Напоминание

Имена в нашей школе


Автор: Колесова Маргарита Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Кустурская СОШ им.И.Н. Слепцова
Населённый пункт: с. Кустур, Эвено-Бытантайский национальный улус
Наименование материала: статья
Тема: Имена в нашей школе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кустурская средняя общеобразовательная школа им.И.Н.Слепцова Эвено-Бытантайского национального района НПК «Первые шаги в науку»
«Что объединяет людей с одинаковыми

именами?»
научный доклад Выполнила: ученица 2 класса, Слепцова Таня Научный руководитель: Колесова Маргарита Александровна, учитель английского языка Кустур – 2015
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………………….3 1. Теоретическая часть…………………………………………………………………4 2. Исследовательская часть………………………………………………………….....5 Заключение……………………………………………………………………………… 11 Использованная литература…………………………………………………………….12 Приложения……………………………………………………………………………...1 3 1

Введение

Актуальность.
Каждый человек после рождения получает свой первый подарок от своих родителей это – имя. Имя ребенку дают родители, руководствуясь своими вкусами, ассоциациями, порой называют его так в честь родственников, знаменитых или великих людей. Очень много имен греческого происхождения, в последние годы в нашей Республике Саха (Якутия) родители начали давать своим детям имена на якутском, в нашей школе много якутских имен в 8 классе. Нам стало интересно, есть ли что-то общее между людьми с одинаковыми именами. Возможно, их объединяют схожие интересы, представления о будущем, черты характера и даже внешность. Безусловно, провести исследование среди всего населения нашей планеты мы не можем, но мы вполне можем исследовать имена и их обладателей в рамках нашей школы.
Проблемный вопрос:
что объединяет людей с одинаковыми именами?
Цель исследования:
выявить наличие или отсутствие у людей с одинаковыми именами схожих черт как в характере, так и во внешности.
Задачи:
 собрать данные для дальнейшего исследования (посредством анкетирования и фотосъемки);  проанализировать результаты анкетирования;  сделать выводы. 2

1. Теоретическая часть
Попадая в мир слов, начиная изучать языки, мы одновременно оказываемся и в необычном мире имен и названий, которые употребляются в речи. Человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение. Наука о личных именах называется ономастикой.Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеют свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропонимики(от греч. антропос - человек, ср. антропология – наука о человеке). Имена людей – это часть истории народов. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена часто заимствуются одним народом у другого. Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию. Прежде всего, они бывают индивидуальные и групповые. Частота употребления разных имен неодинакова. Теперь, как и раньше, некоторые имена встречаются очень часто, иные реже, есть и совсем редкие, малоизвестные имена. 3

