Автор: Бурцева Ольга Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№12 Населённый пункт: Ангарск,Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Окружающий мир 1 класс "Делу-время" Раздел: начальное образование
Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-
образное мышление.
Образовательная: познакомить с правилами поведения в классе и в школе
;
воспитывать интерес к изучению нового.
Задачи урока:
Образовательные:
-дать характеристику школьному распорядку занятий;
- обобщить знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителями;
Развивающие :
- развивать образное мышление, любознательность учащихся .
Воспитательные :
- развивать коммуникативные навыки.
Планируемый
результат:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): учащиеся должны знать и выполнять правила
поведения во время уроков, перемен, находить ответы на вопросы, объяснять смысл пословиц используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре,
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные:
Познавательные УУД : Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица,
иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Регулятивные УУД : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить .Совместно с учителем
обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составляют памятку « Правила ученика».
Коммуникативные УУД : Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого,
пытаться договариваться .Соблюдать простейшие нормы речевого этикета
Личностные УУД: Понимать необходимость соблюдения правил поведения на уроке, для того чтобы получить
самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища; осознавать важность учения как важного
дела в любом возрасте; понимать важность школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами
открывать для себя окружающий мир и его тайны.
Межпредметные
связи
Литературное чтение, приёмы РТВ( развитие творческого воображения)-приём «Подложенной подушки», « Хорошо-
плохо»
Ресурсы:
Основные: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. 1ч., с. 44, 45 , А.А.Плешаков ,М.Ю.Новицкая Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1,2, с.34
Дополнительные : ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение, ромашка со школьными правилами,
карточки с загадками.
Форма организации
учебной
деятельности
(ФОУД)
Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная,
групповая, работа в парах.
Структура технологической карты
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых приведёт
к достижению
запланированных результатов
Методы и
приемы
работы…
ФОУД
Формирование УУД
I. Мотивация к
учебной
деятельности
(2 мин)
Цели:
актуализировать
требования к ученику
со стороны учебной
деятельности;
создание условий для
( дети по
очереди
называют
добрые дела ,
которые сделали
недавно)
Мотивация
учащихся к
учебной
деятельности
проверка
готовности к
уроку;
концентрация
внимания;
настрой на
успешную
Соберём « Копилку добрых
дел»
( дети по очереди называют
добрые дела , которые сделали
недавно)
Вывод: каждый день старайтесь
сделать доброе дело и
окружающий мир вам ответит
добром.
Фронтальная.
Коммуникативные УУД:
Включение в учебный
процесс
Л и ч н о с т н ы е
У У Д :
развитие
познавательного
интереса,
формирование
определенных
познавательных
потребностей
и
учебных
мотивов;
положительное
отношение
к
школе
и
адекватное
представление
возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность;
создание
положительного
эмоционального фона
работу
о ней.
П од гото в ка
р а б о ч е г о
места.
II. Актуализация
знаний. )
Цели:
актуализировать
знания обучающихся,
полученные на
прошлом уроке.
Делают выводы
совместно с
учителем.
-Отгадайте загадки и назовите
группу, к которой относится это
животное.
1. У маленькой животинки
Сто серебристых
Монеток на спинке.( Рыба)
2. Деловитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.( Пчела-
насекомое)
3. У меня ходули-
Не страшит болото.
Лягушат найду ли-
Вот моя забота. (Цапля- птица)
4. В гору бегом,
А с горы- кувырком. (Заяц-
зверь)
Перечислите основные признаки
Сообщение,
наблюдение,
беседа,
слушание.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ
объектов
Коммуникативные УУД:
использовать речевые
средства для решения
различных
коммуникативных задач.
Регулятивные УУД:
различать способ и
результат
действия , оценивать
правильность выполнения
действий
Личностные УУД:
учебно-познавательный
интерес к учебному
материалу
III.Самоопределени
е к деятельности.
Цели: -
организовать
п о с т а н о в к у
ц е л и
урока;
Дети вставляют
нужные слова и
объясняют смысл
пословицы.
Формулируют
Используя
приём
«Подложенной
подушки»
( с помощью
каждой группы животных.
(Насекомые имеют 6 ног, рыбы-
чешую, птицы- перья. Звери-
шерсть)
Диалог между мальчиком и
девочкой ( подготовленные
ученики)
-Давай сейчас поиграем в
шашки.
-Не могу. Мне надо делать
уроки.
-А потом?
-А потом у меня тренировка. А
вечером хочется рисунок
дорисовать.
- Да и я сам вечером хочу книгу
почитать ..Получается, что и у
тебя ,и у меня не так много
свободного времени. Прямо как в
пословице: «Делу…»
-Подожди , подожди, не говори.
Давай у ребят спросим.
-Выберете нужные слова и
вставьте в пословицу : …-время,
…-час. ( слова на карточках:
делу, потехе, горю, минута)
Объясните смысл пословицы.
Учитель рассказывает: Раньше
Побуждающи
й диалог
Познавательные УУД:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели
Коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД:
понимание выделенных
учителем ориентиров
действия в учебном
материале
тему урока,
ставят цель.
пословицы
формулирует
вместе с детьми
тему урока)
Нацеливает на
то, что дети
должны узнать
на уроке.
на Руси потехой называлась
соколиная охота, которой очень
увлекались молодые бояре.
Поэтому пришлось царю даже
указ издать о том, что делу –
время, а потехе-час. Потом слово
« потеха» стало означать
развлечение, увеселение, отдых
от работы.
Сегодня мы поработаем только с
одной частью этой пословицы:
делу – время. Это и есть тема
нашего урока.
IV. Открытие
нового знания
Решение
проблемной
ситуации
Цели:
организовать
изучение нового
материала;
формировать умение
Слушает
сообщение
учителя.
Учится
обобщать.
Коллективные
формы работы (в
парах).
Решение
Организует
изучение
нового
материала.
Создает
проблемную
ситуацию,
побуждает
учащихся к
обсуждению и
выявлению
А как сделать так, чтобы дела не
перепутались? Чтобы каждое
дело было сделано в своё время?
Чтобы обо всех делах помнить?
( составить распорядок дня-
режим,) А как называется наш
школьный распорядок?
(Расписание уроков)
Рассмотрите иллюстрации. На
Беседа.
Наглядно-
демонстра-
ционные.
Фронтальная.
Индивиду-
альная.
Познавательные
УУД :
общеучебные – осознанное
и
произвольное
речевое
высказывание
в
устной
форме о цветах радуги и
п р и ч и н а х
е е
возникновения;
л о г и ч е с к и е
–
осуществление
поиска
необходимой
информации
(из
рассказа
у ч ит ел я,
делать выводы;
развитие умения
извлекать
необходимую
информацию,
организация диалога,
позволяющего
выявить связи между
изученными и
новыми знаниями
проблемной
ситуации
Дети
рассматривают
рисунки,
подбирают к ним
пословицы.
причин
возникших
затруднений.
Побуждает
перестраивать
условия
проблемной
задачи и
находить
главные
определяющие
принципы ее
построения.
Побуждает к
анализу
собственных
действий.
Организует
анализ
учащимися
проблемной
задачи, ее
решение.
с .44-45
На каких занятиях находятся
дети?
Подберите пословицы к
рисункам
р о д и т е л е й ,
и з
собственного
жизненного
опыта, рассказов, сказок и
т. д.).
Коммуникативные УУД :
умение
с
до статочной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Личностные УУД : знание
о сновных
м о р а л ь н ы х
норм и ориентация на их
выполнение; оценка своих
поступков, действий, слов;
диагностика
творческих
предпочтений
и
базового
у р о в н я
с л о ж и в ш и хс я
навыков.
V.Физминутка
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Р е г ул я т и в н ы е
У УД :
осуществляют
пошаговый
контроль своих действий,
ориентируясь
на
показ
движений учителя, а затем
самостоятельно
оценивают
правильность
выполнения
действий
на
у р о в н е
а д е к в а т н о й
ретроспективной оценки.
Я
VI .Продолжение
работы
По ходу
стихотворения
дети называют
правила
поведения
Вася считает
ворон это-плохо,
не отвлекаться,
кушать на
перемене в
столовой,
внимательно
собирать
Составляет
ромашку из
правил.
А как сделать так чтобы на уроке
успеть всё сделать? ( соблюдать
правила поведения)
1.Работа по стихотворению « О
Васе Пупкине и не только о
нём..» Приём «Хорошо- плохо»
Составление «Ромашки-правила
поведения»
Подготовленные дети читают всё
стихотворение.
А сейчас попробуем найти все
нарушения правил поведения в
стихотворении и составить
Ромашку из правил поведения
портфель в
школу, не бегать
на переменах
над которыми нужно поработать
Васе.
О Васе Пупкине и не только о
нём.
В каждой школе, в каждом
классе
Есть… Ну , скажем, Пупкин
Вася.
Педагог ведёт рассказ,
Увлечён рассказом класс,
Только Васе всё равно,
Он уставился в окно
VII. Закрепление
Викторина по
правилам поведения
Цели:
осознание каждым
обучающимся
степени овладения
Практическая
работа –вбирают
правильное
утверждение-
закрашивают
кружок зелёным
цветом,
неправильное-
Организует
практическую
работу,
организует
работу в паре в
учебной
ситуации
Викторина по правилам пове
дения . Работа в паре.
Вопросно-
ответные.
Беседа.
Практичес-
кие.
Работа в
парах.
Познавательные УУД:
Уметь находить
правильное утверждение
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме,
полученных знаний.
красным цветом.
Делают выводы..
Коллективные
формы работы (в
парах).
слушать и понимать речь
других.
Регулятивные УУД:
Уметь действовать с
учетом выделенных
учителем ориентиров
действия.
Личностные УУД:
Развивать навык
сотрудничества со
сверстниками,
формировать осознанную
мотивацию к выполнению
задания.
Уметь самостоятельно
выполнять учебные
задания
VIII Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цели:
зафиксировать новое
содержание урока;
организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной учебной
деятельности
Контрольно-
оценочные
действия по
критериям,
данным
учителем
.
Дай совет.
Как успешно учиться?
Как хорошо отдохнуть?
. Коммуникативные
УУД:
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Уметь оценивать
правильность выполнения
действия на уровне
адекватной
ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
Способность к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности
Познавательные УУД:
Уметь структурировать
знания, выбирать
наиболее эффективные
способы решения задания,
уметь осознанно и
произвольно строить
высказывания
IX. Итог урока.
Цель:
зафиксировать
новое содержание
урока.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Подводят итог
урока.
Организует
фиксирование
содержания.
Организует
подведение
итога урока.
- А вы помните, какая была у нас
тема урока?
- Какая цель ?
Выполните задание в рабочей
тетради с 34-35
-Покажите кому понравился
урок.
-Спасибо.
Вопросно-
ответные.
Фронтальная
Личностные УУД:
Развивать навык
сотрудничества со
сверстниками,
формировать осознанную
мотивацию к выполнению
задания.
Познавательные УУД:
Уметь структурировать
знания, выбирать
наиболее эффективные
способы решения задания,
уметь осознанно и
произвольно строить
высказывания.
Коммуникативные УУД:
Уметь управлять
поведением партнера,
контролировать,
корректировать действия
партнера.
Регулятивные УУД: Уметь
определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата