Напоминание

Время глагола


Автор: Бедренко Ирина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Куруильская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская область, Кувандыкский район, село Куруил
Наименование материала: технологическая карта урока с самоанализом
Тема: Время глагола
Раздел: начальное образование





Назад





УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык.

Класс: 4

Учитель: Бедренко Ирина Григорьевна

Тип урока
:
ОНЗ

Тема: «Время глагола»

Технологическая карта урока русского языка.

Тема
Время глагола.
Цель
Создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.
Основное содержание темы

Термины и понятия
Временные формы глагола. Настоящее, прошедшее, будущее время глагола.
Планируемый результат

Предметные умения

УУД
- с формировать у м е н и е определять время глагола;
Личностные:
- формирование индивидуального стиля деятельности; - формировать умения обобщать знания и делать выводы; - развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.
Регулятивные:
- способствовать освоению приёмов определения временных форм глагола; - умение определять и формулировать цель деятельности
;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение давать оценку своей деятельности на занятии;
Коммуникативные:
- формировать умение отвечать на поставленный вопрос; - формировать умения аргументировать свои высказывания; - формированиеумений слышать и слушать;
-
умение строить речевое высказывание в устной форме; - формировать умение четко выражать свои мысли;

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы
Л и т е р а т у р н о е ч т е н и е . Окружающий мир. Фронтальная, в парах, в группах . - Учебник «Русский язык для 4 класса» ч. 2; - Учебник «Русский язык для 3 класса» ч. 2; - Макет берёзы с зимующими и перелётными птицами, - Карточки-помощницы для групповой работы, - Карточки для самостоятельной работы, - Таблички для доски с основными понятиями - Таблица для самопроверки - Магнитные смайлики - Мишень для этапа рефлексии - ПК, проектор, экран, колонки
Тема: «Время глагола»

Цель урока:
создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.
Задачи:
 формировать умения определять время глагола;  развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;  воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Ход урока

1. Организационный момент.
(Слайд 1) Дорогие ребята, пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Какое время года за окном? (весна) (Слайд 2) Чтобы вы лучше работали, весеннее настроение будет вам помогать втечение всего урока, пение зимующих и первых перелётных птиц (Слайд 3,4)
3. Картинный словарный диктант с заполнением кроссворда.
(Слайд 5-9) Ребята, сегодня вы будете записывать словарные слова в пустые клетки кроссворда, которые лежат у вас на партах. Вагон, корабль, комбайн, графин, тарелка, стакан, телефон, кастрюля, солдат, космонавт, беседа или беседовать, салют, костёр, овца, календарь.
4.

Взаимопрверка словарного диктанта. Формулирование темы и целей урока.
Сформулируйте тему урока и поставьте цель нашего урока (формировать умения определять время глагола)
5.

Постановка проблемы.
А теперь прочтите ещё раз все словарные слова и назовите лишнее слово. (беседовать - глагол). Сколько в нём букв и звуков? Назовите синоним и антоним к нему. Определите время у данного глагола.
6.

Изучение нового материала. Первичное закрепление.

1.

Работа в группах.

Чтобы определить время глагола, что нужно знать? (правило) А правило мы будем искать в учебниках «Русский язык 3 класса», т. к. мы его изучали в 3 классе. 1 группа готовит сообщение о глаголах настоящего времени, 2 группа – прошедшего, 3 группа – будущего времени. (по мере выступления групп на доске вывешиваются таблички с вопросами временных форм глагола) А теперь определите время у глагола
беседовать
. (нельзя определить,т. к. этот глагол стоитв неопредлённой форме). Тогда поставьте его в форму настоящего, прошедшего и будущего времени, используя ваши сообщения. (вывешиваются таблички изменённого глагола под вопросами каждой временной формы после ответов учащихся)
7.

