Напоминание

Имею право!


Автор: Халикова Зиля Раузиловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Имею право!
Раздел: дополнительное образование





Назад





Имею право!
Халикова З.Р., социальный педагог ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и детей с отклонениями в развитии. Вопрос понимания своих прав начинает осознаваться детьми-инвалидами в 12-15 лет. Но согласно статистике лишь 10-15 процентов детей-инвалидов имеют твёрдое представление, какими правами и льготами они могут воспользоваться. Не знать своих прав и не иметь их – практически одно и то же. И хотя всем детям от рождения предоставлены равные права, у ребенка-инвалида куда меньше возможностей. Почему? Потому что семьи таких детей плохо информированы, зачастую не знают, куда обратиться за помощью. Ознакомить с основами правовой грамотности детей-инвалидов, повышение правовой культуры родителей , помочь им стать настоящими “адвокатами” своих детей- такова одна из задач работы в ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан.. Актуальность данной работы состоит в том, что с детьми-инвалидами, начиная с дошкольного возраста, необходимо проводить систематическое информирование, направленное на знакомство с законами, обеспечивающими права таких детей и их семей. Современный мир очень жесток, в нём выигрывает тот, кто вооружён знаниями, а для ребёнка-инвалида и его семьи знание законов, обеспечивающих права, просто необходимы. Важно научить ребенка знать, понимать, отстаивать свои права, уважать права других, быть терпимым и справедливым. Для родителей в центре организовываются индивидуальные и групповые правовые консультации. Параллельно ведётся работа с детьми. При формировании у детей основ социально-правового сознания решаются следующие
задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. 2. Ознакомление детей с правами и обязанностями человека, воспитание уважения к правам другого человека, формирование эмоционально- положительного отношения к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умения проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми. 3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим
правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения. 4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности. 5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности. 6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей. Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дети осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дети тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, с помощью разнообразных методов и приемов можно добиться его понимания. Самым популярным методом является использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации,
видео, аудиокассеты, диафильмы), в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д. Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни. Список использованной литературы: 1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое п о с о б и е . – М . : Т Ц С ф е р а , 2 0 0 9 ( В м е с т е с д е т ь м и ) . 2. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: « И з д а т е л ь с т в о С к р и п т о р и й 2 0 0 3 » , 2 0 0 9 - 9 6 с 3. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007 4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника). 5. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007 6. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая би бл и оте ка ) . 7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: П р о с в е щ е н и е , 1 9 9 0 . 8. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно- м е т о д и ч е с к о е п о с о б и е . С П б . : Д Е Т С Т В О - П Р Е С С , 2 0 0 7 . 9. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права». 10. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Д о м « Л и т е р а » , 2 0 0 7 . ( С е р и я « М а л ы ш а м о Р о д и н е » ) 11. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45. 12. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для з а н я т и й с д е т ь м и 5 – 1 0 л е т. – М . : Т Ц С ф е р а , 2 0 0 8 .


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники