Автор: Горшенина Лариса Ивановна Должность: педагог дополнительного образования руководитель музыкального театра-студии "Синяя птица" Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №26" Населённый пункт: Республика Бурятия .Город Улан-Удэ Наименование материала: План-конспект занятия Тема: "И...оживают куклы" Раздел: дополнительное образование
птица»
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
Разработала:
Горшенина
Лариса
Ивановна-педагог
дополнительного
образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»
Тема: «И… оживают куклы»
Цель занятия: Раскрытие и развитие потенциальных способностей
учащихся через приобщение их к миру кукольного театра.
Задачи:
Образовательные : познакомить воспитанников с приёмами вождения кукол.
Развивающие : развивать творческие способности и речь воспитанника.
Воспитательные : побудить детей к импровизации, используя безобразных
кукол; создать творческую атмосферу на занятии.
Место проведения: МАОУ СОШ №26. Школьный театр.
Дата проведения: 22.04.16 г
Целевая группа: младшая группа театра-студии «Синяя птица»
Материалы и инструменты: заготовки для изготовления перчаточной
куклы, теннисные шарики
Наглядные пособия: различные виды кукол.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, презентация «Виды
кукол», ширма для кукольного театра
Занятие состоит из 3 частей:
- вступительная часть – организационный момент. Психологический настрой.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, рук, пластической
выразительности
-основная часть – практическая работа. Овладение техникой кукловождения.
-заключительная часть - рефлексия - подведением итогов. Выявление
эмоционального настроя детей.
Методическое обеспечение:
С целью создания условий для самореализации детей используется:
1. Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и
активность детей;
2. Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий
для свободного межличностного общения;
3. Моральное поощрение инициативы и творчества;
4. Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных
форм деятельности;
5. Регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются следующие методы:
1. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или
подводящий диалог);
2. Метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа.
3. Наглядные методы обучения (презентация, показ различных видов кукол);
Результат: На данном занятии дети познакомятся с различными видами
театральных кукол, получат возможность самим поработать с различными
куклами, оценить их возможности
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог читает стихотворение В. Берестова «Рука – артистка».
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? Правильно, о кукольном
театре. (Раздаётся стук в дверь) Ребята, вы слышите, кто-то стучится.
Может быть кто-то опоздал, пойду, посмотрю. (Уходит, через несколько
секунд возвращается с посылкой) Приходил почтальон, принёс посылку.
Здесь написано «От Буратино. Открыть в конце занятия» Что бы это могло
быть? Очень интересно посмотреть, что там внутри, но если написано, что
можно открыть только в конце занятия, значит придётся потерпеть. А кто из
вас знает, кто такой Буратино?. Правильно, это герой самой известной
сказки про кукольный театр «Приключения Буратино или Золотой ключик».
В этой сказке Буратино с друзьями открыли чудесный, загадочный, весёлый
и чарующий мир.
Сообщение темы и цели занятия.
- На предыдущих занятиях мы тоже узнали много интересного о театре кукол.
Мы знаем, что главная фигура в кукольном спектакле ….(ответ детей) кукла,
а актера, который ей управляет, называют….(ответ детей) кукловодом.
Сегодня мы поговорим о различных видах кукол и я научу вас основным
правилам кукловождения перчаточной куклы .
2. Основная часть .
Беседа с демонстрацией слайдов.
- Посмотрите на экран (Слайд №1)
– Во время спектакля актера-кукловода не видно, но от него многое зависит:
то, что кукла говорит, с какой интонацией, то, как она двигается, похожа она
на живую или нет и т.д. Для кукольного представления нужна ширма, для
того чтобы скрыть актера, и все внимание было направлено только на куклу.
Существует очень много видов кукол. Они различаются тем, что
управляются по разному
1.) Перчаточные куклы. (Слайды №2 - 6) Актёры-кукловоды в театрах этого
типа обычно скрыты от зрителей ширмой, а кукла надевается на руку как
перчатка
2 . ) Тростевые куклы . (Слайды №7-10)Кукловод так же стоит за ширмой,
кукла закреплена на специальном устройстве, скрытом под одеждой,
которое называется гапит. Кукловод одной рукой держит гапит, а второй
рукой трости, которые прикреплены к рукам куклы. Кукла в руках кукловода
становится подвижной и выразительной.
3.) Куклы марионетки . (Слайды №11-14) Куклы этого типа управляются
множеством нитей. Нити прикреплены к голове, спине, рукам и ногам куклы,
поэтому она очень подвижна. Она умеет бегать прыгать и даже стоять на
голове или ходить на руках. Актер держит в руках специальное устройство, к
которому сведены все нити. Это устройство называется вага.
4.) Маппеты или куклы с открывающимися ртами. (Слайды №15-18)
Чаще всего таких кукол используют в эстрадных номерах.Кукловод надевает
куклу на руку, одно движение пальцев и создаётся впечатление, что кукла
говорит или поёт.
5.) Ростовые куклы . (Слайды №19-23) Этих кукол ещё называют
эстрадными или площадными потому, что они используются чаще всего на
уличных представлениях, когда большое скопление людей и кукла
находится на расстоянии от зрителей. Чтобы куклу было хорошо видно, её
делают в рост человека , а иногда и больше и управляет такой куклой сам
актёр, надев её на себя. как костюм.
