Автор: Матвеева Наталия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №59 Населённый пункт: г. Архангельск Наименование материала: конспект урока Тема: Жизнь насекомых весной Раздел: начальное образование
Ход урока
1. Организационный этап. Слайд 1
Учитель: Слайд 2, 3
– Какое время года наступило? (Весна). Назовите месяцы весны.
– Какие изменения происходят с наступлением весны?
Давайте проверим, что вы запомнили с прошлого урока.
Тест: зачеркните приметы, которые не относятся к весне.
А теперь проверьте себя по слайду. Молодцы!
- Сейчас я буду говорить строчку, а вы постарайтесь её закончить одним
словом:
Ла-ла-ла, на цветке сидит ….(пчела)
СА-са-са, не даёт нам спать…(оса)
Вей-вей-вей, травинку тащит….(муравей)
Как одним словом можно назвать этих животных? Что вы знаете о
насекомых? Слайды 4
– Сегодня мы будем пополнять знания о насекомых,
познакомимся
с
многообразием и красотой насекомых. Слайд 5
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Учёным уже известны
более 1 миллиона видов, и каждый год открываются тысячи новых.
– Отгадайте загадки (карточки на доску прикрепить):
На лужайке росла большая сосна,
А под сосной кипела работа.
Без работы, хоть убей,
Жить не может…
(муравей)
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
(кузнечик)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
(комар)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил,
Даже муху разбудил!
(шмель)
Над цветам я жужжу,
Целый день в заботах –
Собираю я пыльцу,
Наполняю соты.
(пчела)
Что объединяет слова-отгадки? (Это насекомые.)
2. Формирование новых знаний. Работа в парах.
Посмотрите, на столах для вас приготовлена разрезанная картинка, вам
нужно в парах собрать её, кто быстрее. Кто у вас получился? Правильно,
бабочка! Рассмотрим её повнимательнее. Какие части тела у неё есть?
Слайды 6, 7, 8, 9
3. Работа в тетради /с. 72 – 73/
С. 72 – Обсуждение задания.
С. 73 – Заполнение схемы – рисунка.
4. Работа по карточкам.
На столах перед вами лежит карточка с изображением какого насекомого?
Как вы думаете, что нужно вам сделать? Рассмотрите рисунок. Как можно
узнать
насекомых? (Учащиеся
оказываются
в
затруднении,
так
как
большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.)
– Рассмотрите изображение муравья. Сколько ног у него? (6 ног.)
– Сколько частей тела? (3 – голова, грудь, брюшко.)
Слайды 10, 11
5. Работа с учебником (с. 68 – 69)
– Откройте учебники на с.68. Давайте прочитаем статью “Весенние
картинки”.
Вопросы после чтения:
– Чем питается жужелица?
– Почему весной у муравьев много “работы”?
– Почему покидают свои дома – ульи пчелы? Куда они летят?
– Что вы узнали о майских жуках?
6. Физминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
6. Закрепление пройденного.
У ч и т е л ь.
Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
К. Чуковский
– Вы знаете это стихотворение?
– Кто был в гостях у Мухи?
– Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя? (Она
пригласила только насекомых.)
Слайд 12 Какое животное НЕ насекомое?
Паук
– А сколько у них ног? Давайте посчитаем. (8)
- А частей тела? (2). У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три,
как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.
ПАУКИ – НЕ НАСЕКОМЫЕ
Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них
восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз –
целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков –
железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде
нити – паутины. Поэтому он не относится к насекомым.
7. Работа в тетрадях.
– Откройте в рабочей тетради страницу 72 и найдите задание №1 . Выполните
задание. (У кого сколько ног?)
– Давайте проверим: как вы выполнили это задание.
8. Закрепление знаний.
– Откройте учебник на с. 71. Прочитайте вывод. Согласны ли вы с авторами
учебника?
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – мать им жизнь дала –
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой!
9. Итог урока.
– Что узнали интересного на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Что нового вы сегодня узнали?
Рефлексия.
– Поставьте оценку
нашему сегодняшнему путешествию.