Напоминание

Пушкинский вечер


Автор: Радченко Александр Анатольевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г.Инта Республика Коми
Наименование материала: Сценарий вечера в литературно-музыкальной гостиной
Тема: Пушкинский вечер
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ ПУШКИНСКИЙ ВЕЧЕР «ПОГИБЕЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ» МБОУ «СОШ №9» г.Инта Республика Коми Педагоги: А.А.Радченко, Л.В.Караченцева
(На фоне музыки появляются ведущие)
Интерес к Наталье Николаевне Гончаровой с годами не ослабевает. Это похоже на обходной маневр: будто, разгадав жену поэта, мы надеемся что-то важное понять в нем самом. Есть нечто глубоко значительное в сочетании знаменитости и неясности, которыми сопровождается образ этой женщины. Суждения самые крайние: то погубительница, то ангел-хранитель. Первых — больше...
1 ведущий:
«Было в ней одно: красавица. Только — красавица … без корректива ума, души, сердца, дара... Тяга Пушкина к Гончаровой … - тяга гения — переполненности — к пустому месту. Он хотел нуль, ибо сам был — все!» Так писала Марина Цветаева.
2 ведущий:
«Мы имеем право смотреть на Натолью Николаевну как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории... Пушкин не имел никакого влияния на жену... она делала все, что хотела, никак с ним не считаясь, разоряла, лишала душевного спокойствия... что и вызвало катастрофу». Так думала Анна Ахматова. Обвинительное дело против жены поэта затянулось почти на полтора столетия. Так странно. Обвинители нагрузили на обыкновенную женщину ту непосильную историческую ответственность, которую сам Пушкин с нее снял. Исполняется песня
ВЕРОНИКИ ДОЛИНОЙ

«БАРЫШНЯ»
1. Если барышня читает увлекательный роман, Если барышня считает, что в романе все обман, А в делах ее, признаться, все отлично, хорошо, Значит, барышне шестнадцать, ей семнадцатый пошел. 2. Если барышня читает по руке и по кольцу, Если барышня страдает – это видно по лицу – Или в сад стрелой помчится, будто кто ее позвал… Скоро, видимо, случится первый выход, первый бал. 3. Все-то барышню пугает, все-то барышню манит Дома маменька ругает, дома маменька бранит.
Ей в пример подруг приводят – образец других манер. Что же глаз с нее не сводит этот стройный кавалер? 4. Если барышня на даче ночью выглянет в окно, Если барышне Наташе все покажется чудно. Не чудно тебе, а чудно. В доме оставаться трудно. Выйди из дому, Наташа, нынче все разрешено. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
«БАРЫШНЯ. 1828 год».

1 ведущий:
Наталье Николаевне Гончаровойтолько минуло 16 лет, когда они встретились с Пушкиным на балу в Москве.
2 ведущий:
В белом воздушном платье, она в тот вечер поражала своей царственной красотой. Поэт, чья слава прогремела на всю Россию, не смог отвести от красавицы глаз.
1 ведущий:
Их представили друг другу. Знаменитость собеседника не то чтобы сконфузила, а как-то придавила ее. Она стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта скромность только возвысила ее в глазах поэта.
2 ведущий:
Позже он напишет: «Я полюбил ее. Голова у меня закружилась…»
1 ведущий:
Март и апрель прошли в сомнениях, колебаниях, нерешительности. Наконец в мае он обращается к Наталье Ивановне Гончаровой с просьбой руки ее дочери.
2 ведущий:
Ответ матери уклончив. Мгновение безумного восторга сменилось в поэте невыносимой тоской, погнавшей его прочь из города, в котором так близка и все же недоступна его любимая… Исполняется песня
Вадима ЕГОРОВА

«ЦЕЛУЮ ВАМ РУКУ»
Уместны цветы ли?.. Во все времена пребудут святые для нас имена. За отзвук их звука я - сам уже сед - целую Вам руку, целую Ваш след. Не каждому это дано на Земле - быть искоркой света в остывшей золе. За сладкую муку дарить этот свет целую Вам руку, целую Ваш след. Дней жалкие крохи остались душе, и зыбкий Ваш профиль прозрачен уже.
Предвидя разлуку на тысячи лет, целую Вам руку, целую Ваш след...
1 ведущий:
Завоевываемое Пушкиным счастье давалось ему нелегко.
2 ведущий:
Вернувшись в Москву. Он сразу бросился к Гончаровым, но встречен был более чем прохладно: Наталья Ивановна прослышала о многочисленных увлечениях поэта, дошли до нее слухи и о его политической неблагонадежности. Мать потребовала от дочери сдержанности.
1 ведущий:
Рассеянность и безразличие м-ль Натали лишили поэта мужества, и, не объяснившись, в полном отчаянии он уехал из Петербурга.
2 ведущий:
Мучительные переживания Пушкина претворились тогда в едва ли не самые проникновенные любовные строки, им когда-либо написанные:
Чтец:
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. (1829) ( Стихи в течение всего вечера исполняются под музыкальное сопровождение. В момент чтения прожектором высвечивается столик, покрытый длинной скатертью. На столе подсвечник со свечами – он «сработает» в финале программы. Чтец сидит за столиком, держа в руках томик стихов.)
1 ведущий:
Около двух лет тянулась история сватовства Пушкина.
2 ведущий:
Согласие было получено лишь в апреле 1830 года.
Чтец:
«Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой - она… почти моя… Никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтись без него… теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?»
1 ведущий:
Как печально поражает эта горестная недоверчивость Пушкина к возможности обыкновенного человеческого счастья! Для него, поэта с туманным и зыбким будущим. (Музыкальный переход. Громко звучит музыка, до этого служившая фоном.) ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
«БОЛДИНО. 1830 год»

