Напоминание

Формирования у обучающихся положительных эмоций к учебной деятельности"


Автор: Антюшина Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Пушкинский лицей №1500
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирования у обучающихся положительных эмоций к учебной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




.
Формирования

у

обучающихся

положительных

эмоций

к

учебной деятельности
Одной из важных проблем современности является падение у школьников интереса к учебным занятиям. Дети отвлекаются, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий при выполнении заданий в классе и дома. Хотят получать хорошие оценки или, наоборот, проявляют полное безразличие. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Ни к чему не приводит попытка стимулировать учебную активность учащихся плохими оценками. Некоторые дети переживают, а есть и такие, которые не реагируют на отрицательный результат. Формировать побуждения к учению была и остается одной из важных проблем в начальной школе. Сознательное усвоение знаний очень важное условие для учащихся начальной школы Первый класс – только начало пути к большим достижениям, будущему успеху. Очень важно уже сейчас выявлять сильные стороны и способности ребенка, а также развивать, мотивировать его на новые свершения. Учебный процесс необходимо построить таким образом, чтобы ученик с первого дня обучения видел свое движение вперед, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. В 1 классе с каждым учеником заводится портфолио. Портфолио первоклассника – та папка, где собраны все достижения, успехи школьника и которая более полно, четко раскрывает всю многогранность личности ребёнка. Важное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными. Личные качества учителя являются одними из главных критериев в становлении благоприятных психологических условий для взаимодействия с учеником. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося. На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся влияют следующие педагогические факторы:. 1. Содержание учебного материала. 2. Организация учебной деятельности. 3. Стиль педагогической деятельности учителя. 4. Коллективные, групповые формы учебной деятельности. 5. Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике. Формирование внутренних мотивов ведётся через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах: – создание проблемных ситуаций; – выбор частично-поисковых и исследовательских приемов; – подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ; – подача учебного материала в игровой форме ; – соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией; – разнообразие форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, выставки, . Чередование и применение разнообразных форм и приёмов формирования мотивации на разных этапах урока укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Занимательный материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто точнее?» «Что из чего сделано?», «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» . Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, т. к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. Однотипная работа или длительный рассказ учителя быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Развивать учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: «Обведи», «Зачеркни лишнее», «Расставь в порядке возрастания», «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово», «Запиши его». Заметный интерес учащиеся проявляют к информации, которая связана с жизненными проблемами и их решением. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями детей. Теоретическое решение задач хорошо осуществлять через практику: найти площадь класса, площадь своей тетради и сравни их . Повторить ранее усвоенные вопросы , подготовить к усвоению нового материала с решением которого связано «открытие» нового знания, позволяют проблемные задания. Поэтому необходимо создавать проблемные ситуации, и привлекать школьников к их обсуждению и решению. Часто при проведении уроков я использую мультимедийные презентации. Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. . В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Использование презентаций позволяет проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) • обеспечивает наглядность; • привлекает большое количество дидактического материала; • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например: — Работа в парах, задать друг другу вопросы. Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес. В ходе взаимопроверки школьник обменивается тетрадью с соседом по парте. Проверяться могут маленькие самостоятельные работы, диктанты, упражнения, домашние работы. Взаимопроверка работ осуществляется сравнением решенных заданий с представленными учителем образцами. Прием взаимных заданий способствует быстрейшему развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные одноклассниками. Задания, полученные от соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот прием позволяет учителю достичь сразу нескольких целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности, во-вторых, они включаются в творческую деятельность, в третьих проверяется задание, интерес к которому резко повышается. -На использовании метода групповой работы основана технология «Обучения в сотрудничестве». Условиями для возникновения такого типа взаимодействия, как сотрудничество, является наличие между людьми, объединенными в малую группу, общих целей и взаимодополняющих способностей. Это рождает между ними взаимозависимость, при которой каждый член группы заинтересован во всех других членах группы. Основной метод взаимодействия людей в процессе сотрудничества – это обмен мыслями, усилиями, информацией. — Игры на внимание — Провести небольшую беседу У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий. На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково: — У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты; — Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников; — Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка. Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности является следующее: 1. Замена «неправильно» на более демократичное и мягкое «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».
2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения. Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение. Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка. Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон». И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.


В раздел образования