Изобразительные техники как средство формирования успешности ребёнка
Автор: Мартынова Ольга Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО Центр детского творчества и методического обеспечения Населённый пункт: г. Череповец Наименование материала: мастер-класс Тема: Изобразительные техники как средство формирования успешности ребёнка Раздел: дополнительное образование
«Изобразительная деятельность как средство формирования успешности
ребенка»
Мартынова Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения»
Ц е ль : трансляция
педагогического
опыта
применения
изобразительных
техник для формирования успешности учащихся.
Задачи:
-
знакомство
с
изобразительными
техниками,
способствующими
формированию успешности учащихся.
- приобретение
первоначального практического опыта
использования
изобразительной техники «Нетрадиционная основа для рисования»
Материалы и оборудование: презентация, сухие листья, корректоры, листы
А5, простые карандаши, основа для композиции.
Ход мастер-класса
1.
Организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кого
заинтересовала
тема
мастер-класса
«Изобразительная
деятельность
как
средство формирования успешности ребёнка». Меня зовут Мартынова Ольга
Николаевна,
я
педагог
дополнительного
образования
«Центра
детского
творчества и методического обеспечения».
-
Я
реализую
программы
художественной
направленности
«Изобразительное искусство» и «Батик», которые рассчитаны на детей от 7
до 18 лет. Ведущей идеей данных программ является создание комфортной
среды общения, развитие способностей и творческого потенциала каждого
учащегося,
их
самореализация,
что
способствует
созданию
единого
непрерывного процесса художественного образования детей.
- Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее
вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность,
не стесняться высказывать свое мнение.
-
Перед
вами
на
столах
лежат
чистые
листы
бумаги
и
простые
карандаши. Предлагаю вам нарисовать кленовый лист.
(Участники мастер-класса рисуют кленовые листья)
- Теперь давайте посмотрим ваши рисунки, удались ли они вам? Готовы
ли вы их представить на выставку? Почему?
(Участники дают быструю оценку работ своих и друг друга)
- Теперь ответьте мне на вопрос, приятно ли вам было ощутить себя в
ситуации оценивания?
- А теперь представьте, что наши дети находятся
в такой ситуации
постоянно и не всегда справляются с эмоциями, связанными с ожиданием
оценки, возможной критики.
- В своей работе я столкнулась со следующей проблемой: дети боятся
проявлять инициативу, начинать работу, делать
ошибки, выражать свои
творческие
способности.
У
каждого
человека
есть
потребность
в
самовыражении
через
творческую
деятельность,
которая
часто
остается
нереализованной. В детстве человек ищет возможности реализовать свой
творческий
потенциал,
но,
как
правило,
наталкивается
на
сопротивление
среды и ближайшего окружения. Страх делать ошибки или страх неудачи
может возникнуть как результат слишком критичного отношения взрослых к
ребенку, или, наоборот, слишком равнодушного отношения. Так, родитель
может ругать
за детскую неаккуратность и неловкость, обусловленную
возрастом, слишком критично относиться к тому, что ребенок сделал сам, не
в лучшую сторону сравнивать ребенка со сверстниками и т.д. Страх бывает у
детей,
родители
которых
слишком
тревожны
и
не
позволяют
ребенку
действовать самостоятельно. Еще один вариант воспитания, формирующий
такой страх – это «родители знают лучше». К сожалению, бывает, что и в
школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и
со стороны учителей. Конечно, не стоит списывать все только на родителей и
школу, от детей тоже многое зависит. Мне встречались дети достаточно
старательные в своем проявлении, которые очень расстраивались, когда у них
что-то
не
получалось,
им
было
сложно
вернуться
к
повторению
и
закреплению — мешало негодование, злость или обида. Если ребенок не
приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом
возрасте
у
него
может
сформироваться
убеждение,
что
это
направление
развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может
наиболее
полно
раскрыться
как
личность.
Трудности
в
освоении
окружающего
мира
приводят
к
возникновению
эмоциональных
проблем
(страхи,
тревожность
и
т.д.).
Это
становится
серьезным
препятствием
в
развитии ребенка.
-
В
своей
работе
я
довольно
часто
встречаю
детей
с
подобными
проблемами и, реализуя программы на протяжении ряда лет, нашла для себя
эффективные способы преодоления этих трудностей. Для создания ситуаций
успеха для детей я использую ряд изобразительных техник.
- Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их
задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и
самостоятельность,
пробудить
фантазию,
усилить
способности
детей
к
наблюдению и оценке.
-
М н е
х о т е л о с ь
б ы
в к р а т ц е
р а с с к а з а т ь
о
н а и б о л е е
распространенных техниках,
которые
я
использую
для
решения
данной
проблемы (работа с красками, карандашами и природным материалом).
(Примеры работ в данных техниках представлены на слайдах)
1.
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем
случае,
речь
идет
о
спонтанных
рисунках,
выполненных
в
абстрактной
манере.
У
мараний
нет
категорий
«правильно-неправильно»,
«хорошо-
плохо», нет эталонов.
2.