3 ведущий:
В конце августа Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел перед свадьбой.
4 ведущий:
Уехал ненадолго – и застрял, окруженный холерными карантинами.
3 ведущий:
Три месяца ожидания, беспокойства за невесту, оставшуюся в
«зачумленной» Москве, три месяца уединения и необычайного, нечеловеческого творческого взлета…
4 ведущий:
Болдинская осень! Она изучена пушкинистами по дням, чуть ли не по минутам.
3 ведущий:
Мы же снова «просматриваем» ее – с точки зрения предстоящего Пушкину жизненного перелома – женитьбы.
4 ведущий:
Итак, осень 1830 года… Исполняется песня
Виктора ТРЕТЬЯКОВА

«ОСЕНЬ»
1.Когда часы двенадцать раз сыграют, Я зажигаю свечи в келье тесной. И вместе со свечами выгораю, Расплавившись в гармонии небесной. И музыка, как будто наважденье, Стекает мне в подставленные руки… Так происходит таинство рожденья, И ангелы слетаются на звуки. 2.Ночь за окном, но ты со мною рядом, И музыка теплом твоим хранима, И я солгать не смею даже взглядом, Поскольку так легко душа ранима. Ведь у Любви, как у свечи горящей, Такая же податливая мякоть. И мы грустим о жизни уходящей, Что, право, в пору ангелам заплакать. Что, право, в пору ангелам заплакать. 3.Часы пробьют и подведут итоги, Но музыка проиграна, как битва. И вот уже ложится нам под ноги Последняя осенняя молитва. Такая грусть лишь в это время года: Господь не зря мгновенья выбирает… И умирает осенью природа, Но… как она красиво умирает! Но… как она красиво умирает!
3 ведущий:
7 сентября Пушкин написал «БЕСОВ». Однажды в «михайловском» дорожном стихотворении «ДОМОВОМУ» он впервые высказал сокровенную мечту о том, что гораздо позже он назовет – обращаясь уже к жене – ДОМОМ, домашним очагом… И вот «Бесы». Те же тема и стилистика. Но сколько трагедии! (Стихотворение исполняется под музыкальное сопровождение). Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вон — теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой». Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали... «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?» Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин... Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне...


3 ведущий:
На пороге осуществления мечты о ДОМЕ он рисовал бесовскую свадьбу, пророчил гибель очага, смерть домового.
4 ведущий:
Получив согласие на брак, он словно приложил ухо к земле и услышал угрожающий гул. Тоска, хандра, черные мысли – отголоски этого гула, частые в письмах и стихах. Исполняется песня
Виктора КОЧЕТКОВА

«СКУКА В ДЕРЕВНЕ»
1.Скука в деревне. Стучат топорами, И рыбаки возвращаются с дамбы. Все развлеченья – следить вечерами За фитилем керосиновой лампы. Петь дифирамбы глухому соседу И наводить к его дочери шпалы. Или, все бросив, закутаться пледом И с головой окунуться в журналы. 2.Только не трогают сердце страницы, Глупый роман до конца не дочитан. Ах, героиня кончает в больнице! Как это глупо и нарочито. Только не греют ни лампа, ни шашни С глупой девицей не первого сорта. Скука в деревне. И тянутся пашни От подоконника до горизонта. 3.Скука с утра и до ночи по кругу. Не прерывается скучная стройность. Третьего дня хоронили старуху: Гроб, да с десяток ровесниц покойной. И хоронили без долгих напутствий. Тихо жила, пусть земля будет пухом. Может, немного прибавилось грусти? Впрочем, кто я ей? И что мне старуха?
4.Скука в деревне. И в ставни под вечер Не постучится ни гость, ни прохожий. Видимо, скукою дом мой отмечен. Видно, и я карантином обложен. За полночь взвоют цепные протяжно. И товарняк вдалеке им подтянет. Но неустанно стоит моя стража – Скука по сердцу царапнет когтями... 5.Ночью туман опускается с дамбы. И силуэты домов и растений Тонут. На свет керосиновой лампы Вновь выплывают горбатые тени. Все та же сила ведет мою руку, Все те же строки и все те же мысли. Я сам себе сочинил эту скуку. Просто живу и скучаю по жизни... Скука в деревне. Ныне и присно.
3 ведущий:
Из тисков тревоги, дурных предчувствий он вырывается в жизнь, в надежду.
Чтец:
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино - печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной. (1830) (На последних четырех строчках начинает звучать музыкальный фон. Постепенное крещендо. Недолгое самостоятельное звучание.)
4 ведущий:
Известны толки, будто Пушкин был опрометчив в выборе невесты и слишком уж пленился ее красотой. Так ли это?
3 ведущий:
Ведь женский идеал поэта достаточно известен – Татьяна. Достоинство, в свете – безукоризненность и сдержанность, в повседневной жизни – жена-друг. Помните? «Мой идеал теперь – хозяйка, мое желание – покой, да щей горшок…»
4 ведущий:
Именно этого соединения аристократизма и домашнего тепла ждет от своей будущей жены Пушкин. Например, поэту Плетневу он пишет:

Чтец:
«Ты не можешь себе вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат…»
3 ведущий:
А в момент дурного настроения делится с Н.И.Кривцовым:
Чтец:
«Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе, как обыкновенно живут. Счастья мне не было… В 30 лет люди обыкновенно женятся – я поступаю, как люди, и, вероятно, не буду раскаиваться…»
4 ведущий:
Не о недостатке любви говорят эти слова, но о трезвости выбора.
3 ведущий:
Бездомный всегда, даже в детстве, Пушкин собирался строить свой ДОМ. Он хотел настоящей семьи, с любимой женой и любимыми детьми.
4 ведущий:
До сих пор он был холост, свободен и ответствен лишь за самого себя. Достигнув вершин, на которых царит покой творческого всемогущества, он обязан был и в жизни остановиться и успокоиться, нравственно подтвердить эту высоту…
3 ведущий:
Прав был философ В.Соловьев, называя пушкинский брак родом АСКЕЗЫ.
4 ведущий:
Да, это так, если верить не сплетням, а стихам поэта – в них он не умел лгать – его лирика 30-ых годов страстно устремлена к строгости и целомудрию.
3 ведущий:
И выбор – с кем связать свою судьбу – он сделал безошибочно…
Чтец:
Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкой, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой; Прилежно в памяти храня Измен печальные преданья, Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня... Кляну коварные старанья Преступной юности моей И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей. Кляну речей любовный шепот, Стихов таинственный напев, И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот. (1830) (Музыкальный фон начинает звучать на последних строчках. По окончании чтения музыка начинает звучать громко как переход к следующей части.)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
«ДОМ»

1 ведущий:
Поэт не ошибся: его печальный закат был озарен улыбкой любви, большого личного счастья, к которому он так давно и так настойчиво стремился. (Презентация.)
2 ведущий:
Венчались Пушкин и Наталья Николаевна 18 февраля в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Вездесущий Булгарин, посетивший скромное торжество, не преминул заметить:
Чтец:
«Она прелестна, и они как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось».
2 ведущий:
Жизнь поэта будто озарилась непривычно радостным, светлым чувством.
Чтец:

«
Я женат – и счастлив… Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился».
1 ведущий:
(слайд-портрет Н.Н.Гончаровой): Он любил ее давно, но знал ли достаточно? Он верил, по-видимому, в то, что это юное и чистое создание привяжется к нему: ведь его любили многие. По-детски трогательно радуется он каждому доказательству того, что она его искренне любит.
2 ведущий:
“Женка моя прелесть не по одной наружности?” – сообщает он Плетневу.
1 ведущий:
Слова эти перекликаются с тем, что два года спустя он ласково напишет самой «женке»:
Чтец:
«Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица». (Отрывок из письма вучит на фоне музыки)
2 ведущий:
Писем Натальи Николаевны к мужу в распоряжении пушкинистов нет.
1 ведущий:
Зато сохранились письма поэта к жене.
2 ведущий:
Облик Натальи Николаевныможно восстановить, как бы ловя его отсветы в пушкинских строках.
Чтец:
«Вчера только успел отправить письмо на почту, получил от тебя целых три. Спасибо, жена».
1 ведущий:
Ее письма, вероятно, полны призывов, потому что он восклицает:
Чтец:
«Что, женка, скучно тебе? Мне тоска без тебя».
2 ведущий:
Долгое время существовало представление о Наталье Николаевне как о куколке, пустой светской даме, единственным делом которой были танцы на балу.


1 ведущий:
А как же пушкинские письма? Мы узнаем из них, что она ведет хозяйство, ведает расчетами, занимается детьми (а их четверо!).
2 ведущий:
Тема заботы друг о друге - одна из постоянных в письмах…
Чтец:

«
Я же все беспокоюсь, на кого покинул я тебя! На Петра, сонного пьяницу, который спит, не проспится… на Ненилу Ануфриевну, которая с тобой воюет… Ах, женка, душа! Что с тобою будет?»

1 ведущий:
Постоянно нежные, ласковые строки о детях:
Чтец:
«Что с вами? Здорова ли? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь…» «Прошу не баловать Машку, ни Сашку…» «Ты дурно сделала, что кормилицу не прогнала. Как можно держать при детях пьяницу, поверив слезам и обещаниям пьяницы? Молчи, я все улажу!»


2 ведущий:
Перечитываешь эти настойчивые вопросы и убеждаешься, что, несмотря на неустроенность, вечное безденежье, именно семья давала поэту то счастье, которого недоставало ему в молодости.
1 ведущий:
И милая, добрая Наталья Николаевна перед нами со всеми ее слабостями: балует Машу, не может прогнать кормилицу – жалеет. И пушкинское «молчи, я все улажу» совершенно очаровательно: он заранее пресекает все ее оправдания. Исполняется песня
Вероники ДОЛИНОЙ

«ПАСТОРАЛЬ»
1. Я развлечь вас постараюсь Старомодной пасторалью, От немецкой сказки в детской Веет пылью и теплом. Кто-то их опять читает И страницы не считает, И, незримы, братья Гриммы Проплывают за стеклом. Припев: "Если ты меня не покинешь, То и я тебя не оставлю" – К этой песенке старинной Я ни слова не прибавлю. 2. Там, на лаковой картинке, Ганс и Гретель посрединке, Умоляют под сурдинку: "Спой, хороший человек". Этот облик их пасхальный, Их уклад провинциальный В наш нелёгкий, в наш нахальный, В наш невинный, добрый век. Припев. 3.Но от этой сказки мудрой, Тонко пахнет старой пудрой, Ветер треплет Гретель кудри, Носит новые слова. Я сниму остатки грима, Что вы натворили, Гриммы? Вы-то там неуязвимы, Я-то здесь едва жива. Припев.
Я развлечь вас постаралась Старомодной пасторалью, От немецкой сказки в детской Веет пылью и теплом. Это я опять читаю, Я их очень почитаю, И, незримы, братья Гриммы Проплывают за стеклом.
1 ведущий:
Наталья Николаевна, как мы узнаем, вникает в издательские дела мужа, с ней, как ни с кем, он делится своими творческими планами. Если бы в его письмах и не было сказано: «Твое замечание о просвещении русского народа справедливо и делает тебе честь», - сам уровень пушкинских писем, сама серьезность их говорили бы о духовной высоте его избранницы.
2 ведущий:
Немалым испытанием были для семьи материальные трудности.
1 ведущий:
Непростым был и вопрос о старших сестрах Натальи Николаевны, живших в имении Полотняный завод.
2 ведущий:
Сначала Пушкин протестовал против предложения поселить девушек в его квартире, но со временем понял, как тоскуют они в глуши, с каждым годом теряя надежды на замужество. Хотя присутствие своячениц не очень радовало поэта, он, увидев в том неизбежность, принял их как родных.
1 ведущий:
Легко было дышать в пушкинском доме. Сестры не могли не почувствовать разницы и резкости нравственного перепада, попав сюда из-под власти деспотичной матери.
2 ведущий:
Пушкин простроил светлый, прочный ДОМ и вел его твердою рукой.
1 ведущий:
Семейные бури этот корабль вполне выдерживал.
2 ведущий:
Разбился он в совсем других штормах. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
«ДУЭЛЬ»

3 ведущий:
Жизнь Пушкина можно изучать год за годом. Но можно идти и другим путем, делая как бы горизонтальные срезы. Например, срез с 28 года, самого мрачного в жизни поэта.
4 ведущий:
Казалось, бы его должны порадовать литературные успехи: вышли в свет 4 и 5 главы «Евгения Онегина», напечатано второе издание «Руслана и Людмилы». Но нет прочной радости.
3 ведущий:
В стихотворении, которое он написал в день своего рождения, он спрашивает, зачем жизнь, «дар напрасный, дар случайный».
4 ведущий:
Летом Пушкина подвергают дознанию и грозят предать суду по двум политическим делам: за стихотворение «Андрей Шенье» и за «Гаврилиаду». Поэта вызывают на допросы…
3 ведущий:
Оба дела тянутся все лето. Правительственный сенат признает в сочинениях Пушкина «пагубный дух» и берет с него подписку, чтобы впредь он «никогда своих творений без разрешения и пропуска не осмеливался выпускать».
4 ведущий:
Отныне третье отделение следит за каждым его шагом.
3 ведущий:
Как же худо ему было! «Отеческие» заботы самодержца,
поставившего поэта по «дружеский» надзор Бенкендорфа, непонимание многими, в том числе и близкими друзьями, его поэзии, злословие критики об упадке пушкинского дарования…
4 ведущий:
Цензура его угнетала, но больше мучило другое: мыслью и творчеством он ушел далеко вперед, в грядущие столетия, и в своем веке ощущал страшное одиночество. Исполняется песня
Вероники ДОЛИНОЙ

«СВЕЧА»
1.Не гаси меня, свечу, Я ещё гореть хочу, Я жива ещё покуда, Не гаси меня, свечу. Не протягивай ладонь, Мой дружок прекрасный, Я пока храню огонь, Маленький, но ясный. А без света нет ночи, Без ночи нет света, Без поэта нет свечи, Без свечи – поэта. 2. Для бродячих моряков Маяков есть пламя, Я горящих мотыльков Маленькое знамя. Оттого так и хочу Я дожить до света: Не гаси меня, свечу, Я свечу поэту. Не гаси меня, свечу, Я свечу поэту.
3 ведущий:
Женитьба осложнила положение опального поэта. Царь решил, что семья может сыграть свою роль в «остепенении» Пушкина.
4 ведущий:
Когда будущая теща потребовала от поэта доказательств, что он не находится «на дурном счету у государя», Пушкину пришлось обратиться с письмом к Бенкендорфу, в котором прямо заявил, что его счастье зависит «от одного благосклонного слова царя».
3 ведущий:
Бенкендорф ответил:
Чтец:
«Его императорское величество с удовлетворением приняли известие о предстоящей женитьбе и при этом изволили выразить надежду, что вы хорошо испытали себя, перед тем как предпринять этот шаг…»
4 ведущий:
И, рядясь в овечью шкуру, от себя добавил:
Чтец:
«Его императорское величество соизволили поручить мне, не шефу жандармов, а лицу, коего он удостаивает своим доверием, - наблюдать за вами и настаивать своими советами…»

3 ведущий:
Поэта тонко, намеренно унижали. Но он нашел в себе силы пройти и через это.
4 ведущий:
В качестве свадебного подарка император позволил Пушкину напечатать его историческую трагедию «Борис Годунов».
3 ведущий:
«Остепенение» поэта продолжалось: царская чета решила приблизить к себе Наталью Николаевну. Великосветская красавица должна была стать украшением двора. Так хотел царь.
4 ведущий:
Чтобы Наталья Николаевна была допущена к балам для узкого круга, для этого, в соответствии с этикетом, царь пожаловал ее мужу придворное звание камер-юнкера. Это глубоко оскорбило Пушкина. Его, российского поэта, облачили в шутовской «полосатый кафтан», тем более на нем «неприличный» и «смешной», что камер-юнкерское звание давалось людям обычно совсем еще молодым. Ярость Пушкина была настолько велика, что друзья буквально «отливали его холодной водой».
3 ведущий:
Но еще большее негодование испытал поэт, когда узнал, что его письма к жене, глубоко интимные, просматриваются. «Жду от тебя письма, - пишет он жене. – Но будь осторожна. Вероятно, твои письма распечатывают». «Этого, - саркастически добавляет он, - требует государственная безопасность».
4 ведущий:
«Ух, кабы мне удрать на чистый воздух!» - этот мотив желанного бегства звучит во многих стихах поэта.
Чтец:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. (1834) Исполняется песня
Вадима ЕГОРОВА

