Напоминание

"История развития системы образования на территории Отрадненского образовательного округа" Царькова Вера Васильевна "Трудно ли быть директором школы…"


Автор: Царькова Наталья Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка
Населённый пункт: Самарская обл., Кинель-Черкасский р-он с. Кротовка
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "История развития системы образования на территории Отрадненского образовательного округа" Царькова Вера Васильевна "Трудно ли быть директором школы…"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Кротовка муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области Исследовательская работа «История развития системы образования на территории Отрадненского образовательного округа» Царькова Вера Васильевна «Трудно ли быть директором школы…» Выполнила: Царькова Н.О., учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
2 2016 год Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. История рождения железнодорожной школы №47………………………………………...5 2. От ученицы до директора школы……………………………………………………………6 3. Школа во времена Царьковой Веры Васильевны…………………………………………..7 4. Вера Васильевна – мастер своего дела…………………………………………………… 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………13 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………….14
3 ВВЕДЕНИЕ Учитель… Что стоит за этим привычным словом? Учитель это отличный психолог, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Учитель должен сам постоянно учиться. Быть Учителем – значит нести свет знания, дарить душу и сердце детям, воспитывать Человека и формировать Личность, творить и совершенствоваться, учить и учиться! Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть, но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым. Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего, есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям и справедливости, в какой бы части света не проживал ученик.
Цель работы:
Выявление критериев необходимых для успешной работы директора школы.
Основные задачи исследовательской работы:
- показать результативность работы Царьковой Веры Васильевны в качестве директора школы.
Методы исследования:
- Работа с документами школьного музея. - Беседа с коллегами Царьковой В.В. и выпускниками школы №47 - Обращение в архив школы для сбора информации. - Беседа с жителями села. - Интервью (видео) с учителями и выпускниками школы. Выбранная мной тема «Трудно ли быть директором школы» актуальна, так как рассматривает основы личности руководителя.
Объект исследования:
педагогический коллектив.
Предмет исследования:
личностные качества руководителя и его влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.
4
Гипотеза

исследования:
эффективность управления школой будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю. Для написания работы я проанализировала документы, фотографии из семейного архива, газетные статьи. Ценным источником для написания работы послужили воспоминания учителей, которые начали свою педагогическую деятельность в то время, когда директором школы была Царькова Вера Васильевна.
Актуальность исследовательской работы
Государство принимает различные меры для поднятия престижа учительской профессии и для привлечения в школу талантливой молодёжи, однако, данная профессия остаётся малопривлекательной для молодого поколения. Сегодня в российском обществе стоит проблема повышения престижа профессии учителя.
Гипотеза:
Автобиографические сведения об учителях, личные качества каждого, трудовые дела являются положительным примером в воспитании подрастающего поколения. Воспитание молодежи на примерах истории, приобщение её к опыту предшествующих поколений, является основным условием формирования истинного гражданина - патриота своего Отечества.
Методика проведения исследовательской работы
Основным методом исследования является беседа с родственниками, коллегами директора школы по работе, бывшими учениками. Прежде всего, я беседовала с учителями нашей школы, работавшими под руководством Веры Васильевны и с выпускниками нашей школы №47.
