Напоминание

"И...оживают куклы"


Автор: Горшенина Лариса Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования руководитель музыкального театра-студии "Синяя птица"
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №26"
Населённый пункт: Республика Бурятия .Город Улан-Удэ
Наименование материала: План-конспект занятия
Тема: "И...оживают куклы"
Раздел: дополнительное образование





Назад





План - конспект занятия театра-студии «Синяя

птица»
Превращается рука То в котёнка, то в щенка. Чтоб рука артисткой стала Нужно очень, очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант – и всё в порядке.
Разработала:
Горшенина Лариса Ивановна-педагог дополнительного образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»
Тема:
«И… оживают куклы»
Цель занятия:
Раскрытие и развитие потенциальных способностей учащихся через приобщение их к миру кукольного театра.
Задачи:

Образовательные
: познакомить воспитанников с приёмами вождения кукол.
Развивающие
: развивать творческие способности и речь воспитанника.
Воспитательные
: побудить детей к импровизации, используя безобразных кукол; создать творческую атмосферу на занятии.
Место проведения:
МАОУ СОШ №26. Школьный театр.
Дата проведения:
22.04.16 г
Целевая группа:
младшая группа театра-студии «Синяя птица»
Материалы и инструменты:
заготовки для изготовления перчаточной куклы, теннисные шарики
Наглядные пособия:
различные виды кукол.
Техническое оснащение:
мультимедийный проектор, презентация «Виды кукол», ширма для кукольного театра
Занятие состоит из 3 частей:
- вступительная часть – организационный момент. Психологический настрой. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, рук, пластической выразительности -основная часть – практическая работа. Овладение техникой кукловождения. -заключительная часть - рефлексия - подведением итогов. Выявление эмоционального настроя детей.
Методическое обеспечение:
С целью создания условий для самореализации детей используется: 1. Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; 2. Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; 3. Моральное поощрение инициативы и творчества; 4. Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; 5. Регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются следующие методы:
1. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог); 2. Метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа. 3. Наглядные методы обучения (презентация, показ различных видов кукол);
Результат:
На данном занятии дети познакомятся с различными видами театральных кукол, получат возможность самим поработать с различными куклами, оценить их возможности
Ход занятия.

1.Организационный момент.
Педагог читает стихотворение В. Берестова «Рука – артистка». Превращается рука То в котёнка, то в щенка. Чтоб рука артисткой стала Нужно очень, очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант – и всё в порядке. Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? Правильно, о кукольном театре. (Раздаётся стук в дверь) Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Может быть кто-то опоздал, пойду, посмотрю. (Уходит, через несколько секунд возвращается с посылкой) Приходил почтальон, принёс посылку. Здесь написано «От Буратино. Открыть в конце занятия» Что бы это могло быть? Очень интересно посмотреть, что там внутри, но если написано, что можно открыть только в конце занятия, значит придётся потерпеть. А кто из вас знает, кто такой Буратино?. Правильно, это герой самой известной сказки про кукольный театр «Приключения Буратино или Золотой ключик». В этой сказке Буратино с друзьями открыли чудесный, загадочный, весёлый и чарующий мир.
Сообщение темы и цели занятия.
- На предыдущих занятиях мы тоже узнали много интересного о театре кукол. Мы знаем, что главная фигура в кукольном спектакле ….(ответ детей) кукла, а актера, который ей управляет, называют….(ответ детей) кукловодом. Сегодня мы поговорим о различных видах кукол и я научу вас основным правилам кукловождения перчаточной куклы
.