«ПЕРСПЕКТИВА В СТИЛЕ «РЕТРО»
Утехи плоти надоели. Дурит погода. Мне тридцать пять. И до дуэли всего два года. Не юн, не резок, не бедов, сижу - итожу: сменился год, а Бенкендорф остался тот же. Плетет узилище паук для мошки юркой. Ему что кандидат наук, что камер-юнкер. А впрочем, так ли он и плох?.. Он, как и встаре, лишь рычажок в руках эпох
и государей. Пуржит и вьюжит. И вдали несутся бесы. Моей курносой Натали не до Дантеса. Она своей планиды плуг влачит послушно. Ни нянек у нее, ни слуг - семья да служба. Все меньше истинных побед перо мне дарит. Зато мы званы на обед у государя. Там платьев шелест. Сабель звон. Там каждый - Цезарь. Там надо всем и в каждом он - мой царь и цензор. Его сметет посмертный рой судов суровых, а зря: он лишь играет роль - свою, цареву. Он мне сует открыл тщету, он лаской дарит, и я на неплохом счету у государя... Жизнь истончившейся паутинкой скользит по датам. Взрослеют дети. До поединка рукой подать уж. Ах, женка, женка, - небось, обрыдла любовь поэта? На жженье света, на ржанье быдла - плевать на это. Что нам судилище людское: укол - не боле. А коли быть тебе Ланскою - так Божья воля...
3 ведущий:
Ему хочется спокойно творить. Он официально просит царя об отставке. «Отпустил бы лишь меня восвояси!» - пишет жене.
4 ведущий:
Но «восвояси» поэт отпущен не был. «Лучше, чтобы был на службе, - высказывается Бенкендорф, - нежели предоставлен самому себе».
3 ведущий:
Насильственно обряженный в камер-юнкерский мундир, зажатый тисками служебного плена, Пушкин записал в дневник: «Чуть было не поссорился с двором – но все перемололось. Однако, мне это не пройдет…»
4 ведущий:
Как чувствовал! Скрытый заговор уже зрел: чем больше, против своей воли, Пушкин вовлекался в сферу придворно-великосветской жизни, тем больше
становилось у него врагов, крайне опасных, влиятельных.
3 ведущий:
Они нанесли ему удар в самое сердце: по домашнему очагу, так бережно им охраняемому, принесшему ему счастье.
4 ведущий:
Увы, погибельное… Исполняется песня
Александра РОЗЕНБАУМА

«ПО СНЕГУ, ЛЕТЯЩЕМУ С НЕБА»
1.По снегу летящему с неба, Глубокому белому снегу, В котором лежит моя грусть, К тебе, задыхаясь от бега, На горе своё тороплюсь. Под утро земля засыпает И снегом себя засыпает, Чтоб стало кому-то тепло. Лишь я, от тоски убегая, Молю, чтоб меня занесло. И каналы тянут руки серые ко мне, И в ладонях их уже не тает белый снег, И в ладонях их уже не тает белый снег. 2. Сыграйте мне, нежные скрипки, Светает, написан постскриптум, И залита брешь сургучом. Пора, грянет выстрел и, вскрикнув, Я в снег упаду на плечо. Хочешь, эту песню не слушай, Дверью хлопну, легче не станет, Только не бередь мою душу, Только не тревожь мои раны. Снова с неба падают звёзды, Снова загадать не успею, Жить мне вроде бы и не поздно, Только просто так не сумею. И каналы тянут руки серые ко мне, И в ладонях их уже не тает белый снег. И в ладонях их уже не тает белый снег.
5 ведущий:
В 1830 году в великосветских салонах заблистал молодой красавец француз Дантес. Дантес эмигрировал в Петербург с голландским посланником Геккерном.
6 ведущий:
Прошло гостиным Петербурга поползли слушки о настойчивых ухаживаниях самого модного из мужчин –Дантеса за самой красивой женщиной – Пушкиной.
5 ведущий:
Двор пристально наблюдал за этим «романом», но надежды на то, что Дантесу удастся обольстить жену Пушкина и тем самым нанести поэту жестокий удар, не оправдались.
6 ведущий:
И вот тогда выступил на первый план вернувшийся из-за границы
Геккерн. Ловкого и злобного, его ввели в курс дела. К удивлению многих, тот прежде всего официально усыновил своего любовника и стал самолично сводить его с Пушкиной.
5 ведущий:
Созрел воистину дьявольский план. Утром 4 ноября 1836 года поэт получил по почте пасквильный «диплом» «светлейшего ордена рогоносцев» под председательством магистра Нарышкина. Возможно, в первый момент Пушкин воспринял это как намек на связь Натальи Николаевны с Дантесом. На следующий же день, 5 ноября, он послал Дантесу вызов на дуэль.
6 ведущий:
Но уже к 6 ноября Пушкин, с его острым умом и превосходной исторической осведомленностью, понял весь напитанный ядом смысл пасквиля и одновременно догадался, от кого он исходит. Жена Нарышкина была любовницей старшего брата Николая покойного Александра I, поэтому избрание Пушкина помощником Нарышкина указывало на подобную же участь поэта – связь его жены с Николаем.
5 ведущий:
Отсюда вытекал еще более отвратительный намек. Высокопоставленным «рабам и льстецам» было хорошо известно, что денежные дела поэта, не отпускаемого от двора, все более запутываются. Ему приходилось обращаться к царю с просьбами о ссудах и получать их. Он, бичующий в своих стихах тех, кто низкой ценой получал высочайшие милости, сам строил на этом свою «фортуну» - более гнусного и тяжкого оскорбления нельзя было придумать.
6 ведущий:
Поэтому Пушкин в тот же день, 6 ноября, обратился к министру финансов с заявлением, что желает заплатить свой долг казне «сполна и немедленно», предлагая в уплату выделенную ему часть Болдинского имения. И занялся поиском секунданта… Исполняется
«ПЕСЕНКА О ДУЭЛЯХ»

