Применение тренингов для снятия психологической нагрузки у учащихся при подготовке к публичным выступлениям
Автор: Ахметова Татьяна Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово" Населённый пункт: город Белово Наименование материала: Статья Тема: Применение тренингов для снятия психологической нагрузки у учащихся при подготовке к публичным выступлениям Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи
имени Добробабиной А.П. города Белово»
Применение тренингов для снятия
психологической нагрузки
у учащихся при подготовке к публичным
выступлениям
Составила:
Ахметова Татьяна Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
2015
Составитель Т.Ю.Ахметова, педагог дополнительного образования,
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города
Белово»
Информационный
материал
предназначен
для
педагогов
дополнительного образования, родителей.
Одной из эффективной формой работы с одаренными детьми является
подготовка их к публичным выступлениям.
Не секрет, что в любом детском объединении существуют одаренные
дети, детское хореографическое объединение «Экспрессия» не исключение.
Известно,
что дети,
занимающиеся
хореографией
могут проявлять
следующие виды одаренности это:
- двигательную одарённость;
- музыкальную одаренность;
- творческую.
В
детском
объединение
«Экспрессия»
развиваются
эти
виды
одаренности.
Для того чтобы развить учащегося посещающего детское объединение
нужно,
чтобы
он
участвовал
в
различных
разноуровневых
конкурсах,
мероприятиях, смотрах не только внутри объединения, но и вне него. Как
показывает
практика
работы, одаренные
учащиеся
показывают
высокие
результаты, а значит, участвуют в конкурсах. Поэтому при работе с ними
я с л е ж у
з а
и х эмоциональным
настроем, использую
технологию
раскрепощения, и
с н я т и я
з а ж и м о в ,
т о
е с т ь в
с в о е й
р а б о т е
применяю комплексы
упражнений
по
преодолению
психологических
и
физических
препятствий
для
свободного
осуществления
разнообразной
сценической деятельности.
Как показывает практика выступление для учащегося – это проверка на
успешность. Успех означает выживание, а провал – страх. Боязнь выступать
перед аудиторией способна снизить его самооценку. Провал – очень сильный
удар по самооценке, которая, в свою очередь, тесно связана с комфортом. А
ребёнок, так или иначе, стремится к комфорту.
Т а к и м
о б р а з о м , п у б л и ч н о е
в ы с т у п л е н и е
–
в с е г д а
испытание для учащегося.
Даже
если он,
просто
молча,
пройдёт через
а уд и т о р и ю ,
ч т о б ы
п е р е н е с т и
с т у л
с
м е с т а
н а
м е с т о , он
может почувствовать дискомфорт. У него создается ощущение оценки. И тем
более,
когда учащиеся н а ч и н а ю т
г о в о р и т ь ,
и л и
ч т о
-
л и б о
показывать. По этому,
при
публичных
выступлениях
я
должна
научить учащегося бороться со своим внутренним напряжением.
Поэтому имея диплом Томского Государственного Педагогического
Университета по специальности педагог – психолог я практикую в детском
объединении
«Экспрессия» такие
тренинги,
которые
позволяют снять
психологическую
нагрузку у учащихся
при
подготовке
к
публичным
выступлениям.
Для
учащихся
дошкольного
возраста
(5-6
лет) мной используется
метод
«Быть хозяином»,
который
строится
по
принципу от внутреннего
к
внешнему.
То
есть я помогаю уменьшить
страх
у учащихся благодаря
его внутреннему настрою. Объясняет то, что страх может быть полезен. В
самом деле, если страх не слишком сильный, он может оказывать позитивное
тонизирующее воздействие. Как перед состязанием или, например, перед
вручением награды. Отчасти приятное волнение, адреналин, стресс со знаком
«плюс».
Оно
мобилизует
ресурсы
организма,
что
пойдет
только
на
пользу обучающемуся.
Так же для учащихся 7-8 лет мной применяется метод, основанный на
том, как кто – либо воспринимает других людей.Один вариант: когда я
предлагаю учащимся
смотреть
на
зрителей
сверху
вниз
–
он
и х
воспринимает ниже себя.
Другой вариант это зрители нависают над учащимся – они занимают
более высокую позицию.
Третий вариант – на равных. И тут я учу учащихся управлять этим
взглядом. Для многих выступающих, когда они боятся аудитория, зрители в
их
внутреннем
мире
как
бы
нависает
сверху.
Чтобы
справиться
со
страхом, нужно
научить учащегося менять
эту
картинку,
управлять
ею
и
произвольно выбирать тот или иной оптимальный вариант.
Для
учащихся
9-11
лет
психологическую
нагрузку
перед
выступлением следует снимать с п о м о щ ь ю
в и з у а л и з а ц и и . Я
предлагаю учащимся представить, как он выходит на сцену, как он ее видите,
как начинает бодро и красиво говорить, как люди восхищаются его речью,
движениями и как он всё заканчивает с триумфом. Прогнать выступление,
как видеозапись. Прожить эту маленькую жизнь и добиться положительных
ощущений от этого.
Для учащихся всех возрастов существуют несколько универсальных
способов применяемых для уменьшения психологического волнения перед
выступлением:
первый
- я предлагаю произнести учащимся
внутренним
голосом несколько слов: «я – хозяин», «я абсолютно уверен в себе», «я
хорошо себя чувствую на сцене», и т. п. то есть настраивает его на «роль
хозяина»
всей
ситуации. Взрослые,
а
особенно
дети так
устроены,
что
внушающие фразы действуют на них с очень большой сильно.
Второй прием, когда
я
предлагаю,
что
если
случиться
нечто,
чего учащийся не предполагал заранее при выступлении и что нарушает весь
ход его выступления,
нужно
прямо
обратить
на
это
внимание
публики
и
посмеяться вместе со всеми. Тогда этот фактор перестает быть значимым.
В д.о «Экспрессия» учащиеся перед выступлением всегда получают от
меня мощный «тренинг» в виде фраз «смелей», «увереннее», «ты молодец» и
т. п.
Бл а год а р я
м о и м
з а н я т и я м
у ч а щ и е с я при
п убл и ч н ы х
выступлениях уменьшили свои страхи и внутренние переживания, это можно
наблюдать по следующим показателям: движения стали более свободные и
четкие; взгляд сконцентрирован на зрителя; появилась высоко приподнятая
голова и непринужденная улыбка.
Таки образом, данная технология, снятия психологической нагрузки
при публичных выступлениях эффективна при работе с одаренными детьми в
детском объединении «Экспрессия».