НЕВИЖИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14»,
высшая квалификационная категория
Аннотация:
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока математики в 1
классе по учебнику Математика. 1 класс. Ч.2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. –
М.: Просвещение, 2011. УМК «Школа России». Разработка урока позволяет смоделировать
образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Сценарий урока со-
держит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности,
коммуникативных умений, предлагающие учащимся осуществлять регулятивно-оценочные
функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения. Педагоги
могут использовать материал разработки полностью или частично, включая в собственный
план урока или внеурочного занятия.
Введение.
. Данная тема интересна тем, что ориентирована на формирование умений использо -
вать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, воз -
никающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других
школьных дисциплин.
Математические знания и представления о величинах лежат в основе формирования
общей картины мира и познания законов его развития.
Технологическая карта урока
ФИО учите-
ля
Невижина Наталия Владимировна
Предмет
Математика
Класс
1
Тип урока
урок изучения нового материала и первичного закрепления
Тема
Килограмм
Цель
Создание условий для формирования представлений о понятии «кило-
грамм» как единице измерения массы
Задачи
Образовательные: формировать представление о массе, ознакомить с едини-
цей измерения массы – килограммом, совершенствовать умение применять
знание математических законов в практической деятельности, умение ре-
шать задачи изученного вида с новыми единицами измерения (кг), работать
над сравнением именованных чисел;
Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать, па-
мяти, произвольного внимания и математической речи;
Воспитательные: прививать умение работать в паре, группе, терпимое от-
ношение к мнениям и высказываниям других ребят, интерес к предмету,
УУД
1.Личностные: участие в организации исследовательского пространства,
интерес к предметно-исследовательской деятельности, способность адекват-
ной самооценки на основе критерия успешности познавательной деятельно-
сти;
2. Регулятивные: уметь с помощью учителя формулировать тему урока, ста-
вить цель, принимать учебную задачу, оценивать результат своей работы;
3. Коммуникативные: принимать активное участие в организации исследо-
вательского пространства, использовать в работе правила работы в паре и
группе, контролировать своё поведение, принимать мнение другого челове-
ка, высказывать свою точку зрения;
4. Познавательные: уметь применять математические знания для решения
учебно-практических задач, использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических выражений; строить простые
рассуждения при решении задач, проводить сравнение, понимать выводы на
основе сравнения. Использовать символические варианты математической
записи.
Планируе-
мые ре-
зультаты
Предметные: получить представление о массе, килограмме как единице его
измерения; проводить сравнение именованных величин; уметь работать с
таблицей; научиться взвешивать предметы с точностью до килограмма;
Личностные: формировать целостное восприятие окружающего мира; раз-
вивать мотивацию к овладению знаниями (через интерес к предмету, на-
строй на результат действий);
Метапредметные: способность формулировать и принимать задачи учеб-
ной деятельности; фиксировать результаты измерения величин; умение ра-
ботать в материальной среде (с учебно-бытовыми моделями)
Основные
понятия
Масса, килограмм, меры измерения массы.
Оборудова-
ние
Учебник Математика. 1 класс. Ч.2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степано-
ва. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь Математика.
1 класс. Ч.2 / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.:
Просвещение, 2012.
Компьютер, проектор, изображение чашечных весов, демонстрационные ли-
сты для устного счета, карточки с темой и задачами урока, индивидуальные
карточки-задания, кружки для смайликов , в группах: бытовые весы, пакеты
с продуктами, расфасованными по 1кг (сахар, соль, пшено), предметы для
взвешивания (яблоки, апельсины, лук), карточки-задания для групповой ра-
боты, напольные весы, таблица зависимости массы портфеля от массы
ребёнка.
Формы урока
Ф – фронтальная, П – парная, Г – групповая
Технологии
проблемно – поисковая, ИКТ-наглядность, здоровьесберегающая, коммуни-
кативное обучение, деятельностный подход
Технология
проведения
Задания для учащихся, выполнение
которых приведёт к достижению за-
планированных результатов
Деятельность
учеников
Планируе-
мые ре-
зультаты
УУД
I. Самоопре-
деление к
деятельно-
сти. Органи-
зационный
момент.
Цель: подго-
товить обуча-
ющихся к ра-
боте на уро-
ке.
1.
Учитель
читает
стихотворное
вступление в урок:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.
Эмоциональный настрой:
- Какой должна быть работа на уроке?
3.
«Гимнастика ума»:
пальчиковая
гимнастика и упражнения для глаз
Слушают учите-
ля
Принятие психо-
логического на-
строя на урок
Выполняют
упражнения
Личностные:
Принятие
психологиче-
ского настроя
на урок.
II. Актуали-
зация зна-
ний и фик-
сация за-
труднений в
деятельно-
сти.
1.Введение: учитель
показывает
иллю-
страцию «чашечные весы».
- Что это?
- Что такое весы?
- Для чего они нужны?
2.
Устный счет : учитель вывешивает
карточки-задания. Игра «Весы».
7+2=5+?
4+3=2+?
3+7=?+6
4+4=?+?
- Кто догадался, какое задание будем вы-
полнять?
- Знание каких математических законов
нам помогут?
3.Беседа.
- Где вы видели весы?
- А какие ещё весы бывают?
Показ презентации «Весы».
Дети
отвечают,
формулируют
определение:
Весы – это
устройство или
прибор для опре-
деления массы
тел, т.е. взве-
шивания.
- Уравновеши-
вать весы.
- Знание соста-
ва чисел, переме-
стительный за-
кон сложения,
связь компонен-
тов при сложе-
нии.
Отвечают на
вопросы, исполь-
зуя личный
опыт.
Смотрят презен-
тацию.
Познава-
тельные:
уметь приме-
нять свою си-
стему знаний
для решения
учебно-прак-
тических за-
дач.
+Физминут-
ка.
Цель: снятие
статического
напряжения.
Игра «Живые весы».
-Как работают весы?
- Я назову два числа, а вы покажите их на
«весах»: 4 и 6, 7 и 9, 6 и 1, 8 и 3, 5 и 7,
1 и 9, 2 и 2.
- А теперь возьмите в руки предметы и
сравните, что легче, а что тяжелее: учеб-
ник и тетрадь, карандаш и пенал.
– Сделайте вывод.
- Что мы сейчас с вами сравнивали?
- А в каких единицах измеряется масса?
Дети изобража-
ют весы, на ла-
донях-чашах
«взвешивают»
числа.
-Учебник тяже-
лее тетради.
Карандаш легче
пенала.
-Вес, массу
предметов.
Дети называют
известные им
единицы.
Коммуника-
тивные: при-
нимать ак-
тивное уча-
стие в орга-
низации ис-
следователь-
ского про-
странства
Постановка
темы и за-
дач урока.
Цель: опре-
деление и
формулиро-
вание темы,
задач урока и
алгоритма
работы.
- Кто догадался, какая тема нашего уро-
ка? (Записывает на доске тему урока:
КИЛОГРАММ)
- Что бы вы хотели узнать о килограмме?
Учитель корректирует ответы детей и вы-
вешивает карточки с вопросами на доску:
1.
Что такое килограмм?
2.
Как обозначается?
3.
Для чего он нужен?
4.
Как измерять?
5.
Сколько это?
6.
Для чего надо знать?
- Хотите на них ответить?
- Это задачи нашего урока и план рабо-
ты.
- Килограмм
Дети задают во-
просы.
Познава-
тельные:
формирова-
ние интереса
к себе и
окружающе-
му миру.
Регулятив-
ные: уметь с
помощью
учителя фор-
мулировать
тему урока,
ставить цель,
принимать
ка.
Цель: снятие
статического
напряжения,
разбиение на
группы уча-
щихся.
- Начинаем искать ответы на наши во-
просы.
1. - Что такое килограмм?
2. - Как обозначается?
Учитель знакомит учащихся с обозначе-
нием килограмма (кг).