2. Основная часть
.
Беседа с демонстрацией слайдов.
- Посмотрите на экран (Слайд №1) – Во время спектакля актера-кукловода не видно, но от него многое зависит: то, что кукла говорит, с какой интонацией, то, как она двигается, похожа она на живую или нет и т.д. Для кукольного представления нужна ширма, для того чтобы скрыть актера, и все внимание было направлено только на куклу. Существует очень много видов кукол. Они различаются тем, что управляются по разному
1.)
Перчаточные куклы.
(Слайды №2
-
6) Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, а кукла надевается на руку как перчатка 2
.
)
Тростевые куклы
. (Слайды №7-10)Кукловод так же стоит за ширмой, кукла закреплена на специальном устройстве, скрытом под одеждой, которое называется гапит. Кукловод одной рукой держит гапит, а второй рукой трости, которые прикреплены к рукам куклы. Кукла в руках кукловода становится подвижной и выразительной. 3.)
Куклы марионетки
. (Слайды №11-14) Куклы этого типа управляются множеством нитей. Нити прикреплены к голове, спине, рукам и ногам куклы, поэтому она очень подвижна. Она умеет бегать прыгать и даже стоять на голове или ходить на руках. Актер держит в руках специальное устройство, к которому сведены все нити. Это устройство называется вага. 4.)
Маппеты или куклы с открывающимися ртами.
(Слайды №15-18) Чаще всего таких кукол используют в эстрадных номерах.Кукловод надевает куклу на руку, одно движение пальцев и создаётся впечатление, что кукла говорит или поёт. 5.)
Ростовые куклы
. (Слайды №19-23) Этих кукол ещё называют эстрадными или площадными потому, что они используются чаще всего на уличных представлениях, когда большое скопление людей и кукла находится на расстоянии от зрителей. Чтобы куклу было хорошо видно, её делают в рост человека , а иногда и больше и управляет такой куклой сам актёр, надев её на себя. как костюм. - А сейчас я хочу проверить- всё ли вы поняли, а заодно и вспомнить правила поведения в театре. Попрошу всех встать в круг . (Игра «Мы пошли с тобой в театр». (Дети идут в центр круга, хором проговаривая слова) -Мы пошли с тобой в театр, надо правила узнать (Идут из круга, приставив указательный палец к губам) -Нельзя бегать, нельзя прыгать и, конечно же, кричать. (Поворачиваются то влево, то вправо) -Ой, кто это? Ой, что это? (В это время педагог достаёт из чемодана какую-либо куклу.) -Да это же перчаточная кукла! (или любая другая). Нам её не обойти, Нам под ней не проползти, нам над ней не пролететь, дорога напрямик! (Игра повторяется несколько раз, педагог в конце игры говорит …Да это же кукловод. А кто такой кукловод? Дети отвечают.) - А что должен знать и уметь кукловод? Правильно. Он должен хорошо говорить, двигаться. И особенно выразительными у него должны быть руки. Вы хотите стать хорошими кукловодами? Тогда приготовьтесь к разминке. (Дети встают в 3 линии, в шахматном порядке. Проводится общефизическая разминка . Фонограмма «Яблочко», упражнения для развития мелкой моторики. Фонограмма «Жили у бабуси») - Мы разогрели свой двигательный аппарат и теперь готовы постигать секреты кукловождения. Только нам не хватает самого главного- кукол. Где
можно взять кукол? В магазине? заказать мастеру-кукольнику? сделать самим? А вы знаете- как сделать куклу своими руками?? Конечно знаете, ведь мы уже начали делать комплект кукол к своему будущему спектаклю, который называется «Волк и семеро козлят» И сейчас вы расскажете нам про все хитрости изготовления куклы. Можно сесть. (Дети по очереди рассказывают и показывают все этапы изготовления перчаточной куклы ) - Скоро у нас будут готовы все куклы, а пока они доделываются, мы не будем терять время даром и поучимся ими управлять. Возьмите теннисный шарик, наденьте его на указательный палец- это голова куклы, а средний и большой пальцы- руки куклы. Займите пространство сцены, встаньте так, чтобы не мешать друг другу и чтобы видеть меня. -Исходное положение кукловода во время тренинга. Ноги вместе. Осанка прямая, рука согнута в локте. Кукла на уровне груди. Взгляд направлен на куклу. Таким образом, всегда можно проконтролировать - «не заваливается» ли кукла, куда направлен взгляд куклы и т.д. Исходное положение кукловода за ширмой- рука с куклой вытянута вверх, параллельно туловищу. Локоть на уровне грядки (верхней части)ширмы -Походка куклы. Колебательные движенияруки вверх-вниз . Вращательные движения кисти руки. ( Старый-молодой (Фонограмма №3), Радостно- грустно. (Фонограмма №4) -Выход и уход куклы. Кукла не может «выныривать из-под земли» и «проваливаться под землю». Поэтому она появляется на ширме не внезапно, а постепенно, как бы издалека. Сначала появляется голова, затем плечи, по пояс и , наконец у края ширмы кукла предстаёт во весь рост. Уходит в обратном порядке. Кукловод разворачивается вместе с куклой, отходит от ширмы. Кукла видна во весь рост, затем по пояс, плечи, голова…При этом не надо забывать про вращательные и колебательные движения руки, имитирующие походку куклы) -Приветствие куклы, кивок головой. Сгибается указательный палец. -Кукла кланяется. Рука сгибается в кисти. -Куклы общаются. При общении куклы смотрят друг на друга. Та кукла , которая говорит, должна быть более подвижна, это нужно для того, чтобы зритель понял, кто говорит в данный момент. -Сегодня мы познакомились с основными правилами кукловождения. Это далеко не все правила и на последующих занятиях мы будем отрабатывать эти упражнения и постигать новые секреты, а сейчас пора подвести итоги нашего занятия и посмотреть чему вы научились. Домашним заданием было- разучить в парах небольшие диалоги. Кто готов прямо сейчас не только рассказать нам их, но и показать маленькие сценки, используя правила, которые мы только что узнали? Ширмав вашем распоряжении. Постарайтесь говорить громко, внятно, выразительно. Самые смелые , можете взять куклу из чемодана. Вы-актёры, все остальные -зрители. А какая самая лучшая награда для артиста? (Дети - Аплодисменты зрителей.)
-Итак: смотрим и аплодируем артистам (Дети показывают сценки-минутки)
3. Заключительный этап.

Рефлексия
Педагог: Мы сегодня не только узнали какие бывают куклы, но и ваши руки попробовали оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наше занятие заканчивается. И теперь пришло время посмотреть, что нам отправил в посылке Буратино. Здесь золотые ключики! Теперь каждый сможет попасть в волшебную страну с названием «Кукольный театр». (всем присутствующим вручаются бутафорские золотые ключики) До свидания! Всем спасибо.


В раздел образования