2. Исследовательская часть
Нами была проведена исследовательская работа среди учеников нашей школы (МБОУ «Кустурская СОШ им.И.Н. Слепцова»). Опрос проводился посредством анкетирования (пример анкеты в приложении №1 ниже) среди учеников с 1-го по 11-ые классы. Общее количество розданных анкет 26 экземпляров. Всего составило 26 человек (при общем количестве учеников школы с одинаковыми именами – 26 человек), из них 12 мальчиков и 14 девочек. Мы пришли к выводу, что в нашей школе огромное разнообразие имён, особенно якутских (28 учащихся имеют якутские имена). По нашим наблюдениям, среди девочек есть такие распространенные имена как Шура, Таня, Куннээйэ, Надя, Айыына, Лена, Наташа, Уйгулаана, Дайаана, Сайаана, Алина. Также есть и редкие имена: Роза, Вера, Вероника, Луиза, Кыталыына, Кыыдаана, Мичийээнэ, Кристина, Ангелина, Эстелла, Ангелена, Маша, Клара, Алевтина, Яна, Алгыстаана, Айыллаана, Айаана, Варя, Уруйдаана, Альбина, Настя, Марианна, Юля, Юлиана, Джулия, Инна, Инга, Катя, Элина, Айгелана, Арина, Алена. Среди мальчиков в нашей школе есть представители следующих распространенных имён: Егор, Дмитрий, Василий, Алексей, Иван, Никита, Петр, Степан, Семен, Владимир, Илья, Афанасий, Иннокентий, Александр, Сережа. Из редких имен у нас встречаются: Тимофей, Герасим, Константин, Данил, Максим, Альберт, Яша, Игнат, Эдик, Андрей, Рустам, Тимофей, Аскалон, Айаан, Айгыл, Николай, Владик, Ганя, Айхал, Айтал, Айсен, Аким. Несмотря на изобилие имён, для дальнейшего, более детального исследования мы выбрали самые распространенные мужские и женские имена. В итоге самыми популярными женскими именами в нашей школе оказались Надежда, Айыына, Елена, мужскими – Петр, Василий, Степан. Все дальнейшие выводы будут сделаны только на основе результатов анкетирования и сравнительного анализа внешности учеников с одинаковыми именами.
Петр
Происхождение и значение имени: Греческое имя, означающее «камень, каменная глыба, утес». Это имя носил Петр I Великий - русский царь, первый император. «Наши» Пети (5 человек): Из пятерых Петь 1 ученик старшего звена (11 класс), 2 ученика среднего звена (8 и 6 классы), 2 ученика младшего звена (4 и 3 классы). Это может свидетельствовать о том, что имя «Петя» было особенно популярным 10–13 лет назад (когда родились наши Пети). Петям нравится своё имя, но наряду с этим, некоторые из них хотели бы иметь другие имена, такие как Максим, Гаврил. 4
Интересным оказался факт, что большинство Петь были названы в честь своих отцов (3 Пети из 5), а один опрошенный в честь своего дяди, один опрошенный в честь дедушки. В окружении Петь очень много родственников с таким же именем. В основном эти родственники счастливые и успешные люди. Петь можно смело описать как очень активных, спортивных мальчиков. Они увлекаются абсолютно разными видами спорта: футбол, мас-рестлинг и национальные прыжки. Мальчики с этим именем веселые, добрые, обладают хорошим чувством юмора. Но эти многочисленные положительные качества разбавляют и некоторые отрицательные, такие как лень, упрямство и агрессивность. Петры склонны как к гуманитарным, так и точным наукам. В школе им нравятся математика, русский язык, физика. Конечно, будучи спортивными мальчиками, они с удовольствием посещают уроки физкультуры. Четкой схожести между счастливыми числами Петь мы не обнаружили, но чаще всего Пети выбирают точные числа, такие как 8, 6, 100. В качестве своей будущей профессии Петры отметили, такие профессии как, бизнесмена, стоматолога, охотника, учителя якутского языка и летчика.
Анализ внешности (фото учеников нашей школы)
Наши Пети обладают очень мужественным выражением лица. Преимущественно темные, короткие волосы. Форма лица у всех овальная, нос большой. Брови у большинства густые.
Василий
Происхождение и значение имени: Василий от греческого означает «царственный».
«Наши» Василии (4 человека):
Всем опрошенным Василиям нравится свое имя, и они не хотели бы его менять. Два Василия названы в честь своих дядь. Василии очень разносторонние люди и имеют разные хобби. Они любят и активные игры (футбол), пение, танцы, так их захватывает и чтение книг. Василиев можно описать как веселых, добрых и дружелюбных людей. Но в сочетании с этими положительными качествами, им свойственны плаксивость и упрямство. Василии, как любители активного спорта, в школе самым любимым предметом считают физкультуру. Но вместе с тем они склонны к изучению математических наук. 5
Анализируя счастливые числа Василиев, мы заметили, что эти люди выбирают неточные числа. В основном предпочитают однозначные числа. В будущем Василии видят себя представителями разных профессий: археолог, экономист, ветеринар, полицейский.
Анализ внешности (фото учеников нашей школы).
Наши Василии имеют овальную форму лица. Им свойственна располагающая улыбка. Есть схожесть в разрезе глаз и в форме губ (довольно узкие).
Степан
Происхождение и значение имени: Имя происходит от древнегреческого языка и означает «венок». «Наши» Степаны (4 человека): Преимущественно опрошенным Степанам нравится свое имя, но некоторым из них хотелось бы иметь имя Павел или Костя. Большинство Степанов были названы в честь дедушек. Степаны увлекаются как спортом (футбол, мас-рестлинг, танцы), так и более спокойными хобби (рисование и пение). Степанов можно описать как добрых, общительных и честных. В качестве отрицательных черт можно выделить упрямство и нервозность. Будучи любителями спорта, Степаны с радостью идут на уроки физкультуры. Любимые числа Степанов очень разнообразны и практически не связаны между собой. 2 Степана отметили точные числа, остальные 2 отметили неточные числа. Некоторые Степаны в будущем планируют развивать свою спортивную карьеру и видят себя футболистами. Другие хотели бы развивать творческие способности (1 выбрал профессию актера), хотели бы получить образование сварщика и охотоведа.
Анализ внешности (фото учеников нашей школы).
Почти все Степаны обладатели темных волос и темных глаз. Есть заметная схожесть в овале лица и форме глаз и губ.
Надежда
Происхождение и значение имени: Надежда – женское русское личное имя старославянского происхождения.
«Наши» Нади (5 человек):
6
Большинство опрошенных Надь более чем довольны своим именем, даже испытывают гордость за ношение этого имени. Но вместе с тем некоторые симпатизируют имени Настя. Многие наши Нади были названы так в честь своих бабушек и даже прабабушек. Надежды натуры, увлекающиеся различными хобби. Они выбирают творческие увлечения, как например, рисование, занятия музыкой и танцами. Надежды добрые, отзывчивые и очень хорошие натуры. Но это может сочетаться с такими чертами как упрямство, обидчивость и вспыльчивость. В школе им одинаково по душе и занятия по математики и уроки по английскому языку и даже физкультура. Надежды выбирают в качестве счастливых чисел двузначные 13, 28, 27 и 31. Большинство Надежд выбрали профессию врача.
Анализ внешности (фото учениц нашей школы).
Наши Нади преимущественно обладательницы темных волос и предпочитают носить длинные волосы. Есть заметная схожесть в форме губ. Также девочкам свойственна очаровательная улыбка.
Айыына
Происхождение и значение имени: Имя Айыына происходит от якутского слова «айыы», Айыы – это в якутских языческих мифах (Олонхо) божества, имя Айыына означает «охраняемая божествами, духами».
«Наши» Айыыны (4 человека):
Имя Айыына не очень нравится обладательницам этого имени. Практически все опрошенные Айыыны были названы так по желанию их пап и мам. У одной Айыыны ее имя не нравится, она бы хотела иметь имя Аида. В окружении Айыын практически нет близких родственников с таким же именем. Айыыны могут быть как очень спортивными девочками и увлекаться мас- рестлингом, танцами. А могут быть увлечены и спокойными, требующими терпения, занятиями как рисованием и чтением книг. Девочек с таким именем можно описать как добрых, отзывчивых и искренних, но немного застенчивых. Хотя иногда можно столкнуться с их не самыми лучшими чертами характера: непослушание, агрессивность и невнимательность. В школе они с удовольствием посещают уроки технологии, русского языка и черчения. Счастливыми числами Айыын в основном неточные числа, такие как 11, 15, 3, 9. В будущем Айыыны планируют быть организаторами свадеб, учителями якутского языка, экономистами и врачами.
Анализ внешности (фото учениц нашей школы).
7
Айыыны предпочитают длинные волосы. У Айыын наблюдаются схожие черты в овале лица и разрезе глаз, у всех «щечки», густые брови.
Елена

