
поведения.
Но
к
концу
сентября
произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями,
и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Диагностика отношений первоклассников в школе:
1. Настроение учащихся :
У всех учащихся настроение стабильное, эмоционально уравновешенное.
Со слов родителей, дети не выражают негативного отношения к школе,
нежелание идти в школу.
2. Контакты со сверстниками:
Дети охотно общаются друг с другом. Присутствует взаимопомощь. Только
Максиму
Новикову
трудно
общаться
с
детьми,
так
как
он
плохо
разговаривает. Но одноклассники приходят к нему на помощь: помогают
приготовиться к уроку, поправляют, если он в чем то сделал ошибку.
Изолированных и замкнутых учащихся в классе нет.
3. Познавательная активность:
Дети на уроках проявляют активность и интерес, посещают все уроки без
принуждения.
4. Дисциплина:
Выполняют практически все требования учителя, старательны, мало
отвлекаются Афанасьев С., Макаренкова С., Изенекова Д., Титова Н., Павлов
А., Калинин Д.
Пытаются идти в ногу с классом, но это не всегда получается , из-за
несобранности у Обухова А., Новикова М., на уроках часто отвлекаются.
5. Реакции агрессии, гнева, страх отсутствует.
6. Двигательная активность на перемене.
Дети подвижны, активны.
7. Общее самочувствие:
Жалобы не предъявляют, чувствуют себя бодрыми.
8. Успеваемость:
А) хорошая: Макаренкова Снежана, Павлов Артем, Изенекова Дарья,
Калинин Данил, Афанасьев Степан.
Б) хорошая / удовлетворительная: Титова Надежда.
В) удовлетворительная: Обухов Алексей, Новиков Максим.
Г) удовлетворительная / плохая: - .
В итоге из 8 учащихся 1 класса:
- уровень адаптации высокий, оценка ситуации благоприятная у- 5 учащихся;
- уровень адаптации средний, оценка ситуации условно благоприятная -
3 учащихся.