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью
карандашей и мелков. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка,
дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед
рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное
в р е м я ,
п о т о м у
у м е с т н ы
в
к а ч е с т в е
з а ч и н а
з а н я т и я .
Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает
благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.
3.
Рисунок на стекле
Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет
право
на
ошибки
и
исправления,
без
болезненных
переживаний
о
свершившемся, которое уже не изменить.
4.
Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология
рисования на воде. Возможно использование акварели, масляной краски,
темперы, акрила.
5.
Мятый лист (ситуативное применение)
Предложить
взять
лист
бумаги
и
как
можно
сильнее
смять
его.
Затем
расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства.
6.
Отпечатки
Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления
рисунка из их отпечатков.
7.
Техника раздувания краски
Различные
цветовые
сочетания
раздуваются
через
трубочку,
образуя
капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и
кляксы; детям предлагается увидеть образ.
8.
Использование
нетрадиционной
основы
и
материалов
для
рисования
Отход от стереотипных представлений о рисовании, использование например
ткани, природных материалов, береста, дерево, металл в качестве основы для
рисунка.
В
ходе
работы
следует
учитывать
особенности
материалов.
1.
Некоторые
материалы,
такие
как
карандаши,
мелки
и
фломастеры,
позволяют «усилить» контроль, в то время как другие — пастель, краска и
г л и н а
—
с п о с о б с т в у ю т
б о л е е
с в о б о д н о м у
в ы р а ж е н и ю .
2. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя
увереннее
и
спокойнее
при
работе
с
материалами,
которые
легче
контролировать.
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно
контролировать,
стоит
начать
с
«контролируемых»
материалов.
4.
Вырезание
картинок
из
журнала
для
создания
коллажа
«уравнивает»
участников и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к
работе.
5.
Как
только
все
учащиеся
с
удовольствием
начнут
участвовать
в
упражнениях, такие материалы как краска или глина могут дать возможность
более глубокого самовыражения.
- При работе с детьми важно помнить, что им нужна поддержка, чаще
говорите
фразу:
«Не
ошибается
только
тот,
кто
ничего
не
делает»,
используйте личный пример, отмечайте даже самые маленькие успехи, не
сравнивайте ребенка с другими.
- В результате работы я пришла к выводу: при условии систематического
использования
предложенных
техник
у
детей
формируется
чувство
уверенности в собственных силах, умение самовыражаться, пропадает страх
совершения ошибки, так как они знают, как её исправить, превратить в плюс,
который
дополнит
образ.
А
отсутствие
стереотипов
делает
процесс
творческого развития ребёнка успешным.
Практическая часть
- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам вернуться в детство и
попробовать
себя
в
одной
из
техник,
представленных
мною,
которая
направлена
на
снятие
эмоциональной
напряжённости
у
учащихся,
преодоление страха ошибки.
- Вы превращаетесь в детей моего объединения и, думаю, уже готовы к
творчеству.
- Перед вами находятся осенние листья, которые окружают нас осенью,
нежно шуршат под ногами, радуют глаз своей пестротой и разнообразием.
Природа с огромной фантазией подошла к созданию листьев. Но человек
научился приумножать эту фантазию, перерабатывать природные формы и
находить их практическое применение в своем окружении. Так и мы с вами
познакомимся сегодня с элементами стилизации и попробуем себя в роли
зимы,
которая
приходит
на
смену
осени
и
украшает
упавшие
листья
замысловатыми морозными узорами.
- Использовать мы будем с вами в качестве основы для рисования
осенний лист клёна, а в качестве красящего материала выступит обычный
корректор.
При
помощи
точек,
линий
и
штрихов
мы
постараемся
стилизовать, усложнить природную форму, преобразовать её в элемент нашей
общей композиции «Морозные узоры».
-
При
работе
следует
помнить,
что
лист
хрупок,
его
части
могут
обламываться в ходе работы – это имеет место быть, так как природа тоже не
совершенна, капли из корректора могут быть разного размера и вам ничего не
мешает превратить её в паучка или цветок.
(На слайде
показаны элементы: точки, линии, штрихи, которые могут
оказать помощь в стилизации листа)
Участники мастер-класса выполняют задание.
Выполненные работы прикрепляются в общую композицию на жёсткую
основу при помощи клея ПВА.
- Молодцы. Нам удалось выполнить прекрасную совместную работу.
-
Легко
ли
вам
было
создавать
образ
осеннего
листа
с
морозным
узором?
-
Почувствовали
ли
вы
ситуацию
успеха,
ощутили
ли
вы
эмоциональный комфорт?
(Ответы участников мастер-класса)
Моделирование
- А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам вновь вернуться во
взрослую жизнь. Вспомните всё, о чём я говорила, и скажите, а имеет ли
место
данная
проблема
в
вашей
работе
и
как
можно
применить
предложенные техники для её решения в вашей деятельности.
(Варианты ответов)
Рефлексия
-
Оправдались
ли
ваши
ожидания
от
посещения
мастер-класса?
Захотелось ли вам использовать данные техники у себя на занятиях?
- Благодарю вас за внимание, за совместное творчество. Желаю вам
творческих успехов и достижений!