Происхождение и значение имени:
Древнегреческое слово, означающее в переводе «факел», и слово «селена», то есть Луна, и греческое же слово, которое в переводе означает «светлая».
«Наши» Лены (4 человека):
Лены, которые приняли участие в нашем опросе, оказались очень довольны тем, что были названы именно так. Елены увлекаются абсолютно разными вещами: это и рисование, танцы и занятия музыкой. Елены можно описать как коммуникабельных, добрых и оптимистичных, хотя в тоже время и обидчивых девочек. В школе они предпочитают уроки математики, изобразительного искусства и технологии. Нам удалось выявить схожесть Елен в выборе своего счастливого числа. Большинство опрошенных девочек предпочитают число 8. В будущем Елены хотят развивать свои нынешние увлечения и стать профессионалами в своих областях. Так, они хотят осваивать профессии фотомодели, юриста, дизайнера и врача.
Анализ внешности (фото учениц нашей школы).
У Лен застенчивая, но обаятельная улыбка. Преимущественно темные оттенки глаз.
Татьяна
Имя Татьяна имеет древнегреческого происхождения и означает учредительница
Заключение
В ходе нашего исследования, анализа заполненных анкет, сравнительного анализа внешности наших учеников, мы пришли к выводу, что у людей с одинаковыми именами 8
множество совпадений в характере, в причинах, по которым они получили свои имена, в предпочтениях, в планах на будущее и даже во внешности. Так в нашей школе, среди девочек, наибольшим сходством между собой обладают Нади, а среди мальчиков – Степаны. Но тем не менее нельзя сказать, что все наши Пети или Нади похожи на своих тесок. Даже несмотря на одинаковые имена и некоторое сходство в характерах и внешности, все люди являются личностями и уникальны в своем роде.
Использованная литература:
1. «Удивительная этимология», автор Пасхалов А.П., 2007 г. 2. «В мире имен и названий», автор Горбаневский М., 1983г. 9

Приложение 1
Анкета по теме
«Что объединяет людей с одинаковыми именами?»
1. Ваше полное имя. 2. В каком классе Вы учитесь? 3. Нравится ли Вам ваше имя? 4. Если не нравится, то какое имя Вы бы хотели иметь? 5. В честь кого Вас назвали? 6. Какое имя Вам нравится у противоположного пола? 7. Укажите Ваше основное хобби (только одно). 8. Укажите Вашу
положительную
черту характера (можно несколько черт). 9. Укажите Вашу
отрицательную
черту характера (можно несколько черт). 10. Какой у Вас самый любимый предмет в школе? 11. Какое у Вас счастливое или любимое число? 12. Напишите о профессии, которой Вы хотели бы заниматься в будущем.
Большое спасибо!
10

Приложение 2

Петя

Степа

Вася

Ваня

Вова

Дима

Егор

Алеша

Семен

Илья

Афоня

Никита

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

Распространенные имена мальчиков
11

Надя

Айыына

Лена

Шура

Таня

Куннээйэ

Наташа Уйгулаана Сайаана

Дайаана

Алина

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

Распространенные имена девочек
12


В раздел образования