Автор: Халикова Зиля Раузиловна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Имею право! Раздел: дополнительное образование
Имею право!
Халикова З.Р., социальный педагог
ГБУ Реабилитационный центр для
детей с ограниченными возможностями
здоровья городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия
общества и детей с отклонениями в развитии.
Вопрос понимания своих прав начинает осознаваться детьми-инвалидами в
12-15 лет. Но согласно статистике лишь 10-15 процентов детей-инвалидов
имеют
твёрдое
представление,
какими
правами
и
льготами
они
могут
воспользоваться.
Не знать своих прав и не иметь их – практически одно и то же. И хотя всем
детям от рождения предоставлены равные права, у ребенка-инвалида куда
меньше
возможностей.
Почему?
Потому
что
семьи
таких
детей
плохо
информированы,
зачастую
не
знают,
куда
обратиться
за
помощью.
Ознакомить с основами правовой грамотности детей-инвалидов, повышение
правовой культуры родителей , помочь им стать настоящими “адвокатами”
своих детей- такова одна из задач работы в ГБУ Реабилитационный центр
для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город
Уфа Республики Башкортостан.. Актуальность данной работы состоит в том,
что
с
детьми-инвалидами,
начиная
с
дошкольного
возраста,
необходимо
проводить систематическое информирование, направленное на знакомство с
законами, обеспечивающими права таких детей и их семей. Современный
мир очень жесток, в нём выигрывает тот, кто вооружён знаниями, а для
ребёнка-инвалида и его семьи
знание законов, обеспечивающих
права,
просто необходимы.
Важно научить ребенка знать, понимать, отстаивать свои права, уважать
права других, быть терпимым и справедливым.
Для родителей в центре организовываются индивидуальные и групповые
правовые
консультации.
Параллельно
ведётся
работа
с
детьми.
При
формировании
у
детей
основ
социально-правового
сознания
решаются
следующие задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными
документами по защите прав ребенка.
2. Ознакомление детей с правами и обязанностями человека, воспитание
уважения
к
правам
другого
человека,
формирование
эмоционально-
положительного отношения к важнейшим нравственным качествам (доброта,
милосердие,
сострадание,
сочувствие)
и
умения
проявлять
их
при
взаимодействии с окружающими людьми.
3.
Формирование
доброжелательности
и
чуткости
к
окружающим,
уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим
правам
и
обязанностям,
формирование
нравственных
норм
и
правил
поведения.
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и
свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека,
формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное
накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных
формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой,
драматизаций,
продуктивной,
трудовой
деятельности.
Дети
осваивают
нравственные
нормы
через
поисково-экспериментальную,
проблемную
и
продуктивную
деятельность.
Дети
включаются
в
решение
простых
творческих
задач:
отгадать,
отыскать,
раскрыть
секрет,
составить,
смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания
нацеливает
на
последовательное
введение
ребенка
в
социальный
мир.
Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира,
взаимодействуя
с
другими
людьми
благодаря
своим
органам
чувств:
определить
цвет
глаз,
волос
своего
товарища,
ощущать
его
тепло,
воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии
и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на
дружбу, внимание, заботу.
Научить
детей
тонко
ощущать
изменение
окружающего
мира
позволяет
прием
визуализации.
Так,
закрыв
глаза,
дети
представляют,
что
они
уменьшились
в
размерах
до
муравья
и
ползут
по
камню.
Ощущая
себя
маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими
впечатлениями.
Дети
тонко
воспринимают,
что
все
живое
нуждается
в
защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и
помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого,
войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" -
стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым
границы
своего
бытия.
Это
помогает
острее
реагировать
на
поведение
окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных
объектов несут большую смысловую нагрузку.
Вся
запланированная
работа
способствует
тому,
чтобы
ребенок
из
пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Несмотря на всю сложность темы, с помощью разнообразных методов и
приемов
можно
добиться
его
понимания.
Самым
популярным
методом
является использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации,
видео, аудиокассеты, диафильмы), в которых сюжет отражает определенные
социальные
явления.
Этим
требованиям
отвечают
многие
произведения,
например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и
семеро
козлят»
-
право
на
жизнь,
«Буратино»
-
право
на
образование,
«Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» -
право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Раннее
правовое
воспитание
дошкольника
способствует
быстрому
становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей
гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к
условиям окружающей жизни.
Список использованной литературы:
1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое
п о с о б и е .
–
М . :
Т Ц
С ф е р а ,
2 0 0 9
( В м е с т е
с
д е т ь м и ) .
2.
Зеленова
Н.
Г.,Осипова
Л.Е.
Я
–ребенок,
и
я
имею
право.-М.:
« И з д а т е л ь с т в о
С к р и п т о р и й
2 0 0 3 » ,
2 0 0 9 - 9 6 с
3.
Имя
вашего
ребенка.
–
СПб.;
ООО
«Виктория
плюс»,
2007
4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие
для
работников
ДОУ,
-
М.:
АРКТИ,
2003
(Развитие
и
воспитание
дошкольника).
5.
Конвенция
о
правах
ребенка:
Конвенция
ООН.
–
М.:
РИОР,
2007
6. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской
Федерации.
–
М.:
Юрайт-Издат,
2008
(Правовая
би бл и оте ка ) .
7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.:
П р о с в е щ е н и е ,
1 9 9 0 .
8.
МячинаЛ.К.,
и
др.
Маленьким
детям
–
большие
права:
Учебно-
м е т о д и ч е с к о е
п о с о б и е .
С П б . :
Д Е Т С Т В О - П Р Е С С ,
2 0 0 7 .
9. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у
учебно-методическому
пособию
«Маленьким
детям
–
большие
права».
10. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский
Д о м
« Л и т е р а » ,
2 0 0 7 .
( С е р и я
« М а л ы ш а м
о
Р о д и н е » )
11. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка
(семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 –
45.
12. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для
з а н я т и й
с
д е т ь м и
5
–
1 0
л е т.
–
М . :
Т Ц
С ф е р а ,
2 0 0 8 .