Автор: Зимина Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа №109" Населённый пункт: город Ростов-на-Дону Наименование материала: конспект Тема: Здоровье главное богатство человека Раздел: начальное образование
Классный час "Здоровье – главное богатство человека"
Цели: создание и презентация проекта по теме: «Мое здоровье».
Задачи:
формирование у обучающихся правильного представления о здоровье,
здоровом образе жизни;
обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы
исследовательской работы;
развитие умения презентовать результаты собственной и совместной
деятельности;
воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью
окружающих.
Форма проведения: презентация проектов.
Педагогические технологии:
технология сотрудничества;
информационно-просветительская здоровьесберегающая технология;
метод проектов.
Оборудование:
плакаты;
иллюстрации;
цветок здоровья;
рисунки детей.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал
по своей теме, рисуют иллюстрации, самостоятельно работают с
литературой, проводят исследования, создают памятки.
Ход урока
Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее
настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только
радость.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в
хорошей форме?
- Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет
здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты
здоров, кажется, что так будет всегда…
Сегодня, на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы
сохранить здоровье.
Тема классного часа: «Здоровье - главное богатство человека».
- Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней
рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене
цветок с семью разноцветными лепестками.
Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные
слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых
шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка
пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога,
выздоровел. Витя стал здоровым.
Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго
болел и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он
решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на
планете. Сегодня на уроке мы поможем мальчику, создадим модель цветка-
здоровья. Каждый лепесток - это одно направление, над которым работали 7
групп. Ребята изучили много литературы, открывая новые знания, провели
исследования, а помогали им в этом родители, учителя, специалисты. Мы
работали под девизом: «Идти вперед и не сдаваться!»
Первая группа работала над темой: «Режим дня». Наш цветок начинает
распускаться, появляется первый лепесток.
От того, как распланировать день зависит очень многое. О том, каким должен
быть режим дня школьника расскажут ребята.
Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка
означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна).
Предлагаем наш режим дня:
Подъем: 6.30 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать.
Зарядка. Не забывайте, что зарядку нужно делать лишь в хорошо
проветренной комнате. После зарядки нужно умыться в 7.00. Сначала
нужно тщательно вымыть с мылом руки, затем лицо, уши, почистить
зубы. Не забудьте причесаться.
Завтрак: 7.20. На завтрак можно съесть творог или сыр, или йогурт.
Хлеб с маслом, вареньем. Чай или какао с молоком. Свежие фрукты
(яблоко или банан).
Выход из дома. Дорога от дома до школы – это утренняя прогулка на
свежем воздухе.
В класс мы приходим за 10–15 минут до звонка.
В школе мы снова завтракаем и получаем горячее питание. После
занятий в 13.10 идем домой.
Обед в 13.30. Ежедневно на обед нужно есть овощные блюда, мясные
или рыбные. После обеда – отдых в 14.00. 1,5ч-2ч. Можно поспать,
почитать книгу. А также можно погулять на свежем воздухе.
Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 16.00.
Мы приготовили памятки: «Как правильно готовить уроки».
Соблюдайте эти правила, и они помогут вам.
После выполнения домашнего задания сделайте гимнастику.
В 17.40 можно приступить к любимым занятиям: лепке, рисованию,
чтению, посетить кружки, секции. Помочь по дому.
Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. Можно съесть салат из
овощей, рыбу или яйца, или кусок ветчины. После ужина можно
посмотреть телевизор. Но не более 30 – 40 минут. Перед сном нужно
обязательно проветрить комнату, умыться, почистить зубы.
Сон в 21.00. Детям 6 -9 лет рекомендуется спать 10 – 11 часов.
Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна
достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около
25 лет.
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными
делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!
Учитель: Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это
действительно так, ведь от того, как и что ест человек зависит его здоровье.
Над этой актуальной темой работала вторая группа. Ребята нам расскажут,
что относится к правильному питанию. Появляется второй лепесток.
Выступление 2-ой группы.
Ученик: Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм
должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами,
углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые
организму процессы. Белки незаменимы в питании.
Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням.
Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах. Человеку в
среднем требуется ежедневно 100 гр. белков, для детей возраста 7 – 10 лет –
79г.
Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования
энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для
того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для
лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме,
масле, фруктах. Для взрослого ежедневно требуется 380г. углеводов, для
детей нашего возраста 310г., жиров 110 г. и 79г. соответственно.
Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в
работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани.
Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод,
магний, натрий, железо, калий. Фтор и другие. Они содержатся во фруктах и
овощах.
2–ой ученик: Следующие питательные вещества составляют целую группу.
Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир
Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового
зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita – «жизнь»
с «амин», получилось слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи – основные
источники витаминов.
Расскажем о некоторых из витаминов (выступление ребят).
3-й ученик: Мы провели исследования и подсчитали, сколько питательных,
полезных веществ содержит горячий завтрак в нашей школьной столовой, в
этом нам помогли работники столовой. Мы изучили меню, которое состоит из
разнообразных каш, супов, мясных и рыбных блюд, а также хлеба,
хлебобулочных изделий, горячих напитков: чая, компотов. Учитывая, сколько
мы получаем питательных веществ с горячим завтраком в школе, мы, вместе
с родителями, составили меню на день.
Важно соблюдать правила питания. Мы составили их для вас. Эти правила
вы внимательно изучите дома и хорошо запомните.
Основные правила: питаться разнообразно, в одно и то же время. Не
переедать.
Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его
поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют
мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать
больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться
стройными, избавляют нас от многих болезней.
Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не
разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
- О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа.
Ребята работали над темой: «В движении – жизнь!»
Ученик: Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и
Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика
делает тело здоровым и красивым.
А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря
ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря
физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В
82 года он за день совершал верхом дальние прогулки.
- Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы
подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими,
бодрыми и здоровыми.
комплексы упражнений для утренней гимнастики;
комплексы упражнений для исправления осанки;
комплексы упражнений для глаз, зрительная гимнастика;
физминутки.
2–ой ученик: Сейчас мы покажем вам и выполним один из комплексов
упражнений для утренней гимнастики. (Показ).
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.
Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не
будут мучить боли в спине, пояснице. У стройного человека правильно
формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим
важным органам.
Упражнение для поддержания правильной осанки.
Чтобы сохранить осанку нужно соблюдать правила.
(Ученик читает правила).
3–й ученик: Гимнастика для глаз.
Упражнение 1.
1.
Крепко закрыть глаза на 3–5 сек.
2.
Открыть глаза на 3–5 сек. (делать 6–8 раз).
Упражнение 2.
Быстрое моргание 1 – 2 мин.
Упражнение 3.
1.
Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
2.
Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см,
направить взгляд на палец на 3-5 сек.
Чтобы сберечь зрение нужно выполнять гимнастику для глаз, а также
соблюдать правила.
Не читай лежа,
Не наклоняйся близко при чтении,
Не играй с взрывоопасными предметами,
Не смотри долго телевизор,
Не играй долго в компьютерные игры.
Делай гимнастику для глаз.
Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние
признаки заболевания и вовремя начать лечение. А если врач вам выписал
очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение.
Эти упражнения и правила помогут вам стать здоровыми и быть всегда
красивыми.
Учитель: В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет.
Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет –
закаленное тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет -
правильное питание и режим дня. Четвертый секрет - ежедневный
физический труд. Не случайно на первом месте – закаливание. Об этом нам
расскажут ребята из четвертой группы.
Ученик: Закаливать организм можно двумя способами: с помощью
воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с
проветривания комнаты. В школе мы регулярно проветриваем кабинет – это
помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.
Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров,
закаляйся!.. «Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении
определенных правил.
1.
Первое правило – закаливание нужно проводить систематически, то
есть постоянно.
2.
Другое правило – постепенность. Встав рано, в одно и тоже время,
открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к
водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания. Для
этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все
части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте
температуру воды. Через месяц можно перейти к обливанию или душу.
Начальная температура воды 30 – 35 градусов. Затем постепенно ее
понижают.
Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда
температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной.
Начинают с минимальной температуры, постепенно доводя ее до
максимальной.
2–ой ученик: Одновременно необходимо постепенно переходить на более
легкую одежду, не кутаться. Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем
воздухе.
Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!
Учитель: Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность –
это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О
соблюдении чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ
ребята из пятой группы.