Закрепление в форме физминутки
Я называю глаголы в формах разных времён, а вы выполняете такие движения: Настоящее время – хлопаем Прошедшее время – топаем Будущее время – закрываем глаза
Тает, прилетят, пришла, поют, осветило, будут зеленеть, побежали, закапает , светит, посмотрели, зацветут,

набухают.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(выполняется на карточках) Прочитайте текст, найдите глаголы и определите у них время. Весной. (1)В полдень от горячих лучей солнца плавится снег. (2)Пройдёт два дня, три, и весна загудит. (3)Солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то чёрной пылью. (4)Мы думали, где- то угли жгут. (5)Приблизил я ладонь к этому грязному снегу, и вдруг – вот те угли! (6)На сером снегу стало белое пятно: это мельчайшие жучки-прыгунки разлетелись в разные стороны.
Самопроверка: 1- плавится –н.в. 2- пройдёт – б.в., загудит – б.в. 3 – распаривает – н.в., покрывается – н.в. 4 – думали- п.в., жгут – н.в. 5 – приблизил – п.в. 6 – стало – п.в., разлетелись – п.в.
Раздел «Русский язык»

1.
В каком слове все согласные
звуки звонкие
? Обведи нужную цифру. весна снег пятно земля
2.
Выбери слово, которое соответствует схеме: Обведи нужную цифру. 1) белое 2) загудит 3) снежным 4) угли
3.
Разбери по членам предложение и определи части речи:
В полдень от горячих лучей солнца плавится снег.


4.
Среди предложений текста (
В полдень от горячих лучей солнца плавится снег. Пройдёт два дня, три, и весна

загудит. Солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то

чёрной пылью.)
найди и

выпиши слово с разделительным
Ь.

Ответ:
_____________________________________________________
5.
Определи склонение и падеж слова. Обведи нужную цифру. 1) на снегу – 1скл., П.п. 2) на снегу – 3 скл., Т.п. 3) на снегу – 1скл., Т.п. 4) на снегу – 2 скл., П.п.
7. Итог урока.
 Какую цель мы поставили в начале урока?  Научились определять время у глагола?
9.

Дифференцированное домашнее задание.
1. Составить текст о весне, используя все временные формы глагола (не менее 5 предложений); 2. с. 71 упр. 146
10.

Рефлексия.
- А теперь я хочу посмотреть, как метко вы умеете «стрелять в мишень» своими смайликами (магнитные смайлики находятся на закрытой магнитной доске под мишенью)
и прикрепите к мишени, прочитав, что написано на мишени . А если вы
не справились
с некоторыми заданиями, то поднимаете сигнальную карту.

Самопроверка:
1 - плавится –
н.в.
2 - пройдёт –
б.в.
, загудит –
б.в.
3 – распаривает –
н.в.
, покрывается –
н.в.
4 – думали -
п.в.
, жгут –
н.в.
5 – приблизил –
п.в.
6 – стало –
п.в.
, разлетелись –
п.в.


1. Организационный момент.
(Слайд 1)
2. Мотивация к учебной деятельности.
Какое время года за окном? (весна) (Слайд 2-4)
3.Картинный словарный диктант с заполнением кроссворда.
(Слайд 5-9)
Формулирование темы и целей урока.
(Слайд 10) 4.
Взаимопрверка словарного диктанта.
(Слайд 11)
5.Постановка проблемы.
(Слайд 12) Определите время у данного глагола.
6.Изучение нового материала. Первичное закрепление.
(Слайд 13)
Работа в группах.
Чтобы определить время глагола, что нужно знать? (правило)
7.Закрепление в форме физминутки
(Слайд 14)
8.Самостоятельная работа с самопроверкой
(выполняется на карточках) (Слайд 15)
9.Итог урока.
(Слайд 16)
10.Дифференцированное домашнее задание.
(Слайд 17)
12.Рефлексия.
(Слайд 18,19)
- А теперь я хочу посмотреть, как метко вы умеете «стрелять в мишень» своими смайликами (магнитные смайлики находятся на закрытой магнитной доске под мишенью) (Слайд 20)
Сообщение о глаголах в форме настоящего времени
1. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы: _____________________________________________________________ 2. Эти глаголы обозначают действия, которые _____________________________________________________________ 3. Эти глаголы могут образоваться
только
от глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопрос __________________________________ 4. Например: ____________________________________________________ 5. Поставьте глагол беседовать в форму
настоящего
времени: Он_____________________
Сообщение о глаголах в форме прошедшего времени
1. Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: _____________________________________________________________ 2. Эти глаголы обозначают действия, которые _____________________________________________________________ 3. Эти глаголы могут образоваться от глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопрос _________________________________________ 4. Например: ____________________________________________________ 5. Поставьте глагол беседовать в форму
прошедшего
времени: Он_____________________
Сообщение о глаголах в форме будущего времени
1. Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы: _____________________________________________________________ 2. Эти глаголы обозначают действия, которые _____________________________________________________________ 3. Эти глаголы могут образоваться от глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопрос _________________________________________ 4. Например: ____________________________________________________
5. Поставьте глагол беседовать в форму
будущего
времени: Он_____________________________
Самоанализ урока
Мой урок русского языка по теме «Время глагола» состоялся в 4 классе. Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что они не равнодушны к предмету «русский язык». Большая часть детей умеют мыслить и самостоятельно работать. Взаимоотношения между обучащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого. Сегодняшний урок - второй в системе уроков по разделу «Глагол», опирается на знания обучающихся, полученные в 3 классе. По типу это урок усвоения новых знаний, для обучающихся называем его «урок открытия новых знаний».
Цель урока:
Создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола через частично-поисковую деятельность.
Для себя я ставила следующие задачи
1. Обучить детей умению определять время глагола через организацию частично-поисковой деятельности учащихся. 2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при определении времени у глагола. 3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества. 4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах. 5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи урока для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения. 2. Рассмотреть способы определения времени у глагола. 3. Применять полученные знания при выполнении разнообразных заданий по теме «Глагол».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
Регулятивных УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. -
Познавательных УУД:
постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации; умение ориентироваться
в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение. -
Коммуникативных