(Леонид ФИЛАТОВ – Владимир КАЧАН)
1. Не важно то, что вас нечаянно задели. Не важно то, что вы совсем не из задир. А важно то, что в мире есть ещё дуэли, На коих держится непрочный этот мир. 2. Не важно то, что вы в итоге не убиты. Не важно то, что ваша злость пропала зря. А важно то, что в мире есть ещё обиды, Прощать которые обидчику нельзя. 3. Не важно то, что вас мутит от глупой позы. Не важно то, что вы стреляться не мастак. А важно то, что в мире есть ещё вопросы, Решать которые возможно только так. 4. Не важно то, что для дуэли нет причины. Не важно то, что ссора вышла из-за дам. А важно то, что в мире есть ещё мужчины, Которым совестно таскаться по судам.

5 ведущий:
Геккерн запаниковал. Ведь он и те, кто за ним стоял, рассчитывали, зная об «африканском» темпераменте Пушкина, натравить поэта на царя.
6 ведущий:
Расчеты оказались спутаны. Геккерн бросился к Пушкину, заклиная его взять вызов обратно. Крайняя растерянность посла только убедила поэта в причастности Геккерна к диплому.
5 ведущий:
А тот придумал неожиданный ход: Дантес якобы на самом деле увлекся старшей сестрой Натальи Николаевны Екатериной (а та, надо сказать, была страстно увлечена Дантесом), Дантес женится на Екатерине Гончаровой, а значит, драться с ним и нет оснований. Все это было шито белыми нитками, но Пушкина вполне устраивало, т.к. восстанавливало репутацию его жены.
6 ведущий:
Кстати, а что жена? Ведь многие пушкинисты пишут, что она кокетничала с Дантесом, поощряла его, потеряла голову.
5 ведущий:
В семейном архиве Геккернов сохранилось письмо Дантеса к своему так называемому отцу:
Чтец:
«Она сказала: «Я вас люблю, как никогда не любила, но не требуйте от меня ничего больше моего сердца, потому что все остальное принадлежит не мне, и я могу быть счастливой лишь соблюдая свой долг, пожалейте меня…» - и, знаешь ли, я упал бы к ее ногам, если бы мы были одни…»
6 ведущий:
Как это напоминает ответ Татьяны Онегину!
5 ведущий:
А повода сомневаться в достоверности приводимых слов нет: письмо предназначалось только для Геккерна, вряд ли Дантес был неискренним.
6 ведущий:
Может, увлеклась. Но кто откажет ей в преданности поэту? Через два месяца после рождения дочки Наташи, в разгар ее, условно говоря, романа с Дантесом, она пишет письмо брату и просит помочь материально:
Чтец:
«Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать ночами, и следственно, в таком настроении не в состоянии работать… чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна…»
5 ведущий:
В этих строках светится то прекрасное, что Пушкин любил в ней более ее прекрасного лица. Исполняется песня
Вероники ДОЛИНОЙ

«ПОЗВОЛЬТЕ БЫТЬ ВАМ ВЕРНОЙ»
1. Не всё же мне девчонкой быть Изменчивой и скверной! Позвольте мне Вас полюбить, Позвольте быть Вам верной! Я знаю, как я поступлю, - Толкуйте, как причуду : Позвольте, я Вас полюблю, Позвольте, я Вас полюблю, Позвольте, верной буду. 2. О, наше женское житьё - Забавнейшая штука.
Мужей питьё, детей нытьё - Наука нам, наука! Но как мне хочется унять Свой голос музыкальный... Позвольте Вам не изменять, Позвольте к Вам не применять Сей меры радикальной. 3. Не стану Вас обременять Любовию чрезмерной. Позвольте Вам не изменять, Позвольте быть Вам верной. Мы будем жить и не тужить Уж до ста лет, наверно. Позвольте только с Вами жить, Позвольте только с Вами жить, Позвольте быть Вам верной!
5 ведущий:
Веря в «ангела-женку» и в то же время отдавая себе отчет в ее увлечении, поэт боролся за сердце любимой. Спустя некоторое время после вынужденной женитьбы Дантеса Пушкин пишет Геккерну письмо, в котором обвиняет посла в сводничестве и бесчестии. Достается и Дантесу:
Чтец:
«Я заставил вашего сына играть роль столь потешную и жалкую, что моя жена, удивленная такой пошлостью, не могла удержаться от смеха, и то чувство, которое. Может быть, и вызывала в ней эта великая страсть, угасло в отвращении самом спокойном и вполне заслуженном…»
6 ведущий:
Он является к графу Соллогубу, который должен был быть его секундантом, и читает ему письмо. «С сыном покончено… Вы мне теперь старичка подавайте»,- добавляет поэт.
5 ведущий:
Весть о намерениях Пушкина, несомненно, дошла до Геккерна. Карта его была бита. Речь теперь шла не о карьере Дантеса, а о крушении его собственного положения.
6 ведущий:
Оставался единственный способ обезвредить поэта: уничтожить его физически.
5 ведущий:
Дантес с вызывающей наглостью возобновил ухаживания за Натальей Николаевной, что было явной провокацией.
6 ведущий:
Пушкин отправляет Геккерну читанное когда-то Соллогубу письмо.
5 ведущий:
Геккерн показывает письмо Дантесу.
6 ведущий:
Дантес вызывает Пушкина на дуэль.
5 ведущий:
Круг замыкается. Исполняется
«РОМАНС ПО ПУТИ НА ЧЕРНУЮ РЕЧКУ»