- А сейчас я хочу проверить- всё ли вы поняли, а заодно и вспомнить
правила поведения в театре. Попрошу всех встать в круг . (Игра «Мы
пошли с тобой в театр».
(Дети идут в центр круга, хором проговаривая слова)
-Мы пошли с тобой в театр, надо правила узнать
(Идут из круга, приставив указательный палец к губам)
-Нельзя бегать, нельзя прыгать и, конечно же, кричать.
(Поворачиваются то влево, то вправо)
-Ой, кто это? Ой, что это?
(В это время педагог достаёт из чемодана какую-либо куклу.)
-Да это же перчаточная кукла! (или любая другая). Нам её не обойти,
Нам под ней не проползти, нам над ней не пролететь, дорога напрямик!
(Игра повторяется несколько раз, педагог в конце игры говорит …Да это же
кукловод. А кто такой кукловод? Дети отвечают.)
- А что должен знать и уметь кукловод? Правильно. Он должен хорошо
говорить, двигаться. И особенно выразительными у него должны быть руки.
Вы хотите стать хорошими кукловодами? Тогда приготовьтесь к разминке.
(Дети встают в 3 линии, в шахматном порядке. Проводится
общефизическая разминка . Фонограмма «Яблочко», упражнения для
развития мелкой моторики. Фонограмма «Жили у бабуси»)
- Мы разогрели свой двигательный аппарат и теперь готовы постигать
секреты кукловождения. Только нам не хватает самого главного- кукол. Где
можно взять кукол? В магазине? заказать мастеру-кукольнику? сделать
самим? А вы знаете- как сделать куклу своими руками?? Конечно знаете, ведь
мы уже начали делать комплект кукол к своему будущему спектаклю,
который называется «Волк и семеро козлят» И сейчас вы расскажете нам про
все хитрости изготовления куклы. Можно сесть.
(Дети по очереди рассказывают и показывают все этапы изготовления
перчаточной куклы )
- Скоро у нас будут готовы все куклы, а пока они доделываются, мы не будем
терять время даром и поучимся ими управлять. Возьмите теннисный шарик,
наденьте его на указательный палец- это голова куклы, а средний и большой
пальцы- руки куклы. Займите пространство сцены, встаньте так, чтобы не
мешать друг другу и чтобы видеть меня.
-Исходное положение кукловода во время тренинга. Ноги вместе. Осанка
прямая, рука согнута в локте. Кукла на уровне груди. Взгляд направлен на
куклу. Таким образом, всегда можно проконтролировать - «не заваливается»
ли кукла, куда направлен взгляд куклы и т.д. Исходное положение кукловода
за ширмой- рука с куклой вытянута вверх, параллельно туловищу. Локоть на
уровне грядки (верхней части)ширмы
-Походка куклы. Колебательные движенияруки вверх-вниз . Вращательные
движения кисти руки. ( Старый-молодой (Фонограмма №3), Радостно-
грустно. (Фонограмма №4)
-Выход и уход куклы. Кукла не может «выныривать из-под земли» и
«проваливаться под землю». Поэтому она появляется на ширме не внезапно,
а постепенно, как бы издалека. Сначала появляется голова, затем плечи, по
пояс и , наконец у края ширмы кукла предстаёт во весь рост. Уходит в
обратном порядке. Кукловод разворачивается вместе с куклой, отходит от
ширмы. Кукла видна во весь рост, затем по пояс, плечи, голова…При этом
не надо забывать про вращательные и колебательные движения руки,
имитирующие походку куклы)
-Приветствие куклы, кивок головой. Сгибается указательный палец.
-Кукла кланяется. Рука сгибается в кисти.
-Куклы общаются. При общении куклы смотрят друг на друга. Та кукла ,
которая говорит, должна быть более подвижна, это нужно для того, чтобы
зритель понял, кто говорит в данный момент.
-Сегодня мы познакомились с основными правилами кукловождения. Это
далеко не все правила и на последующих занятиях мы будем отрабатывать
эти упражнения и постигать новые секреты, а сейчас пора подвести итоги
нашего занятия и посмотреть чему вы научились. Домашним заданием
было- разучить в парах небольшие диалоги. Кто готов прямо сейчас не
только рассказать нам их, но и показать маленькие сценки, используя
правила, которые мы только что узнали? Ширмав вашем распоряжении.
Постарайтесь говорить громко, внятно, выразительно. Самые смелые ,
можете взять куклу из чемодана. Вы-актёры, все остальные -зрители. А
какая самая лучшая награда для артиста?
(Дети - Аплодисменты зрителей.)
-Итак: смотрим и аплодируем артистам
(Дети показывают сценки-минутки)
3. Заключительный этап.
Рефлексия
Педагог: Мы сегодня не только узнали какие бывают куклы, но и ваши руки
попробовали оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим
кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наше занятие
заканчивается. И теперь пришло время посмотреть, что нам отправил в
посылке Буратино. Здесь золотые ключики! Теперь каждый сможет попасть
в волшебную страну с названием «Кукольный театр». (всем
присутствующим вручаются бутафорские золотые ключики)
До свидания! Всем спасибо.