УУД:
умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование урока:
ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с кроссвордом для словарной работы, карточки- помощницы для работы в группах, карточки для самостоятельной работы). Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий « Русский язык» 4 класс, часть 2.
Прогнозируемый результат:

Предметные:
В конце урока ученики 1.Знают формы настоящего, будущего и прошедшего времени. 2.Умеют определять время у глагола, различать его временные формы.
Метапредметные
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы. 2. Умеют составлять сообщение по алгоритму; представлять, анализировать и интерпретировать данные. 3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками. Урок усвоения новых знаний, он включал в себя 9 этапов. На 1 этапе мне предстояло мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Для создания комфортной эмоциональной обстановки использовала метод психологического настроя и межпредметную связь с окружающим миром. Считаю, что мне удалось установить контакт с детьми. На 2 этапе для актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала дала задание на заполнение кроссворда словарными словами и установление «лишнего слова» и предложила самим обучающимся назвать тему и цель нашего урока. На данном материале зафиксировали знания о глаголе, на которых основывается обяснение нового материала. Здесь же было предложено задание на фиксирование индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на определение времени у глагола. На 3 этапе организовала коммуникативное взаимодействие, в ходе которого было самостоятельно найдено решение возникшего затруднения путём повторения правила, приведения примеров. На этапе первичного закрепления обучащиеся выполнили задание - поставить глагол, находящийся в начальной форме, в разные временные формы; На 4 этапе в целях экономии времени совместила дальнейшее закрепление новой темы с физминуткой для глаз и тела, развивая
внимание и память в игровой форме. На 5 этапе с целью тренировки способности к самоконтролю и самооценке использовала самостоятельную работу с самопроверкой, используя задания регионального экзамена прошлых лет с текстом о весне, продолжая моциональный настрой, заданный в начале урока, и связав его с жизнью. На этом же этапе были организованы задания для подготовки обучающихся к региональному экзамену с целью экономии времени для сильных обучающихся. Для создания ситуации успеха ребятам подготовила и прокомментировала дифференцированное домашнее задание на выбор обучающихся. Подводя итог урока, вспомнили поставленную цель и провели анализ её выполнения. На последнем этапе урока была проведена рефлексия учебной деятельности в занимательной форме. В ходе урока была организована индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа. Использовала электронную презентацию с музыкой, звуками природы, голосами зимующих и первых перелётных птиц, макет берёзы с иллюстрациями этих же птиц. Домашнее задание приготовила 2-х уровней: 1. Задание репродуктивного характера (задание из учебника) 2. Творческого характера (составить текст о весне, используя все временные формы глагола) Для достижения цели урока на разных этапах применяла такие методы и приемы обучения как: -психологический настрой; -сообщение темы и цели в виде проблемного задания; -представление основного материала в словесной и знаково-символической формах; - задания на выделение существенных признаков; -вопросно-ответное общение; -организация парной работы с помощью карточек-кроссвордов; -работа с учебником; На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, применялись частично-поисковый, деятельностный, игровой методы обучения. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно и последовательно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей за счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.


В раздел образования