- Прочитайте: 1кг, 5кг, 7кг, 2кг, 8кг.
3.
- Для чего он нужен?
2. Работа по учебнику.
С. 36, задания №1, 2. Приложение 8.
4. - Как измерять?
3. Работа в печатных тетрадях
С 21, задание №2.
- Прочитайте задачу.
-Выделите условие. Каков вопрос? Как
предлагаете решить задачу?
5. - Сколько это?
- Чтобы узнать, будем работать в груп-
пах.
Игра «Звёзды и созвездия».
В ходе игры дети делятся на три группы
по 9 человек
-Вспомните основные правила работы в
группе.
- У нас есть весы (на отдельном столе
для каждой группы) и задания для каж-
дой команды:
- Единица изме-
рения массы
предметов.
Записывают в
тетрадь
Читают
- Измерять мас-
су предметов.
Выполняют за-
дания учебника
-С помощью
гирь как мерок
Составляют
план решения и
записывают ход
решения в тетра-
дях.
В ходе игры дети
делятся на три
группы по 9 че-
ловек.
Проговаривают
правила работы
в группе.
Дети работают в
Познава-
тельные:
ум е т ь
о с о-
з н а н н о
и
произвольно
строить рече-
вое высказы-
вание в уст-
ной форме.
Предметные:
з н а т ь ,
к а к
определить и
записать мас-
су тел.
Познава-
тельные:
строить
про-
стые
рассу-
ждения
при
решении
за-
дач.
Предметные:
осознают
смысл
поня-
тия
массы
и
возможности
выполнять
действия
с
мерами изме-
рения массы.
Коммуника-
тивные: при-
н и мат ь
а к-
тивное
уча-
стие
в
орга-
низации
ис-
следователь-
с ко г о
п р о-
странства;
использовать
в работе пра-
вила
работы
в
г р у п п е ;
контролиро-
вать своё по-
ведение; при-
нимать
мне-
ние
другого
человека, вы-
1) -Какова масса пакета соли?
Сколько апельсинов составляют 1кг?
2) -Какова масса пакета сахара?
Сколько яблок составляют 1кг?
3) -Какова масса пакета пшена?
Сколько луковиц составляют 1кг?
Первичное
закрепле-
ние.
Цель: при-
менение зна-
ний, необхо-
димых для
самостоя-
тельной ра-
боты обуча-
ющихся по
изученному
материалу.
1.
Работа в парах по карточкам с диффе-
ренцированными заданиями.
- Что вы должны сделать?
-Кому понятно задание?
-Кому необходима помощь?
Формулируют
задание:
- Сравнить ве-
личины.
Работают в па-
рах.
Коммуникат
ивные:
планировани
е
у ч е б н о го
сотрудничест
ва,
согласование
действий
с
партнером.
Рефлексия
учебной дея-
тельности.
Цель: закреп-
ление
учебно-
познаватель-
ного интере-
са к новому
учебному ма-
териалу;
оценка про-
цесса и ре-
зультата дея-
тельности,
самооценка.
- Скоро прозвенит звонок.
Подвести пора итог.
- Что на уроке вам было интересно?
- Чему научились?
-Что нового узнали?
- Мы ответили на наши вопросы? До-
стигли поставленных задач?
Оцените свою работу на уроке с помо-
щью смайликов:
Ничего не понял
Понял, но иногда затрудняюсь
ЗНАЮ!
- Поместите на «весы» ваши смайлики.
Получилась работа на уроке?
Дети
оценивают
свою
работу
на
уроке,
заполня-
ют
«оценочные
к а р т о ч к и »
-
смайлики,
при-
крепляют
их
на
выбранную
чашу весов, оце-
нивают
работу
всего
класса
в
целом.
Регулятивны
е:
контроль,
оценка.
1) -Какова масса пакета соли?
Сколько апельсинов составляют 1кг?
2) -Какова масса пакета сахара?
Сколько яблок составляют 1кг?
3) -Какова масса пакета пшена?
Сколько луковиц составляют 1кг?