Автор: Бедренко Ирина Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Куруильская СОШ" Населённый пункт: Оренбургская область, Кувандыкский район, село Куруил Наименование материала: технологическая карта урока с самоанализом Тема: Время глагола Раздел: начальное образование
Тема
Время глагола.
Цель
Создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью
каждой временной формы глагола.
Основное содержание темы
Термины и понятия
Временные формы глагола.
Настоящее, прошедшее, будущее время глагола.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
-
с формировать
у м е н и е
определять время глагола;
Личностные:
-
формирование индивидуального стиля деятельности;
- формировать умения обобщать знания и делать выводы;
- развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.
Регулятивные:
-
способствовать освоению приёмов определения временных форм глагола;
- умение определять и формулировать цель деятельности ;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение давать оценку своей деятельности на занятии;
Коммуникативные:
- формировать умение отвечать на поставленный вопрос;
- формировать умения аргументировать свои высказывания;
- формированиеумений слышать и слушать;
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- формировать умение четко выражать свои мысли;
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Л и т е р а т у р н о е
ч т е н и е .
Окружающий мир.
Фронтальная, в парах, в группах
.
-
Учебник «Русский язык для 4 класса» ч. 2;
-
Учебник «Русский язык для 3 класса» ч. 2;
-
Макет
берёзы
с
зимующими
и
перелётными
птицами,
- Карточки-помощницы для групповой работы,
- Карточки для самостоятельной работы,
- Таблички для доски с основными понятиями
- Таблица для самопроверки
- Магнитные смайлики
- Мишень для этапа рефлексии
- ПК, проектор, экран, колонки
Тема: «Время глагола»
Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы
глагола.
Задачи:
формировать умения определять время глагола;
развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Слайд 1)
Дорогие ребята, пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Какое время года за окном? (весна) (Слайд 2)
Чтобы вы лучше работали, весеннее настроение будет вам помогать втечение всего урока, пение зимующих и первых
перелётных птиц (Слайд 3,4)
3. Картинный словарный диктант с заполнением кроссворда.
(Слайд 5-9)
Ребята, сегодня вы будете записывать словарные слова в пустые клетки кроссворда, которые лежат у вас на партах.
Вагон, корабль, комбайн, графин, тарелка, стакан, телефон, кастрюля, солдат, космонавт, беседа или беседовать, салют, костёр, овца,
календарь.
4.
Взаимопрверка словарного диктанта. Формулирование темы и целей урока.
Сформулируйте тему урока и поставьте цель нашего урока (формировать умения определять время глагола)
5.
Постановка проблемы.
А теперь прочтите ещё раз все словарные слова и назовите лишнее слово. (беседовать - глагол). Сколько в нём
букв и звуков? Назовите синоним и антоним к нему.
Определите время у данного глагола.
6.
Изучение нового материала. Первичное закрепление.
1.
Работа в группах.
Чтобы определить время глагола, что нужно знать? (правило) А правило мы будем искать в учебниках «Русский язык 3
класса», т. к. мы его изучали в 3 классе. 1 группа готовит сообщение о глаголах настоящего времени, 2 группа –
прошедшего, 3 группа – будущего времени.
(по мере выступления групп на доске вывешиваются таблички с вопросами временных форм глагола)
А теперь определите время у глагола беседовать . (нельзя определить,т. к. этот глагол стоитв неопредлённой форме).
Тогда поставьте его в форму настоящего, прошедшего и будущего времени, используя ваши сообщения. (вывешиваются
таблички изменённого глагола под вопросами каждой временной формы после ответов учащихся)
7.
Закрепление в форме физминутки
Я называю глаголы в формах разных времён, а вы выполняете такие движения:
Настоящее время – хлопаем
Прошедшее время – топаем
Будущее время – закрываем глаза
Тает, прилетят, пришла, поют, осветило, будут зеленеть, побежали, закапает , светит, посмотрели, зацветут,
набухают.
8.
Самостоятельная работа с самопроверкой (выполняется на карточках)
Прочитайте текст, найдите глаголы и определите у них время.
Весной.
(1)В полдень от горячих лучей солнца плавится снег. (2)Пройдёт два дня, три, и весна загудит. (3)Солнце так
распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то чёрной пылью. (4)Мы думали, где-
то угли жгут. (5)Приблизил я ладонь к этому грязному снегу, и вдруг – вот те угли! (6)На сером снегу стало белое
пятно: это мельчайшие жучки-прыгунки разлетелись в разные стороны.
Самопроверка:
1- плавится –н.в.
2- пройдёт – б.в., загудит – б.в.
3 – распаривает – н.в., покрывается – н.в.
4 – думали- п.в., жгут – н.в.
5 – приблизил – п.в.
6 – стало – п.в., разлетелись – п.в.
Раздел «Русский язык»
1.
В каком слове все согласные звуки звонкие ?
Обведи нужную цифру.
весна
снег
пятно
земля
2.
Выбери слово, которое соответствует схеме:
Обведи нужную цифру.
1) белое
2) загудит
3) снежным
4) угли
3.
Разбери по членам предложение и определи части речи:
В полдень от горячих лучей солнца плавится снег.
4.
Среди предложений текста ( В полдень от горячих лучей солнца плавится снег. Пройдёт два дня, три, и весна
загудит. Солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то
чёрной пылью.) найди и выпиши слово с разделительным Ь.
Ответ:
_____________________________________________________
5.
Определи склонение и падеж слова. Обведи нужную цифру.
1) на снегу – 1скл., П.п.
2) на снегу – 3 скл., Т.п.
3) на снегу – 1скл., Т.п.
4) на снегу – 2 скл., П.п.
7. Итог урока.
Какую цель мы поставили в начале урока?
Научились определять время у глагола?
9.
Дифференцированное домашнее задание.
1. Составить текст о весне, используя все временные формы глагола (не менее 5 предложений);
2. с. 71 упр. 146
10.
Рефлексия.
- А теперь я хочу посмотреть, как метко вы умеете «стрелять в мишень» своими смайликами (магнитные
смайлики находятся на закрытой магнитной доске под мишенью)
и прикрепите к мишени, прочитав, что написано на мишени
.
А если вы не справились с некоторыми заданиями, то поднимаете сигнальную карту.
1. Организационный момент.
(Слайд 1)
2. Мотивация к учебной деятельности.
Какое время года за окном? (весна) (Слайд 2-4)
3.Картинный словарный диктант с заполнением кроссворда.
(Слайд 5-9)
Формулирование темы и целей урока.
(Слайд 10)
4.
Взаимопрверка словарного диктанта.
(Слайд 11)
5.Постановка проблемы.
(Слайд 12)
Определите время у данного глагола.
6.Изучение нового материала. Первичное закрепление.
(Слайд 13)
Работа в группах.
Чтобы определить время глагола, что нужно знать? (правило)
7.Закрепление в форме физминутки
(Слайд 14)
8.Самостоятельная работа с самопроверкой (выполняется на карточках)
(Слайд 15)
9.Итог урока.
(Слайд 16)
10.Дифференцированное домашнее задание.
(Слайд 17)
12.Рефлексия.
(Слайд 18,19)
- А теперь я хочу посмотреть, как метко вы умеете «стрелять в мишень» своими смайликами (магнитные
смайлики находятся на закрытой магнитной доске под мишенью)
(Слайд 20)
Сообщение о глаголах в форме настоящего времени
1.
Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы:
_____________________________________________________________
2.
Эти глаголы обозначают действия, которые _____________________________________________________________
3.
Эти глаголы могут образоваться только от глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопрос
__________________________________
4.
Например: ____________________________________________________
5.
Поставьте глагол беседовать в форму настоящего времени: Он_____________________
Сообщение о глаголах в форме прошедшего времени
1.
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы:
_____________________________________________________________
2.
Эти глаголы обозначают действия, которые _____________________________________________________________
3.
Эти глаголы могут образоваться от глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопрос
_________________________________________
4.
Например: ____________________________________________________
5.
Поставьте глагол беседовать в форму прошедшего времени: Он_____________________
Сообщение о глаголах в форме будущего времени
1.
Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы:
_____________________________________________________________
2.
Эти глаголы обозначают действия, которые _____________________________________________________________
3.
Эти глаголы могут образоваться от глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопрос
_________________________________________
4.
Например: ____________________________________________________
5.
Поставьте глагол беседовать в форму будущего времени: Он_____________________________
Самоанализ урока
Мой урок русского языка по теме «Время глагола» состоялся в 4 классе.
Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм.
Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что они не
равнодушны к предмету «русский язык». Большая часть детей умеют мыслить и самостоятельно работать.
Взаимоотношения между обучащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения,
умеют слушать и слышать другого.
Сегодняшний урок - второй в системе уроков по разделу «Глагол», опирается на знания обучающихся, полученные в 3 классе. По типу
это урок усвоения новых знаний, для обучающихся называем его «урок открытия новых знаний».
Цель урока: Создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы
глагола через частично-поисковую деятельность.
Для себя я ставила следующие задачи
1. Обучить детей умению определять время глагола через организацию частично-поисковой деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при определении времени у глагола.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты
своей деятельности.
Задачи урока для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть способы определения времени у глагола.
3. Применять полученные знания при выполнении разнообразных заданий по теме «Глагол».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; находить и исправлять ошибки
самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- Познавательных УУД:
постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации; умение ориентироваться
в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт
освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.
-
Коммуникативных
УУД:
умение
работать
в
парах,
в
группах,
учитывая
позицию
собеседника;
организовать
и
осуществить
сотрудничество с учителем и сверстниками; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с кроссвордом для словарной работы, карточки-
помощницы для работы в группах, карточки для самостоятельной работы). Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий « Русский язык» 4 класс,
часть 2.
Прогнозируемый результат:
Предметные:
В конце урока ученики
1.Знают формы настоящего, будущего и прошедшего времени.
2.Умеют определять время у глагола, различать его временные формы.
Метапредметные
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют составлять сообщение по алгоритму; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Урок усвоения новых знаний, он включал в себя 9 этапов.
На 1 этапе мне предстояло мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Для создания комфортной
эмоциональной обстановки использовала метод психологического настроя и межпредметную связь с окружающим миром. Считаю, что мне
удалось установить контакт с детьми.
На 2 этапе для актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала дала задание на заполнение
кроссворда словарными словами и установление «лишнего слова» и предложила самим обучающимся назвать тему и цель нашего урока.
На данном материале зафиксировали знания о глаголе, на которых основывается обяснение нового материала. Здесь же было предложено
задание на фиксирование индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на определение времени у глагола.
На 3 этапе организовала коммуникативное взаимодействие, в ходе которого было самостоятельно найдено решение возникшего
затруднения путём повторения правила, приведения примеров. На этапе первичного закрепления обучащиеся выполнили задание - поставить
глагол, находящийся в начальной форме, в разные временные формы;
На 4 этапе в целях экономии времени совместила дальнейшее закрепление новой темы с физминуткой для глаз и тела, развивая
внимание и память в игровой форме.
На 5 этапе с целью тренировки способности к самоконтролю и самооценке использовала самостоятельную работу с самопроверкой,
используя задания регионального экзамена прошлых лет с текстом о весне, продолжая моциональный настрой, заданный в начале урока, и
связав его с жизнью. На этом же этапе были организованы задания для подготовки обучающихся к региональному экзамену с целью
экономии времени для сильных обучающихся.
Для создания ситуации успеха ребятам подготовила и прокомментировала дифференцированное домашнее задание на выбор
обучающихся. Подводя итог урока, вспомнили поставленную цель и провели анализ её выполнения.
На последнем этапе урока была проведена рефлексия учебной деятельности в занимательной форме.
В ходе урока была организована индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа. Использовала электронную презентацию с
музыкой, звуками природы, голосами зимующих и первых перелётных птиц, макет берёзы с иллюстрациями этих же птиц.
Домашнее задание приготовила 2-х уровней:
1.
Задание репродуктивного характера (задание из учебника)
2.
Творческого характера (составить текст о весне, используя все временные формы глагола)
Для достижения цели урока на разных этапах применяла такие методы и приемы обучения как:
-психологический настрой;
-сообщение темы и цели в виде проблемного задания;
-представление основного материала в словесной и знаково-символической формах;
- задания на выделение существенных признаков;
-вопросно-ответное общение;
-организация парной работы с помощью карточек-кроссвордов;
-работа с учебником;
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, применялись частично-поисковый, деятельностный,
игровой методы обучения. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы
урока были тесно и последовательно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была
создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Давалась
только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная
информация была привлекательна для детей за счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились
возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный
объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.