Ученик: Люди с древних времен знали, что нужно поддерживать чистоту
своего тела. В древнем Риме строились общественные бани – термы. Люди
приходили сюда отдохнуть, привести в порядок тело, воспользоваться
услугами парикмахера и массажиста, заняться спортом и даже почитать, так
как здесь была библиотека.
Русские люди лучшим средством для соблюдения чистоты и лечения считали
также баню, но их бани намного отличались от «римских». Чем жарче было в
бане, тем считалось здоровее. А когда от пара было невмоготу, выбегали на
улицу и сразу бросались в пруд или реку. От такой закалки ни одна болезнь
не могла одолеть человека. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Люди до сих пор не придумали средства лучше, чем баня.
Эти интересные сведения говорят о том, что человек всегда заботился о
чистоте своего тела и старался соблюдать правила личной гигиены.
- Какие правила личной гигиены вам знакомы?
Мыть руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы;
правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку
менять раз в 3 -4 месяца;
не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;
ухаживать за ногтями и волосами, ногти необходимо один раз в неделю
подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже
одного раза в неделю мыть волосы с шампунем;
содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь,
Ежедневно делать влажную уборку.
Во время и после водных процедур мы используем средства личной гигиены.
Важно помнить, что эти вещи должны быть у каждого свои. Как вы думаете,
почему?
- Потому что через эти предметы можно заразиться.
А сейчас такое задание:
Вы должны определить, какие предметы у каждого человека должны быть
личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. (выдаются
предметы для трех групп: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь,
мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка).
Вывод: Соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие
годы.
Учитель: Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек
предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый
образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет
здоровье, воспитывает волю, характер человека.
Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие
из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению
организма, подготовили материал ребята из шестой группы.
Ученик: Скажите, что вы делаете по привычке?
Какие привычки вы назвали, если их обозначить одним словом?
- Полезные привычки.
Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы,
расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой,
соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть
бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это
полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть
привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название
опасные, вредные привычки.
2–ой ученик: Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце,
мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится
жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для
растущего организма, который слабеет и плохо развивается!
Существует другая, не менее опасная привычка – алкоголизм. Многие
взрослые страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего
человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно
начинают отказывать печень, желудок и другие органы человеческого
организма. Для детей этот вред втройне. Известны случаи, когда дети
умирали от алкоголя или тяжело болели.
Но самая страшная болезнь нашего века – это наркомания.
Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ -
наркотиков. Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток,
слабые или очень любопытные люди, вскоре переходят к более сильным
наркотическим веществам. Этим они разрушают свое здоровье. Находясь в
состоянии наркотического дурмана, эти люди наносят себе страшные
ранения, совершают преступления. Многие из них не доживают и до 30 лет.
Избавиться от этой зависимости очень трудно, часто невозможно.
Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.
Вывод: НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и
соблюдай полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье.
Учитель: Человек – часть природы. Когда болеет природа, болеет и человек.
Наше здоровье зависит от благоприятных условий окружающей среды.
Выяснить, в каких условиях находится природа, окружающая нас,
попытались наши ребята (выступление экспертной группы). Открывается
седьмой лепесток.
Ученик: Мы создали группу экспертов и совместно с родителями провели
эколого-здоровьесберегающую экспертизу условий местности. Подробно об
этой экспертизе вы можете прочитать на страницах нашей книги, здесь
описаны задания для экспертной группы, результаты их исследований. А
решение, которое приняли ребята по результатам этих исследований, мы
сейчас услышим.
После обсуждения результатов, мы решили, что мы должны, вместе со
старшеклассниками, учителями активно участвовать в озеленении
пришкольной территории, а также помогать взрослым озеленять наши дворы,
улицы. Следить за чистотой школы, пришкольной территории, улиц, дворов,
подъездов, своего дома.
Тогда вокруг нас будет чище и красивее.
Итог. Учитель: Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок
не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались
бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки
живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни
нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его.
Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые
любят нас и видят каждый день.
Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом. Думаю,
что все вы узнали для себя много нового и уйдете с урока с желанием как
можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как
правильно вести себя в отношении своего здоровья.