5
История рождения железнодорожной школы №47
Кротовскаяжелезнодорожная школа свою деятельность начала как школа грамоты с 1 октября 1903 года при станции Кротовка Самара – Златоустовской железной дороги. Здание было барачного типа, очень ветхое. Содержалась школа на средства служащих станции Кротовка и железнодорожного участка №3. Обучалось в школе 29 мальчиков и 31 девочка - все православны. Все в 1906 году окончили школу с правом на льготы: 6 мальчиков и 6 девочек со свидетельством об окончании церковно-приходской школы. Учительницей была Екатерина Ивановна Невская. Попечителем – начальник Кротовского участка пути Дитрих Константин Константинович. С созданием в Кротовке в 19935 году районного центра и увеличением количества жителей села школа стала мала. Поэтому в 1935 году решением Куйбышевского исполнительного комитета, возглавляемого председателем Пылициным, было решено к железнодорожной школе пристроить 2-ой этаж из материалов Чёрновской церкви. Для этого 50% средств выделила железная дорога, а остальные деньги выделил район из средств самообложения. Школу строили всем миром, привлечены были общественность, колхозники. Постройку школы закончили к августу 1935 года, и школа стала средней. К 1940 году в школе обучалось 620 человек, а учителей было уже 22 человека. Школа принимала активное участие по сбору металлического лома, который шёл на строительство танковых колон «Куйбышевский железнодорожник», «Юный пионер». Школьники участвовали в сборе теплых вещей для армии, детских домов, госпиталя, оказывали шефскую помощь продуктами питания. Благородный труд учителей был отмечен правительством. Так, многие учителя железнодорожной школы в 1949 году были награждены орденами и медалями: Козлова А.Т., Романова Н. П., – орденами Ленина, Скворцова Н.К., Прядкина Т.И., Николаев Н.М., Николаев М.М., Денисова А.П., Камина М. В., Одынец М.И., Гриневич П.Г., Кипарисов С.Н., – работавший в годы войны директором школы – медалями. 1.09.56 года на базе средней школы №47 с. Кротовка открывается школа-интернат на 90 человек. Директором школы назначается Секретарев Иван Алексеевич. В 1967 году в школу пришел Трухов Д.В., который с помощью бывшего ученика школы зам. министра нефтяной промышленности Кремнева В.И. пристроил к зданию интерната еще одно здание. В 1975 году при школе открыт музей «Боевой славы» по инициативе учителей и директора школы. За хорошую работу в деле воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма Трухову Д.В. в 1985 году присвоено звание «Заслуженного учителя РФ».
6 В 1985 году Трухов Д.В. ушёл на заслуженный отдых, и его сменила на посту директора школы Царькова В.В.
От ученицы до директора школы
Царькова Вера Васильевна родилась 28 ноября 1946 г в селе Георгиевка Кинельского района Куйбышевской области, в семье служащих. В 1951 году Царькова Вера пошла в 1 класс в Свободскую начальную школу. Затем была переведена в Георгиевскую среднюю школу. По окончании 7 класса её родители переехали в Кротовку, где она поступила в 8 класс Кротовской средней школы. В школе она была активной, инициативной, целеустремлённой девочкой. В трудовом лагере Веру назначали бригадиром. Вера принимала активное участие в работе Комсомольской организации. Всегда была в центре внимания. В 1965 году Вера заканчивает 11 классов Кротовской средней школы и поступает в Куйбышевский педагогический институт на заочное отделение. В 1967 году на конкурсной основе её приняли на работу в Кинель - Черкасскую школу №1 старшей пионерской вожатой. В 1970 году она была принята на должность заведующей школьным отделом в Кинель- Черкасский райком комсомола. В 1972 году была переведена секретарём учащейся молодёжи Кинель - Черкасского райкома ВЛКСМ. В 1978 году Царькова Вера Васильевна переведена директором Кротовской санаторно-лесной школы, где проработала до 1985 года. Эта школа была для детей с ослабленным здоровьем. Их не только обучали, но и лечили. Вера Васильевна была самым молодым членом коллектива. Вместе с ней работали опытные педагоги воспитатели: Яковлева Нинель Васильевна, Неретина Юлия Николаевна, Начарова Александра Алексеевна, Новикова Вера Яковлевна, Крюкова Валентина Витальевна, Филатова Валентина Васильевна и др. Вера Васильевна выражает огромную благодарность своим наставникам, которые делились своим опытом и помогали разобраться в трудных ситуациях, возникающих в работе: Шуниной Валентине Николаевне, директору Кинель - Черкасской школы №1 Верёвкиной Валентине Алексеевне, секретарю райкома партии Хмырову Василию Ивановичу, заведующей Кинель- Черкасского РОНО Ашрапову Ивану Трофимовичу, Стороженкову Александру Николаевичу. Много сил и внимания Вера Васильевна уделила хозяйственной части этой школы. Школа была на хорошем счету. В связи с тем, что школе требовался большой капитальный ремонт, по решению областного отдела образования она была закрыта и Вера Васильевна была переведена директором в Кротовскую железнодорожную школу № 47.
7
Школа во времена Царьковой Веры Васильевны
Мы все привыкли к тому, что главной фигурой в школе принято считать учителя. Много слов благодарности, уважения сказано в его адрес. Но мне все же хочется отметить, что еще более значительную роль в школе играет директор. Он, как дирижёр оркестра, определяет все то, что связано с целостностью учебно-воспитательного процесса, организацией условий, культуры взаимоотношений и возможностью творческой реализации каждого ученика школы. Действительно, от первого лица в школе зависит очень многое. Директор школы оказывает существенное влияние на всё, что в ней происходит: какие учителя будут работать с детьми, какая атмосфера будет в классах и на переменах. Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Итак, руководитель, если он стремится быть одновременно и неформальным лидером, должен решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе. 40 лет Вера Васильевна, словно опытный дирижер, управляет школьным оркестром. Садясь в директорское кресло, она имела немалый опыт работы в комсомоле и бывшей тогда в Кротовке санаторно-лесной школе. Впрочем, сидеть Вере Васильевне не приходится. Она всегда на ногах, всегда в курсе всех событий и всегда впереди. Как опытный капитан, ведет за собой коллектив, заряжая его свойственным ей оптимизмом и напором. Её нельзя назвать человеком спокойным и покладистым. Каждый в коллективе знает, Вера Васильевна может быть жёсткой и предельно требовательной, может так прикрикнуть, что «мороз по коже пройдёт». Но никогда она не держит зла на сердце, никогда не станет мстить за промахи и ошибки коллег. А когда необходимо – проявит такое участие к судьбе каждого, так поддержит в трудную минуту, вдохновит и воодушевит, что у людей просто крылья вырастают. Вера Васильевна – прекрасный психолог и знает свой подход к каждому учителю и ученику. Ей достаточно лишь взгляда, чтобы определить, что за человек перед ней и как наладить контакт с ним. Это и помогает Вере Васильевне даже в самых непростых ситуациях всегда держать
8 ситуацию под контролем, и обходиться без каких бы то ни было конфликтов с педагогами, родителями. Вера Васильевна всегда стремилась, чтобы школьная жизнь была интересной и разнообразной. В коллективе зародилось много добрых традиций, сохранившихся до сих пор: совместное празднование Нового года, Дня учителя, 8 марта, встреча с выпускниками, празднование дней рождений, проводы на пенсию. Вера Васильевна была энергичным руководителем с неисчерпаемым запасом трудолюбия и работоспособности, она прилагала большие усилия для достижения благополучия и комфортной атмосферы в коллективе, всегда готова была оказать поддержку: профессиональную, юридическую, дружескую. Она всегда была готова помочь, подсказать, научить. Вера Васильевна была не просто директором школы – она была заботливой хозяйкой, которая во всё вникала, не отмахивалась от проблем, брала на себя ответственность. С приходом в школу Веры Васильевны начинает формироваться стабильный деятельный педагогический коллектив. Не напрасно говорят, что не место красит человека, а человек место. Школа в те годы была не привлекательна внешней стороной, холодная, в селе были проблемы с транспортом и светом, но как повезло ей на добрых и замечательных учителей. Добрые души, чуткие сердца, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь – такова суть их педагогического призвания. Большая заслуга в этом директора железнодорожной школы №47 Царьковой Веры Васильевны. Нельзя сказать, что сосредоточение под одной крышей невероятного числа творческих, талантливых и преданных своей профессии людей было чистой случайностью. Конечно же, коллектив формировался усилиями руководителя, которая без лакмусовой бумаги безошибочно определяла, нужен ли её школе этот или другой человек. Впрочем, если случайный человек и оказывался в этих стенах, он сам не выдерживал заданного темпа работы, терялся на общем ярком фоне. Вера Васильевна умело строит учебно-воспитательный процесс, передавая свой опыт и знания молодым учителям школы. В 90е годы наша школа занимала престижные места в различных соревнованиях, была награждена дипломами и грамотами. Самой яркой визитной карточкой железнодорожной школы №47 был и остается музей Боевой Славы. Он был открыт 7 мая 1975 года благодаря усилиям директора школы, ветерана Великой Отечественной войны «Заслуженного учителя школы РФ Дмитрия Васильевича Трухова, Галины Леонидовны Сырых и многих поколений юных следопытов. Музей награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.
9 В школьном дворе заложена Аллея Славы, установлен памятник выпускникам и ветеранам 37 – го корпуса. Работа музея Боевой Славы была признана лучшей в области. Ветераны педагогического труда, те, кто стояли у истоков создания музея, те, кто сами создавали историю школы – теперь наши незаменимые друзья и помощники. Они проводят уроки истории школы, участвуют в краеведческих чтениях, помогают собирать и систематизировать поисковый материал, принимают участие в организации и проведении встреч выпускников. Музей занимает важное место в жизни учащихся и выпускников школы. Сюда приходят первоклассники на свой первый урок, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни. Музей истории школы – наша гордость. О школе и музее говорят с любовью те, кто когда-то здесь учился, кто приводил и приводит учиться своих детей и внуков. О каждом из коллег Вера Васильевна может говорить беспрестанно, перечисляя его победы и достижения. Их очень много. К примеру, в какой ещё из школ района встретишь сразу двух лауреатов профессионального конкурса «Учитель года»?! Здесь они есть – победитель районного конкурса «Учитель года - 2000» Александр Николаевич Мальцев и всероссийского конкурса «Учитель года – 2001» Наталья Алексеевна Брыкина. В школе работают один «Заслуженный учитель школы РФ» (А.Н. Мальцев), три «Почётных работника общего образования РФ» (В.В. Царькова, Н.А. Брыкина, Н.П. Борисенко), «Почётный железнодорожник РФ» (Н.А. Брыкина). Учащиеся школы – неоднократные призёры районных и окружных олимпиад; участники, лауреаты и призёры областных и Всероссийских конкурсов. В истории любой школы есть особая страничка – «Выпускники – медалисты». Выпускниками школы было получено 45 золотых и 80 серебряных медалей. Такие достижения закономерны, потому что в школе работает сплочённый, творческий коллектив педагогов. Железнодорожная школа№47 была одной из лучшей на Куйбышевской железной дороге! За значительные успехи в воспитании подрастающего поколения Царькова В.В. награждена знаком «Почётный работник общего образования РФ» от 26.09.2000 года Неоднократно Царькова В.В. награждалась почётными грамотами Министерства образования и Министерства путей сообщения.
10
Вера Васильевна – мастер своего дела
Тема отдельного разговора – воспитательная работа. Её здесь не прекращали никогда, даже в те ещё памятные времена, когда утверждалось, что школа должна только лишь давать знания. Для кротовчан и тогда было важно воспитывать в детях любовь к своей малой и большой Родине. А начиналось всё с воспитания любви к своей школе. Недаром так стремятся в своё гнездо многочисленные питомцы: вернулись педагогами в родную школу Т.А. Сапогова, Е.Г. Садохина, И.П. Иванова, В.А. Терентьева, Н.Н. Беркутова, Т.В. Бирюкова. Многие выпускники железнодорожной школы №47 могут сказать самые тёплые слова о своей родной школе и её руководителе Царьковой В.В. В их числе выпускница огненного 1941 года Амалия Николаевна Реброва, лауреат премии губернатора Самарской области, автор двух сборников стихов Людмила Калязина, призёр чемпионата России 2002 года в составе женской сборной команды мастеров первой лиги по баскетболу Юлия Лопатина, призёры областных соревнований по боксу Амир Хамидов и Николай Федоров и многие, многие другие. Многие ученики и коллеги Веры Васильевны с благодарностью и теплом вспоминают о ней. Учитель математики Беркутова Н.Н.: В нашу Кротовскую железнодорожную школу я пришла работать учителем математики в 1992 году. На тот момент директором школы была Вера Васильевна Царькова. Вера Васильевна - была профессионалом своего дела. Она обладала чутьём руководителя в подборе учительских кадров для своей школы. В тот период, когда я работала, в школе был создан сильный преподавательский коллектив, работающий как единый, отлаженный механизм. При этом директор школы отвечает за всё – от гвоздя в половой доске до качества образования. Благодаря Вере Васильевне наша школа была чистой, уютной, преуспевающей, любимой своими учениками и учителями. Я всегда с большим желанием шла на работу и старалась трудиться интересно и творчески. Вера Васильевна - талантливый педагог, воспитатель, учитель от Бога. Строгая, но справедливая, она своим примером показывала своим подчиненным искреннюю заботу и любовь к детям не только в тех классах, где она вела интересные яркие уроки истории. Показательным является тот факт, что она на выпускных вечерах при вручении аттестатов находила для каждого ученика добрые слова, отмечала его неповторимую, оригинальную красоту души и сердца, ту изюминку, которая присуще только ему.