Вадима ЕГОРОВА
Перекрести меня, Наталья, - еще не явь, уже не тайна, что наши скрещены пути.
Легла дорога на дорогу... Надолго ли - известно Богу. а наш удел - по ней идти. а наш удел - по ней идти. И нам загадывать не надо, куда она - к вратам ли ада или к заоблачным вратам. Какая разница, ей-Богу! Ведь главное - обресть дорогу и до ворот дойти. А там поймем, уже не так ретивы, что бытие неотвратимо свои вращает жернова, и нам скрипят они, Наталья, что жизнь - она всегда летальна, а смерть - она всегда жива.
5 ведущий:
Сани, уносившие Пушкина и его секунданта Данзаса, спустились на невский лед. «Не в крепость ли ты везешь меня?» - шутливо спросил поэт.
6 ведущий:
«Через крепость на Черную речку самая близкая дорога», - ответил Данзас.
5 ведущий:
Как он был прав! Дорога, которая привела Пушкина на Черную речку, пролегала через Петропавловскую крепость!
6 ведущий:
Через 20 лет после поединка Данзас пытался найти это роковое место. Но только в сказке братьев Гримм можно найти дорогу по белым камушкам.
5 ведущий:
По красным звездам крови на белом снегу - не запомнить… Исполняется песня
«ИТАК, ОГЛАШЕНЫ УСЛОВИЯ…»

(Леонид ФИЛАТОВ – Владимир КАЧАН)
Итак, оглашены условия дуэли И приговор судьбы вершится без помех, А Пушкин, словно он забыл о страшном деле, Рассеяно молчит и щурится на снег. Куда ж они глядят, те жалкие разини, Кому, по их словам, он был дороже всех, Пока он там стоит один во всей России, Рассеяно молчит и щурится на снег. Мучительнее нет на свете наказанья, Чем видеть эту смерть, как боль свою и грех, Он и теперь стоит у нас перед глазами, Рассеяно молчит и щурится на снег. Пока еще он жив, пока еще он дышит, Окликните его, хотя бы через век. Но будто за стеклом, он окликов не слышит. Рассеяно молчит и щурится на снег.

5 ведущий:
Он не стал убийцей, о чем простодушно жалеют некоторые и от чего он заклял себя еще в 6-ой главе «Онегина». В той судьбе, которую он выбрал, была логика, не допустившая его до этого. Защищая честь своей семьи, свое достоинство дворянина и русского поэта, он не убил, а погиб сам.
6 ведущий:
Смертельно раненного Пушкина секунданты ведут к саням. Примчавшийся к месту дуэли Геккерн отдает ему свою карету. В карете врага поэт проделывает свой последний путь к дому.
5 ведущий:
Наталья Николаевна слышит поспешные шаги внизу, сердце ее замирает в тревожном предчувствии. Дверь открывается без предупреждения, и возникший в ее проеме Данзас, в расстегнутой верхней одежде, взволнованно, прерывающимся голосом говорит: «Наталья Николаевна! Не волнуйтесь! Александр Сергеевич легко ранен».
6 ведущий:
Она бросается в прихожую, ноги ее не держат, сквозь пелену уходящего сознания видит: камердинер Никита несет Пушкина в кабинет, прижимая к себе, как ребенка. «Все будет хорошо», - одними губами говорит Пушкин…
(
Начинает звучать музыкальный фон. Остальной текст – на фоне музыки.)
5 ведущий:
Силы медленно уходили. Он не хотел стонать, несмотря на страшную боль, чтобы не испугать родных.
6 ведущий:
Друзья говорили потом, что в те моменты Пушкин сотворил с ними чудо: он примирил их со смертью.
5 ведущий:
Умирая, он составил список неуплаченных долгов и подписал его.
6 ведущий:
Раздал памятные ему перстни друзьям.
5 ведущий:
Просил передать Николаю I его просьбу заступиться за Данзаса.
6 ведущий:
Отказался от предложенной Данзасом мести своему убийце. «Мир, мир…» - сказал, потому что умирать со злобой в душе не мог.
5 ведущий:
Арендт, придворный врач, видавший всякое, был потрясен мужеством поэта. Он сказал: «Для Пушкина жаль, что он не был убит на месте, потому что мучения его невыразимы, но для чести жены его – счастье, что он остался жив. Никому из нас, видя его, нельзя сомневаться в невинности ее».
6 ведущий:
Рассказывают, что в каждом промежутке между приступами боли он призывал жену и старался утешить ее, повторяя, что никогда, ни на минуту не лишал ее своего доверия и любви… Исполняется песня
Бориса ВАЙХАНСКОГО

«ОСТАНЬСЯ ХОТЬ ТЕНЬЮ»
Останься хоть тенью, хоть ветром, Хоть облаком над головой, Далеким несбыточным светом, Простой придорожной травой... Будь самой мучительной болью - Такой, что не в силах вдохнуть, Но только будь рядом со мною. Ты слышишь?! Пожалуйста, будь!
Такая ничтожная малость Вся жизнь - как дыханье одно. Ах, только б надежда осталась! А большего мне не дано. Владея звездой голубою - Кусочком земного огня, Позволь мне быть рядом с тобою Всю жизнь - до последнего дня!
5 ведущий:
Пушкин умирал…
6 ведущий:
А в это время совершалось чудо. У квартиры поэта на Мойке собралась толпа.
5 ведущий:
Она стояла стеною под окнами, занавешенными густыми шторами, ожидая известий о НЕМ, пока ОН боролся со смертью.
6 ведущий:
Петербуржцы брали извозчиков, давая адрес коротко: к Пушкину!
5 ведущий:
Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии здоровья поэта.
6 ведущий:
И люди не уходили, надеясь на чудо, не зная. Что отдают народному поэту России последние почести. Исполняется песня
Вадима ЕГОРОВА

«ТЕНИ НА МОЙКЕ»
(Пока звучит песня, все участники постепенно появляются на сцене, и каждый зажигает свою свечу…) Возле Пушкинского дома, что на Мойке, где уже на парапете снег белеет, птицы стихли и прохожие умолкли, и молчат себе, и прах его лелеют. Экскурсанты даже дышат втихомолку, еле слышные вопросы задавая, а по Пушкинскому дому, что на Мойке, ходят тени и живых не задевают. Ходят тени. стонут тени, плачут тени... Им, теням, от этой боли нету мочи. И скупые о здоровье бюллетени тень Жуковского вывешивает молча. Не чинов во имя и не ради денег, от бессилия на Господа пеняя, докторов его беспомощные тени все снуют вокруг него и лед меняют. Та, которой был сражен и очарован, та, с которой невесомы все тенета, тень Натальи Николавны Гончаровой на кушеточке лежит у кабинета,
и какая б его боль ни обуяла, что б ни грезилось ему в предсмертной дали, умирающий укрыт, как одеялом, сухопарой и сутулой тенью Даля. Мукой пушкинской объята и ведома, не снимая эту горькую осаду, тень толпящихся у Пушкинского дома полтора столетья мерзнет у фасада. И, забрызганная пушкинскою кровью, света пушкинских окон не омрачая, николаевская тень лежит на кровле, но ее уже никто не замечает... (Свечи, зажженные в течение исполнения. Гаснут. Горит одна свеча. Стучит сердце (метроном). Удары становятся все медленнее. Последний удар. Тишина. Свеча гаснет. Музыка: трагедия и свет.) (Все участники на сцене. Концовка звучит «по цепочке».) Умирая, Пушкин завещал друзьям защищать жену: «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском». «Мнение людское», как и предчувствовал поэт, все сделало для того, чтобы имя Натальи Николаевны было окружено холодом враждебного осуждения. И так странно, что долгие годы судьба Натальи Николаевны после смерти Пушкина не интересовала почитателей таланта поэта… Она настояла, чтобы Пушкина положили в гроб в обычном костюме, а не в камер-юнкерском «кафтане», чем вызвала недовольство царя. Она хлопотала перед Опекой о выкупе села Михайловского, надеясь водить «сирот на могилу их отца и утверждать в юных сердцах их священную его память». Она боролась с нищетой, даже когда силы уже оставляли ее. Она приняла от Пушкина заботу о будущности детей как завещание. Мягкая и покорная, эта женщина становилась настойчивой и непреклонной, когда касалось защиты интересов ее детей. За годы вдовства она имела достаточно претендентов на свою руку, но отвергала и самых блестящих, говоря: «Кому мои дети в тягость, тот мне не муж»… Пока не встретила Ланского. Второе замужество… Многим хотелось бы, чтобы Наталья Николаевна оставалась верна Пушкину навсегда. Это романтично, но не жизненно. Она осталась вдовой в 24. Сам поэт просил ее носить траур два года и выйти за порядочного человека. Не будем же осуждать ее за то, что она решила опереться на мужскую руку, чтобы поднять детей и составить чье-то счастье. И уж совсем не виновата она перед памятью поэта в том, что во втором браке была счастлива. До самых последних дней своих каждый год в зловещие январские дни затаенная грусть витала над Натальей Николаевной Ланской. Она удалялась от всяких развлечений и только в молитве искала облегчения страдающей душе. Исполняется песня
Григория ГЛАДКОВА


«ВДОЛЬ МОЙКИ»
Пойдём же вдоль Мойки, вдоль Мойки, У стриженых лип на виду, Глотая туманный и стойкий Бензинный угар на ходу, Меж Марсовым полем и садом Михайловским, мимо былых Конюшен, широким обхватом Державших лошадок лихих. Пойдём по дуге, по изгибу, Где плоская, в пятнах, волна То тучу качает, как рыбу, То с вазами дом Фомина, Пойдём мимо пушкинских окон, Музейных подобранных штор, Минуем Капеллы широкой Овальный, с афишами, двор. Потом через Невский, с разбегу, Всё прямо, не глядя назад, Пойдём, заглядевшись на реку И Строганов яркий фасад, Пойдём, словно кто-то однажды Уехал иль вывезен был И умер от горя и жажды Без этих колонн и перил. Пойдём же по самому краю Тоски, у зелёной воды, Пойдём же по аду и раю, Где нет между ними черты, Где памяти тянется свиток, Развёрнутый в виде домов, И столько блаженства и пыток, Двузначных больших номеров. Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки…


В раздел образования