11 Всё своё свободное время Вера Васильевна отдаёт любимым внучкам: старшей Елизавете и младшей Дарине. За сорок лет работы в школе Царькова Вера Васильевна сделала очень многое для школы и учеников. Бывают в работе учителя и радости и трудности. Но Вера Васильевна не изменила своей профессии. Каждый день и урок Вера Васильевна отдавала свою любовь и знание ученикам. Вера Васильевна стремилась, чтобы школьная жизнь была интересной и разнообразной. Я благодарна судьбе, что мне посчастливилось работать в коллективе моей родной школы под руководством Царьковой В.В. Вера Васильевна является настоящим мастером своего дела грамотной, интеллигентной. Человек целиком и полностью живущий интересами школы, переживающий за все, что происходит в стенах «второго дома». Многое изменилось в последние годы в образовании, но неизменным остается одно – руководит школой директор. Трудно ли быть директором школы? Однозначно ответить на этот вопрос, на мой взгляд, невозможно. Легко, если любишь свое дело и веришь в успех, если рядом надежная команда и верные друзья. Трудно, потому что ради общего дела приходится принимать жесткие решения и при этом правильно себя позиционировать. Ведь директор – это не только педагог, администратор, хозяйственник, но и психолог, регулирующий человеческие отношения. Он, как маяк, должен быть источником света, уметь вдохновить идеей и повести коллектив за собой. «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать!» Её слова не расходились с делом. Вся её трудовая биография – это бескорыстное служение детям, родной школе. Директор школы! Женщин и мать! И в школьной и в семейной ипостаси. Слова достойные нам трудно отыскать, Что могут Женщину – Директора украсить. Прораб и сторож, и администратор, Она – учитель, менеджер, завхоз! Советчица – судья, а не диктатор. Поклажи школьной тащит она воз. В начале марта школа так красива И утром солнцем залит каждый класс, На женщинах таких, как Вы и держится Россия, и школа наша держится на вас!
12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Деятельность Царьковой Веры Васильевны в нашей школе оставила неизгладимый след. Прежде всего, она была ориентирована на командную работу, умела организовать не только свой труд, но и труд всего коллектива. Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что деятельность директора школы является значимой. Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть, но только не учителей и не руководителя школы. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым. Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего, есть заслуга учителей во главе с директором школы. Я считаю, каждому ученику нужно знать историю своей школы. Зная её, ты гордишься, любишь и бережёшь свою школу и малую Родину. Свою исследовательскую работу считаю полезной, так как собранная информация пополнит школьный музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию, сохранит память о ветеранах-педагогах школы, больше узнать об истории школы.
13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Краснова Л.Н. Кротовка 1755-2005 хроника событий 2. «Трудовая жизнь» 16 октября 2004 года №80 3. 4. Приложения
14 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Верочке 1 годик Царькова Вера Васильевна
15 Окончание 11 классов Старое здание школы железнодорожная школа№47
16 Коллектив учителей железнодорожной школы №47 С любимыми внучками
17 Учитель года 2000 Мальцев А.Н. Учитель года 2001 Брыкина Н.А. Почётный железнодорожник РФ
18 Почётный работник общего образования РФ ПРИЛОЖЕНИЕ 2
19 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
20


В раздел образования